Словарь литературных терминов (в двух томах, 1925)
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УДАРЕНИЕ

УДАРЕНИЕ. Усиление голоса или повышение тона на одном слоге сравнительно с другими слогами того же слова или целого словосочетания. См. Выдыхательное у.

УНАНИМИЗМ

УНАНИМИЗМ - течение художественной мысли современной Франции - безусловно является крупнейшим явлением французской литературы наших дней. Зародившись до мировой войны - в произведениях глубоких поэтов-постсимволистов Жоржа Дюамеля, Жюля Ромэна и Шарля Вильдрака, - унанимизм за период с четырнадцатого по восемнадцатый год оформился, окреп и развился ныне в одно из руководящих литературных направлений. Мировая война для указанных поэтов - вождей унанимизма - была тем тяжким, но необходимым испытанием, каким явилась и для руководителей германского эксппрессионизма, родственного по духу унанимизму. Правда, еще до этого испытания поэты-унанимисты изжили скепсис и преодолели душевную усталость, под знаком которой протекало развитие французской литературы в душные годы, предшествующие войне. Правда, они еще до четырнадцатого года убереглись от эстетства с его экзотикой, пассеизма и прельстительной меланхолии Ренье - вместе с Франсом - крупнейшим мастером французского художественного слова в эпоху омертвения чистого символизма. Правда, во всем том, что уже дали десять лет назад названные нами мастера унанимизма, достаточно четко наметилось художественное «верую» нового направления, и уже тогда критика отмечала значительность дарований каждого из них. Но лишь за время войны окончательно откристаллизовались основные принципы художественного миросозерцания целой группы писателей (среди которых, помимо указанных, следует назвать Ренэ Аркос, Ж. Блок, А. Мерсеро и др.), направляющей в настоящее время унанимизм.

Главнейшим из этих принципов является признание гармонического лада во вселенной и требование такого же строя в социальных отношениях. Для унанимизма социальный организм - часть великого и объемлющего целого - космоса, чье бытие определяется законами, воплощающими идею мировой гармонии. Из такой посылки рождается ряд определяющих унанимизм моментов. Первый из них - приятие жизни во всем ее великом многообразии, со всеми страданиями и болью, вера в оправданность жизни судом томящегося и ищущего человеческого духа. И второй - подлинно человечная чуткость в анализе и оценке социальных отношений. Разлад этих последних, извечная борьба человека с человеком заставляет унанимизм всеми средствами художественной изобразительности вскрыть интимный, внутренний мир человека, чтобы показать всю объективную неоправданность социальных коллизий, ибо анализ intimité в человеке необходимо приводит к одному выводу: человеческая душа, освобожденная ланцетом художника от покровов, таит неиссякаемую жажду примирения с себе подобными; душа в тайниках своих, скрытых от поверхностного взгляда, раскрывается ласке легко и свободно и излучает ее всегда, если умело и осторожно к ней подойти - осознает себя лишь частицей социального коллектива, впаянного в мировое целое. Так. обр. тонкий психологический анализ стихов и прозы мастеров унанимизма (Ж. Ромен «Армия в городе», Дюамель, «Жизнь мучеников», «Цивилизация», «Принадлежащие миру», «Разговоры в сутолоке», «Радости и игры» и др.) корректируется основной чрезвычайно гуманной идеей о «всемирном братстве», которая отнюдь не навязывается, но властно и глубоко впечатляет в силу высокого художественного мастерства современных унанимистов.

УПРАВЛЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ. Форма словосочетания, состоящая в том, что существительное ставится в косвенном падеже (без предлога или с предлогом), обозначающем отношение этого существительного к другому слову данного словосочетания (глаголу или имени). Существительное, стоящее в таком косвенном падеже, наз. управляемым, а то слово, отношение к которому обозначается формой косвенного падежа, управляющим. У. наз. непосредственным, если существительное стоит в косвенном падеже без предлога, и посредственным, если оно стоит в косвенном падеже с предлогом.

УРБАНИСТЫ

УРБАНИСТЫ. Корнем слова урбанист является латинское слово urbs - город. Урбанистами мы называем писателей, творчество которых связано с бытом современных городов, с новой гаммой звуков, красок и линий, с ускоренным темпом городской жизни, с красотой скорости, движения, динамики. В 19 веке Россия, усадебная, деревенская, деревянная, с патриархально-натуральным хозяйством уступает место России городской, железной, каменной, промышленной. Перепись 1897 г. показала чисто американский рост промышленных центров России. Если в 1812 г. население городов составляло в нашей стране всего 1,653.000 или 4,4%, то в 1897 г. оно доходило до 16,989.000 или 13%. Выдвинулись города с миллионным населением. Начинается бегство из усадьбы в город, из деревень в промышленные центры. Еще в 1867 г. длина железных дорог достигала в России 4.700 верст, а через 40 лет эта длина увеличилась до 63.000 верст. В 1910 г. число пассажиров доходило до 191 миллиона. По железным дорогам города-спруты притягивают к себе массы людей. Карету, возок, телегу заменил паровоз, темп жизни резко изменился. Писатель горожанин, «урбанист», ощущает этот ускоренный пульс жизни и создает новые формы. Возникают рассказ, миниатюра Чехова, роман Ф. М. Достоевского, полный не статики, а динамики свободный стих, в котором сколько мыслей, столько ритмов. «Я писал свои рассказы, как репортеры пишут свои донесения на пожаре», говорил создатель рассказов «короче воробьиного носа» - А. П. Чехов.

Художник заменяет подробное описание деталей творчеством по впечатлению, выдвигая наиболее характерные черты вместо сотен деталей. Пятнадцатиминутная драма, рассказ в сто строк, роман не форм, а движений, не портретов, а переживаний, новая проза и новые стихи. Таков результат урбанизма.

«Динамопрозы», «динамостихи» - таково творчество урбанистов, создающих «заново ритма мерку». Наиболее ярким выражением урбанизма является футуризм с его красотой скорости (см. Футуризм), поэзия пролетарских поэтов с их городскими темами, с их борьбой против деревенского. В творчестве урбанистов «осталенною стала златосоломная струна». Стальные, железные, городские звуки врываются в творчество поэтов города, где «улица быстрым потоком шагов, плеч и рук и голов катится с яростным шумом к мигу безумий», где «с ропотом, грохотом, топотом проносятся лиц вереницы». В творчестве урбанистов ярко выступают кричащие социальные противоречия. Эти противоречия выражает новая речь, телеграфный стиль эпохи. «Шумы, шумики и шумища» заставляют писателя вырабатывать особый кричащий, лаконичный, гиперболический стиль.

О, есть ли

Глотка,

Чтоб громче вгудела

Города громче

В его гудение.

пишет-кричит один из наиболее ярких урбанистов К. Маяковский.

Лицо города было освещено уже в очерках петербургского периода у Н. В. Гоголя (Портрет, Шинель, Невский проспект, Записки сумасшедшего). Темы города выдвинули в 60-е годы Помяловский, Некрасов, но истинным предтечей урбанистов в России явился Ф. М. Достоевский с его поэмами города, с его Петербургом, подвалами и чердаками столичного города. А. П. Чехов, Максим Горький, С. Юшкевич, Айзман, Шмелев, Фофанов, В. Брюсов, В. Маяковский, пролетарские поэты увековечили город. Одни увековечили город особняков и бульваров, город крайнего индивидуалиста буржуа, другие увековечили мятежный город с его революционными толпами, с его «улицей красною, улицей властною». И те, и другие внесли новую гамму звуков, новый лексикон и новое мироощущение.

УСАДЕБНИКИ

УСАДЕБНИКИ. Писателями усадебниками мы называем тех певцов «дворянских гнезд», которые родились и выросли под сенью родовых, наследственных лип, усвоили с детства дворянскую культуру с ее эстетикой, с ее кодексом чести, срослись с определенными формами усадебного быта, бессознательно заражены интересами помещичьего слоя, всем существом своим полюбили поэзию запущенных парков и вишневых садов, поэзию охоты, уженья рыбы, прониклись медленным темпом сонной и праздной усадебной старосветской жизни, существуют в своих Обломовках, «философствуя сквозь сон», и заполняя досуг художественным творчеством, кровно связанным с наследственной усадьбой и фамильными родовыми воспоминаниями. Начиная от певца Фелицы Державина и кончая поэтом-эмигрантом Ив. Буниным, русская литература выдвинула целую блестящую плеяду писателей-усадебников: Державина, Жуковского, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Григоровича, Л. Толстого, Фета, Терпигорева-Атаву, Ив. Бунина, Бор. Зайцева, Ал. Толстого. Расцвет усадьбы связан с эпохой крепостного права, когда труд 20 миллионов рабов создавал для 100 тысяч помещиков, владеющих крещеною собственностью, возможность «погружаться в искусство, науки, предаваться любви и страстям». Господствующее помещичье сословие выдвинуло из своей среды европеизированную дворянскую интеллигенцию, которая и наложила печать своего усадебного мироощущения и мировоззрения на русскую литературу от времен Екатерины II до времен падения крепостного права. После 61 года идет процесс раздробления, упадка усадьбы, усадьба переживает «оскудение», описанное Терпигоревым-Атавой, «запустение», описанное Ив. Буниным. Уход Льва Толстого из Ясной Поляны в 1910 г. символически подчеркивает гибель усадьбы. «Пора сменить хозяев в нашей стороне» - меланхолически пишет Ив. Бунин. Вместе с раздоблением усадьбы дворянский быт с его пирами, выездами, охотами мельчает. «Быт дворянский начинает походить на быт мещанский». Усадебники начинают уступать место «урбанистам» (см. «урбанизм». Ив. Бунин, Бор. Зайцев, Ал. Толстой, Н. Гумилев являются последними могиканами усадебного мира. Жизнерадостное, мажорное, эллинское настроение Ал. Пушкина уступает место меланхолической грусти, покаянию и минору. Эпопея дворянских родов у Льва Толстогоуступает место маленькой поэме запустения у Ив. Бунина, рассказу-анекдоту о старомодных одичавших поволжанах-помещиках Ал. Толстого, нежной и скорбной элегии о бездомных скитальцах, мистиках, оторванных от почвы, от разоренных усадеб и мечтающих о «дальнем крае» у Бор. Зайцева.

Усадебники «ненавидят неволю душных городов», Лев Толстой, из 82 лет своей жизни проведший около 75 лет в Ясной Поляне, не выносил городской сутолоки, ускоренного темпа городской жизни, где час пролетает, как одна минута. «В городе я невменяем» - жаловался автор «Анны Карениной». Таким же невменяемым становился и его Левин в городе. Усадебный ход жизни приучает нервную организацию к замедленному темпу. В гончаровской Обломовке все сулит «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную, смерть. Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Как все сонно, все тихо в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок...». Когда Лаврецкий, герой «Дворянского гнезда» вернулся из европейских столиц, где жизнь неслась и грохотала, в свое наследственное поместье, «он погрузился в какое-то мирное оцепенение, из которого не выходил целый день...». Бездейственная тишь охватила его. Он точно опустился на самое дно реки; «он сидел под окном, не шевелился и как бы прислушивался к течению тихой жизни, которая его окружала, к редким звукам деревенской тишины». Усадебный уклад, усадебный темп жизни, устойчивая кристализировавшаяся жизнь в мирных уголках, где «привычка свыше нам дана», определяют содержание, сюжет и композицию, ритмы, краски и звукопись и характеры героев усадебных произведений. До 70-х годов в центре роман - семейная хроника, роман - эпопея старинных родов. События медленно развертываются в хронологической последовательности. На фоне вишневого сада, запущенных парков, дряхлеющей усадьбы увековечена с необычайными подробностями статика усадебной жизни с благоуханным пейзажем, с галлереей фамильных портретов, с праздничными описаниями охот, пышных выездов, съездов гостей, родных и соседей, с описанием долгих путешествий в старомодной карете или возке, с рассказами бабушек, тетушек, дядюшек, со сказками старой, дряхлой няни... и наставлениями гувернеров и дядек. С упадком усадьбы мельчает быт, пышный праздник уступает место серым, скучным будням в полуразрушенной заложеннойусадьбе, где доживают свой век помещики байбаки и старые слуги, «забытые Фирсы».

Я камин затоплю,

Буду пить.

Хорошо бы собаку купить...

хандрит тоскующий в усадьбе помещик.

Сыграем в дурачки,

Пораньше ляжем спать...

Каких уж тут депеш!..

говорит старый барин своему старому дворовому у Ив. Бунина. Полнокровную, красочную жизнь, увековеченную в эпопее, заменяет мистическая греза о дальнем крае.

Революция 1905 года нанесла тяжелый удар усадьбе. Революция 1917-22 г.г. перенесла усадьбу и усадебный мир в область истории. Вместе с гибелью усадьбы исчезает фундамент для усадебного творчества.

УСКОРЕНИЕ

УСКОРЕНИЕ - см. Пиррихий.

УТОПИЯ

УТОПИЯ, собственно заглавие знаменитого произведения Т. Мора (XVI в.). Обычно утопией называли попытку нарисовать будущее общество на основе критики реальных социально-политических отношений. Подобного рода произведения появлялись уже в древности, напр., «Республика» (или «Государство») Платона, служившая долго образцом, и продолжают появляться до нашего времени, напр., «Вести ниоткуда» В. Морриса и «Будущий век» Беллами (в конце XIX в.) и позднейшие, как, напр., роман Уэллса и у нас за последние годы: «Красная звезда», «Инженер Мени» Богданова. Из других У., имевших значение в литературе, следует назвать «Город солнца», Кампанеллы (начало XVII в.), «Телемак» Фенелона (конец XVII в.), «Базилиада» Морелли (середина XVIII в.), «Икария» Кабе (середина XIX в.). Представляя фантазии на социально-политические темы, У. имеет характер полубеллетристический, полунаучный. Одни У. ближе к фантастическому повествованию, другие почти совсем трактаты. Некоторые У. обладают несомненными художественными достоинствами, напр., у Фенелона, Морриса, Уэллса, Лассвица. У. часто содержатся в многочисленных, особенно в конце XVIII в. и начале XIX в., литературных произведениях, идеализирующих быт дикарей, жизнь близкую к природе, и вообще в фантастических произведениях, напр., у Жюля Верна.

Предыдущая страница Следующая страница