Наши партнеры
Статьи на букву "Э"
ЭВФЕМИЗМ (от греч. euphemia - воздержание от неподобающих слов) - непрямое, смягченное выражение вместо резкого или нарушающего нормы приличия. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: Тропы Прочие ассоциативные связи: Перифраз Пример: "полный" вместо "толстый" "Я обошлась посредством платка" вместо "я высморкалась" (Н. Гоголь. "Мертвые души") "У древних народов среди табу были запреты упоминать то или иное явление, поэтому приходилось давать понятие о них с помощью аллегорических выражений или эвфемизма. Можно предположить, что аллегория и эвфемизм - древнейшие риторические фигуры, возникшие еще до развития собственно художественного сознания" (Ю.Б. Борев). |
ЭГОФУТУРИЗМ (от лат. ego - я) - литературное течение в рамках футуризма. Рубрика: Художественные методы и направления Род: Футуризм Персоналии: И. Северянин "Игорь Северянин... сразу же объявил себя футуристом, правда, с дополнительным местоимением "ego", что должно было свидетельствовать о его личной независимости и самостоятельности в решении всех языковых проблем" (Вс. Рождественский). |
ЭЗОПОВСКИЙ ЯЗЫК - см. эзопов язык. |
ЭЗОПОВ ЯЗЫК (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) - тайнопись в литературе, иносказательная художественная речь, намеренно маскирующая мысль (идею) автора. Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства Синоним: эзоповский язык Прочие ассоциативные связи: аллегория, ирония1, перифраз Пример: Н. Чернышевский. "Что делать?": Рахметов "мало бывал дома", "все ходил и разъезжал" (подразумевается революционная деятельность Рахметова). М. Салтыков-Щедрин: "Гневные движения истории" (подразумеваются революции). "Эзопов язык вынуждены были - в обход цензуры - часто применять в своих публицистических и художественных произведениях многие русские писатели XIX века. Эзопов язык - своеобразная форма сатирической речи" (А.С. Сулейманов). |
ЭКЛОГА (от греч. ekloge - отбор) - старинный жанр буколической поэзии, отображающий картины сельской и пастушеской жизни. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Буколика "Как жанровая форма эклога обособляется от идиллии, обозначая по преимуществу действие, бытовую сценку, тогда как за идиллией остается воспроизведение чувств, внутреннего состояния героя или автора" (И.В. Шталь). |
ЭКРАНИЗАЦИЯ - создание кино- или телефильма на основе литературного произведения. Рубрика: Структура драматического произведения Прочие ассоциативные связи: инсценировка, сценарий "Экранизация "переводит" литературный, то есть словесный, образ на язык образов пластических, динамических и зримых, используя целый арсенал своих специфических изобразительных и выразительных средств (монтаж, общий, крупный и средний планы, звук, цвет и свет, широкий формат и др.). Но зримый образ, воссоздаваемый фильмом-экранизацией, лишен той "многомерности", которой отличается образ словесный" (У.А. Гуральник). |
ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. expositio - объяснение) - предыстория события или событий, лежащих в основе литературного сюжета. Располагается в начале, реже в середине или в конце произведения. Рубрика: Композиция и сюжет Вид: задержанная экспозиция, подробная экспозиция, прямая экспозиция, рассеянная экспозиция Целое: Сюжет "Экспозиция мотивирует действие, которое развернется впоследствии, проливая на него дополнительный свет" (Г.Н. Поспелов). "Экспозиция способна выступать не только как пассивный фон будущих действий, но в какой-то мере и как само действие" (А. Ревякин). |
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве 1-й четверти ХХ в., провозглашавшее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Рубрика: Художественные методы и направления Род: модернизм2 Эстетическая категория: Субъективное в искусстве Прочие ассоциативные связи: Импрессионизм Персоналии: Ф. Верфель, Г. Кайзер, В. Газенклевер, Ф. Кафка "В центре художественной вселенной экспрессионизма - истерзанное бездушием современного мира, контрастами живого и мертвого, духа и плоти, "цивилизации" и "природы" серд-це человека" (Н.С. Павлова). |
ЭКСПРОМТ (от лат. expromtus - готовый) - небольшое стихотворение, часто шуточного содержания, написанное или произнесенное сразу в законченном виде; разновидность импровизации. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Жанр Прочие ассоциативные связи: Импровизация "Экспромт близок к импровизации, всегда краток, прост по мысли и суждению" (А.Ф. Головенченко). |
ЭКСЦЕНТРИКА (от лат. excentricus - вне центра) - эстетическая категория, служащая для передачи и оценки невероятного, неожиданного, нарушающего привычную жизненную логику. Рубрика: Эстетические категории в литературе Синоним: эксцентрическое Прочие ассоциативные связи: Условность в искусстве "Само нарушение привычной жизненной логики в эксцентрике помогает раскрыть изображаемое явление в еще большей жизненной полноте и убедительности" (Краткий словарь по эстетике). |
ЭКСЦЕНТРИЧЕСКОЕ - см. эксцентрика. |
ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia) - лирический жанр; стихотворение, в котором выражаются преимущественно мотивы грусти, одиночества, разочарования, размышления о бренности жизни. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Лирические жанры Направление: романтизм, сентиментализм Пример: К. Баратынский. "Признание", А. Пушкин. "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье...") "Классицисты проявили интерес к элегии как к античному жанру, но настоящий расцвет элегии связан с романтизмом, одним из мотивов которого была "мировая скорбь" (Л. В. Чернец). |
ЭЛЛИПС - см. эллипсис. |
ЭЛЛИПСИС (греч. ellipsis - выпадание, опущение) - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Используется для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности. Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства Синоним: эллипс Род: Фигуры речи Прочие ассоциативные связи: Умолчание Пример: Мы села - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. В. Жуковский "Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушка" (М. Салтыков-Щедрин) Офицер - из пистолета, Теркин - в мягкое штыком. А. Твардовский "Эллипсис часто встречается в пословицах и поговорках: "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось", "Посмотрит - рублем подарит". В лирике встречаются стихотворения, написанные бессказуемными конструкциями, то есть с широким использованием эллипсиса, например, стихотворение Фета "Шепот, робкое дыханье..." (Н.А. Гуляев). |
ЭПИГОНСТВО (от греч. epigonoi, букв. - родившиеся после) - нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам какого-либо направления или стиля, использование характерных для него образов, мотивов, стилистических оборотов как "готовых" художественных средств. Рубрика: Автор и художественное творчество Прочие ассоциативные связи: Новаторство и традиция "Эпигонство лишает литературу глубины: оно воспринимает в избранном для подражания образце лишь какие-то формальные особенности. Эпигон превращает традицию в стандарт, лишает ее подлинной жизненности" (С.А. Небольсин). |
ЭПИГРАММА (греч. epigramma, букв. - надпись) - жанр сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. Рубрика: Роды и жанры литературы Антоним/коррелят: Мадригал Род: Жанр Эстетическая категория: Сатирическое Пример: Автору "Анны Карениной" Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом, Что женщине не следует "гулять" Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, Когда она жена и мать. Н. Некрасов "Действенность эпиграммы - в остроумии и краткости. Она схватывает самое характерное в предмете описания. Высоким качеством отличаются эпиграммы Вольтера, Пушкина, Лермонтова и других поэтов" (Н.А. Гуляев). |
ЭПИГРАФ (от греч. epigraphe - надпись) - цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную коллизию, тему, идею или настроение произведения, способствуя его восприятию читателем. Рубрика: Композиция и сюжет Прочие ассоциативные связи: идея, пролог Пример: "Мне отмщение, и аз воздам" (эпиграф к роману Л. Толстого "Анна Каренина") "А.С. Пушкин в "Капитанской дочке" в качестве эпиграфов использует отрывки из народных песен, из произведений Хераскова, Княжнина и других авторов" (В. Козловский). |
ЭПИЗОД (от греч. epeisodion, букв. - вставка) - часть художественного произведения (эпического, драматического), имеющая относительно самостоятельное значение в развитии художественного действия. Рубрика: Композиция и сюжет Прочие ассоциативные связи: ситуация, сюжетная линия "В отдельных случаях писатель воссоздает замкнутые в пространстве и времени картины. В какой-то части произведения он сосредоточивается на событии, происшедшем в строгих границах пространства и времени. И читатель имеет дело со сценическим эпизодом рассказа, повести, романа и пр. Подобным эпизодом является, например, изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах "Войны и мира" Л. Толстого" (В.Е. Хализев). |
ЭПИЛОГ (от греч. epi - после и logos - слово) - заключительная часть художественного произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий. Рубрика: Композиция и сюжет Антоним/коррелят: пролог Род: Концовка "В эпилоге писатель стремится сделать особенно ощутимым... авторский приговор над изображенным" (Г.Л. Абрамович). "Эпилог часто встречается в драмах Б. Брехта" (В. Диев). |
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от греч. epistole - письмо) - совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу (письмо, послание или переписка). Кроме научной и публицистической, широко распространена художественная эпистолярная литература. Рубрика: Роды и жанры литературы Синоним: эпистолярная форма, эпистолярный жанр Вид: роман в письмах, стихотворное послание Пример: Ф. Достоевский. "Бедные люди" (роман в письмах) "В ряде случаев эпистолярная литература представляет собой сложный сплав художественных и публицистических элементов. Так, письма Фонвизина из Франции, адресованные конкретным лицам и написанные в форме путевых очерков, вместе с тем содержат целый ряд важных художественных обобщений" (Л. Крупчанов). |
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА - см. эпистолярная литература. |
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР - см. эпистолярная литература. |
ЭПИТАФИЯ (от греч. epitaphios - надгробный) - жанр, ведущий свое происхождение от надгробной надписи. Чаще всего короткое стихотворное произведение похвального или трагического характера. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Жанр Прочие ассоциативные связи: Эпиграмма Пример: Он умер оттого, что был он скуп: Не полечился - денег было жалко, Но если б знал он цену катафалка, - Он ожил бы, чтобы нести свой труп. С. Маршак. Эпитафия скряге (Из английской поэзии) "Эпитафия в литературе нового времени может иметь условный характер, то есть быть адресованной к несуществующей могиле мнимого покойника, в этом случае она приобретает сатирическое значение..." (И.В. Шталь). |
ЭПИТЕТ (от греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол ("мороз-воевода", "бродяга ветер", "гордо реет Буревестник"). Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства Род: Тропы Вид: постоянный эпитет Прочие ассоциативные связи: метафора, сравнение Пример: парус одинокий веселый ветер старик океан "Эпитет широко используется в поэтическом языке. "Отговорила роща золотая березовым веселым языком". Так С. Есенин создал с помощью эпитетов картину поздней осени" (В. Аникин). |
ЭПИФОРА (греч. epiphora от epi - после и phoros - несущий) - фигура речи, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства Антоним/коррелят: анафора Род: Повтор Прочие ассоциативные связи: Рифма Пример: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. Гоголь) Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! А. Блок "Развернутая эпифора имеется в стихотворении Пушкина "Моя родословная". В нем каждая строфа заканчивается одним словом, выражающим основную мысль целого: "И я родился мещанин", "Я просто русский мещанин" и т.п." (Г.П. Поспелов). |
ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - совокупность жанров, возникших и развивающихся в пределах эпоса как литературного рода. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Жанр Вид: басня, бурлеск, литературная сказка, литературный сказ, повесть, притча, рассказ, роман, сага, хроника, художественный очерк, эпопея "Историческое развитие эпических жанров привело к возникновению трех структурных форм: малой, средней и большой. К малым формам относятся сказка, рассказ, новелла, легенда, к средним - поэма, повесть, к большим - эпопея, роман" (Н. Кравцов). "Из эпических жанров особенно распространенным в новое время является роман" (Г.Л. Абрамович). |
ЭПИЧЕСКОЕ - см. эпичность. |
ЭПИЧНОСТЬ - эстетическая категория, отражающая способ художественного мышления, который свойствен эпосу и обусловливает его событийно-повествовательную специфику. Рубрика: Эстетические категории в литературе Синоним: эпическое Антоним/коррелят: драматическое, лиризм, трагическое Прочие ассоциативные связи: эпос "Важно различать, с одной стороны, эпос, драму, лирику как литературные роды, а с другой - эпичность, драматизм, лиризм как свойства пафоса произведений" (Г.Н. Поспелов). |
ЭПОПЕЯ (от "эпос" и греч. poieo - творю) - наиболее крупный эпический жанр. Древняя эпопея (героический эпос) изображает, как правило, героическое событие, представляющее общенародный интерес. В литературе нового времени эпопеей называют роман, отличающийся особенной монументальностью: масштабностью изображаемых событий, сильно разветвленным сюжетом, множеством действующих лиц. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Эпические жанры Вид: Роман-эпопея Пример: "Махабхарата", Гомер. "Илиада", Л. Толстой. "Война и мир", Дж. Голсуорси. "Сага о Форсайтах" "...Белинский подчеркивал, при каких обстоятельствах возможно создание произведений жанра эпопеи. Прежде всего данный жанр требует наличия положительных образов, сильных и крепких характеров с их "героическими подвигами". Кроме положительного содержания, которое находит художник в изображаемой им действительности, необходимо также вполне определенное позитивное отношение автора к данному лицу: он должен утверждать эту жизнь, а не отрицать ее" (Г.Л. Абрамович). |
ЭПОС (греч. epos - слово, повествование) - один из трех литературных родов, основным признаком которого является повествование о событиях, внешних по отношению к автору. Рубрика: Роды и жанры литературы Антоним/коррелят: драма, лирика Род: Литературный род Эстетическая категория: Эпичность "В эпосе... нужен рассказчик, который невозмутимостью своего рассказа постоянно отвлекал бы от слишком большого участия к действующим лицам и направлял бы внимание слушателей на чистый результат" (Ф. Шеллинг). "Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени" (В.Е. Хализев). |
ЭССЕ (франц. essai - опыт, набросок) - прозаический жанр, сочинение небольшого объема, свободной композиции, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Используется как в художественной литературе, так и - главным образом - в литературной критике и публицистике. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Жанры критики Прочие ассоциативные связи: Дневник Пример: М. Монтень. "Опыты", Ф. Достоевский. "Дневник писателя" "Эссе возник на рубеже XVII века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии. Эссе писали А. Франс, Б. Шоу и др." (С.В. Калачева). |
ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - наука о прекрасном в обществе и природе и его роли в человеческой жизни. Рубрика: Эстетические категории в литературе Эстетическая категория: прекрасное "Эстетика - философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве" (Ю.Б. Борев). |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - см. эстетическая функция художественной литературы. |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - пробуждение и развитие эстетического чувства, умения воспринимать действительность по законам красоты, мыслить художественными образами; формирование у личности и общества эстетического идеала. Рубрика: Литература и ее функции в обществе Синоним: эстетическая роль художественной литературы, эстетическое значение художественной литературы Род: Функции художественной литературы "Значение эстетической функции литературы чрезвычайно велико: литература пробуждает в человеке художника" (Ю.Б. Борев). |
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ (франц. ideal - образец) - воплощение в художественном образе представлений о совершенной жизни и совершенном человеке. Рубрика: Эстетические категории в литературе Прочие ассоциативные связи: возвышенное, единство содержания и формы, прекрасное "Идеал эстетический применительно к литературе - это тот художественный мир, который возникает в произведении из соотнесения жизни как она есть и какой она должна быть в представлении писателя" (Н. Гей). |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: Эстетическое переживание Эстетическая категория: Красота, Прекрасное "Нет истинного творчества без мастерства, без высокой требовательности, упорства и работоспособности, без таланта, который на девять десятых состоит из труда. Однако все эти существенные и необходимые качества ничего не стоят без художественной концепции мира, без мировоззрения, вне целостной системы эстетического восприятия действительности" (Ю.Б. Борев). |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - см. эстетическая функция художественной литературы. |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ - эмоциональное состояние, возникающее у человека в процессе эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: Эстетическое восприятие "Некоторые исследователи полагают, что в процессе восприятия произведений искусства, в процессе эстетического переживания люди обретают возможность разрядить внутреннее напряжение и волнение, порожденное реальной жизнью, и хотя бы частично компенсировать монотонность повседневности" (Ю.Б. Борев). |