Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Sototvet.ru - Что такое android.
https://zaimdozp.vip быстро взять онлайн кредит. Топ 10 займы онлайн.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОР"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОР"-"ПЯТ")

ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК

ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК - см. очерк.

ПОСЛАНИЕ

ПОСЛАНИЕ -

1) - прозаический жанр древнерусской литературы дидактического или политического содержания в форме письма к реальному или фиктивному лицу.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: Послание Ивана Грозного князю Андрею Курбскому

"Чувство авторства" было различно в жанре проповеди и в жанре летописи, в жанре послания и в жанре повести. Первые предполагают индивидуального автора и часто подписывались именами своих авторов..." (Д.С. Лихачев).

2) - поэтическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу или группе лиц.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Пример: А. Пушкин. "Послание в Сибирь"

В. Маяковский. "Послание пролетарским поэтам"

"По содержанию и характеру послания бывают дружеские, сатирические, лирические" (А.Ф. Головенченко).

ПОСЛОВИЦА

ПОСЛОВИЦА - фольклорный жанр, афористически сжатое, образное, ритмически организованное изречение с поучительным смыслом.

Рубрика: роды и жанры литературы

Антоним/коррелят: поговорка

Род: жанры фольклора

Пример:

Что посеешь, то и пожнешь.

Бодливой корове бог рог не дает.

После драки кулаками не машут.

"Что за золото пословицы русские!"

(А.С. Пушкин).

"Пословица - ...ходячая, житейская, практическая философия народа" (В.Г. Белинский).

"Пословица и поговорка не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души" (В.И. Даль).

"Настоящая пословица тем и отличается от любого книжного, авторского изречения, что круг жизненных явлений, к которому она прилагается, никогда не ограничивается тем, о чем она прямо говорит" (В.П. Аникин).

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ - философско-эстетический способ освоения мира, свойственный определенному течению в литературе и искусстве 2-й половины XX в. Основным признаком постмодернизма является освоение культуры как несомненной жизненной реальности, осознание мира как огромного текста, писателя - как творца этого текста-мира, а главного героя - как идеального читателя этого текста. Эстетика постмодернизма активизирует метод свободных ассоциаций и ориентирована на безличный текст, фрагментарность, полистилистику. Посмодернистские формы в литературе - коллаж, пародия, метароман, историческое повествование, мобильные малые жанры.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: литературное направление, художественное направление

Прочие ассоциативные связи: модернизм, новаторство и традиция

Персоналии: Умб. Эко, В. Маканин, Джон Фаулз, В. Пелевин ("Жизнь насекомых"), Джон Барт, А. Битов ("Пушкинский дом"), Хорхе Луис Борхес, М. Анчаров ("Дорога через хаос"), К. Фуэнтес, Вл. Зуев ("Черный ящик"), Вяч. Пьецух ("Новая московская философия"), В. Сорокин

"Постмодернизм говорит, что его мир - это мир "поверхностей", игры частностями. Однако самое сложное как раз в этих "поверхностях", когда человек увидел, что иллюзия создаваемой им реальности может оказаться не менее убедительной, чем сама реальность. Отсюда - психологический срыв. Шок открывшегося сиротства" (Л.В. Карасев).

"Постмодернизм - будущее в прошедшем (то, что уже могло бы быть)" (Жан-Франсуа Лиотар).

ПОСТОЯННАЯ ПАУЗА

ПОСТОЯННАЯ ПАУЗА - см. константная пауза.

ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ

ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ - слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным словом-определяемым. Обозначает характерный, всегда наличествующий признак.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: эпитет

Прочие ассоциативные связи: фольклор

Пример:

красная девица, отчаянная головушка,

калена стрела, поле чистое,

леса темные

"Одни постоянные эпитеты широко употребляются во всех видах фольклора: "добрый молодец", "поле чистое", "море синее". Другие встречаются преимущественно в тех или иных жанрах народной поэзии, выполняя при этом специфические идейно-художественные функции. Например, в сказках широко употребляются постоянные эпитеты фантастического характера: "золотой дворец", "хрустальный мост" (С. Лазутин).

"К особой группе эпитетов относятся постоянные эпитеты, которые употребляются только в сочетании с одним определенным словом: "живая вода", "добрый молодец". Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества" (Л. Крупчанов).

ПОТОК СОЗНАНИЯ

ПОТОК СОЗНАНИЯ (англ. "stream of conseionsness") - своеобразная форма художественного повествования, особенностью которой является непосредственное воспроизведение процессов душевной жизни; крайняя форма "внутреннего монолога".

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: повествование

Прочие ассоциативные связи: несобственно-прямая речь

Персоналии: В. Вулф, Ф. Достоевский, Дж. Джойс, Л. Толстой, М. Пруст

"В XX веке "поток сознания" как одна из форм изображения сложной психики современного человека получает распространение не только в литературе, но и в кино, на телевидении" (А.С. Сулейманов).

ПОУЧЕНИЕ

ПОУЧЕНИЕ -

1) - жанр древнерусской литературы дидактическо-проповеднического характера.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: "Поучение" Владимира Мономаха

"Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто "Поучение" великого киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125)" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

2) Поучение в басне

см. концовка.

ПОЭЗИЯ

ПОЭЗИЯ (греч. poiesis, от poieo - делаю, творю) - произведения в стихах в отличие от произведений в прозе. Иногда поэзией называют всю художественную литературу в отличие от нехудожественной. Поэзия и проза - два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации художественной речи; отличает поэзию от прозы прежде всего правильно организованный ритм, который создается отчетливым делением речи на соразмерные отрезки, часто не совпадающие с синтаксическим делением.

Рубрика: роды и жанры литературы

Антоним/коррелят: проза

Прочие ассоциативные связи: ритм, стих

"У поэзии такой же специальный язык, как у музыки и живописи" (А.Н. Веселовский).

"Истинная поэзия - это не тело, в которое вдохнули душу, но душа, которая приняла очевидность тела" (И.В. Киреевский).

ПОЭМА

ПОЭМА (греч. poiema) - лиро-эпический жанр. Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: лиро-эпические жанры

Вид: бессюжетно-лирическая поэма, героическая поэма, историческая поэма, романтическая поэма и т.д.

Пример: А. Пушкин. "Медный всадник"

В. Маяковский. "Хорошо!"

А. Твардовский. "Василий Теркин"

А. Ахматова. "Поэма без героя"

"Расцвет поэмы связан с эпохой романтизма, когда получило наиболее яркое выражение субъективно-лирическое начало и сложился образ героя в поэме. Для романтической поэмы характерно изображение героя с необычной судьбой, но непременно отражающего какие-то грани духовного мира самого автора" (Л.И. Тимофеев).

ПОЭТИКА

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство) - раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведений и систему используемых в них эстетических средств. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы, в узком - с исследованием художественной речи. Термином "поэтика" обозначают также систему художественных средств, характерных для писателя, определенных жанров, литературного направления эпохи.

Рубрика: литература и наука

Антоним/коррелят: риторика

Целое: теория литературы

Вид: историческая поэтика, общая поэтика, описательная поэтика

"Поэтика призвана определить, какие отклонения от "нулевого уровня" речи, от стилистически немаркированного текста, проще сказать, от бесцветного, невыразительного, чисто информативного языка приемлемы для эстетического сознания и эффективны в деле создания специфического художественного мира" (Ю.Б. Борев).

"В XIX в. поэтика становится учением о построении разных типов литературных произведений, и ее начинают отождествлять с "теорией словесности" (С. Калачева).

ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ - см. художественная речь.

ПОЭТИЧЕСКИЙ РОД

ПОЭТИЧЕСКИЙ РОД - см. литературный род.

ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - см. художественная правда.

ПРАВИЛО ТРЕХ ЕДИНСТВ

ПРАВИЛО ТРЕХ ЕДИНСТВ - см. "три единства".

ПРЕДАНИЕ

ПРЕДАНИЕ - созданный устно, имеющий установку на достоверность, рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также происхождении тех или иных названий.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Прочие ассоциативные связи: легенда

"Предания возникают из рассказов очевидцев или участников описываемых событий..." (С. Азбелев).

ПРЕДМЕТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

ПРЕДМЕТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА - = человек.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Прочие ассоциативные связи: гуманизм в искусстве

"...Человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял в количественном отношении преобладающее место в ее творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображаемое в ней - природа, животные, вещи - получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотнесении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями" (Г.Л. Абрамович).

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРЫ - совокупность изображенных писателем мыслимых реалий, из которых состоит мир литературного произведения и которые располагаются в художественном пространстве и живут в художественном времени.

Рубрика: композиция и сюжет

Часть: интерьер, пейзаж, портрет, художественная деталь

Прочие ассоциативные связи: время в художественном произведении, пространство в художественном произведении

"Живописцы и скульпторы, актеры и режиссеры создают образы, обладающие прямой зрительной достоверностью, то есть наглядностью. Не то в художественной литературе. Слова лишь ассоциативно связаны с представлениями об изображаемых предметах. Читая или слушая литературное произведение, мы не видим изображаемого писателем, но силой нашего воображения как бы заново воссоздаем предметы и факты, обозначенные в тексте" (В.Е. Хализев).

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ - связь современной литературы с предыдущими периодами ее развития, с литературой прошлых эпох.

Рубрика: художественные методы и направления

Прочие ассоциативные связи: новаторство и традиция в литературе

"В художественном процессе истинное и плодотворное продолжение традиция находит не в эпигонстве, а в преемственности, главным созидательным фактором которой является новаторство" (Ю.Б. Борев).

ПРЕКРАСНОЕ

ПРЕКРАСНОЕ - одна из центральных категорий эстетики, которая характеризует наиболее совершенные явления в действительности, деятельности людей, искусства. Прекрасное носит бескорыстный характер и непосредственно связано с чувственным созерцанием, активизирующим воображение человека.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Антоним/коррелят: безобразное

Прочие ассоциативные связи: возвышенное, гармония1, красота

"Прекрасное - и животное, и всякая вещь, - состоящее из известных частей, должно не только иметь последнее в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке" (Аристотель).

"Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной" (В. Шекспир).

ПРИБАУТКА

ПРИБАУТКА - жанр фольклора, короткое произведение - присловье юмористического характера.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Вид: Присказка

Прочие ассоциативные связи: детская литература, нескладуха, перевертыш, частушка

Пример:

"Сам на кобыле, жена на корове, ребята на телятках, слуги на собаках, кошки в лукошке".

"А удалец на той царевне женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мед пил, а уж какая у них капуста - ино теперь во рту пусто!"

"Прибаутка нередко присоединяется к другим произведениям, например, с целью придать рассказыванию шуточный характер" (В.П. Аникин).

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА - см. рифма.

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - понятие, не имеющее строгих границ. Применяется для многих литературных жанров и относится к произведениям, повествующим о напряженных конфликтах личной и общественной жизни.

Рубрика: роды и жанры литературы

Синоним: приключенческий жанр

Прочие ассоциативные связи: детективная литература, детская литература, научно-фантастическая литература

Персоналии: Д. Дефо, Э. Войнич, Ф. Купер, А. Дюма, Майн Рид, А. Грин, . Стивенсон, В. Каверин

"Приключенческая литература вызывается к жизни открытием неизведанного... Чередование занимательных происшествий - важнейшая особенность приключенческого повествования. Приключенческий роман научил писателей интересно рассказывать. Но, конечно, не только смена необычайных событий за-ставляет нас следить за приключениями. По ходу приключений раскрывается человек" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ЖАНР

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ЖАНР - см. приключенческая литература.

ПРИПЕВ

ПРИПЕВ - см. рефрен.

ПРИСКАЗКА

ПРИСКАЗКА - народное название традиционной ритмической прибаутки, нередко предшествующей зачину в сказках и не связанной непосредственно с сюжетом.

Рубрика: композиция и сюжет

Род: прибаутка

Целое: композиция

Прочие ассоциативные связи: зачин, сказка

Пример:

Летала сова-веселая голова; вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела... Это присказка, сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля... (Из сказки "Журавль и цапля").

"Цель присказки - заинтересовать слушателей, увлечь их воображение" (Э.В. Померанцева).

ПРИТЧА

ПРИТЧА - небольшой рассказ, содержащий моральное или религиозное поучение в иносказательной, аллегорической форме.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: эпические жанры

Прочие ассоциативные связи: аллегория, басня

Пример: Притчи Евангелий, например, притча о блудном сыне.

"В притче всегда заключена определенная дидактическая идея. Притча широко применяется в Евангелии, в аллегорической форме выражая духовные наставления. Широкой известностью пользуются "Притчи Соломона" (Н. Степанов).

ПРИЧИТАНИЕ

ПРИЧИТАНИЕ - см. плач.

ПРОБЛЕМАТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

ПРОБЛЕМАТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ - см. литературная проблематика.

ПРОБЛЕМНАЯ СТАТЬЯ

ПРОБЛЕМНАЯ СТАТЬЯ - см. статья.

ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК

ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК - см. очерк.

ПРОВИНЦИАЛИЗМЫ

ПРОВИНЦИАЛИЗМЫ - см. диалектизмы.

ПРОЗА

ПРОЗА (лат. prosa, от prosa oratio - прямая, свободно движущаяся речь) - устная или письменная речь без деления на соразмерные отрезки - стихи, а также совокупность произведений, написанных указанным образом; в противоположность поэзии, ритм прозы, в случае его наличия, опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (предложений, периодов, абзацев и проч.). Проза может быть не только художественной, но и деловой, публицистической, научной, мемуарной и т.д.

Рубрика: роды и жанры литературы

Антоним/коррелят: поэзия

Вид: деловая проза, мемуарно-исповедническая проза, научная проза, публицистическая проза, религиозно-проповедническая проза, художественная проза и т.п.

Прочие ассоциативные связи: эпос

"Широко распространено мнение, что художественная проза по своей организации не имеет принципиальных отличий от обычной разговорной и письменной речи людей. В то же время многие исследователи, а также и мастера прозы утверждают, что в прозаических жанрах есть своя сложная и внутренне закономерная ритмическая структура, принципиально отличающаяся от стихотворного ритма и все же явно выводящая прозу - с этой точки зрения - за рамки обычной речи" (В.В. Кожинов).

"Наряду с делением литературы на роды (эпос, лирика, драма) существует ее деление на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отождествляются с поэзией, а эпические - с прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэ-тические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения" (Г.Н. Поспелов).

ПРОЗА ВОЕННАЯ

ПРОЗА ВОЕННАЯ - см. военная проза.

ПРОЗА ДЕРЕВЕНСКАЯ

ПРОЗА ДЕРЕВЕНСКАЯ - см. деревенская проза.

ПРОЗАИЗМЫ

ПРОЗАИЗМЫ - слова или речевые обороты, относящиеся к другому, сниженному сравнительно с данным, стилю речи.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: средства лексической выразительности

Пример:

Он подал руку ей. Печально,

Как говорится, машинально...

...Таков мой организм.

(Извольте мне простить невольный прозаизм).

А. Пушкин

"Понятие "прозаизм" возникает при противопоставлении прозы как вообще художественного повествования - поэзии как художественному повествованию, отличающемуся от обыденной, разговорной, "низкой" речи. Включение прозаизмов в текст как бы нарушало единство стиля повествования; такая регламентация словоупотребления была характерна для многих художественных течений, например, для классицизма" (Л.И. Тимофеев).

ПРОЗА РИТМИЧЕСКАЯ

ПРОЗА РИТМИЧЕСКАЯ - см. ритмическая проза.

ПРОЗА РИФМОВАННАЯ

ПРОЗА РИФМОВАННАЯ - см. рифмованная проза.

ПРОЗА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ПРОЗА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - см. художественная проза.

ПРОЛОГ

ПРОЛОГ (от греч. prologos - предисловие) - вступление к литературному произведению (или к его самостоятельной части), непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях или их смысле.

Рубрика: композиция и сюжет

Антоним/коррелят: эпилог

Целое: композиция

Прочие ассоциативные связи: экспозиция, эпиграф

"Прологом произведение обычно открывается. Однако бывают случаи, когда писатель отступает от этого канона и переносит пролог в другое место" (Г.Л. Абрамович).

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ - этап в развитии реализма, сложившийся в эпоху Просвещения. Для него характерен этико-рациональный подход к явлениям общественной жизни и человеческим поступкам; художественные образы отличаются некоторой условностью.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: реализм

Эстетическая категория: условность в искусстве

Персоналии: Д. Дидро, П. Бомарше, Г. Лессинг, И.-В. Гёте, Д. Дефо, Д. Фонвизин

"...В XVIII веке складывается (в Европе) и так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Д. Дефо, автор "Робинзона Крузо"... Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные... Из этого они исходили и в изображении человеческого характера, их положительные герои - это прежде всего воплощение разума, отрицательные - отступление от нормы, порождение неразумия, варварства прежних времен" (Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев).

ПРОСТОЕ СРАВНЕНИЕ

ПРОСТОЕ СРАВНЕНИЕ - см. сравнение.

ПРОСТРАНСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ

ПРОСТРАНСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ - см. пространство в художественном произведении.

ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ - одна из основных характеристик художественного бытия героев. Существенно отличается от реального пространства. Характеристики художественного пространства (ограниченность - неограниченность, объемность, локальность, пропорциональность, конкретность и проч.) определяются методом, направлением, жанрово-родовой принадлежностью, сюжетом произведения, а также творческой индивидуальностью автора.

Рубрика: композиция и сюжет

Синоним: пространство в литературе, художественное пространство

Антоним/коррелят: время в художественном произведении

Прочие ассоциативные связи: интерьер, пейзаж

"В литературных произведениях существует особое, художественное пространство. В художественном освоении пространства литература обладает преимуществами по сравнению со скульптурой и живописью. Оперируя словесными обозначениями предметов, писатель может с неограниченной быстротой переходить от одной картины к другой, легко перенося читателя в разные места" (В.Е. Хализев).

"...Структура пространства текста становится моделью структуры пространства вселенной..." (Ю.М. Лотман).

ПРОТОТИП

ПРОТОТИП (греч. prototypon - первообраз) - реальная личность, группа людей или литературный персонаж, послужившие основой для создания того или иного художественного образа.

Рубрика: художественный образ

Прочие ассоциативные связи: герой произведения, персонаж, типизация, художественное обобщение

Пример: Петр Заломов - прототип Павла Власова (М. Горький. "Мать")

Е.И. Ковтюх - прототип Кожуха (А. Серафимович. "Железный поток")

Т.А. Кузминская - прототип Наташи Ростовой (Л. Толстой. "Война и мир")

"Много ли писателю нужно прототипов для создания одного литературного типа? Горький считал, что для изображения одного типичного лавочника, чиновника, рабочего писателю нужно "отвлечь" характерные классовые черты "от каждого из двадцати-пятидесяти, из сотни" отдельных представителей этих слоев общества. Чернышевский полагал, что большого количества прототипов писателю не нужно" (Г.Н. Поспелов).

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. Используются для воссоздания соответствующего колорита, для речевой характеристики персонажей.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: средства лексической выразительности

Пример:

склянка (в речи моряков - полчаса)

густопсовый (в речи собаководов - название качества собаки)

подвал (в речи полиграфистов - статья, занимающая низ газетной полосы)

"Профессионализмы - круг условных выражений какой-нибудь профессии, имеющих ограниченное применение. Неумест-ное, немотивированное употребление их может снизить художественное достоинство текста" (Л.И. Тимофеев).

ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКИЙ - см. творческий процесс.

ПРЯМАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

ПРЯМАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ - см. экспозиция.

ПРЯМОЙ СМЫСЛ

ПРЯМОЙ СМЫСЛ - см. смысл.

ПСЕВДОНИМ

ПСЕВДОНИМ (греч. pseudonymos, от pseudos - вымысел и onoma - имя) - вымышленное имя (фамилия), под которым автор публикует свои произведения.

Рубрика: автор и художественное творчество

Пример:

Стендаль - Анри Бейль

М. Горький - А.М. Пешков

Н. Щедрин - М.Е. Салтыков

"Псевдоним может иметь описательную форму юмористического иносказания: "Брат моего брата" - один из псевдонимов А.П. Чехова" (А. Гришунин).

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ трактовки литературных произведений в соответствии с учением психологии о бессознательном. Рассматривает художественное творчество как сублимированное символическое выражение отвергнутых реальностью психических импульсов и влечений, которые находят удовлетворение в фантазии художника. С помощью психоаналитического метода в истории литературы выявляются устойчивые сюжеты, в которых автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих подсознательных желаний, либо их трагическое столкновение с нравственными и социальными запретами.

Рубрика: литература и наука

Род: методы изучения литературы

Персоналии: Л.С. Выготский, Ж.П. Сартр, В.Н. Волошинов, Р. Барт, М.М. Бахтин

"...Экзистенциальный психоанализ... ищет в литературе свидетельства о подлинном человеческом бытии, укорененном не в биологической природе, но в этической свободе и достигающем полного личностного самораскрытия в мире художественного вымысла; структуральный психоанализ... подчеркивает зависимость художника от сверхиндивидуальных механизмов культуры (языка и других знаковых систем), действующих в сфере бессознательного и обусловливающих структуру произведения безотносительно к его "сознательному" замыслу и смыслу" (М.Н. Эпштейн).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА - см. драма2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ - см. портрет.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН - см. роман.

ПУБЛИЦИСТИКА

ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus - общественный) - тип произведений, в которых оперативно исследуются и обобщаются актуальные факты и явления текущей жизни с целью воздействия на общественное мнение и общественное сознание. Элементы публицистики нередко проникают в художественные произведения.

Рубрика: роды и жанры литературы

Прочие ассоциативные связи: публицистические жанры

"Публицистика, как и сатира, насквозь проникнута тенденциозностью, духом полемики. Но если сатира воздействует на читателя с помощью смеха, то публицистика берет на вооружение прежде всего ораторское слово, ее стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность" (А.С. Сулейманов).

"Публицистика всегда взывает к разуму и чувству гражданина, какое бы профессиональное, служебное, социально-ролевое положение он ни занимал" (Г.П. Любимова).

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА - см. проза + публицистика.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - совокупность жанров, возникших и развивающихся в пределах публицистики.

Рубрика: роды и жанры литературы

Синоним: газетно-журнальные жанры, жанры публицистики, жанры средств массовой информации

Род: жанр

Вид: заметка, интервью, корреспонденция, обзор, очерк, памфлет, репортаж, рецензия, статья, фельетон

Прочие ассоциативные связи: публицистика

"В практике публицистики выработались целесообразные формы организации материала, отражения фактов, событий, освещения явлений. Эти формы, обладающие характерными, постоянными признаками, и называют жанрами. В публицистике выработались свои жанры, отвечающие ее содержанию, целям, задачам. Это - заметка, репортаж, отчет, интервью, очерк, зарисовка и т.д." (М.С. Черепахов).

"В ряде жанров публицистики (прежде всего фельетоне) смех тоже является важным художественным средством. Кроме фельетона имеются такие публицистические жанры: памфлет, очерк, репортаж и др." (А.С. Сулейманов).

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - см. стиль языка + публицистика.

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК - см. очерк.

ПЬЕСА

ПЬЕСА - литературное произведение, предназначенное для сценического исполнения.

Рубрика: структура драматического произведения

Часть: акт

Прочие ассоциативные связи: драматические жанры

"Пьеса - драма, комедия - самая трудная форма литературы, - трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом, и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора... Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным" (А.М. Горький).

ПЯТИСТИШИЕ

ПЯТИСТИШИЕ - см. строфа.

Предыдущая страница Следующая страница