Статьи на букву "С" (часть 2, "СОЛ"-"СЮР")
СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ - см. песня. |
СОЛЬНАЯ ПЕСНЯ - см. песня. |
СОНЕТ (итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка) - стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия со следующей системой рифмовки: абб абба ввг ддг (ввг дгд) или абаб абаб вгв гвг (вгд вгд) (ввг дгд). Рубрика: структура стихотворного произведения Род: твердые формы Прочие ассоциативные связи: венок сонетов Персоналии: Данте, А. Пушкин, Ф. Петрарка, И. Бунин, В. Шекспир, К. Бальмонт, Вяч. Иванов Пример: Сонет Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; Им скорбну мысль Камоэнс облекал. И в наши дни пленяет он поэта: Вордсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал. Под сенью гор Тавриды отдаленной Певец Литвы в размер его стесненный Свои мечты мгновенно заключал. У нас еще его не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы. А. Пушкин "На начало XX в. приходится "золотой век" русского сонета. В творчестве В.Я. Брюсова, В.И. Иванова, И.Ф. Анненского, М.А. Волошина, О.Э. Мандельштама, И. Северянина сонет приобретает разнообразие и свободу, возможности его формы используются в соответствии с идеей жанра... Особенной силы достигает искусство сонета в творчестве И.А. Бунина, где этот жанр отмечен ясностью языка, отточенностью синтаксиса, безукоризненной четкостью мысли и прозрачностью интонации..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
СОСТАВНАЯ РИФМА - см. рифма. |
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - искусственно навязанное литературоведению понятие, содержанием которого является выражение социалистически осознанной концепции мира и человека; художественный метод, основанный на изображении жизни в свете социалистических идеалов. Рубрика: художественные методы и направления Род: реализм Прочие ассоциативные связи: литературное направление, художественное направление "Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека" (М. Горький). Социалистический реализм требует от художника "правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма" (Устав Союза советских писателей). "Понимание социалистического реализма в период культа личности было догматизировано и вульгаризировано и в таком виде использовалось как средство бюрократического давления на искусство" (Ю.Б. Борев) |
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ РОМАН - см. роман. |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА - см. драма2. |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН - см. роман. |
СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН - см. роман. |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД - в литературоведении совокупность методологических и методических принципов изучения литературы как социально обусловленного явления. Рубрика: литература и наука Род: методы изучения литературы Прочие ассоциативные связи: вульгарный социологизм Персоналии: Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский, В. Воровский "Несмотря на то что проблема взаимодействия литературы (искусства) и общества была поставлена уже на ранних этапах развития искусства, вопрос о социальной природе литературы и социологическом методе ее изучения определился лишь в середине XIX в., вслед за осознанием самостоятельного предмета самой науки социологии" (Д.Д. Ивлев). |
СПОНДЕЙ (греч. spondeios) - стопа ямба или хорея с "лишним", сверхсхемным ударением. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: пиррихий Род: двусложная стопа Прочие ассоциативные связи: хорей, ямб Пример: Швед, русский - колет, рубит, режет... (//\//\//\//\/) Днем свет божий затмевает... (///\/\/\//\/) А. Пушкин "В классическом русском стихе спондей встречается преимущественно в ямбе и преимущественно после сильной паузы-стихораздела, цезуры, конца фразы" (М. Гаспаров). |
СПОРТИВНЫЙ ДЕТЕКТИВ - см. детективная литература. |
СПОРТИВНЫЙ ЖАРГОН - см. жаргон. |
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений для более точного, образного описания одного из них. Сравнение может выражаться творительным падежом ("пыль стоит столбом"); формой сравнительной степени прилагательного или наречия ("ты всех милее, всех дороже, русская земля"); оборотами со сравнительными союзами ("внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи" - Тютчев); лексически ("ее любовь к сыну была подобна безумию"), возможны бессоюзные сравнения ("заутра казнь, привычный пир народу" - Пушкин). Наконец, в литературном творчестве широко распространены развернутые сравнения, выраженные в целых фрагментах текста. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: тропы Вид: отрицательное сравнение, простое сравнение, развернутое сравнение Прочие ассоциативные связи: метафора Пример: Простое сравнение: Ее уста, как роза, рдеют. А. Пушкин Отрицательное сравнение: То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, - В Путивле плачет Ярославна одна на городской стене. "Слово о полку Игореве" Развернутое сравнение: "Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря" (В. Белинский). "Все познается в сравнении" (Конфуций). "Сравнение обычно служит для того, чтобы при помощи одного факта объяснить другой. Отвлеченная мысль становится понятной, если для сравнения привлекается нечто осязаемое, зримое, очевидное" (Е. Эткинд). |
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - см. сравнительно-историческое литературоведение. |
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходства и различия между литературно-художественными явлениями разных стран и эпох. Рубрика: литература и наука Синоним: компаративизм, сравнительное литературоведение Род: методы изучения литературы Прочие ассоциативные связи: история литературы Персоналии: А.Н. Веселовский, Т. Бенфей, В.М. Жирмунский, П. ван Тигем, Н.И. Конрад "Показывая, что ни одна литература не может плодотворно развиваться вне общения с литературами и - шире - культурами других народов, сравнительное литературоведение противостоит любой проповеди национально-культурной изоляции, утверждает духовное единство человечества" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
СРЕДСТВА ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ - лексические единицы языка, изобразительные возможности которых используются для создания литературных образов. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Вид: антонимы, архаизмы, варваризмы, вульгаризмы, галлицизмы, диалектизмы, жаргон, неологизмы, омографы, омонимы, прозаизмы, профессионализмы, синонимы, славянизмы Прочие ассоциативные связи: язык художественной литературы "Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка, в том числе и средствами лексической выразительности" (Г.Л. Абрамович). |
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) - средства сбора, обработки и распространения общественно-значимой информации: печать, радио, телевидение, кино, компьютерные сети и т.п. Рубрика: литература и ее функции в обществе Прочие ассоциативные связи: журналистика "Что же касается социальных последствий, то тут СМИ играют важную и заметную роль. Они вписывают всех в единый референтный круг, стараются привести нас к общему знаменателю, наделяют общностью опыта. И вещание, и пресса обладают большой потенциальной властью, способностью воздействия". "...Новые СМИ - это средство развития гражданского сознания" (Эв. Дэннис). |
СТАНСЫ (франц. stances < ит. stanza - остановка) - небольшое стихотворение из строф по четыре стиха, причем конец строфы обязательно служит концом предложения. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лирические жанры Пример: А. Пушкин. "В надежде славы и добра...", "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." "Термин "стансы" распространился в западноевропейской поэзии конца XVIII-начала XIX века (Гете, Байрон и др.), служа названием особого лирического жанра (наряду с элегией, одой и др.)" (В.А. Никонов). |
СТАТЬЯ - публицистический жанр; сочинение небольшого объема, обобщающее явления действительности и предполагающее ясное развитие определенной мысли, аргументированной примерами и фактами. Рубрика: роды и жанры литературы Вид: проблемная статья, статья-комментарий Прочие ассоциативные связи: жанры критики, обзор "Статья - наиболее сложный жанр публицистики... Характерная черта жанра статьи: постановка проблемы, разработка проблемы, анализ и многосторонняя аргументация выдвигаемых положений" (Г.П. Любимова). |
СТАТЬЯ-КОММЕНТАРИЙ - см. статья. |
СТИЛИЗАЦИЯ - намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Рубрика: стиль Прочие ассоциативные связи: пародия, сказ2, словесная маска "В зависимости от объекта имитации можно выделить стилизацию, ориентированную на фольклорные жанры (например, стихотворения "Песня", "Ах, девица-красавица..." Мерзлякова, "Пела, пела пташечка..." Дельвига, "Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова), народно-разговорную речь ("Левша", "Воительница" Лескова, "В дороге" Некрасова, "народные" рассказы Л. Толстого и др.), индивидуальную манеру письма определенного автора или обобщенно воспринятый и передаваемый стиль литературного направления, течения, обычно отдаленный во времени. Последний тип стилизации чаще всего использовался для литературных мистификаций..." (Ю.А. Бельчиков). |
СТИЛИСТИКА (франц. stylistique, от style - стиль) - раздел языкознания, изучающий функционирование языковых единиц в рамках различных стилей в разных условиях языкового общения. Стилистика позволяет установить закономерности и специфику употребления языковых единиц в художественной речи. Рубрика: литература и наука Прочие ассоциативные связи: стиль, стиль языка "В той очень обширной... сфере изучения языка вообще и языка художественной литературы в частности, которая ныне называется стилистикой, следовало бы различать по крайней мере три разных круга исследований... Это, во-первых, стилистика языка как "системы систем", или структурная стилистика; во-вторых, стилистика речи, то есть разных видов и актов общественного употребления языка; в-третьих, стилистика художественной литературы. Именно к последней примыкают теория и история поэтической речи и поэтика" (В.В. Виноградов). |
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы. |
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - см. фигуры речи. |
СТИЛЬ - 1) (от лат. stilus и греч. stylos - палочка для письма, позднее - почерк) - единство образной системы, изобразительно-выразительных средств, творческих приемов, пронизывающее всю художественную структуру. Можно говорить о стиле в искусстве и стиле в литературе, о стиле отдельного произведения или жанра, об индивидуальном стиле автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений. Особенности литературного стиля ярко проявляются в языке (отбор лексики, методы организации речи и т.д.). Рубрика: стиль 2) Стиль в искусстве Вид: ампир, барокко, классицизм, рококо, "романтический" стиль 3) Стиль в литературе Вид: стиль писателя, стиль произведения Прочие ассоциативные связи: единство содержания и формы, стилистика, стиль языка (не путать!) "Стиль - это человек" (Ж. Бюффон). "Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю" (А.А. Блок). "Стиль - не только форма языка, но это объединяющий эстетический принцип структуры всего содержания и всей формы произведения" (Д.С. Лихачев). "Стиль... становится осуществленным методом, типом единства формы и содержания в произведении. Как категория литературного процесса, стиль - носитель художественной традиции..." (М.Я. Поляков). |
СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ - см. стиль. Рубрика: Стиль Синоним: индивидуальный стиль, творческая манера Прочие ассоциативные связи: язык писателя "В основе понятия "стиль писателя" лежит сходство, однородность, единство творческих особенностей, присущих данному писателю: идей, тем, характеров, сюжетов, языка" (С.В. Тураев). "Для того чтобы разобраться в стиле писателя, надо присмотреться к тому, как преобразуются по законам этого стиля язык, предметный мир, житейские и исторические события, мир абстрактных истин и суждений, нравственно-психологический мир человека" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - см. стиль. Рубрика: Стиль Прочие ассоциативные связи: Язык художественного произведения "...Язык литературного произведения необходимо прежде всего изучать, отправляясь от понятий и категорий общей литературно-языковой системы, от ее элементов и вникая в приемы и методы их индивидуально-стилистического использования... Но есть и иной путь лингвистического исследования стиля литературного произведения как целостного словесно-художественного единства, как особого типа эстетической, стилевой словесной структуры. Этот путь - от сложного единства к его расчленению" (В.В. Виноградов). |
СТИЛЬ ЯЗЫКА - тип функционирования языка, предназначенный для коммуникативного обслуживания стандартных социальных ситуаций - в быту, в официально-деловой сфере, в искусстве, в средствах массовой информации и т.д. Стили языка отличаются друг от друга особенностями лексики и спецификой употребления грамматических и фонетических конструкций. Рубрика: Стиль Вид: деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль, разговорно-бытовой стиль, художественный стиль Прочие ассоциативные связи: Стилистика, Стиль (не путать!) "Понятие стиля языка основано не столько на совокупности установившихся "внешних" лексико-фразеологических и грамматических примет, сколько на своеобразных внутренних экспрессивно-смысловых принципах отбора, объединения, сочетания и мотивированного применения выражений и конструкций" (В.В. Виноградов). |
СТИХ (от греч. stichos - ряд, порядок, строка) - художественная речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые; каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку. Стихом называют также единицу стихотворного ритма, обычно совпадающую со стихотворной строкой. Рубрика: Структура стихотворного произведения Вид: акцентный стих, белый стих, вольный стих, дольник, нестрофический стих, свободный стих, строфический стих, тактовик Прочие ассоциативные связи: поэзия, ритм, стихосложение, стихотворный размер "То, что мало заметно в языке, то становится ощутимо в стихе, вызывающем своим ритмом к жизни все оттенки речевого стиля" (Б.В. Томашевский). "Стих - это не метр, не соотношение ударных и безударных слогов, а целое движение поэтической речи, непосредственно воспринимаемое нами при чтении произведения" (В.В. Кожинов). "Стих - не только ритмико-интонационное, но и смысловое единство" (Ю.М. Лотман). |
СТИХОВЕДЕНИЕ - раздел литературоведения, изучающий звуковое и ритмическое строение стихотворной речи. Рубрика: литература и наука Целое: литературоведение Часть: метрика, ритмика, строфика, фоника Прочие ассоциативные связи: Стих "Конечной целью стиховедения является установление места звукового ряда в общем строении произведения и его связи с языковым и образным строем произведения" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
СТИХОСЛОЖЕНИЕ - способ организации звукового состава стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихо-сложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой отрезки - стихи. В зависимости от того, какими единицами измеряются строки (слогами, ударениями, стопами), различаются между собой системы стихосложения. Рубрика: Структура стихотворного произведения Синоним: версификация Вид: силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение, тоническое стихосложение Прочие ассоциативные связи: метр, ритм, стих "Историческое развитие стиха тесно связано с общим развитием литературы. Так, в русском стихе народное стихосложение по мере развития письменности в значительной мере вытесняется силлабическим в XVII веке, на смену силлабическому в 30-х гг. XVIII века приходит обоснованное Тредиаков-ским и Ломоносовым силлабо-тоническое стихосложение" (Л.И. Тимофеев). |
СТИХОТВОРЕНИЕ - небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Лирические жанры Прочие ассоциативные связи: Стихотворение в прозе "В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне" (Н.А. Добролюбов). |
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических и графических признаков стиха оно не имеет. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Лирические жанры Прочие ассоциативные связи: Стихотворение Пример: И. Тургенев. ("Стихотворения в прозе") "Иногда свойствами стихотворений в прозе обладают лирические отступления в повестях и романах (см. отрывок из "Страшной мести" Гоголя - "Чуден Днепр при тихой погоде...") (А.Л. Жовтис). |
СТИХОТВОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - см. эпистолярная литература. |
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР - способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (силлабическое стихосложение), метром и числом стоп (силлабо-тоническое стихосложение), числом ударений в строке (тоническое стихосложение). Рубрика: Структура стихотворного произведения Вид: двусложные размеры, трехсложные размеры Прочие ассоциативные связи: метр (не путать!), стих, стихосложение, стопа "Сам по себе ни один стихотворный размер: ни ямб, ни хорей... не обладает определенными "психологическими" свойствами. Только во взаимодействии с различными сторонами речи, со словом в контексте, где раскрывается содержание, стихотворный размер может вызвать определенные ассоциации и служить хотя и важным, но все же вспомогательным изобразительным средством" (К.Д. Вишневский). |
СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных; условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер и длина стиха. Рубрика: Структура стихотворного произведения Вид: * двусложная стопа, трехсложная стопа, * четырехсложная стопа (пеон) Прочие ассоциативные связи: метр, стих, стихотворный размер "Хорей есть нежная стопа сама собой и лучше всего к самым нежным сочинениям принадлежит... Ямб есть гордая, живая и великолепная стопа... Дактиль - сия стопа сама собой несколько унывна" (А.П. Сумароков). "Если в правильных размерах стопа всегда состоит из одинакового количества слогов, то соответствующие стопам частицы дольника могут включать в себя разное количество слогов" (В.В. Кожинов). |
СТРОФА (от греч. strophe - поворот) - группа стихов (стихотворных строк), объединенных каким-либо периодически повторяющимся формальным признаком, например общей системой рифмовки, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров и т.д. Графически строфы обычно разделяются увеличенными интервалами. Рубрика: Структура стихотворного произведения Вид: двустишие, октава, онегинская строфа, пятистишие, секстина, терцет, терцина, трехстишие, четверостишие Прочие ассоциативные связи: Стих "В разных системах стихосложения неодинаковы основы, образующие строфы, различны и их типы. Наименьшая строфа - двустишие. Крупные строфы членятся внутри или вовсе не воспринимаются на слух. В русской поэзии XIX-ХХ веков преобладает строфа из четырех стихов, гораздо реже из пяти или шести стихов" (В.А. Никонов). "Строфа не только один из важнейших элементов ритма. В некоторых случаях не менее существенным оказывается то содержание, которое строфа приносит с собой" (Е. Эткинд). |
СТРОФИКА - раздел стиховедения, изучающий закономерности соединения стихов в строфы, виды строф и их историю; а также совокупность видов строф, встречающихся в произведениях того или иного поэта, в поэзии определенного периода и т.д. Рубрика: литература и наука Целое: стиховедение "В некоторых национальных системах стиха количество строфических форм может быть чрезвычайно велико. Так, в поэзии трубадуров (провансальские поэты-певцы XI-XIII вв.) исследователи насчитывают до 500 строфических форм" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). Строфика включает в себя исследование тех "порций", из которых строится стих, от двух и более строчек" (К.Д. Вишневский). |
СТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ - стих с упорядоченной (в виде строф) группировкой стихотворных строк. Рубрика: Структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: Нестрофический стих Род: стих Прочие ассоциативные связи: строфа, строфика "Стих может строиться различными способами. Мы различаем стих строфический и нестрофический. Эту особенность его построения называют архитектоникой стиха" (К.Д. Вишневский). |
СТРУКТУРА (от лат. structura - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при внешних и внутренних изменениях. Рубрика: Литература и наука Антоним/коррелят: Система "...Анализ внутренней структуры поэтического текста в принципе требует полного описания всех уровней: от низших - метрико-ритмического и фонологического - до самых высоких - уровня сюжета и композиции" (Ю.М. Лотман). |
СТРУКТУРАЛИЗМ - направление в гуманитарном знании, связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации. В основе структурализма - выявление структуры как совокупности отношений между элементами художественного целого, а также частичное отвлечение от развития (истории) объектов анализа. Рубрика: Литература и наука Род: Методы изучения литературы Персоналии: Ю.М. Лотман "Структурализм... в 1960-х гг. вызвал острые идеологические дискуссии, связанные с абсолютизацией некоторых конкретно-научных положений структурализма" (Советский энциклопедический словарь, 1984). |
СТУДЕНЧЕСКИЙ ЖАРГОН - см. жаргон. |
СУБЪЕКТИВНОЕ В ИСКУССТВЕ (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) - чувства, идеи, раздумий художника (субъекта), то есть его индивидуальное мировосприятие, получившее отражение в произведении искусства. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: Художественная правда Направление: абстракционизм, импрессионизм, сюрреализм, экспрессионизм "Личность творца, его субъективный мир получают отражение в художественном образе, и чем ярче, значительнее эта личность, тем значительнее само творение" (Ю.Б. Борев). |
СУФФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - см. рифма. |
СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaеna - сцена) - литературно-драматическое произведение, предназначенное для экранизации. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Драматические жанры Прочие ассоциативные связи: Экранизация "...Киносценарии отличаются большой самостоятельностью и могут издаваться как отдельные литературные произведения" (А.С. Сулейманов). |
СЦЕНИЧНОСТЬ - особое качество литературно-драматического произведения, отражающее степень его соответствия законам сценического воплощения. Рубрика: Структура драматического произведения "Драма, будучи предназначена для театра, должна обладать как одним из главных достоинств сценичностью: живостью, концентрацией действия, актуальностью проблематики, способными пробудить в зрителе горячее участие к происходящему на сцене" (А.С. Сулейманов). |
СЮЖЕТ (франц. sujet - предмет) - ход повествования о событиях в художественном произведении, способ развертывания темы или изложения фабулы. Рубрика: композиция и сюжет Антоним/коррелят: Фабула Целое: Композиция Вид: бродячие сюжеты Часть: завязка, кульминация, лирическое отступление, мотив, перипетия, развязка, сюжетная линия, финал, экспозиция Прочие ассоциативные связи: действие1, тема "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем..." (Н.В. Гоголь). "Сюжет - средство познания действительности" (В.Б. Шкловский). "Сюжет - концепция действительности" (Е. Добин). "В сюжете писатель стремится дать, так сказать, сконцентрированное действие, в котором с особой ясностью обнаруживаются основные черты характеров" (Л.И. Тимофеев). "Сюжет органически связан с картиной мира, дающей масштабы того, что является событием, а что его вариантом, не сообщающим нам ничего нового" (Ю.М. Лотман). |
СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ - относительно законченная часть сюжета, связанная с каким-либо одним героем произведения или с группой героев (персонажей). Рубрика: композиция и сюжет Антоним/коррелят: фабульная линия Целое: сюжет "Внутренние, эмоционально-смысловые связи между сюжетными эпизодами, сюжетными линиями порой оказываются фундаментально даже более важными, нежели связи причинно-временные. Композицию таких произведений можно назвать активной, или, воспользовавшись темином кинематографа, "монтажной" (В.Е. Хализев). "Система образов в романе "Война и мир" Толстого, играющая важную роль в реализации "народной мысли" писателя, раскрывается в сюжетном движении романа, в его многообразных сюжетных линиях" (Г.Л. Абрамович). |
СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme, букв. - сверхреализм) - модернистское направление в искусстве ХХ в., представители которого провозгласили предметом и источником искусства сферу подсознания (истинкты, сновидения, галлюцинации и проч.), а методом искусства - разрыв логических связей и замену их произвольными ассоциациями. Рубрика: Художественные методы и направления Род: модернизм2 Эстетическая категория: субъективное в искусстве Персоналии: А. Камю, Ж. Сартр "Художественная концепция сюрреализма: границы личности и мира расплылись. Нет ничего определенного, все искажается, смещается, расплывается. Мир - беспорядочная масса явлений, личность не знает, где начинается ее "я" и где оно кончается, где мир и что он такое. Принцип сюрреалистической поэтики - сверхметафоричность" (Ю.Б. Борев). _____ **прим. ЭВ: Н.Ю.Русова путает - Камю и Сартр - представители экзистенциализма, но никак не сюрреализма! |