Наши партнеры
Статьи на букву "М"
МАДРИГАЛ (от итал. madrigale - песня на родном материнском языке) - небольшое стихотворение-комплимент. Рубрика: роды и жанры литературы Антоним/коррелят: эпиграмма Род: лирические жанры "В русской поэзии мадригал известен с XVIII века. Несколько подлинно художественных мадригалов принадлежат А. Пушкину, М. Лермонтову. Но уже во времена Пушкина мадригал вызывал ироническое отношение: ...И дрожь, и злость меня берет, И шевелится эпиграмма Во глубине моей души, А мадригалы им пиши! (А. Пушкин)" (В.А. Никонов) |
МАНИФЕСТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ - см. литературный манифест. |
МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - см. художественное мастерство. |
МАТЕРИАЛ ИСКУССТВА - все то, что использует художник в творческом процессе для воплощения в художественном произведении. Рубрика: литература и ее функции в обществе Прочие ассоциативные связи: творческий процесс "Слово - строительный материал литературы" (А.М. Горький). |
МЕЛОДРАМА (от греч. melos - песнь, мелодия + драма) - музыкально-драматическое произведение, для которого характерны острая, занимательная интрига, преувеличенная патетика в изображении чувств ("слезливость"), однозначное деление героев на "добрых" и "злых". Рубрика: роды и жанры литературы Род: драматические жанры Персоналии: Н. Кукольник, Н. Полевой "Мелодрама приобрела распространение в XVIII в. и в первой половине XIX в. Ее теоретические принципы разработал Ж.-Ж. Руссо. Он же был автором раннего образца мелодрамы - лирической сцены "Пигмалион" (А. Чернышев). |
МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от франц. memoire - воспоминание) - разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был, а также о своей собственной жизни. Рубрика: роды и жанры литературы Синоним: автобиографический жанр, мемуарный жанр Жанр: дневник, очерк, литературный портрет Пример: А. Герцен. "Былое и думы" М. Горький. "Литературные портреты" И. Эренбург. "Люди, годы, жизнь" К. Симонов. "Разные дни войны" Е. Гинзбург. "Крутой маршрут" Н. Мандельштам. "Первая книга" "Мемуарная литература может опираться на документальные источники, но основное в ней - достоверность непосредственных впечатлений, живой памяти о прошлом" (С.В. Калачева). "Развитие мемуарного жанра - знак растущего самосознания человека, ощущающего, что все происходящее в его жизни принадлежит истории. ...Один из вечных вопросов мемуарного жанра - о нравственных обязанностях мемуариста, о его праве вторгаться в чужую жизнь" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
МЕМУАРНО-ИСПОВЕДНИЧЕСКАЯ ПРОЗА - см. проза + мемуарная литература. |
МЕМУАРНЫЙ ЖАНР - см. мемуарная литература. |
МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов; установление связи по сходству. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: тропы Вид: олицетворение, развернутая метафора Прочие ассоциативные связи: метафорический образ Пример: говор волн бронза мускулов Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С. Есенин Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. С. Есенин "Метафора выступает и как источник обогащения и развития языка, и как источник художественного творчества" (М.Я. Поляков). "Метафоры далеко не всегда способствуют прояснению и глубокому восприятию того, что сообщается. Интересно замечание В.Э. Мейерхольда: "Бойтесь с педантами говорить метафорами. Они все понимают буквально и потом не дают вам покоя..." (В.В Виноградов). |
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ - см. художественный образ + метафора. |
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - см. художественный метод. |
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - принципы, способы и приемы анализа литературных произведений и литературного процесса. Рубрика: литература и наука Синоним: методы литературоведения Вид: биографический метод, психоаналитический метод, семиотический анализ, социологический метод, сравнительно-историческое литературоведение, структурализм, формальный метод, функциональное изучение литературы Прочие ассоциативные связи: литературоведение "Исторически развитие методов в литературоведении связано с преодолением разрыва между умозрительностью теории литературы и эмпиризмом практики литературоведческого исследования" (Л. Чернец). |
МЕТОДЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ - см. методы изучения литературы. |
МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - перенесение свойств предмета на сам предмет, иносказательное обозначение предмета речи; установление связи между явлениями по смежности. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: тропы Вид: синекдоха Пример: Не то на серебре, на золоте едал. А. Грибоедов И помнить узкие ботинки, Влюбляясь в хладные меха... А. Блок "Одним из видов метонимии является перенесение значения с содержимого на содержащее. Часто говорят: "Я выпил два стакана", "Я съел тарелку". Как изобразительное средство поэтического языка метонимия выступает только тогда, когда ее метонимический характер явно ощущается. Приведенные обороты речи стали обычными и утратили в сознании людей свой метонимический характер" (Г.П. Абрамович). |
МЕТР (от греч. metron - мера) - общая схема звукового ритма стиха, то есть предсказуемого появления определенных звуковых элементов на определенных позициях. Метр - основа стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения. Рубрика: структура стихотворного произведения Прочие ассоциативные связи: силлабо-тоническое стихосложение, стих, стихотворный размер (не путать!) "Если сравнить целостное, многогранное звучание стиха с оркестром, то повторение стоп, метр следует сопоставить с ударными инструментами. Метр - это своего рода партия барабана в стихе" (В.В. Кожинов). |
МЕТРИКА - общие особенности и национальные черты стихотворного метра или обозначение метрических особенностей какого-либо вида стихосложения, а также раздел стиховедения, изучающий эти особенности. Рубрика: литература и наука Целое: стиховедение "Природа стиха... столь же сложна, как и природа света. В стихе так же сливаются признаки "вещественности", которая присуща фразе, слову, слогу, и своего рода "излучения" "магнитного поля", порождаемого интонационной волной, ритмическим движением, взаимодействием акцентов, пауз. Исследованием этих проблем занимается метрика" (В.В. Кожинов). |
МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА - литературы всех народов мира с древнейших времен до наших дней, взятые в единстве литературного процесса. Рубрика: литература и ее функции в обществе Синоним: всемирная литература Прочие ассоциативные связи: взаимодействие литератур, литературный процесс "Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множства национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература" (К. Маркс и Ф. Энгельс). "Расцвет лиро-эпического жанра в мировой литературе наблюдается в эпоху романтизма, когда лирическое начало проникает во многие жанры. В поэмах Байрона, Шелли, Мицкевича, молодого Пушкина, Лермонтова эта тенденция раскрывается наиболее полно и многообразно" (Л. Тодоров). |
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА - система обобщенных философ-ских и этико-эстетических взглядов художника на объективный мир и место человека в нем. Рубрика: автор и художественное творчество Прочие ассоциативные связи: идейность творчества, свобода творчества "Жизнь в ее эстетическом богатстве отражается в искусстве сквозь призму мировоззрения художника и на основе воспринятой художником традиции, и таким путем отраженное, освоенное эстетическое богатство действительности становится содержанием искусства" (Ю.Б. Борев). |
МИФ (от греч. mythos - сказание, предание) - плод коллективной фантазии, рассказ о богах, героях, демонах, духах и проч., отражающий представления о непознанных силах природы и общества. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанр + мифология Прочие ассоциативные связи: условность в искусстве, фантастическое в литературе "Героические образы мифов широко использовались в искусстве и литературе последующих эпох. Подвергаясь переосмыслению, они тем не менее сохраняют значение вечных символов человеческого героизма" (Е.Г. Руднева). "Миф определил многие стороны, процессы, приемы, образные и метафорические системы литературы, особенно на ранних стадиях их развития" (Ю.Б. Борев). |
МИФОЛОГИЯ - совокупность мифов. Мифологией называют также науку, изучающую мифы. Рубрика: роды и жанры литературы Часть: миф Прочие ассоциативные связи: фольклор "Мифология - специфическая для родового общества форма выражения идеологического синкретизма, иначе говоря... древние мифы содержат в неразвернутом еще единстве зародыши искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе" (Е.М. Мелетинский). "Большое значение для европейских литератур имела древнегреческая и римская мифология - образы, имена богов и героев, рассказы об их отношениях, подвигах, приключениях. Имена античных богов вошли в речевой обиход культурных слоев европейских народов. На основе мифологических рассказов были созданы сюжеты некоторых литературных произведений" (Г.Н. Поспелов). |
МНИМАЯ АНТИТЕЗА - категорическое противопоставление, оказывающееся при ближайшем рассмотрении несостоятельным, мнимым. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: антитеза Пример: "У Еремы мошна пуста, а у Фомы ничего". Противопоставление Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Н. Гоголя. "Прием мнимой антитезы, представляющий одну из разновидностей пародии, восходит к фольклору" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
МНОГОГОЛОСНАЯ ПЕСНЯ - см. песня. |
МНОГОСОЮЗИЕ - намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Синоним: п о л и с и н д е т о н Антоним/коррелят: бессоюзие Род: фигуры речи Пример: "Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду" (А. Чехов). "Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность". (В. Короленко). "Многосоюзие создает раздельность речи, подчеркивает особую значительность каждого отделенного союзом слова... Нередки случаи соединения бессоюзия с многосоюзием. Например, у Пушкина: Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. Последний стих звучит как обобщение предыдущих" (Г.Л. Абрамович). |
МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путем построения и изучения их моделей. Одна из основных категорий теории познания. Моделирование реального мира - одна из задач литературы и искусства. Рубрика: литература и наука Прочие ассоциативные связи: модель "...Подобно тому, как в науке ныне все большее число приемов исследования рассматривается сквозь призму "моделирования", так и в искусстве все настойчивее начинают говорить о моделировании не только при его изучении, но и при его создании... Не будет ли идея моделирования способствовать лучшему пониманию того, в чем состоит "перекодирование мира" при переходе от науки к его отображению в искусстве?" (Б.В. Бирюков, Е.Г. Геллер). |
МОДЕЛЬ (франц. modele, от лат. modulus - образец) - в широком смысле любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его "заместителя" или "представителя". Такой моделью какого-либо фрагмента рального мира является художественный образ. Рубрика: литература и наука Прочие ассоциативные связи: знак, моделирование, художественный образ "...Художественную культуру, ее подсистемы и элементы можно рассматривать как своеобразные "художественные модели" действительности" (Б.В. Бирюков, Е.Г. Геллер). "...Поэтический мир - модель реального мира, но соотносится с ним чрезвычайно сложным образом. Поэтический текст - мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нем" (Ю.М. Лотман). |
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne - современный, новейший) - общее обозначение тех направлений литературы и искусства XIX-XX вв., которые характеризуются разрывом с традициями реализма (или новизной по сравнению с реализмом), поисками особых, адекватных изменившимся жизненным условиям XX в., художественных средств. Рубрика: художественные методы и направления Антоним/коррелят: авангардизм, модернизм1 - в литературе. Вид: акмеизм, имажинизм, конструктивизм, символизм, футуризм Прочие ассоциативные связи: постмодернизм, модернизм2 - в искусстве Род: художественное направление Вид: абстракционизм, конструктивизм, символизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм Прочие ассоциативные связи: постмодернизм "Такие писатели, как Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка - общепризнанные столпы модернизма, - при всех кричащих противоречиях в их творчестве представляют собой выдающееся явление в литературе нашего века, без строгого и всестороннего научного анализа которого картина современного литературного развития была бы односторонней и необъективной" (А.С. Сулейманов). |
МОЛОДЕЖНЫЙ ЖАРГОН - см. жаргон. |
МОНОЛОГ (от греч. monos - один и logos - слово, речь) - в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Антоним/коррелят: диалог Вид: * внутренний монолог Прочие ассоциативные связи: язык действующих лиц "Внутренние монологи широко использованы в произведениях Л. Толстого и Достоевского. Здесь они порой занимают по нескольку страниц текста и выявляют наиболее значительные и глубокие, "сокровенные" переживания героев" (В.Е. Хализев). |
МОНТАЖ (от франц. montage - установка, сборка) - соединение в одно целое (по тематическому, сюжетному или какому-либо другому принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них (а также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров и т.д.). Рубрика: композиция и сюжет "Литературный монтаж - подборка отрывков из художественных текстов, мемуаров, официальных документов, научной литературы на определенную тему с целью наиболее достоверного, объективного, на основании фактов, изображения какого-либо исторического события или реального лица. Таковы монтажи-биографии В.В. Вересаева "Пушкин в жизни" (1926-1927), "Гоголь в жизни" (1933), в которых автор пытался воссоздать сложный облик великих писателей" (А.С. Сулейманов). "Особый интерес к литературному монтажу проявляли формалисты и лефовцы, утверждавшие фактографическую природу литературы в ущерб ее обобщающему идейному содержанию" (У. Гуральник). |
МОРАЛЬ (В БАСНЕ) - см. концовка. |
МОРСКОЙ ЖАРГОН - см. жаргон. |
МОТИВ (франц. motif - мелодия, напев) - простейшая единица сюжетного развития (динамическая, двигающая фабулу или статическая, описательная). Любой сюжет - переплетение тесно связанных мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и тем самым обладать разными смыслами. В расширительном смысле мотив - повторяющийся комплекс чувств и идей автора. Рубрика: композиция и сюжет Вид: лейтмотив, мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив обогащения, мотив одиночества, мотив смерти и т.п. Целое: сюжет Прочие ассоциативные связи: тема, художественное содержание "История литературы народов мира выглядит в истолковании компаративистов как непрерывный переход одних и тех же некогда возникших мотивов из произведения в произведение, из одной национальной литературы в другую" (Г.Н. Поспелов). "Надо наперед условиться, что разуметь под сюжетом, отличить мотив от сюжета как комплекса мотивов. Под мотивом я разумею формулу, отвечающую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человкеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности" (А.Н. Веселовский). |
МОТИВ БЕГСТВА - см. мотив. |
МОТИВ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ - см. мотив. |
МОТИВ ОБОГАЩЕНИЯ - см. мотив. |
МОТИВ ОДИНОЧЕСТВА - см. мотив. |
МОТИВ СМЕРТИ - см. мотив. |
МУЖСКАЯ КЛАУЗУЛА - см. клаузула + мужская рифма. |
МУЖСКАЯ РИФМА - рифма с ударением на последнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: женская рифма Род: рифма Пример: огонь - ладонь добра - ребра "Поэма Лермонтова "Мцыри" написана четырехстопным ямбом, с "нормальными" для этого размера мужскими рифмами (клаузулами). Такой ритм создает энергичную и порывистую экспрессивную интонацию стихов, вполне соответствующую их романтико-трагическому пафосу" (Г.Н. Поспелов). |