Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Sototvet.ru - Эволюция android.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАЛ"-"ПОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАЛ"-"ПОР")

ПАЛЕОГРАФИЯ

ПАЛЕОГРАФИЯ (от греч. palaios - древний + grapho - пишу) -дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания.

Рубрика: Литература и наука

Целое: литературоведение

"Главная задача палеографии - установление и систематизация хронологических и территориальных особенностей письма датированных рукописей для последующей временной и территориальной атрибуции... Практическое применение палеографии заключается в определении времени и места написания той или иной рукописи" (Л.П. Жуковская).

ПАМФЛЕТ

ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet) - злободневное, преимущественно публицистического характера произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданственное, социально-политическое обличение.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры

Эстетическая категория: сатирическое

Прочие ассоциативные связи: фельетон

Персоналии: Эразм Роттердамский, А. Радищев, Д. Свифт, А. Герцен, Вольтер, М. Салтыков-Щедрин, Марк Твен, М. Горький, А. Франс, И. Эренбург, О. Генри

"Памфлет бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных, чаще всего влиятельных представителей. В качестве главных изобразительных средств в памфлете используется ирония, сарказм" (А.С. Сулейманов).

ПАНЕГИРИК

ПАНЕГИРИК (от греч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь) - первоначально в Древней Греции торжественная хвалебная речь; позже всякое чрезмерное восхваление в литературном произведении.

Рубрика: роды и жанры литературы

Прочие ассоциативные связи: гипербола, пародия

"В новой европейской литературе встречается пародийное подражание панегирику (см., например, "Похвальное слово глупости" Эразма Роттердамского)" (И.В. Шталь).

ПАРАДОКС

ПАРАДОКС (от греч. paradoxos - неожиданный, странный) - суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубокое по значению. Парадоксу свойственны краткость, четкость, подчеркнутая заостренность формулировки.

Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства

Эстетическая категория: Сатира

Жанр: афоризм

Пример:

"Чем хуже, тем лучше".

"Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом" (А. Франс).

"Лучший способ отделаться от искушения - предаться ему" (О. Уайльд).

"Парадокс в речи персонажей может выступать в качестве одного из средств индивидуальной характеристики героя. Чаще всего автор использует парадокс в том случае, когда нужно показать оригинальность мышления героя и его интеллектуальное превосходство над окружающей средой. Остроумные парадоксы мы встречаем в речи Рудина (Роман "Рудин" ИС. Тургенева), Фигаро (комедии П. Бомарше "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро"). Парадокс является характерной чертой стиля некоторых писателей (А. Франса, О. Уайльда, Б. Шоу и др.)" (Краткий словарь по эстетике).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelismos - идущий рядом) - сходное синтаксическое построение двух (и более) предложений или других фрагментов текста.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: повтор

Пример:

В синем море волны плещут,

В синем небе звезды блещут...

А. Пушкин

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

В. Брюсов

"Параллелизм покоится на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения, действия как признака волевой жизнедеятельности" (А.Н. Веселовский).

"Изображение природы в образном параллелизме всегда стоит на первом месте (это - первый член параллелизма); изображение человеческих действий и отношений - на втором (это второй член параллелизма). Между первым и вторым членами параллелизма существует прямая связь" (Г.Н. Поспелов).

ПАРАФРАЗ

ПАРАФРАЗ - см. перифраз.

ПАРАФРАЗА

ПАРАФРАЗА - см. перифраз.

ПАРНАЯ РИФМА

ПАРНАЯ РИФМА - см. смежная рифма.

ПАРОДИЯ

ПАРОДИЯ (греч. parodia букв. песня наоборот) - произведение, подражающее другому произведению с целью его осмеяния.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанр

Эстетическая категория: сатира, смех, юмор

Персоналии: Козьма Прутков, Э. Паперная, А. Архангельский, А. Розенберг, Ю. Левитанский, А. Финкель, А. Иванов

Пример: Пародия на А. Ахматову из цикла "Собаки":

Я бедный попик убогий,

Живу без улыбок и слез.

Ах, все исходил дороги

Со мною немощный пес.

Обветшала грустная келья,

Скуден мяса кусок.

И его в печальном весельи

Куда-то пес уволок.

И смерть к нему руки простерла...

Оба мы скорбь затаим.

Не знал я, как хрупко горло

Под ошейником медным твоим.

Э. Паперная

"Пародия является средством борьбы против недостатков литературного творчества, моды, ложных художественных принципов. Пародия тем более действенна, чем более верно уловлены в ней слабые стороны критикуемого явления" (Н.И. Кравцов).

"Как скоро истинное достоинство задето - пародия неудачна" (Н.А. Добролюбов).

"Пародия - своеобразная форма литературного самосознания. В истории литературы специфическая роль пародии проявляется хотя бы в том, что особой насыщенностью и энергией пародийного творчества отличаются те периоды в истории литературы, которые мы можем назвать эпохами культурного перелома" (М.Я. Поляков).

ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ

ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ - идейно-политическая устремленность творчества, выражающая интересы определенных классов и социальных групп. Понятие партийности литературы играло огромную роль в литературоведении советского периода; в настоящее время оно утратило свою актуальность и обнаружило бесперспективность и бесплодность для анализа литературного процесса.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Прочие ассоциативные связи: народность литературы

"Партийность литературы связана с высоким уровнем развития политической и идеологической борьбы, с выдвижением на историческую арену партий, отстаивающих интересы противоборствующих общественных сил" (А.Г. Дубровин).

"Марксизм-ленинизм обосновал принцип партийности литературы, опираясь на весь многовековой опыт развития литературы, связал его с одним из важнейших положений марксизма - с учением о классах, о классовой борьбе" (Л.А. Плоткин).

ПАСТОРАЛЬ

ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale от лат. pastoralis - пастушеский) - литературный жанр, рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: буколика

Пример: Лонг. "Дафнис и Хлоя" (III в. до н.э.)

"Распространенная сюжетная схема пасторали такова: любовь галантного пастуха к жестокосердной пастушке или нимфе, перипетии любви, безмерные страдания чувствительного серд-ца и непременно счастливый конец" (И.В. Шталь).

ПАТЕТИЧЕСКОЕ

ПАТЕТИЧЕСКОЕ (от греч. pathetikos - страстный, полный чувств) - эстетическая категория, подразумевающая отражение в искусстве того, что связано с чувствами человека при наивысшем напряжении его воли и духа, чувств, которые возникают в результате принятия человеком важнейшего решения в переломные моменты жизни.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Прочие ассоциативные связи: героическое, пафос, трагическое

"Белинский всегда рвался вперед, негодуя на стеснительное беспристрастие Гегеля, всегда вносил в это холодное созерцание патетический жар своей живой натуры" (Н.Г. Чернышевский).

"В Древней Греции под патетическим в ораторском искусстве подразумевалась та часть речи оратора, которая силой своего выражения производила особенное впечатление на чувства слушателей. По аналогии с этим в искусстве под патетическим понимается все то, что обладает особой силой эстетического воздействия, выражает торжество силы и красоты человеческого духа" (Краткий словарь по эстетике).

ПАУЗА

ПАУЗА (лат. pausa, от греч. pausis - прекращение) - временный перерыв в течении речи.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Вид: ритмическая пауза, синтаксическая пауза, смысловая пауза

"Вообще в стихе пауз значительно больше, чем в прозе, что ведет к усилению интонационной самостоятельности слов и словосочетаний и свидетельствует о повышенной (по сравнению с прозой) эмоциональной напряженности речи" (А. Карпов).

ПАУЗА КОНСТАНТНАЯ

ПАУЗА КОНСТАНТНАЯ - см. константная пауза.

ПАУЗА РИТМИЧЕСКАЯ

ПАУЗА РИТМИЧЕСКАЯ - см. ритмическая пауза.

ПАУЗА СИНТАКСИЧЕСКАЯ

ПАУЗА СИНТАКСИЧЕСКАЯ - см. синтаксическая пауза.

ПАУЗА СМЫСЛОВАЯ

ПАУЗА СМЫСЛОВАЯ - см. смысловая пауза.

ПАФОС

ПАФОС (греч. pathos - страдание, страсть, воодушевление) - идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества; страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единую стилистическую окраску - то, что можно назвать душой произведения. Пафос - ключ к идее произведения.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Прочие ассоциативные связи: идея, патетическое, стиль

"Поэтическая идея - это не силлогизм, не догмат, не правило, это живая страсть, это пафос" (В.Г. Белинский).

"Образно раскрывая основные качества героических характеров, восхищаясь ими и воспевая их, художник слова создает произведения, проникнутые героическим пафосом" (Е.Г. Руднева).

ПЕЙЗАЖ

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays - страна, местность) - изображение картин природы. Функции пейзажа в художественном произведении определяются его методом, жанрово-родовой принадлежностью, стилем.

Рубрика: композиция и сюжет

Вид: лирический пейзаж, романтический пейзаж, символический пейзаж и т.п.

Целое: предметный мир литературы

Прочие ассоциативные связи: пространство в художественном произведении

"В литературе XVIII-XX веков пейзажи обрели психологическую значимость. Они стали средством художественного освоения внутренней жизни человека. Пальма первенства в этом отношении принадлежит писателям-сентименталистам, прежде всего Руссо" (Г.Н. Поспелов).

"Историческим завоеванием является умение определить различные стороны человеческого поведения, психологии, внутренней жизни человека, осознание исторической изменяемости мира и т.д. Не сразу появляются в литературе изображение быта, литературный пейзаж, понимание национального характера и многое другое" (Д.С. Лихачев).

ПЕНТАМЕТР

ПЕНТАМЕТР (от греч. pentametros - пятимерник) - стих из двух полустиший (разделенных цезурой), каждое из которых представляет собой трехстопный дактиль с мужским окончанием

(/\/\//\/\// // /\/\//\/\//).

Пентаметр иногда соединяется с гекзаметром.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Род: дактиль

Прочие ассоциативные связи: гекзаметр

Пример:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи

(гекзаметр),

Старца великого тень чую смущенной душой (пентаметр).

А. Пушкин

"Чередование стихов гекзаметра с пентаметром разнообразило и усиливало ритм произведения" (Г.Л. Абрамович).

ПЕОН

ПЕОН - см. стопа.

ПЕРЕВЕРТЫШ

ПЕРЕВЕРТЫШ - жанр фольклора, строящийся по принципу небылицы; популярен в детской литературе.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Прочие ассоциативные связи: Детская литература, нескладуха, прибаутка, частушка

Пример:

Стучит-гремит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

"Существует немало детских стишков, которые являются продуктами игры, но стишки-перевертыши и сами по себе есть игра... Если бы нашелся ученый, который захотел бы систематизировать все стихотворения этого рода, живущие во всемирном фольклоре, обнаружилось бы, что нет ни одной области в умственном обиходе ребенка (от двухлетнего до пятилетнего возраста), которой не соответствовал бы какой-нибудь особый, как бы специально для нее предназначенный стишок-перевертыш" (К.И. Чуковский).

ПЕРЕВОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ПЕРЕВОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - см. художественный перевод.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - см. эстетическое переживание.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА

ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА - см. рифма.

ПЕРЕНОС (В СТИХЕ)

ПЕРЕНОС (В СТИХЕ) - несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку (строфу) и занимает часть следующей.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Синоним: enjambement (анжанбеман)

Прочие ассоциативные связи: ритмическая пауза, смысловая пауза

Пример:

Осада! Приступ! Злые волны,

Как воры, лезут в окна...

А. Пушкин. "Медный всадник"

И мертвые губы шепнули: Грена...

Да, в дальнюю область, в заоблачный плес

Ушел мой приятель и песню унес.

М. Светлов. "Гренада"

"Выразительная роль переноса состоит в резком перебое ритма, придающем речи самые различные эмоциональные оттенки: от разговорного до предельно драматического" (К.Д. Вишневский).

ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛ

ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛ - см. смысл.

ПЕРИПЕТИЯ

ПЕРИПЕТИЯ (от греч. peripeteia - внезапный поворот) - не-ожиданное событие, резкий поворот действия, осложняющий развитие сюжета произведения.

Рубрика: композиция и сюжет

Целое: сюжет

Пример: Сцена Антона Пафнутьича с Дефоржем в "Дубровском" А.С. Пушкина.

"Перипетия широко применяется в авантюрно-приключенских романах" (Г.И. Беленький).

ПЕРИФРАЗ

ПЕРИФРАЗ (от греч. pariphrasis - букв. вокруг говорю, пересказ) - замена прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Синоним: парафраз, парафраза, перифраза

Род: тропы

Пример: "царь зверей" вместо "лев"

"туманный Альбион" вместо "Англия"

"певец Гяура и Жуана" вместо "Байрон" (А. Пушкин).

"Перифраз применяется для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено. Например, вместо "легкая атлетика" - "королева спорта" (А.Ф. Головенченко).

ПЕРИФРАЗА

ПЕРИФРАЗА - см. перифраз.

ПЕРСОНАЖ

ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо) - наряду с героем, действующее лицо художественного произведения или сценического представления.

Рубрика: художественный образ

Вид: комический персонаж, сатирический персонаж, трагический персонаж и т.п.

Прочие ассоциативные связи: герой произведения, литературный характер, художественный тип

"Персонажи художественного произведения - не просто двойники живых людей, а образы, очерченные в соответствии с идейным замыслом автора" (Б. Брехт).

"Существуют различия между персонажами главными, центральными и второстепенными, эпизодическими... Персонажи в произведении подлинно художественном составляют завершенную систему. Они соотнесены, "сцеплены" между собой не только ходом изображаемых событий, но и, в конечном счете, логикой художественного мышления писателя" (Г.Н. Поспелов).

"Тип картины мира, тип сюжета и тип персонажа взаимообусловлены" (Ю.М. Лотман).

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от лат. persona - лицо) - представление природных явлений, предметов, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: олицетворение

Вид: антропоморфизм

Жанр: басня, миф, притча, сказка

Прочие ассоциативные связи: аллегория

Пример:

К ней прилегла в опочивальне

Ее сиделка - тишина.

А. Блок

"Персонификация... неизменно присутствует в народном эпосе, в сказках, баснях, притчах и т.д." (Е. Аксенова).

ПЕСЕННЫЙ СТИХ

ПЕСЕННЫЙ СТИХ - вид народного стихосложения, в котором ритм тесно связан с напевом.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Синоним: напевный стих

Род: народное стихосложение

Жанр: былина, народная песня

"В песенных стихах ритмичность бывает доведена до очень высокой степени, а те стихотворения, которые отличаются высокой ритмичностью, часто становятся песнями" (Е. Эткинд).

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ - небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; обычно куплетное (строфическое).

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Вид: бытовая песня, лирическая песня, революционная песня и т.п.

бурлацкая песня, городская песня, крестьянская песня, солдатская песня и т.п.

многоголосная песня, плясовая песня, сольная песня, авторская песня, народная песня

Персоналии: Поэты-песенники: М. Исаковский, А. Сурков, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов М. Светлов и др.

"В традиционном фольклоре текст песни и ее мелодия создавались одновременно. Литературная песня служила лишь основой для последующих, часто различных музыкальных обработок" (С. Лазутин).

"Жанры литературной лирики формировались на основе народной лирической песни, в ее различных разновидностях" (Л.В. Чернец).

ПЕСНЯ АВТОРСКАЯ

ПЕСНЯ АВТОРСКАЯ - см. авторская песня.

ПЕСНЯ НАРОДНАЯ

ПЕСНЯ НАРОДНАЯ - см. народная песня.

ПИРРИХИЙ

ПИРРИХИЙ (от греч. pyrhichois - военная пляска) - стопа ямба или хорея с пропущенным ударением.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Антоним/коррелят: спондей

Род: двусложная стопа

Прочие ассоциативные связи: хорей, ямб

Пример:

На берегу пустынных волн... (\/\/\//\//\//)

И лучше выдумать не мог. (\//\//\/\/\//)

Три девицы под окном... (/\//\/\/\//)

"Пиррихий образуется за счет длинных многосложных слов, в которых ударный слог оказывается в окружении многих без-ударных" (К.Д. Вишневский).

ПЛАГИАТ

ПЛАГИАТ (от лат. plagio - похищаю) - литературное воровство, умышленное присвоение авторства на чужое произведение (искусства, науки и пр.).

Рубрика: автор и художественное творчество

Прочие ассоциативные связи: литературное влияние, стилизация, пародия (не путать!), реминисценция

"В наше время под плагиатом понимают публикацию чужого произведения или его части под своим именем" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ПЛАЧ

ПЛАЧ - обрядовое произведение фольклора, элегическая импровизация, связанная с похоронами, свадебными, рекрутскими и пр. обрядами, неурожаем, болезнью и т.д.

Рубрика: роды и жанры литературы

Синоним: причитание

Род: обрядовая поэзия

Прочие ассоциативные связи: жанры древнерусской литературы

"Плач выговаривается нараспев, с элементами рыдания... Большая драматическая напряженность и трагизм определили стиль плача: многократные вопросительные и восклицательные интонации, множество существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами ("любушки", "молодешенька"), наречий ("поранехоньку") и даже переиначенных местоимений ("тебеюшке"), изобилие приставок, усиливающих корневое значение слов ("размолодый", "испромолвить") и пр." (В.П. Аникин).

ПЛЕОНАЗМ

ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos - излишество) - повторение сходных по смыслу слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: фигуры речи

Вид: тавтология

Пример:

Друг мой, друг мой!

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль...

С. Есенин. "Черный человек"

"У А. Блока в стихотворении "Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный путь!" есть скрытый плеоназм: имя "Сольвейг" взято из драмы Г. Ибсена "Пер Гюнт", и по-норвежски оно значит именно "солнечный путь", "солнечный след" (С.А. Небольсин).

ПЛУТОВСКОЙ РОМАН

ПЛУТОВСКОЙ РОМАН - см. роман.

ПЛЯСОВАЯ ПЕСНЯ

ПЛЯСОВАЯ ПЕСНЯ - см. песня.

ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ - см. интонация.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ - формально-семантический пласт литературного произведения, не связанный с речью того или иного персонажа.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: авторская речь (не путать!)

Вид: "Поток сознания"

Прочие ассоциативные связи: образ повествователя

"Решающую роль в эпическом роде литературы играет повествование, то есть рассказ о происшедших событиях, который ведется "со стороны". Между временем действия и временем повествования о нем существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее" (Г.Н. Поспелов).

"Значительно чаще встречается тип повествования, в котором ряд речевых особенностей вообще не связан с особенностями речи персонажей, а представляет собой так называемую авторскую речь" (Л.И. Тимофеев).

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ - см. интонация.

ПОВЕСТЬ

ПОВЕСТЬ - эпический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман.

Рубрика: роды и жанры литературы

Вид: городская повесть

Пример: И. Тургенев. "Вешние воды"

В. Белов. "Привычное дело"

"Повесть - это тот же роман, только в меньшем объеме. ...Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватило бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, - и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей" (В.Г. Белинский).

"Повесть, подобно рассказу, нередко принимает форму как бы устного рассказывания, стремится в буквальном смысле слова "поведать", а не "изобразить", в объективной, "безличной" манере. Таковы "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя, "Первая любовь", "Степной король Лир" Тургенева. Повесть тяготеет к хронике, она в сравнении с романом более спокойна, эпична, нетороплива" (В.В. Кожинов).

ПОВТОР

ПОВТОР - повторение композиционных элементов, слов, словосочетаний и других фрагментов текста в художественном произведении, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: фигуры речи

Вид: анафора, звуковой повтор (см. рифма), параллелизм, рефрен, эпифора

Пример:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино...

М. Цветаева

О, весна без конца и без краю, -

Без конца и без краю мечта!

А. Блок

"В художественной литературе, особенно стихотворной, словесные повторы применяются часто... Особую выразительность словесный повтор получает тогда, когда одно и то же слово стоит в начале двух и более соседних стихов или двух и более соседних прозаических фраз" (Г.Н. Поспелов).

"...Стоит нам определить текст как художественный, чтобы вступила в строй презумпция об осмысленности всех имеющихся в нем упорядоченностей. Тогда ни один из повторов не будет выступать как случайный по отношению к структуре" (Ю.М. Лотман).

ПОГОВОРКА

ПОГОВОРКА - фольклорный жанр, вошедшее в повседневную речь образное выражение, определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, в поговорке нет законченного суждения, она лишь часть его.

Рубрика: роды и жанры литературы

Антоним/коррелят: пословица

Род: жанры фольклора

Пример:

Семь пятниц на неделе.

Положить зубы на полку.

"Поговорка - это складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы" (В.И. Даль).

"Острота и емкость смысла, картинная образность, неподражаемая живость интонаций, четкая определенность пословиц и поговорок давно восхищают всех ценителей народного творчества" (В.П. Аникин).

ПОДРОБНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

ПОДРОБНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ - см. экспозиция.

ПОДТЕКСТ

ПОДТЕКСТ - скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом внеречевой ситуации. В театре подтекст раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства +

структура драматического произведения.

Жанр: психологическая драма, психологический роман

Прочие ассоциативные связи: контекст

"Подтекст подготавливает читателя к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам сюжета. Именно благодаря подтексту развязка, какой бы неожиданной она ни казалась, всегда художественно обусловлена, правдива. Особенно характерен подтекст для психологической новеллы, психологического романа, психологической драмы (Л. Толстого, А. Чехова, Г. Ибсена, Т. Манна, Э. Хемингуэя)" (Д.Л. Чавчанидзе).

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИ-ТЕРАТУРЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИ-ТЕРАТУРЫ - см. познавательная функция художественной литературы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Художественная литература аккумулирует достижения многовековой культуры человечества и является важнейшим источником знаний, средством самообразования и саморазвития.

Рубрика: Литература и ее функции в обществе

Синоним: познавательная роль художественной литературы, познавательное значение художественной литературы

Род: функции художественной литературы

"Познавательная информация, содержащаяся в искусстве и литературе, огромна. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит средством и познания мира, и самопознания личности" (Ю.Б. Борев).

"Литература с наибольшей полнотой воплощает познавательную функцию искусства в целом" (Г.Н. Поспелов).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - см. познавательная функция художественной литературы.

ПОЛИСИНДЕТОН

ПОЛИСИНДЕТОН - см. многосоюзие.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СКАЗКА - см. литературная сказка

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ - см. детективная литература.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАН

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАН - см. роман.

ПОЛНЫЕ (АБСОЛЮТНЫЕ) СИНОНИМЫ

ПОЛНЫЕ (АБСОЛЮТНЫЕ) СИНОНИМЫ - см. синонимы.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ - персонаж, который представлен в произведении как пример для подражания, образец человеческого поведения, носитель эстетических идеалов, утверждаемых писателем.

Рубрика: художественный образ

Антоним/коррелят: * отрицательный герой

Род: герой произведения

Эстетическая категория: эстетический идеал

Пример: Карл Моор в "Разбойниках" Ф. Шиллера, Фауст в "Фаусте" Гете, Декабристки в "Русских женщинах" Н. Некрасова

"Образ положительного героя проходит через всю литературу, начиная с богатырей народного эпоса, Прометея, Ахиллеса, Ильи Муромца, и до нашего времени" (Л.И. Тимофеев).

ПОРТРЕТ

ПОРТРЕТ (франц. portrait) - изображение внешности героя или группы персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Функции портрета определяются методом, жанрово-родовой принадлежностью, стилем.

Рубрика: композиция и сюжет

Вид: натуралистический ("паспортный") портрет, психологический портрет, романтический портрет и т.п.

Целое: предметный мир литературы

Прочие ассоциативные связи: герой произведения, интерьер, пейзаж, персонаж

"Характер портрета и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. Простейший портрет - это скопированный с реально существующего человека натуралистический портрет. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир" (Е. Аксенова).

"В творчестве Л. Толстого и Чехова на смену развернутым порт-ретным характеристикам пришли портреты, даваемые бегло и вскользь, отмечающие какую-то одну черту наружности персонажа. Таковы упоминания о лучистых глазах княжны Марьи, доброй улыбке Пьера Безухова в романе Л. Толстого "Война и мир" (В.Е. Хализев).

Предыдущая страница Следующая страница