Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "С" (часть 2, "СОЛ"-"СЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СОЛ"-"СЮР")

СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ

СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЯ - см. песня.

СОЛЬНАЯ ПЕСНЯ

СОЛЬНАЯ ПЕСНЯ - см. песня.

СОНЕТ

СОНЕТ (итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка) - стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия со следующей системой рифмовки: абб абба ввг ддг (ввг дгд) или абаб абаб вгв гвг (вгд вгд) (ввг дгд).

Рубрика: структура стихотворного произведения

Род: твердые формы

Прочие ассоциативные связи: венок сонетов

Персоналии: Данте, А. Пушкин, Ф. Петрарка, И. Бунин, В. Шекспир, К. Бальмонт, Вяч. Иванов

Пример:

Сонет

Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:

Вордсворт его орудием избрал,

Когда вдали от суетного света

Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной

Певец Литвы в размер его стесненный

Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,

Как для него уж Дельвиг забывал

Гекзаметра священные напевы.

А. Пушкин

"На начало XX в. приходится "золотой век" русского сонета. В творчестве В.Я. Брюсова, В.И. Иванова, И.Ф. Анненского, М.А. Волошина, О.Э. Мандельштама, И. Северянина сонет приобретает разнообразие и свободу, возможности его формы используются в соответствии с идеей жанра... Особенной силы достигает искусство сонета в творчестве И.А. Бунина, где этот жанр отмечен ясностью языка, отточенностью синтаксиса, безукоризненной четкостью мысли и прозрачностью интонации..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

СОСТАВНАЯ РИФМА

СОСТАВНАЯ РИФМА - см. рифма.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - искусственно навязанное литературоведению понятие, содержанием которого является выражение социалистически осознанной концепции мира и человека; художественный метод, основанный на изображении жизни в свете социалистических идеалов.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: реализм

Прочие ассоциативные связи: литературное направление, художественное направление

"Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека" (М. Горький).

Социалистический реализм требует от художника "правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма" (Устав Союза советских писателей).

"Понимание социалистического реализма в период культа личности было догматизировано и вульгаризировано и в таком виде использовалось как средство бюрократического давления на искусство" (Ю.Б. Борев)

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ РОМАН

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ РОМАН - см. роман.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА - см. драма2.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН - см. роман.

СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН

СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН - см. роман.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД - в литературоведении совокупность методологических и методических принципов изучения литературы как социально обусловленного явления.

Рубрика: литература и наука

Род: методы изучения литературы

Прочие ассоциативные связи: вульгарный социологизм

Персоналии: Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский, В. Воровский

"Несмотря на то что проблема взаимодействия литературы (искусства) и общества была поставлена уже на ранних этапах развития искусства, вопрос о социальной природе литературы и социологическом методе ее изучения определился лишь в середине XIX в., вслед за осознанием самостоятельного предмета самой науки социологии" (Д.Д. Ивлев).

СПОНДЕЙ

СПОНДЕЙ (греч. spondeios) - стопа ямба или хорея с "лишним", сверхсхемным ударением.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Антоним/коррелят: пиррихий

Род: двусложная стопа

Прочие ассоциативные связи: хорей, ямб

Пример:

Швед, русский - колет, рубит, режет... (//\//\//\//\/)

Днем свет божий затмевает... (///\/\/\//\/)

А. Пушкин

"В классическом русском стихе спондей встречается преимущественно в ямбе и преимущественно после сильной паузы-стихораздела, цезуры, конца фразы" (М. Гаспаров).

СПОРТИВНЫЙ ДЕТЕКТИВ

СПОРТИВНЫЙ ДЕТЕКТИВ - см. детективная литература.

СПОРТИВНЫЙ ЖАРГОН

СПОРТИВНЫЙ ЖАРГОН - см. жаргон.

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений для более точного, образного описания одного из них. Сравнение может выражаться творительным падежом ("пыль стоит столбом"); формой сравнительной степени прилагательного или наречия ("ты всех милее, всех дороже, русская земля"); оборотами со сравнительными союзами ("внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи" - Тютчев); лексически ("ее любовь к сыну была подобна безумию"), возможны бессоюзные сравнения ("заутра казнь, привычный пир народу" - Пушкин). Наконец, в литературном творчестве широко распространены развернутые сравнения, выраженные в целых фрагментах текста.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: тропы

Вид: отрицательное сравнение, простое сравнение, развернутое сравнение

Прочие ассоциативные связи: метафора

Пример: Простое сравнение:

Ее уста, как роза, рдеют.

А. Пушкин

Отрицательное сравнение:

То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, -

В Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.

"Слово о полку Игореве"

Развернутое сравнение:

"Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря"

(В. Белинский).

"Все познается в сравнении" (Конфуций).

"Сравнение обычно служит для того, чтобы при помощи одного факта объяснить другой. Отвлеченная мысль становится понятной, если для сравнения привлекается нечто осязаемое, зримое, очевидное" (Е. Эткинд).

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - см. сравнительно-историческое литературоведение.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ - раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходства и различия между литературно-художественными явлениями разных стран и эпох.

Рубрика: литература и наука

Синоним: компаративизм, сравнительное литературоведение

Род: методы изучения литературы

Прочие ассоциативные связи: история литературы

Персоналии: А.Н. Веселовский, Т. Бенфей, В.М. Жирмунский, П. ван Тигем, Н.И. Конрад

"Показывая, что ни одна литература не может плодотворно развиваться вне общения с литературами и - шире - культурами других народов, сравнительное литературоведение противостоит любой проповеди национально-культурной изоляции, утверждает духовное единство человечества" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

СРЕДСТВА ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

СРЕДСТВА ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ - лексические единицы языка, изобразительные возможности которых используются для создания литературных образов.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Вид: антонимы, архаизмы, варваризмы, вульгаризмы, галлицизмы, диалектизмы, жаргон, неологизмы, омографы, омонимы, прозаизмы, профессионализмы, синонимы, славянизмы

Прочие ассоциативные связи: язык художественной литературы

"Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка, в том числе и средствами лексической выразительности" (Г.Л. Абрамович).

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) - средства сбора, обработки и распространения общественно-значимой информации: печать, радио, телевидение, кино, компьютерные сети и т.п.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Прочие ассоциативные связи: журналистика

"Что же касается социальных последствий, то тут СМИ играют важную и заметную роль. Они вписывают всех в единый референтный круг, стараются привести нас к общему знаменателю, наделяют общностью опыта. И вещание, и пресса обладают большой потенциальной властью, способностью воздействия". "...Новые СМИ - это средство развития гражданского сознания" (Эв. Дэннис).

СТАНСЫ

СТАНСЫ (франц. stances < ит. stanza - остановка) - небольшое стихотворение из строф по четыре стиха, причем конец строфы обязательно служит концом предложения.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Пример: А. Пушкин. "В надежде славы и добра...", "Брожу ли я вдоль улиц шумных..."

"Термин "стансы" распространился в западноевропейской поэзии конца XVIII-начала XIX века (Гете, Байрон и др.), служа названием особого лирического жанра (наряду с элегией, одой и др.)" (В.А. Никонов).

СТАТЬЯ

СТАТЬЯ - публицистический жанр; сочинение небольшого объема, обобщающее явления действительности и предполагающее ясное развитие определенной мысли, аргументированной примерами и фактами.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры

Вид: проблемная статья, статья-комментарий

Прочие ассоциативные связи: жанры критики, обзор

"Статья - наиболее сложный жанр публицистики... Характерная черта жанра статьи: постановка проблемы, разработка проблемы, анализ и многосторонняя аргументация выдвигаемых положений" (Г.П. Любимова).

СТАТЬЯ-КОММЕНТАРИЙ

СТАТЬЯ-КОММЕНТАРИЙ - см. статья.

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ - намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи.

Рубрика: стиль

Прочие ассоциативные связи: пародия, сказ2, словесная маска

"В зависимости от объекта имитации можно выделить стилизацию, ориентированную на фольклорные жанры (например, стихотворения "Песня", "Ах, девица-красавица..." Мерзлякова, "Пела, пела пташечка..." Дельвига, "Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова), народно-разговорную речь ("Левша", "Воительница" Лескова, "В дороге" Некрасова, "народные" рассказы Л. Толстого и др.), индивидуальную манеру письма определенного автора или обобщенно воспринятый и передаваемый стиль литературного направления, течения, обычно отдаленный во времени. Последний тип стилизации чаще всего использовался для литературных мистификаций..." (Ю.А. Бельчиков).

СТИЛИСТИКА

СТИЛИСТИКА (франц. stylistique, от style - стиль) - раздел языкознания, изучающий функционирование языковых единиц в рамках различных стилей в разных условиях языкового общения. Стилистика позволяет установить закономерности и специфику употребления языковых единиц в художественной речи.

Рубрика: литература и наука

Прочие ассоциативные связи: стиль, стиль языка

"В той очень обширной... сфере изучения языка вообще и языка художественной литературы в частности, которая ныне называется стилистикой, следовало бы различать по крайней мере три разных круга исследований... Это, во-первых, стилистика языка как "системы систем", или структурная стилистика; во-вторых, стилистика речи, то есть разных видов и актов общественного употребления языка; в-третьих, стилистика художественной литературы. Именно к последней примыкают теория и история поэтической речи и поэтика" (В.В. Виноградов).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - см. фигуры речи.

СТИЛЬ

СТИЛЬ -

1) (от лат. stilus и греч. stylos - палочка для письма, позднее - почерк) - единство образной системы, изобразительно-выразительных средств, творческих приемов, пронизывающее всю художественную структуру. Можно говорить о стиле в искусстве и стиле в литературе, о стиле отдельного произведения или жанра, об индивидуальном стиле автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений. Особенности литературного стиля ярко проявляются в языке (отбор лексики, методы организации речи и т.д.).

Рубрика: стиль

2) Стиль в искусстве

Вид: ампир, барокко, классицизм, рококо, "романтический" стиль

3) Стиль в литературе

Вид: стиль писателя, стиль произведения

Прочие ассоциативные связи: единство содержания и формы, стилистика, стиль языка (не путать!)

"Стиль - это человек" (Ж. Бюффон).

"Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю" (А.А. Блок).

"Стиль - не только форма языка, но это объединяющий эстетический принцип структуры всего содержания и всей формы произведения" (Д.С. Лихачев).

"Стиль... становится осуществленным методом, типом единства формы и содержания в произведении. Как категория литературного процесса, стиль - носитель художественной традиции..." (М.Я. Поляков).

СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ

СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ - см. стиль.

Рубрика: Стиль

Синоним: индивидуальный стиль, творческая манера

Прочие ассоциативные связи: язык писателя

"В основе понятия "стиль писателя" лежит сходство, однородность, единство творческих особенностей, присущих данному писателю: идей, тем, характеров, сюжетов, языка" (С.В. Тураев).

"Для того чтобы разобраться в стиле писателя, надо присмотреться к тому, как преобразуются по законам этого стиля язык, предметный мир, житейские и исторические события, мир абстрактных истин и суждений, нравственно-психологический мир человека" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - см. стиль.

Рубрика: Стиль

Прочие ассоциативные связи: Язык художественного произведения

"...Язык литературного произведения необходимо прежде всего изучать, отправляясь от понятий и категорий общей литературно-языковой системы, от ее элементов и вникая в приемы и методы их индивидуально-стилистического использования... Но есть и иной путь лингвистического исследования стиля литературного произведения как целостного словесно-художественного единства, как особого типа эстетической, стилевой словесной структуры. Этот путь - от сложного единства к его расчленению" (В.В. Виноградов).

СТИЛЬ ЯЗЫКА

СТИЛЬ ЯЗЫКА - тип функционирования языка, предназначенный для коммуникативного обслуживания стандартных социальных ситуаций - в быту, в официально-деловой сфере, в искусстве, в средствах массовой информации и т.д. Стили языка отличаются друг от друга особенностями лексики и спецификой употребления грамматических и фонетических конструкций.

Рубрика: Стиль

Вид: деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль, разговорно-бытовой стиль, художественный стиль

Прочие ассоциативные связи: Стилистика, Стиль (не путать!)

"Понятие стиля языка основано не столько на совокупности установившихся "внешних" лексико-фразеологических и грамматических примет, сколько на своеобразных внутренних экспрессивно-смысловых принципах отбора, объединения, сочетания и мотивированного применения выражений и конструкций" (В.В. Виноградов).

СТИХ

СТИХ (от греч. stichos - ряд, порядок, строка) - художественная речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые; каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку.

Стихом называют также единицу стихотворного ритма, обычно совпадающую со стихотворной строкой.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Вид: акцентный стих, белый стих, вольный стих, дольник, нестрофический стих, свободный стих, строфический стих, тактовик

Прочие ассоциативные связи: поэзия, ритм, стихосложение, стихотворный размер

"То, что мало заметно в языке, то становится ощутимо в стихе, вызывающем своим ритмом к жизни все оттенки речевого стиля" (Б.В. Томашевский).

"Стих - это не метр, не соотношение ударных и безударных слогов, а целое движение поэтической речи, непосредственно воспринимаемое нами при чтении произведения" (В.В. Кожинов).

"Стих - не только ритмико-интонационное, но и смысловое единство" (Ю.М. Лотман).

СТИХОВЕДЕНИЕ

СТИХОВЕДЕНИЕ - раздел литературоведения, изучающий звуковое и ритмическое строение стихотворной речи.

Рубрика: литература и наука

Целое: литературоведение

Часть: метрика, ритмика, строфика, фоника

Прочие ассоциативные связи: Стих

"Конечной целью стиховедения является установление места звукового ряда в общем строении произведения и его связи с языковым и образным строем произведения" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СТИХОСЛОЖЕНИЕ - способ организации звукового состава стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихо-сложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой отрезки - стихи. В зависимости от того, какими единицами измеряются строки (слогами, ударениями, стопами), различаются между собой системы стихосложения.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Синоним: версификация

Вид: силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение, тоническое стихосложение

Прочие ассоциативные связи: метр, ритм, стих

"Историческое развитие стиха тесно связано с общим развитием литературы. Так, в русском стихе народное стихосложение по мере развития письменности в значительной мере вытесняется силлабическим в XVII веке, на смену силлабическому в 30-х гг. XVIII века приходит обоснованное Тредиаков-ским и Ломоносовым силлабо-тоническое стихосложение" (Л.И. Тимофеев).

СТИХОТВОРЕНИЕ

СТИХОТВОРЕНИЕ - небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

Рубрика: Роды и жанры литературы

Род: Лирические жанры

Прочие ассоциативные связи: Стихотворение в прозе

"В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне" (Н.А. Добролюбов).

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических и графических признаков стиха оно не имеет.

Рубрика: Роды и жанры литературы

Род: Лирические жанры

Прочие ассоциативные связи: Стихотворение

Пример: И. Тургенев. ("Стихотворения в прозе")

"Иногда свойствами стихотворений в прозе обладают лирические отступления в повестях и романах (см. отрывок из "Страшной мести" Гоголя - "Чуден Днепр при тихой погоде...") (А.Л. Жовтис).

СТИХОТВОРНОЕ ПОСЛАНИЕ

СТИХОТВОРНОЕ ПОСЛАНИЕ - см. эпистолярная литература.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР - способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (силлабическое стихосложение), метром и числом стоп (силлабо-тоническое стихосложение), числом ударений в строке (тоническое стихосложение).

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Вид: двусложные размеры, трехсложные размеры

Прочие ассоциативные связи: метр (не путать!), стих, стихосложение, стопа

"Сам по себе ни один стихотворный размер: ни ямб, ни хорей... не обладает определенными "психологическими" свойствами. Только во взаимодействии с различными сторонами речи, со словом в контексте, где раскрывается содержание, стихотворный размер может вызвать определенные ассоциации и служить хотя и важным, но все же вспомогательным изобразительным средством" (К.Д. Вишневский).

СТОПА

СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных; условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер и длина стиха.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Вид: * двусложная стопа, трехсложная стопа, * четырехсложная стопа (пеон)

Прочие ассоциативные связи: метр, стих, стихотворный размер

"Хорей есть нежная стопа сама собой и лучше всего к самым нежным сочинениям принадлежит... Ямб есть гордая, живая и великолепная стопа... Дактиль - сия стопа сама собой несколько унывна" (А.П. Сумароков).

"Если в правильных размерах стопа всегда состоит из одинакового количества слогов, то соответствующие стопам частицы дольника могут включать в себя разное количество слогов" (В.В. Кожинов).

СТРОФА

СТРОФА (от греч. strophe - поворот) - группа стихов (стихотворных строк), объединенных каким-либо периодически повторяющимся формальным признаком, например общей системой рифмовки, устойчивым чередованием различных стихотворных размеров и т.д. Графически строфы обычно разделяются увеличенными интервалами.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Вид: двустишие, октава, онегинская строфа, пятистишие, секстина, терцет, терцина, трехстишие, четверостишие

Прочие ассоциативные связи: Стих

"В разных системах стихосложения неодинаковы основы, образующие строфы, различны и их типы. Наименьшая строфа - двустишие. Крупные строфы членятся внутри или вовсе не воспринимаются на слух. В русской поэзии XIX-ХХ веков преобладает строфа из четырех стихов, гораздо реже из пяти или шести стихов" (В.А. Никонов).

"Строфа не только один из важнейших элементов ритма. В некоторых случаях не менее существенным оказывается то содержание, которое строфа приносит с собой" (Е. Эткинд).

СТРОФИКА

СТРОФИКА - раздел стиховедения, изучающий закономерности соединения стихов в строфы, виды строф и их историю; а также совокупность видов строф, встречающихся в произведениях того или иного поэта, в поэзии определенного периода и т.д.

Рубрика: литература и наука

Целое: стиховедение

"В некоторых национальных системах стиха количество строфических форм может быть чрезвычайно велико. Так, в поэзии трубадуров (провансальские поэты-певцы XI-XIII вв.) исследователи насчитывают до 500 строфических форм" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

Строфика включает в себя исследование тех "порций", из которых строится стих, от двух и более строчек" (К.Д. Вишневский).

СТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ

СТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ - стих с упорядоченной (в виде строф) группировкой стихотворных строк.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Антоним/коррелят: Нестрофический стих

Род: стих

Прочие ассоциативные связи: строфа, строфика

"Стих может строиться различными способами. Мы различаем стих строфический и нестрофический. Эту особенность его построения называют архитектоникой стиха" (К.Д. Вишневский).

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА (от лат. structura - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при внешних и внутренних изменениях.

Рубрика: Литература и наука

Антоним/коррелят: Система

"...Анализ внутренней структуры поэтического текста в принципе требует полного описания всех уровней: от низших - метрико-ритмического и фонологического - до самых высоких - уровня сюжета и композиции" (Ю.М. Лотман).

СТРУКТУРАЛИЗМ

СТРУКТУРАЛИЗМ - направление в гуманитарном знании, связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации. В основе структурализма - выявление структуры как совокупности отношений между элементами художественного целого, а также частичное отвлечение от развития (истории) объектов анализа.

Рубрика: Литература и наука

Род: Методы изучения литературы

Персоналии: Ю.М. Лотман

"Структурализм... в 1960-х гг. вызвал острые идеологические дискуссии, связанные с абсолютизацией некоторых конкретно-научных положений структурализма" (Советский энциклопедический словарь, 1984).

СТУДЕНЧЕСКИЙ ЖАРГОН

СТУДЕНЧЕСКИЙ ЖАРГОН - см. жаргон.

СУБЪЕКТИВНОЕ В ИСКУССТВЕ

СУБЪЕКТИВНОЕ В ИСКУССТВЕ (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) - чувства, идеи, раздумий художника (субъекта), то есть его индивидуальное мировосприятие, получившее отражение в произведении искусства.

Рубрика: Эстетические категории в литературе

Антоним/коррелят: Художественная правда

Направление: абстракционизм, импрессионизм, сюрреализм, экспрессионизм

"Личность творца, его субъективный мир получают отражение в художественном образе, и чем ярче, значительнее эта личность, тем значительнее само творение" (Ю.Б. Борев).

СУФФИКСАЛЬНАЯ РИФМА

СУФФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - см. рифма.

СЦЕНАРИЙ

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaеna - сцена) - литературно-драматическое произведение, предназначенное для экранизации.

Рубрика: Роды и жанры литературы

Род: Драматические жанры

Прочие ассоциативные связи: Экранизация

"...Киносценарии отличаются большой самостоятельностью и могут издаваться как отдельные литературные произведения" (А.С. Сулейманов).

СЦЕНИЧНОСТЬ

СЦЕНИЧНОСТЬ - особое качество литературно-драматического произведения, отражающее степень его соответствия законам сценического воплощения.

Рубрика: Структура драматического произведения

"Драма, будучи предназначена для театра, должна обладать как одним из главных достоинств сценичностью: живостью, концентрацией действия, актуальностью проблематики, способными пробудить в зрителе горячее участие к происходящему на сцене" (А.С. Сулейманов).

СЮЖЕТ

СЮЖЕТ (франц. sujet - предмет) - ход повествования о событиях в художественном произведении, способ развертывания темы или изложения фабулы.

Рубрика: композиция и сюжет

Антоним/коррелят: Фабула

Целое: Композиция

Вид: бродячие сюжеты

Часть: завязка, кульминация, лирическое отступление, мотив, перипетия, развязка, сюжетная линия, финал, экспозиция

Прочие ассоциативные связи: действие1, тема

"Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем..." (Н.В. Гоголь).

"Сюжет - средство познания действительности" (В.Б. Шкловский).

"Сюжет - концепция действительности" (Е. Добин).

"В сюжете писатель стремится дать, так сказать, сконцентрированное действие, в котором с особой ясностью обнаруживаются основные черты характеров" (Л.И. Тимофеев).

"Сюжет органически связан с картиной мира, дающей масштабы того, что является событием, а что его вариантом, не сообщающим нам ничего нового" (Ю.М. Лотман).

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ - относительно законченная часть сюжета, связанная с каким-либо одним героем произведения или с группой героев (персонажей).

Рубрика: композиция и сюжет

Антоним/коррелят: фабульная линия

Целое: сюжет

"Внутренние, эмоционально-смысловые связи между сюжетными эпизодами, сюжетными линиями порой оказываются фундаментально даже более важными, нежели связи причинно-временные. Композицию таких произведений можно назвать активной, или, воспользовавшись темином кинематографа, "монтажной" (В.Е. Хализев).

"Система образов в романе "Война и мир" Толстого, играющая важную роль в реализации "народной мысли" писателя, раскрывается в сюжетном движении романа, в его многообразных сюжетных линиях" (Г.Л. Абрамович).

СЮРРЕАЛИЗМ

СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme, букв. - сверхреализм) - модернистское направление в искусстве ХХ в., представители которого провозгласили предметом и источником искусства сферу подсознания (истинкты, сновидения, галлюцинации и проч.), а методом искусства - разрыв логических связей и замену их произвольными ассоциациями.

Рубрика: Художественные методы и направления

Род: модернизм2

Эстетическая категория: субъективное в искусстве

Персоналии: А. Камю, Ж. Сартр

"Художественная концепция сюрреализма: границы личности и мира расплылись. Нет ничего определенного, все искажается, смещается, расплывается. Мир - беспорядочная масса явлений, личность не знает, где начинается ее "я" и где оно кончается, где мир и что он такое. Принцип сюрреалистической поэтики - сверхметафоричность" (Ю.Б. Борев).

_____

**прим. ЭВ: Н.Ю.Русова путает - Камю и Сартр - представители экзистенциализма, но никак не сюрреализма!

Предыдущая страница Следующая страница