Наши партнеры

Где купить высококачественные семена гороха оптом.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

РАЕШНИК

РАЕШНИК - см. раешный стих.

РАЕШНЫЙ СТИХ

РАЕШНЫЙ СТИХ - акцентный стих с парной рифмовкой, разновидность народного стихосложения. Употреблялся в балаганных прибаутках, народных драмах, подписях под лубочными картинками (XVII-XVIII вв.); позднее встречается в стилизациях.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Синоним: р а е ш н и к

Род: акцентный стих + народное стихосложение

Пример: А.С. Пушкин. "Сказка о попе и о работнике его Балде".

"Количество слогов и расположение ударений в раешнике свободно, ритм основан на смежной рифмовке. ...В советской поэ-зии к раешному стиху обращался Демьян Бедный. Широко использовал решник во время Отечественной войны во фронтовой печати С. Кирсанов ("Заветное слово Фомы Смыслова")" (В.А. Никонов).

РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА

РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА - см. метафора.

РАЗВЕРНУТОЕ СРАВНЕНИЕ

РАЗВЕРНУТОЕ СРАВНЕНИЕ - см. сравнение.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек.

Рубрика: композиция и сюжет

Целое: сюжет

Прочие ассоциативные связи: завязка, конфликт, кульминация, развязка

"В художественном произведении развитие действия может прерываться внезапной, неожиданной развязкой. В древнегреческих трагедиях такой силой, распутывающей своим вмешательством все противоречия, были боги" (А. Ревякин).

"В области сюжетосложения не существует каких-либо универсальных правил и норм. В одних случаях лежащий в основе сюжета конфликт требует многочисленных перипетий; в других, напротив, для писателя важна неторопливость развития действия" (В.Е. Хализев).

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯЗКА - разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Обычно дается в конце произведения, но может быть и в начале ("Гадюка" А.Н. Толстого); может также объединяться с кульминацией.

Рубрика: композиция и сюжет

Антоним/коррелят: завязка

Вид: внезапная развязка, естественная развязка, ложная развязка

Целое: сюжет

Прочие ассоциативные связи: конфликт, кульминация, финал, эпилог

"Сцена катастрофы бывает развита шире, нежели сцена развязки" (А.Ф. Головенченко).

"Развязка действия шекспировской трагедии - это смерть Ромео и Джульетты и примирение Монтекки и Капулетти" (Г.Н. Поспелов).

"Добролюбов в статье "Темное царство" справедливо указал на одну из причин - необузданный произвол, упрямство, самодурство действующих лиц, - определяющих развязку" (А. Ревякин).

РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ СТИЛЬ

РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ СТИЛЬ - см. стиль языка.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - см. стихотворный размер.

РАЗНОРОДНАЯ РИФМА

РАЗНОРОДНАЯ РИФМА - см. рифма.

РАССЕЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

РАССЕЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ - см. экспозиция.

РАССКАЗ

РАССКАЗ - малый эпический жанр, в основе которого изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц - особенности этой жанровой формы.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: эпические жанры

Вид: новелла

Прочие ассоциативные связи: эпизод

Пример: М. Горький. "Челкаш", А. Чехов. "Ионыч", И. Тургенев. "Бежин луг"

"В основе рассказа лежит обычно какой-то отдельный жизненный случай, повествование, которое характеризуется "замкнутостью" (имеет начало и конец) и в котором достаточно полно раскрываются черты изображаемого события или человеческого характера" (Н.А. Гуляев).

"Свои особенности построения имеет малая эпическая форма - рассказ. Емкость детали и глубина подтекста как принципиальные качества малой эпической формы были осознаны в истории литературы сравнительно поздно. Но особенно ярко возможности рассказа раскрываются в литературе XIX-XX вв., в творчестве Пушкина, Мериме, Мопассана, Чехова, О’Генри, Хемингуэя, Паустовского и др." (Л.В. Чернец).

РАССКАЗЧИК

РАССКАЗЧИК - см. образ рассказчика.

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ (от лат. realis - вещественный) - 1) художественный метод нового времени, начало которого ведут либо от Возрождения (ренессансный реализм), либо от Просвещения (просветительский реализм), либо с 30-х гг. XIX в. (собственно реализм, или критический реализм). Ведущие принципы реализма: объективное изображение жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм; преобладающий интерес к проблеме личности и общества; 2) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства и литературы, отражающее меру художественного познания действительности, которое осуществляется самыми разными художественными средствами.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: литературное направление + художественное направление

Вид: критический реализм, натурализм, просветительский реализм, ренессансный реализм, социалистический реализм

Эстетическая категория: художественная правда

"В центре внимания реализма находятся действующие в жизни закономерности, что позволяет ему с наибольшей полнотой отбирать объективно присущие ей черты. Это отграничивает реализм, с одной стороны, от романтизма, который обращается к образам, пересоздающим действительность, в стремлении уловить еще не устоявшиеся ее закономерности, а с другой стороны - от натурализма, эмпирически воспроизводящего частные стороны жизни" (Л.И. Тимофеев).

"Искусство реализма мучительно ищет пути развития человека и человечества, отстаивает гуманистические идеалы, утверждает человека как высшую ценность" (Ю.Б. Борев).

"Если писатель, создавая действия, отношения, переживания своих вымышленных героев, исходит при этом из внутренних закономерностей их социальных характеров, его произведения приобретают тем самым такое свойство, которое обычно называют реализм" (П.А. Николаев).

РЕАЛИЗМ КРИТИЧЕСКИЙ

РЕАЛИЗМ КРИТИЧЕСКИЙ - см. критический реализм.

РЕАЛИЗМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ

РЕАЛИЗМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ - см. просветительский реализм.

РЕАЛИЗМ РЕНЕССАНСНЫЙ

РЕАЛИЗМ РЕНЕССАНСНЫЙ - см. ренессансный реализм.

РЕАЛИЗМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ

РЕАЛИЗМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ - см. социалистический реализм.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ - см. песня.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГИМН

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГИМН - см. гимн.

РЕДАКЦИЯ

РЕДАКЦИЯ - разновидность текста литературного произведения, возникшая в результате переработки ее автором, редактором и т.п.

Рубрика: автор и художественное творчество

Антоним/коррелят: вариант

Прочие ассоциативные связи: текст

"Переработка имеет целью изменить содержание произведения (так, А. Фадеев под воздействием критики произвел переработку своего романа "Молодая гвардия"), полноту (сокращенная редакция романа Ч. Диккенса "Давид Копперфильд"), стиль (с этой целью А. Пушкин в 1825 году перередактировал свои юношеские стихотворения лицейской поры). Переработка бывает настолько значительна, что создает новое произведение, первоначальная же редакция остается существовать наряду с новой и печатается в собрании сочинений параллельно как самостоятельное произведение (повесть Н. Гоголя "Портрет", пьеса М. Горького "Васса Железнова")" (А.Ф. Головенченко).

РЕЗОНЕР

РЕЗОНЕР (от франц. raisonner - рассуждать) - персонаж (прежде всего драматургический), используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.

Рубрика: структура драматического произведения

Пример: Стародум в комедии Д. Фонвизина "Недоросль".

"Особенно популярной фигура резонера была в драматургии классицизма (например, Клеант в комедии Мольера "Тартюф") и Просвещения (у Дидро, Лессинга)" (А.С. Сулейманов).

РЕЛИГИОЗНО-ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ПРОЗА

РЕЛИГИОЗНО-ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ПРОЗА - см. проза.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ГИМН

РЕЛИГИОЗНЫЙ ГИМН - см. гимн.

РЕМАРКА

РЕМАРКА (от франц. remarque - замечание, примечание) - пояснение или указание драматурга в тексте пьесы для читателя, постановщика и актера.

Рубрика: структура драматического произведения

Пример: "Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву" (последняя ремарка в пьесе А. Чехова "Вишневый сад").

"Особенно разнообразны и сложны художественные функции ремарок в драматургии конца XIX-XX века. Так, в драмах Чехова ремарки являются своего рода символическими лейтмотивами, задающими тон всему действию... В драмах Б. Шоу ремарки нередко занимают до трети объема пьесы, в них точнейшим образом изображается сценическая обстановка, передаются оттенки чувств геров" (А.С. Сулейманов).

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (от лат. reminiscentia - воспоминание) - особенности художественного произведения, наводящие на воспоминание о другом произведении.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Прочие ассоциативные связи: Аллюзия

Пример: Образ Гамлета в поэзии XX в. (у М. Цветаевой, Б. Пастернака); "онегинская строфа" в "Тамбовской казначейше" М. Лермонтова; поэтические цитаты и т.д.

"Реминисценция может заключаться в повторении определенных синтаксических конструкций, стихотворных размеров, строфики... Реминисценцией может стать и самый малый элемент текста. Слово "зегзица" (кукушка) из "Слова о полку Игореве", появляясь в произведениях XIX-XX вв., обязательно вносит ассоциации со "Словом".

Роль реминисценций разнообразна: это и опора на авторитет, и указание на традицию, на ученичество, и средство полемики или пародирования. Но главное - это создание художественной многозначности текста, расширение его смыслового "пространства" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

РЕНЕССАНСНЫЙ РЕАЛИЗМ

РЕНЕССАНСНЫЙ РЕАЛИЗМ - этап в развитии реализма, сложившийся в эпоху Ренессанса (Возрождения). Для него характерна масштабность образов, прославление человека как высшего создания природы, поэтизация человеческой личности и высокий накал трагического конфликта.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: реализм

Эстетическая категория: гуманизм в искусстве

Персоналии: Ф. Петрарка, М. Сервантес, Ф. Рабле, В. Шекспир

"...Формирование реализма как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения)... Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло отражение в лирике Петрарки, романах Рабле и Сервантеса, в трагедиях и комедиях Шекспира" (Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев).

РЕПЛИКА

РЕПЛИКА (итал. replica, от лат. replico - возражаю) - диалогическая форма высказывания персонажа; ответная фраза собеседника, отклик на слова партнера, за которыми следует речь другого действующего лица.

Рубрика: структура драматического произведения

Вид: реплика "в сторону"

"Драматическая реплика - удар в борьбе или парирование удара" (В. Волькенштейн).

РЕПЛИКА В СТОРОНУ

РЕПЛИКА В СТОРОНУ - слова, произнесенные действующим лицом как бы про себя, так, чтобы их слышали только зрители (но не партнеры).

Рубрика: структура драматического произведения

Род: реплика

"Реплика "в сторону" помогала вскрывать истинные чувства персонажа, его отношение к окружающим и т.п." (А. Богуславский).

РЕПОРТАЖ

РЕПОРТАЖ (от лат. reportare - передавать, сообщать) - публицистический жанр, назначение которого состоит в рассказе о событии, увиденном глазами очевидца или участника. В основе репортажа - факт, отражающий момент изменения, развития действительности. Репортаж - это история события.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры

Прочие ассоциативные связи: корреспонденция

Персоналии: В. Гиляровский, Е. Петров, В. Дорошевич, В. Песков, М. Кольцов, Г. Бочаров, М. Шагинян, А. Рубинов, И. Эренбург, Ю. Рост, К. Симонов и др.

"Репортаж - жанр информации, характеризующийся живым, наглядным изображением и раскрытием общественного смысла существенного события, свидетелем или участником которого был журналист" (М.С. Черепахов).

РЕФРЕН

РЕФРЕН (от франц. refrain - припев) - повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка (строки).

Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства

Синоним: п р и п е в

Род: повтор

Прочие ассоциативные связи: песня

"Рефрен обычно отличается по своим метрическим особенностям (размеру) от стихов основного текста" (А.Л. Жовтис).

"Припев возник в глубокой древности. В фольклоре он нередко состоит из восклицаний, давно утративших словарные значения, например, в старинных русских песнях: "ой, ладо, лель-люли", "диди-деди, дай-дай" (В. Никонов)

РЕЦЕНЗИЯ

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - осмотр, обследование) - публицистический жанр, представляющий собой анализ и оценку научного, общественно-политического или художественного произведения.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры + жанры критики

"Газетная рецензия - это аналитический жанр, представляющий собой публицистическую оценку, как правило, одного... произведения" (В.М. Горохов).

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - составляющая характеристики героя или персонажа; включает в себя его манеру говорить, излюбленные интонации и словечки, обороты речи, словарный запас, т.е. складывается из самой речи героя и из описания ее особенностей автором.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Целое: художественная речь

Прочие ассоциативные связи: герой, персонаж

"В речевой характеристике действующего лица драмы или героя эпического произведения писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности героя к определенной социальной среде, исторической эпохе, раскрывают его духовный мир, его психологию" (Н.Д. Молдавская).

"Структура образа персонажа основана на сложных приемах сказовой или диалогической речевой характеристики, на разнообразных способах и формах связей и отношений речи этого персонажа со стилем автора и с речами других персонажей, на динамике смысловых превращений и изменений текста и контекста, а также ситуаций действия в литературном произведении, в его композиционном развитии, в развертывании его сюжета". (В.В. Виноградов).

РЕЧЬ

РЕЧЬ - использование средств языка для общения с другими людьми; конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевая деятельность), так и результат этого процесса (речевые произведения).

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: язык

Вид: художественная речь

Прочие ассоциативные связи: текст

"Речь есть воплощение, реализация языка... который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык - это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ... общения..." (Н.Д. Арутюнова).

РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - см. художественная речь.

РИТМ

РИТМ (от греч. rhythmos - такт, равномерность) - чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. Периодическое повторение звуковых элементов через определенные промежутки является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на сопоставимые отрезки, определяет систему стихосложения (силлабическую или тоническую). Особым ритмом обладает и проза.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Прочие ассоциативные связи: поэзия, проза, стих

"Речи необходим ритм так, как он необходим морю, которое мерными стопами вовеки нескончаемых гекзаметров плещет в пышный карниз Италии" (А.И. Герцен).

"Как спорый и ладный труд человека, как его походка, пляска, пенье, плаванье, так и стихи подчинены ритму и согласованы с дыханием" (С.Я. Маршак).

РИТМИКА

РИТМИКА - раздел стиховедения, изучающий ритмическое строение стиха; ритмическое строение стихов какого-либо поэта, периода и проч.

Рубрика: литература и наука

Целое: стиховедение

Прочие ассоциативные связи: ритм

"Поэты Запада все больше пишут верлибры - свободные стихи. Может быть, наиболее точное объяснение и этой тяги к верлибру, и его ритмики дал немецкий поэт и драматург Бертольд Брехт. По мысли Брехта, стихи, освобожденные от регулярного ритма: 1) не убаюкивают своей равномерностью и поэтому полнее доносят мысль; 2) лучше вмещают простую разговорную речь" (Е. Эткинд).

РИТМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

РИТМИЧЕСКАЯ ПАУЗА - пауза, отмечающая перерывы в стихотворном ритме.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства + Структура стихотворного произведения

Род: пауза

Вид: константная пауза, цезура

Прочие ассоциативные связи: перенос (в стихе), ритм

"Ритмические паузы являются элементами ритма" (А. Карпов).

"Ритмический строй в стихах, в которых ритмические паузы... совпадают с синтаксическими, отличен от ритмического строя стихов, в которых ритмические паузы пропадают, не совпадая с синтаксическими" (Г.Л. Абрамович).

РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА

РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА - фонетически организованная проза; переходная форма, еще далекая от симметричности стиха, но отличающаяся повышенной ритмичностью по сравнению с обычным прозаическим текстом.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Прочие ассоциативные связи: проза, рифмованная проза (не путать!)

Пример:

"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана, в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат" (М. Булгаков. "Мастер и Маргарита").

"Иногда встречались попытки перенести в ритмическую прозу стихотворные размеры (Н. Лесков, А. Белый), но это придавало ей очень искусственный характер, тогда как более свободные ее формы... вполне художественно значимы" (Л.И. Тимофеев).

РИТОРИКА

РИТОРИКА (от греч. rhetorike, от rhetor - оратор) - наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. В XIX в. влилась в теорию литературы.

Рубрика: литература и наука

Антоним/коррелят: поэтика

Целое: теория литературы

Прочие ассоциативные связи: стиль, тропы, фигуры речи

"Как особая дисциплина, риторика нацелена на постижение специфики художественного языка и средств его создания. Она призвана объяснить, как и почему риторические фигуры - эти клише художественной мысли - преобразуют речь, придают ей стиль и качество художественности" (Ю.Б. Борев).

"Риторика с самого начала становится своеобразной нервной системой литературы" (М.Я. Поляков).

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - см. фигуры речи.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - фигура речи, представляющая собой вопрос, на который не ожидается ответ.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: фигуры речи

Прочие ассоциативные связи: риторическое обращение

Пример:

"Знаете ли вы украинскую ночь?" (Н. Гоголь)

Кто при звездах и при луне

Так поздно едет на коне?

А. Пушкин

"На кого не действует новизна?" (А. Чехов)

"Стремясь сосредоточить внимание читателей на том или ином явлении или той или иной проблеме, писатель подчас ставит так называемый риторический вопрос" (Г.Л. Абрамович).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения - усиление выразительности речи.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: фигуры речи

Прочие ассоциативные связи: риторический вопрос

Пример:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

А. Пушкин

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов...

М. Лермонтов

"По форме будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д." (Е. Аксенова).

РИФМА

РИФМА (от греч. rhythmos - соразмерность) - созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Целое: звуковая организация стиха

Вид: бедная рифма, богатая рифма, внутренняя рифма, гипердактилическая рифма, дактилическая рифма, женская рифма, мужская рифма, закрытая рифма, открытая рифма, неточная рифма, приблизительная рифма, точная рифма, охватная рифма (абба), перекрестная рифма (абаб), смежная рифма (аабб), глагольная рифма, однородная рифма, омонимическая рифма, разнородная рифма, составная рифма, суффиксальная рифма, тавтологическая рифма,

Прочие ассоциативные связи: повтор, поэзия, стих, строфа

Пример:

беленький - меленький (точная, дактилическая, богатая рифма)

мороза - розу (приблизительная, женская, открытая рифма)

сани - сами (неточная, женская рифма)

Воротился ночью мельник...

"Жонка! Что за сапоги?"

- Ах ты, пьяница, бездельник! (= точная, женская, закрытая)

Где ты видишь сапоги? (= тавтологическая, мужская)

(А. Пушкин)

"Стихи как бы сами попадают под ноги, в виде образа, целого случайного стиха или даже простой рифмы, около которой, как около зародыша, распускается целое стихотворение" (А.А. Фет).

"Я всегда ставлю самое характерное слово в конце строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки" (В.В. Маяковский).

РИФМА ВНУТРЕННЯЯ

РИФМА ВНУТРЕННЯЯ - см. внутренняя рифма.

РИФМА ЖЕНСКАЯ

РИФМА ЖЕНСКАЯ - см. женская рифма.

РИФМА МУЖСКАЯ

РИФМА МУЖСКАЯ - см. мужская рифма.

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА - художественный прозаический текст, использующий рифмы.

Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства

Прочие ассоциативные связи: проза, раешный стих, ритмическая проза (не путать!)

Пример: "Во-первых, я имею себя, - это лучшее из всего, - у меня есмь я, Кола Брюньон, старый воробей, бургундских кровей, обширный духом и брюхом, уже не первой молодости, полвека стукнуло, но крепкий, зубы здоровые, глаз свежий, как шпинат, и волос сидит плотно, хотя и седоват" (Р. Роллан. "Кола Брюньон". Пер. М. Лозинского).

"Одни исследователи видят в ритмической прозе особый вид художественной прозы, другие относят ее к стиху, третьи признают смешанным промежуточным видом" (В.А. Никонов).

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - см. литературный род.

РОД ПОЭТИЧЕСКИЙ

РОД ПОЭТИЧЕСКИЙ - см. литературный род.

РОКОКО

РОКОКО (франц. rococo, от rocaille - похожий на раковину) - стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины XVIII в.; для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов, эротики. Возникновение рококо связано с трансформацией барокко.

Рубрика: стиль

Род: стиль (в искусстве)

Жанр: мадригал, элегия, эпиграмма

Прочие ассоциативные связи: барокко, стиль

Персоналии: К. Гоцци, В. Тредиаковский, Вольтер. "Орлеанская девственница", М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Дидро. "Нескромные сокровища", А. Херасков, К. Батюшков

"В литературе рококо получили развитие анакреонтика, галантная лирика, различные виды "легкой поэзии", эпиграмма и элегия. Типичным жанром рококо была прозаическая, а затем стихотворная волшебная сказка (поэма)..." (А. Морозов).

"...Другая линия русского романтизма связана со школой Муравьева - Батюшкова, или, говоря точнее, с направлением рококо в русской поэзии" (М.Я. Поляков).

РОМАН

РОМАН (франц. romans - повествование) - эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: эпические жанры

Вид: исторический роман, модернистский роман, "новый роман", плутовской роман, политический роман, психологический роман, роман-анекдот, "роман воспитания", роман в письмах, роман в стихах, роман-клип, роман-метаморфозы, роман-эпопея, рыцарский роман, социально-бытовой роман, социально-психологический роман, социальный роман, утопический роман, философский роман

Персоналии: Т. Смоллет, Г. Филдинг - социально-бытовой роман, Ж.-Ж. Руссо, Л. Стерн, И.-В. Гёте - психологический роман, В. Скотт, О. Форш - исторический роман, Стендаль, М. Горький, О. Бальзак, Р. Роллан, Ч. Диккенс, Т. Манн, Г. Флобер, Дж. Голсуорси, Л. Толстой, У. Фолкнер, Ф. Достоевский - социально-психологический роман, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка - модернистский роман, Вл. Зуев - роман-клип, А. Сегень - роман-анекдот, В. Пелевин - роман-метаморфозы

"Роман должен быть зеркалом общего хода человеческих дел и жизни, а потому не может быть частной картиной нравов, в которой мы никогда не выйдем за пределы узкого горизонта социальных отношений хотя бы крупнейшего города" (Ф. Шеллинг).

"Наиболее обычной и наиболее подходящей для романа коллизией является конфликт между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств" (Г. Гегель).

"Многоступенчатость в развитии сюжета, отражающая сложность человеческих отношений, широта и глубина социальных обобщений в сочетании с конкретностью изображения - особенность реалистического романа" (С.А. Тураев).

РОМАН-АНЕКДОТ

РОМАН-АНЕКДОТ - см. роман.

РОМАН ВОСПИТАНИЯ

РОМАН ВОСПИТАНИЯ - см. роман.

РОМАН В ПИСЬМАХ

РОМАН В ПИСЬМАХ - см. роман + эпистолярная литература.

РОМАН В СТИХАХ

РОМАН В СТИХАХ - см. роман.

РОМАН-КЛИП

РОМАН-КЛИП - см. роман.

РОМАН-МЕТАМОРФОЗЫ

РОМАН-МЕТАМОРФОЗЫ - см. роман.

РОМАНС

РОМАНС (исп. romance) - небольшое стихотворное и музыкальное произведение лирического содержания для сольного пения с аккомпанементом.

Рубрика: роды и жанры литературы

Антоним/коррелят: песня

Род: лирические жанры

Вид: городской романс, жестокий романс

"Для романса характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы, хотя все эти условия не абсолютны. Замечательными романсами стали многие произведения русских поэтов    - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета и др." (В.А. Никонов).

РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme) - художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы (в том числе и России), а также в США. Для романтизма характерен особый интерес к личности, характеру ее отношения к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, что придает художественному произведению повышенную эмоциональность.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: литературное направление + художественное направление

Эстетическая категория: субъективное в искусстве

Прочие ассоциативные связи: романтика (не путать!)

Персоналии: Дж. Байрон, А. Бестужев-Марлинский, У. Вордсворт, В. Жуковский, Г. Гейне, В. Кюхельбекер, Э.Т.А. Гофман, М. Лермонтов, В. Гюго, К. Рылеев, А. Ламартин, И. Бабель, Г. Мелвилл, Э. Багрицкий, А. Мицкевич, А. Гайдар, Э. По, А. Грин, П.Б. Шелли, М. Светлов

"Роматизм - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение" (Стендаль).

"Сфера романтизма - вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею" (В.Г. Белинский).

РОМАНТИКА

РОМАНТИКА - особенность литературного произведения, в котором отражены возвышенные или героические грани жизни.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Прочие ассоциативные связи: романтизм (не путать!)

"Романтика может быть присуща произведению независимо от того, каким художественным методом оно создано, и, следовательно, не связана только с романтизмом... У Тургенева Рудин или Лаврецкий могут быть названы романтиками, но изображены они реалистически, в отличие, например, от героев поэм М. Лермонтова" (Д.Л. Чавчанидзе).

РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА - см. поэма + романтизм.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

РОМАНТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ - см. трагедия + романтизм.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - см. герой произведения + романтизм.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ

РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ - см. пейзаж + романтизм.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

РОМАНТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ - см. портрет + романтизм.

РОМАНТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

РОМАНТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - см. стиль + романтизм.

РОМАН-ЭПОПЕЯ

РОМАН-ЭПОПЕЯ - разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: роман + эпопея

Пример: Л. Толстой. "Война и мир", Дж. Голсуорси. "Сага о Форсайтах"

"В фундаментальном труде А.В. Чичерина "Возникновение романа-эпопеи" генезис романа-эпопеи выводится из эволюции романа. Главным в этом процессе явился "переход от субъективного, закрытого романа к объективному, раскрытому". Постепенное же расширение границ "объективного романа" порождает появление "большого романа" и вырастающего из него романа-эпопеи. Таким образом, роман-эпопея и есть такой роман, переросший свои обычные внутренние и внешние масштабы" (В.Н. Девятов).

РОНДО

РОНДО (от франц. rond - круглый) - стихотворение, состоящее, как правило, из 13-14 строк с рифмовкой ааба, аббр, ааббар, где р - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Форма сложилась в средневековой французской поэзии.

Рубрика: роды и жанры литературы + структура стихотворного произведения

Род: твердые формы

Пример: В. Брюсов. "Ее колени"

"Замечательные образцы формы рондо дал в XVI веке К. Маро ("Друзьям", "Союз мыслей", "О любви доброго старого времени")" (В.А. Никонов).

РУБАИ

РУБАИ (араб., букв. - учетверенный) - в поэзии народов Востока: афористическое четверостишие с рифмовкой ааба (иногда - аааа).

Рубрика: роды и жанры литературы + структура стихотворного произведения

Род: твердые формы

Пример:

В детстве ходим за истиной к учителям,

После - ходят за истиной к нашим дверям.

Где же истина? Мы появились из капли.

Станем - прахом. Вот смысл этой сказки.

О. Хайям

"Признанными мастерами рубаи были Захириддин Бабур в тюркоязычной поэзии и Омар Хайям - в иранской" (М. Хамраев).

РЫЦАРСКИЙ РОМАН

РЫЦАРСКИЙ РОМАН - см. роман.

Предыдущая страница Следующая страница