Наши партнеры

Live-ставки на настольный теннис

Словарь литературных терминов (в двух томах, 1925)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АПО"-"АФФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АПО"-"АФФ")

АПОЛЛОНОВСКОЕ, АПОЛЛОН

АПОЛЛОНОВСКОЕ, АПОЛЛОН - первоначально греческое, затем и римское божество. Он - покровитель искусств, особенно музыки, поэзии, больше всего лирики того ее вида, который вследствие сложности своих размеров приближается к музыке, а в древности и был расчитан на музыкальное исполнение.

Со времени Ницше, немецкого философа конца XIX века, получили особенное распространение в литературе установленные им понятия: начало Аполлоновское и Дионисовское. Последнее, как начало страсти, стихии, воли, беспредельного хаоса, неоформленного мира бессознательного, противопоставляется Аполлоновскому началу формы, меры, вступающему в свои права, когда успокаиваются страсти, стихает волнение крови, когда выступает личное сознание и смутные чаяния мира бессознательного стремятся облечься в ясные и четкие образы.

АПОЛОГ

АПОЛОГ - род литературного произведения, имеющего целью нравственное поучение, выраженное в форме сцен из животной жизни.

А. сроден животному эпосу. Разница между апологом и произведениями животного эпоса в том, что первый всегда имеет аллегорическое значение, и что за выступающими в нем животными скрываются люди, между том, как в животном эпосе первоначально человек изображал нравы, обычаи и характер животных, не стремясь ни к какой нравоучительной цели. Апологических произведений много на Востоке и Западе, но в особенности их любят на Востоке. Одним из получивших широкое распространение апологических сборников был санскритский «Панчатантра» в арабской переделке «Калила и Димна», распространившийся в Европе и породивший много апологических произведений на разных европейских языках. Одним из самых известных русских апологических сборников является переделка «Калилы и Димны» под заглавием «Стефанит и Ихнилат».

АПОЛОГИЯ

АПОЛОГИЯ - обычно означала особый род христианской богословской литературы, именно произведения, написанные с целью доказать ложь взводимых обвинений и дать защиту правоты в каком-нибудь вопросе. Так, апологии писались во время борьбы язычества с христианством, чтобы оправдать новую религию в глазах возбужденного против нее населения или преследований римских правителей и чиновников (опирающихся, напр., на противогосударственный характер христианских проповедей). Апологии направлялись и в сторону иудеев, видевших в христианстве преступную ересь и отступление от древней религии. Обращались апологии и против языческих мыслителей, выступавших с теоретическим обличением христианства. К апологии относится трактат Кирилла Александрийского, написанный в ответ на сочинение византийского императора Юлиана Отступника «Против Галилеян». Самые знаменитые христианские апологии принадлежат Тертуллиану (на рубеже II и III в.). Трактат Августина «О граде Божием» есть также апология, защищающая и оправдывающая христианское единобожие против многобожия язычества. В дальнейшем также каждый раз, как христианство подвергалось критике с какой-либо стороны, оно отвечало апологиями, например, обращенными против рационалистов, материалистов, также буддистов и течений религиозной мысли, признаваемых за еретические. Так, православие и католичество создают апологию, споря друг с другом, и оба отстаивают себя от критики и разоблачений со стороны протестанского (лютеровского) вероучения.

В нашей литературе блестящим апологетом христианства является Вл. Соловьев.

Апология может не иметь специально-богословского значения. Тогда апология означает, вообще, сочинение, возражающее на обвинение и доказывающее истинное, но мнению автора, положение какого-нибудь дела или вопроса.

Гениальна «Апология Сократа» Платона, представляющая созданную Платоном под впечатлением казни своего учителя речь последнего перед судом, доказывающую лживость взводимых на него обвинений.

АПОСИОПЕЗА

АПОСИОПЕЗА - см. фигура.

АРСИС

АРСИС (греч.) = повышение, тесис (греч.) = понижение в метрическом стихе (первоначально арсис имел обратное значение и отмечался при чтении поднятием руки). В русском стихе условимся называть арсисом места ритмического повышения в стихе. В отдельной стопо арсисом можно назвать ударную часть стопы, тесисом - неударную. Таким образом, можно принять, что существуют в русском стихе стопы, состоящие из одних тесисов (пиррахий (дибрахий), трибрахий), являющиеся или составными частями некоторых метров, или ипостасами их.

АРТИКУЛЯЦИЯ

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат.). Работа органов речи, нужная для произнесения известного звука.

АРХАИЗМ

АРХАИЗМ - старинное слово или устарелый оборот речи. Архаизмы мы находим живьем в документах и памятниках слова, составленных в любое сколько нибудь отдаленное от нас время. В поэтической речи архаизмы вводятся нередко с двоякою целью. Во первых, для выявления и усиления колорита времени, если действие поэтического произведения происходит в более или менее отдаленном прошлом, когда в речи жили понятия, выражения и термины, отошедшие и забытые. Таковы архаизмы, которые мы находим в разнообразных исторических повестях, романах и поэмах - скажем, в драме «Борис Годунов» Пушкина, романах его же «Арап Петра Великого» или «Капитанская дочка». Употребление архаизмов в этого рода произведениях оправдано, как один из приемов стиля, поскольку оно не режет слуха, оставляя впечатление живой речи и живого образа речи, мысли и действия людей данной эпохи. Живой архаический стиль памятников отдаленного времени приходится отличать от намеренного архаистического стиля. Последний применяется с целью намеренно написать произведение, как бы говорящее от лица живого человека данной эпохи. Великолепен умеренно-архаистический, напр., язык Гринева в «Капитанской дочке», гениально близкий и языку, и манере подлинных мемуаров эпохи. Таков же архаистический язык Островского в его «Комике XVII века» и хрониках шутках-грамотах Горбунова, у гр. Алексея Толстого в его трилогии, в анекдотах Кузьмы Пруткова и т. д. Из новейших авторов архаистических стилизаций можно назвать Бориса Садовского, удачно воспроизводившего 20-е и 30-е года XIX в., и Мережковского с его «Павлом» и «Александром Р†». У Вячеслава Иванова во многих его произведениях находим также намеренную архаизацию речи, вплоть до приближения к классическому «высокому штилю» поэтов XVIII в. и до анти-поэтической неудобопонятности. Удачно архаистичны и стилизации Ауслендера. Намеренно архаистически Ф. Соллогуб переводит в стиле русского XVII-XVIII в. „Contes drolatigues" Бальзака, также намеренно написанные, ради эффектов комичного, старо-французскою речью. Противоположностью между архаичною речью и новыми понятиями и новым содержанием жизни или противоположностью между архаичною торжественно звучащею речью и вульгарностью и пошлостью содержания вообще нередко пользуются для эффектов чисто комических в пародиях. Таков старинный герое-комический эпос, как «Война мышей и лягушек», «Энеида на изнанку», «Елисей» или «Раздраженный Вакх» (Майкова) или употребление архаического стиля «Слова о полку Игореве», в пародии Амфитеатрова о политической жизни в России в 1900-х годах, или применение архаичных языка и формы в балладе Жуковского о Смальгольмском бароне, в сатирическом стихотворении тридцатых годов, направленном против журналиста Сенковского и т. д., и т. п. Иной характер носят архаизмы в тех случаях, когда ими пользуются специально для того, чтобы придать течению речи намеренно тяжеловатый и торжественный характер. Это употребление архаизмов лежало в основе ломоносовской теории трех «штилей» - высокого, среднего и подлого. Согласно ей, в речь вводились старинные русские и особенно церковно славянские речения и обороты не только в ораторские духовные «слова», но и во всякую речь, относимую к условным «высоким» предметам, - царская и всякая власть, отвлеченные умозрения о Боге и душе человеческой и т. д. - Архаизмы обычно противополагаются неологизмам (см.), и злоупотребление томи и другими одинаково говорит о недостаточном художественном вкусе и развитии злоупотребляющих.

АРХИЛОХОВА СТРОФА

АРХИЛОХОВА СТРОФА - древне-классическая строфа. Различаются четыре вида Архилоховой строфы.

I вид. Строфа имеет четыре стиха, из которых первый и третий - гекзаметры; второй и четвертый представляют собой особый вид стиха (архилохов стих малый).

Схема:

1. -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣

-́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣̲

2. -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́

3. -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣

-́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣̲

4. -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́

II вид (ямбэлег). Строфа имеет два стиха, из которых первый - гекзаметр, второй - ямбэлег.

1. -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣

-́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣

2. ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣ -́ | |

-́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́

III вид (элегиямб). Строфа имеет два стиха, из которых первый - сонарет, второй - элегиямб.

1. ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣

-́ ⌣ -́

2. -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́ | |

⌣ -́ ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣ -́

IV вид (большой). Строфа имеет четыре стиха, из которых первый и третий, так называемый большой архилохов стих; второй и четвертый - ямбический триметр.

1. -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́ | | ⌣ ⌣

-́ ⌣ ⌣ | | -́ ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣

2. ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣ | | -́ ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣

3. -́ ⌣ ⌣ -́ ⌣ ⌣ -́ | | ⌣ ⌣

-́ ⌣ ⌣ | | -́ ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣

4. ⌣ -́ ⌣ -́ ⌣ | | -́ ⌣ -́

⌣ -́ ⌣

Большое количество примеров архилоховой строфы можно найти у Горация.

АРХИТЕКТОНИКА

АРХИТЕКТОНИКА (в литературе) - общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе (см. «композиция»), но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они соответственно имеют в архитектуре и в живописи, т. е. в искусствах, откуда эти понятия условно перенесены в литературу. Под композицей в живописи (а отсюда с необходимыми модификациями и в литературе) понимается распределение фигур, выбор положения, «драпировок» и т. п.; вообще «композиционное» изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно.

Эти детали сами по себе в архитектонике не имеют такого значения. Перенесенное в литературу из архитектуры, которая по самому своему существу требует строжайшего внимания, прежде всего, к соотношению частей (даже безотносительно к их внутреннему значению), - ибо в противном случае построение окажется зыбким, - понятие «архитектоники» и в литературе сохраняет это значение. Явственнее всего архитектоника литературного произведения проявляется в его сюжете к фабуле (см. сюжет). Прочность повествовательной ткани произведения сюжета - и ясность выписываемого на ней узора-фабулы - свидетельствуют об архитектонической «слаженности» произведения. Так, несмотря на кажущуюся «громоздкость», лучшие творения Достоевского со стороны архитектоники безупречны. Многочисленные персонажи его романов «установлены» так крепко, фабула выписана так остро, что отдельные моменты оказываются прочно соединенными и взаимно необходимыми. Одним из внешних проявлений архитектоники произведения можно считать разбивку произведения на главы, действия и т. п. Архитектоническая связь между главами обычно устанавливается тем, что новая глава вводит какой-нибудь новый член сюжетной установки или вплетает какую-нибудь новую петлю в фабулаторный узор. Но порой разбивка на главы произведения обнаруживает свой архитектонический смысл иным путем. Так, например, «Сорочинская ярмарка» Гоголя состоит из 13 (тринадцати) глав; несомненно, конечно, что прочность их соподчинения и архитектоника произведения в целом наравне с другими моментами объясняется значением 13, как «чортова числа», т.-е. обусловлено общей установкой произведения на вмешательстве мнимого чорта.

АСИНДЕТОН

АСИНДЕТОН см. фигура.

АСПИРАТЫ

АСПИРАТЫ (латин. aspirare «придыхать»). То же, что придыхательные согласные.

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. «уподобление»). По отношению к звукам речи - уподобление одних звуков другим, соседним или близким к ним в речи, состоящее в изменении артикуляции одних звуков применительно к другим. А. вызывается тем, что представление следующего звука получается прежде, чем произнесен предыдущий звук или, наоборот, представление 1-го звука не прекращается к началу произнесения 2-го; в обоих случаях сокращается мускульная работа, потребная для произнесения разнородных звуков. А. бывает регрессивная если изменению подвергается 1-й из двух соседних или близко следующих один за другим звуков, и прогрессивная, если изменению подвергается 2-й из них, а также полная, если изменившийся звук стал тождествен с тем, под влиянием которого произошла А., и неполная, если он только приближается к последнему. Полная регрессивная А. является, напр., в таких случаях, как 1. областное русское изменение бм, дн в мм, нн: омман, бенный; 2. ассимилятивное аканье в некоторых средневеликорусских говорах с изменением безударного е в а (я) перед слогом с ударяемым а при отсутствии такого изменения перед слогом с другими гласными: вялят, но велеть. Из случаев неполной (частью полной) регрессивной А. отметим: 1. изменение звонких в глухие перед глухими и наоборот: ножка произн. ношка), просьба (произн. прозьба); 2. изменение твердых согласных в мягкие и наоборот: снять (с мягко, но раньше было твердым), любезный (з твердо; раньше было мягким); 3. смягчение согласных перед мягкими гласными э, и: день, иди (раньше согласные в этом положении не были мягки); 4. изменение и в ы после твердых согласных: в избу (произн. в ызбу) и др. Прогрессивная А. реже. Сюда относится, напр., великорусское диалектическое изменение к твердого в к мягкое после й и мягких согласных: хозяйкя, гуськём и др., ср. нем. mich, где ch мягче, чем в doch.

АССОНАНС

АССОНАНС - повторение одинаковых гласных. Ассонанс преследует те же цели, что и аллитерация (см. это слово), и является подобно последней, часто при том сочетаясь с ней, могучим средством выразительности поэтического языка. Примером замечательного употребления ассонанса служит следующий, отмеченный Вячеславом Ивановым, в ряду других отрывков из «Цыган» Пушкина - отрывок:

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула.

Но ты, пора любви минула

Еще быстрее; только год

Меня любила Мариула, -

Однажды, близ Кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали

и т. д.

Во всем этом отрывке звучит «у», придавая стиху унылую напевность.

Но гармонизацией, конечно, не исчерпывается значение ассонанса. Умелое расположение ассонансов, подобно аллитерации, выдвигает и объединяет отдельные слова или их группы. И с этой стороны ассонанс еще более, чем аллитерация, может усилить смысловое или чисто звучальное значение слова. С другой стороны ассонанс становится порой важным ритмическим моментом (см. ритм). Так, в силлабическом стихосложении (см. стихосложение), где число гласных имеет основное значение, ассонансы подчеркивают ритм, закрепляя его рисунок.

При характеристике ассонансов следует принимать во внимание различную долготу разных гласных, от которых ассонансы получают своеобразную окраску. Надо, однако, иметь в виду, что чисто эмоциональное воздействие известного звука не является чем-то постоянно присущим ему, а зависит от его окружения. Так, ассонанс на «у» не всегда будет иметь унылую напевность, как в приведенном примере из «Цыган».

Встречаясь в краесозвучии, ассонанс представляет разновидность приблизительной рифмы, например, сочетания: «поезд» и «пояс» или (вместе с аллитерацией) «синими» и «имени» - в этом примере ассонирует «и», аллитерируют «н» и «м». Такого рода приблизительные созвучия весьма распространены в современной поэзии и вытесняют точную рифму. Этот процесс внешне ознаменовывает ту настроенность, которая царит в разорванной душе современных поэтов и которая мешает им пользоваться таким средством полной гармонизации стиха, как рифма.

АТОНИЧЕСКИЕ СЛОВА

АТОНИЧЕСКИЕ СЛОВА. Атоническими называются (В. Брюсов «Наука о стихе») такие односложные, а порой и двухсложные слова в стихе, которые, примыкая к последующему или предыдущему слову, теряют свое ударение. Напр., в стихе Лермонтова:

«Но для чего живу, страдая...»

атоническими являются слова - «но» и «для». Порой слова, которые в одном стихотворении (или вообще) являются атоническими, в другом, соответственно замыслу его, - звучат особенно сильно. Таково, напр., звучание «не» в Лермонтовском «Я, матерь божия, ныне с молитвою». По своей внутренней композиции это стихотворение интересно тем, что построено оно на «затушеванной» контрастности. В начале стихотворения поэт, обращаясь к матери божией, говорит, что он просит не за себя, а за «деву невинную»; конкретизируя, однако, в дальнейшем просьбу за деву, он с несомненностью обнаруживает, что все просимое для девы есть просьба лишь для себя. В связи с этим и бросается в глаза значение «не» в следующей просьбе «за деву».

«Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную...».

Для создания необходимой по замыслу стихотворения контрастности, «не» выдвинуто здесь постановкой его в качестве первого ударного слога стопы, и к тому же еще в двух случаях первой стопы - такого длительного метра, как дактиль.

АТТРАКЦИЯ

АТТРАКЦИЯ - (Attractio - притягивание) - это оборот, грамматически выражающийся в отсутствии синтаксической связи между двумя членами предложения. Примеры аттракции: «убит ногами слонами», «обносили чашей зеленым вином» вместо - убит ногами слонов, обносили чашей зеленого вина. Аттракция восходит к эпохе господства в языке паратактического строя. Существенная особенность этого строя состояла в том, что подлежащее не допускало при себе развития никаких других членов, кроме приложения и аттрибутивного прилагательного в нечленной форме; приименный родительный падеж в старославянском и старорусском языках был невозможен. Нельзя было сказать церковь Спаса, а церковь Спас. Сказуемое могло развивать в себе только дополнения в одном падеже; нельзя было сказать - видели меня идущим, - а видеста мя идуща и т. д.

Это отсутствие синтаксической перспективы можно сравнить с таким же отсутствием перспективы в древне русской живописи. При дальнейшем развитии языка и гипотактическом направлении, противоположном паратактическому, аттракция удержалась в эпитетах. Определяемое слово могло принимать формы разных падежей, а сложный эпитет продолжал оставаться в именительном. В современном языке аттракция ослабляется при посредстве предлогов: у меня в квартире (в моей квартире) и т. д.

АТТРИБУТ

АТТРИБУТ (латинск.; от глаг. attribuo «приписываю»). Граммат. термин. То же, что определение.

АТТРИБУТИВНЫЙ

АТТРИБУТИВНЫЙ. Употребляющийся, как аттрибут (см.), напр. А. согласование прилагательных (добрый человек, белая бумага, на синем небе), в отличие от предикативного (погода хорошая, брат болен, лебеди белы), или А. формы прилагательных, т.-е. полные (белый, добрая, злое, больные) в отличие от предикативных, т. е. кратких (бел, добра, больны).

АФОРИЗМ

АФОРИЗМ - изречение в сжатой форме, выражающее какую-нибудь мысль. Афористическая манера писания и речи означает сжатый, отрывистый способ выражения. Когда то славились своим афоризмами «Разговор Соломона с Морольфом» на Западе и «Моление Даниила Заточника» у нас. В новое время замечательны своими афоризмами Ларошфуко, Шопенгауэр, Гете. В новейшее время крупнейшим мастером афоризма был Ницше. Среди наших писателей художников многие отличались большим даром афоризмов. Так, в изобилии А. рассыпаны в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Из лирических поэтов А. б. м. особенно характерны для речи Баратынского, выделяющейся, вообще, необычайной сжатостью и силой. Например, «Предрассудок! Он обломок давней правды»; «Альбом походит на кладбище - для всех открытое жилище. Он также множеством имен самолюбиво испещрен»; «Как Магдалина плачешь ты, и как русалка ты хохочешь». Превосходны и своеобразны афоризмы Жуковского: «Жизнь и поэзия - одно»; «Для сердца прошедшее вечно»; «Все в жизни к великому средство»; «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были»; «Былое сбудется опять»; «И лишь молчание понятно говорит». У других наших поэтов также встречается не мало афоризмов, напр., у Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь»; «Вечная жизнь кругом объята снами». Популярны афоризмы Пушкина: «Любви все возрасты покорны»; «Привычка свыше нам дана, замена счастию она» и мн. др.

Из наших беллетристов блестящие и глубокие А. дали, напр., Достоевский, Тургенев, Чехов. Многие из их афоризмов часто приводятся в жизни и литературе.

АФФИКС

АФФИКС (лат.). Часть слова, имеющая формальное значение, т.е. вносящая то или другое частичное изменение в значение основы (см.) слова. А. делятся на суффиксы (см.), префиксы (см.) и инфиксы (см.). В русском яз. наиболее употребительны суффиксы, а префиксы и инфиксы встречаются чрезвычайно редко.

АФФРИКАТЫ

АФФРИКАТЫ (от лат. ad «к, при» и fricare «тереть»). Согласные звуки, представляющие слитное сочетание взрывного согласного звука с фрикативным того же места образования (т.-е. образуемого с помощью тех же органов произношения). В русском яз. к А. принадлежат звуки ц и ч и соответствующие звонкие аффрикаты, для которых в русском алфавите нет особых букв (наприм., в таких сочетаниях, как отец болен, дочь больна).

Предыдущая страница Следующая страница