Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "А" (часть 3, "АНА"-"АРЗ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АНА"-"АРЗ")

АНАНЬЕВ

АНА́НЬЕВ Анатолий Андреевич (1925, Джамбул (Аул- Ата), Казахстан - 2001, Москва), русский прозаик.

А. А. Ананьев

А. А. Ананьев

Детские годы провёл на Южном Урале. Отец его был дважды раскулачен. Ананьев - участник Великой Отечественной войны. Многие произведения писателя, как отмечали критики, содержат черты автобиографизма. Демобилизовавшись из армии в 1946 г., Ананьев закончил сельскохозяйственный ин-т, работал агрономом в колхозе. Затем стал журналистом, учился на филологическом ф-те Алма-Атинского ун-та, публиковал первые очерки, рассказы, книгу стихотворений «Верный путь» (1956). Первая книга прозы - «Верненские рассказы» (1958) посвящена событиям Гражданской войны. В 1967 г. писатель переехал в Москву, где занимал различные административные и общественные посты. В 1973 г. стал главным редактором журнала «Октябрь», на страницах которого публиковалась «возвращённая литература». В 1989 г. был написан роман о современности - «Скрижали и колокола». В романах цикла «Лики бессмертной власти» - «Царь Иоанн Грозный» (1992) и «Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загадка России» (т. 1 - 1994-98, т. 2 - 1999) - Ананьев обращается к рус. истории. Ананьев, как и Ю. В. Бондарев, Г. Я. Бакланов, В. О. Богомолов, является зачинателем т. н. «окопной прозы». Роман «Танки идут ромбом» (1963) - одно из значительных произведений о Великой Отечественной войне. Это первый роман писателя, принесший ему всесоюзную известность. Отличительная особенность романа, как и всей прозы Ананьева, - психологизм, подробное изображение внутреннего мира человека. В произведении прослеживается ориентация на повествовательные традиции Л. Н. Толстого, на аналитическое начало его прозы в описании иной художественной реальности. В романе наметились основные идейные и стилевые доминанты, которые разовьются в дальнейшем в романах «Межа» (1969), «Вёрсты любви» (1970), «Годы без войны» (1973-83, опубл. 1975-85).

АНАПЕСТ

АНА́ПЕСТ (греч. anapaistos - отражённый назад), 1) тип стопы в силлабометрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний - долгий, остальные - короткие.

2) Тип силлаботонического метра. В стопах этого метра - по три слога, последний из которых - ударный. Русские образы анапеста - «На заре ты её не буди…» А. А. Фета и «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова.

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

(А. А. Фет, «На заре…»)

АНАФОРА

АНА́ФОРА (греч. anaphora - вынесение; русский термин - единоначатие), стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.

Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьёв поединок.

(Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»)

Анафора, как и многосоюзие, с которым она иногда смыкается, имеет не только интонационную, но и смысловую функцию: либо воплощает образные антитезы, либо порождает у читателя образ многосторонней, но цельной реальности.

АНАХРОНИЗМ

АНАХРОНИ́ЗМ (от греч. anachronismos, ana - обратно, против, chronos - время), несоответствие какой-либо детали, реплики, героя, сюжетной линии произведения тому времени, в котором происходит действие. Может быть как ошибочным, так и условным (напр., античные герои драм в европейском классицизме).

АНДЕРСЕН

А́НДЕРСЕН (andersen) Ханс Кристиан (1805, Оденсе - 1875, Копенгаген), датский сказочник, романист, поэт и драматург.

Х. К. Андерсен

Х. К. Андерсен

Сын сапожника и прачки, учился в школе для бедных, сочинять начал с детства. В 1822 г. опубл. сборник пьес, привлёкший внимание критиков. Благодаря поддержке дирекции Королевского театра получил возможность учиться в гимназии. В 1829 г. опубл. путевые заметки «Прогулка от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» и в дальнейшем писал увлекательные путевые зарисовки о Германии, Италии и др. странах (описания действительности в них переплетаются с авторскими фантазиями, дневниковые записи сменяются сказками и стихами). В 1833 г. в Риме Андерсен приступает к созданию романа о художнике «Импровизатор» (1835). В романах «Только скрипач» (1837) и «Счастливчик Пер» (1871) он развивает тему творчества. В центре каждого из них трудная, подчас трагическая судьба гения, пробивающего себе дорогу к славе. Главный вклад Андерсена в датскую драматургию - романтическая драма «Мулат» (1840) о равенстве всех людей, независимо от расовой принадлежности. В сказочных комедиях «Дороже жемчуга и злата» (1849), «Оле-Лукойе» (1850), «Бузинная матушка» (1851) и др. Андерсен воплощает народные идеалы добра и справедливости. Венец творчества Андерсена - его сказки и истории. Андерсен стал создателем жанра литературной сказки в Дании. Сначала он лишь слегка обрабатывал известные народные сюжеты, приближая их к реальности, но вскоре начал сочинять оригинальные сказки. Андерсен наследует наивный оптимизм старых сказок: он возлагает надежды на доброго Бога, на торжество справедливости, божественного начала в нас самих. Уже ранние сказки свидетельствуют о способности писателя проникнуть в мир детских представлений. В более поздних, сохраняя детскую непосредственность мироощущения, он стремится выразить «взрослую» идею. За простым, псевдодетским стилем повествования скрываются ирония и серьёзность. Сказки Андерсена воспевают материнскую жертвенность («История одной матери»), подвиг любви («Русалочка»), силу искусства («Соловей»), тернистый путь познания («Колокол»), торжество искреннего чувства над холодным и злым разумом («Снежная королева»). Часто в сказках звучат сатирические мотивы: высмеиваются высокомерие и гордыня, самодовольство и лицемерие, эгоизм и корысть («Счастливое семейство», «Гречиха», «Свинья-копилка» и др.). Многие сказки автобиографичны. В «Гадком утёнке» Андерсен описывает собственный путь к славе. Всего с 1835 по 1872 г. писатель выпустил 24 сборника сказок и историй. Комментарием к творчеству Андерсена могут служить его автобиографии: первая, написанная ещё в 1832 г., опубл. в 1926 г. под названием «Книга жизни»; автобиографию «Сказка моей жизни без вымысла» Андерсен издал в 1847 г. в Германии (легла в основу датского издания «Сказка моей жизни», 1855).

Иллюстрация к сказке «Дюймовочка». Художники Е. Лопатина, Л. Короев. 1990-е гг.

Иллюстрация к сказке «Дюймовочка». Художники Е. Лопатина, Л. Короев. 1990-е гг.

В России интерес к творчеству Андерсена возник в сер. 1840-х гг. после перевода на рус. язык его сказок и романа «Импровизатор». В. Г. Белинский рекомендовал этот роман для чтения юношеству. На сказки Андерсена в 1858 г. положительно откликнулся Н. А. Добролюбов, творчество писателя высоко ценил Л. Н. Толстой (обработавший и включивший в свою «Азбуку» сказку «Новый наряд короля»).

АНДРЕЕВ

АНДРЕ́ЕВ Леонид Николаевич (1871, Орёл - 1919, д. Нейвала, близ Мустамяки, Финляндия, похоронен в Ваммельсу, перезахоронен в 1956 в Ленинграде), русский писатель.

Л. Н. Андреев. Портрет работы И. Репина. 1905 г.

Л. Н. Андреев. Портрет работы И. Репина. 1905 г.

Родился в семье землемера. В 1891 г. поступил на юридический ф-т Петербургского ун-та; в 1893 г., отчисленный «за невзнос платы за ученье», перевёлся на аналогичный ф-т Московского ун-та, который окончил в 1897 г. Восторженно приняв Февральскую революцию, сразу после Октябрьской революции эмигрировал (1917). Печатался с 1892 г. Ранние реалистические рассказы писателя, близкого в те годы к кругу М. Горького, проникнуты духом демократизма, социального сострадания «маленькому человеку» («Баргамот и Гараська», 1898), обличают жестокость и лицемерие буржуазного общества («Город», 1902; «Призраки», 1904). В то же время, сочувствуя революционерам, отмечая их душевную чистоту и нравственную силу («Рассказ о семи повешенных», 1908), писатель изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906). Характерный для умонастроений российского общества нач. 20 в. кризис религиозного сознания убедительно показан Андреевым в рассказе «Жизнь Василия Фивейского» (1904), безумие и ужас войны - в не лишённой гротеска повести «Красный смех» (1905). Бытовые драмы, повествующие о всесильной, засасывающей пошлости повседневного бытия, убивающего высокие идеалы юных («Дни нашей жизни», 1908 и др.), разлагающего нравственные устои («Анфиса», 1909; «Профессор Сторицын», 1913), соседствуют в творчестве Андреева с философско-аллегорической трагедией «Жизнь человека» (1907), драмой «Анатэма» (1908), где говорится о непознаваемости мира и бессилии в нём добра, повестью «Иуда Искариот и другие» (1907), в которой не только толпа, глумящаяся над Христом, но и его ученики предстают трусливыми обывателями. Разочарование и скепсис - основная тональность зрелого и позднего творчества Андреева (повесть «Тьма», 1907; драма «Царь Голод», 1908; цикл рассказов «Мои анекдоты», 1915; незавершённый философско-этический роман «Дневник Сатаны», опубл. в 1921). Среди других произведений Андреева - роман «Сашка Жегулёв» (1911), посв. типичному для России рубежа 19-20 вв. образу вольнолюбивого и самоотверженного интеллигента-одиночки, неизбежно гибнущего в неравной и обречённой борьбе с несправедливостью мира; публицистические и литературно-критические труды.

АНЕКДОТ

АНЕКДО́Т (греч. anekdotos - неопубликованный рассказ), комический жанр; лаконичный рассказ с занимательным сюжетом, представляющим жизненную ситуацию, попав в которую его герой проявляет находчивость или демонстрирует остроумие. Часто героями анекдотов становились реальные исторические лица. Композиционной особенностью анекдота является «пуант» - неожиданная развязка, преображающая смысл истории. Сюжеты нередко выражены в диалогах персонажей, и «пуантом» анекдота, как правило, является остроумная реплика одного из них, словесный каламбур: Когда после графа Ростопчина сделали генерал-губернатором Москвы графа Александра Петровича Тормасова, граф Ростопчин сказал: «Москву подтормозили! Видно, прытко шла!» Граф Тормасов, услыхав об этом каламбуре, отвечал: «Ничуть не прытко: она, напротив, была совсем растоптана!» (М. А. Дмитриев, «Мелочи из запаса моей памяти»).

В России сборники анекдотов издавались с конца 18 в., а в 19 в., когда многие авторы стали коллекционировать и записывать услышанные истории («Table-talk» А. С. Пушкина, «Анекдоты» Н. В. Кукольника), распространился жанр «литературного анекдота».

АНЖАНБЕМАН

АНЖАНБЕМА́Н (франц. enjambement - перенос), приём рассогласования ритмически обособленного и синтаксически законченного речевых отрезков в стихотворном тексте. Для концов фраз характерен интонационный «спад», поэтому в тех случаях, когда фраза оканчивается прежде, чем кончится стих, и начинается другая фраза, привычный «спад» в конце стиха сменяется «подъёмом». Приём вызывает у читателя ощущение неправильного интонирования, затрудняет чтение, напрягает внимание. Зная об этих свойствах приёма, поэты используют его, чтобы передать напряжённость в эпическом сюжете или в речи лирического героя, отражающей его переживания:

О чём же думал он? о том,

Что был он беден, [что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь] <…>

(А. С. Пушкин, «Медный всадник»)

АННЕНСКИЙ

А́ННЕНСКИЙ Иннокентий Фёдорович (1855, Омск - 1909, Санкт-Петербург, похоронен в Царском Селе), русский поэт, критик, драматург, переводчик, педагог. В 1879 г. окончил историко-филологический ф-т Петербургского ун-та, во время учёбы начал писать стихи, но затем бросил и увлёкся филологией, знал 14 языков. Всю жизнь занимался педагогической деятельностью, преподавал классические языки (латинский и греческий) в гимназиях и высших учебных заведениях. В 1896-1905 гг. возглавлял Николаевскую гимназию в Царском Селе (среди его учеников был будущий поэт Н. С. Гумилёв), позднее служил инспектором Петербургского учебного округа. Как поэт дебютировал в 1904 г. сборником «Тихие песни», изданным под псевдонимом «Никт. Т-о», который восходит к имени Никто (так назвался Одиссей циклопу Полифему в «Одиссее» Гомера). Сборник был составлен из оригинальных стихотворений и из переводов (из Горация, Г. Лонгфелло, Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др.). Книга была замечена критикой и читателями-литераторами, но оценена достаточно прохладно. Открытие Анненского как поэта произошло только после смерти, когда была издана книга стихотворений «Кипарисовый ларец» (1910).

И. Ф. Анненский. Портрет работы А. Бенуа. 1909 г.

И. Ф. Анненский. Портрет работы А. Бенуа. 1909 г.

Лирика Анненского тематически связана одновременно с традициями гражданской поэзии 19 в. (мотивы вины лирического героя-интеллигента перед народом и т. д.) и с декадентскими настроениями (мотивы невыносимой скуки бытия, тоски, абсурдности существования, трагической отчуждённости между людьми). В поэзии прослеживается воздействие поэтики и образного строя лириков 19 в., в частности Е. А. Баратынского (неожиданное развёртывание приёма олицетворения, соединение конкретного начала с отвлечённо-философским), Н. А. Некрасова и К. К. Случевского (прозаизация стиха, установка на бытописание, метрико-ритмические эксперименты), А. А. Фета (поэтика намёка, импрессионистичность). Зашифрованность образа, приверженность к сложным, «непрозрачным» метафорам роднит поэзию Анненского с поэзией символистов. Сочетание отчётливой предметности, вещественности с ассоциативностью, подчёркнуто условной иносказательности с поэтикой конкретного и повседневного составляет своеобразие творческого наследия поэта.

Литературно-критическая проза Анненского представлена сборником «Книга отражений» (1906) и «Вторая книга отражений» (1909). В центре внимания автора - произведения М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева. Анненского-критика отличает установка на вчувствование в анализируемый текст, его «достраивание» и развитие его поэтики в критической статье. Вследствие этого критические эссе Анненского приобретают черты художественного произведения.

Признание получили переводы всех трагедий Еврипида, переиздающиеся и в настоящее время. Анненский также создал четыре оригинальные драмы на сюжеты из греческой мифологии и древности, сочетающие античные черты с мифопоэтическими элементами, свойственными античной драматургии: «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906), «Фамира-кифарэд» (закончена в 1906, опубл. посмертно в 1913).

Поэты-акмеисты Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам провозгласили Анненского своим предшественником и предтечей.

АННОТАЦИЯ

АННОТА́ЦИЯ (от лат. annotatio - замечание), краткая характеристика книги, статьи, художественного произведения, включающая сведения о содержании, авторе, условиях создания, оценку произведения и т. д. Обычно печатается в книге, предшествуя основному тексту, часто вносится в библиографические сведения.

АНОНИМ

АНОНИ́М (греч. anonymos - безымянный), автор, чьё произведение опубликовано без указания его имени или псевдонима, или само произведение. В древнерусской литературе большинство текстов - анонимы. В Новое время анонимы - «Мысли» Б. Паскаля, «Максимы» Ф. де Ларошфуко, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

АНТИГЕРОЙ

АНТИГЕРО́Й тип литературного героя, подчёркнуто лишённого героических, а зачастую и каких-либо положительных черт, но в то же время являющегося средоточием нравственно-философской проблематики художественного произведения, занимающего центральное место в сюжете и даже выступающего в некоторой степени доверенным лицом автора. Таков подпольный парадоксалист из повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» (1864), где впервые появилось слово «антигерой». Раздавленный безверием и осознанием собственного ничтожества, замурованный в склепе уязвлённого тщеславия и эгоизма, антигерой Достоевского тоскует по идеалу, но не способен к героическому преодолению угнетающей его среды и собственных пороков.

Своего рода наследниками подпольного философа, утратившими нравственные ориентиры, находящими выход из душевного тупика в преступлении, нигилистическом бунте против мира или самоуничтожении, являются многие персонажи литературы 20 в: доктор Керженцев из рассказа Л. Н. Андреева «Мысль», Мерсо из «Постороннего» А. Камю, убийца-мономан Герман Карлович и нимфетолюб Гумберт Гумберт - герои-повествователи романов В. В. Набокова «Отчаяние» и «Лолита», Алекс из романа Э. Бёрджесса «Заводной апельсин», морально опустошённый Зилов из драмы А. В. Вампилова «Утиная охота» и др.

АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН

АНТИНИГИЛИСТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н общее название ряда рус. общественно-политических романов, появившихся в 1860-80-х гг.: «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского (1863), «Некуда» Н. С. Лескова (1864), «Две силы» В. В. Крестовского (1874) и др. Близки к антинигилистическим романам «Обрыв» И. А. Гончарова (1869), «Новь» И. С. Тургенева (1877), «Бесы» Ф. М. Достоевского (1871). Роман «Отцы и дети» Тургенева (1861), в котором впервые употребляется слово «нигилист», по мнению некоторых критиков, антинигилистический роман, по мнению других - автор на стороне «нигилистов». Общие черты антинигилистического романа - негативное изображение молодых людей «нового поколения», интеллигентов-разночинцев, одержимых идеей изменения государственного строя, быта и нравственных устоев России.

АНТИТЕЗА

АНТИТЕ́ЗА (от греч. antithesis - противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или словесных конструкций со значением антонимов:

Ты переводчик - я читатель,

Ты усыпитель - я зеватель.

(А. А. Дельвиг, «Переводчику Вергилия»)

К словесной антитезе писатели часто обращаются в заглавиях произведений. Заглавия-антитезы регулярно использовались в русской классике 19 в. («Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова).

АНТИУТОПИЯ

АНТИУТО́ПИЯ разновидность научно-фантастической литературы, содержащая мрачный футурологический прогноз и предполагающая проецирование тенденций настоящего на ближайшее или отдалённое будущее. В отличии от утопии, антиутопия направлена на развенчание и сатирическое осмеяние социально-политических доктрин и концепций, претендующих на быстрое разрешение сложнейших проблем человеческого бытия и установление идеальной общественной системы. При этом она в равной степени противостоит уравнительно-коммунистической идеологии и элитарным теориям, иллюзиям, обожествляющим научно-технический прогресс, и призывам консерваторов к его упразднению во имя патриархальной простоты и «естественности» (так, опростившееся, идиллически-патриархальное общество, изображённое В. В. Набоковым в «Приглашении на казнь», предстаёт не менее аморальным и отталкивающе бездуховным, чем высокоорганизованные технократические цивилизации в романах Г. Уэллса («Спящий пробуждается») и О. Хаксли («О дивный новый мир»).

В основе большинства антиутопических произведений лежит философская проблема свободы и счастья, которая чаще всего находит трагическое разрешение: авторы обнажают несовместимость утопических проектов и рецептов всеобщего благоденствия с интересами отдельной личности, во имя «светлого будущего» превращающейся в винтик государственного механизма; бесконфликтной описательности и дидактизму утопий противопоставляют трагический конфликт между личностью и бесчеловечным общественным укладом, основанным на принудительном уравнивании и подчинении частного бытия интересам государства. Идея всеобщего равенства, согревавшая создателей утопий, оборачивается в антиутопии всеобщей одинаковостью и усреднённостью, а «счастье» достигается путём насильственной регламентации человеческого поведения и выхолащивания индивидуально-волевого начала.

Элементы антиутопии содержатся уже в произведениях эпохи Просвещения (в частности, в третьей книге «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта), хотя её расцвет относится к 20 в. - времени социальных катаклизмов и воплощения в жизнь самых радикальных утопических идей. Классические черты антиутопия обрела в романах Е. И. Замятина («Мы»), О. Хаксли и Дж. Оруэлла («1984»), в которых показано «идеальное» государство будущего, построенного на тотальном подавлении свободы личности и нивелировке человеческой индивидуальности.

АНТИФРАЗ

АНТИФРА́З (антифразис) (греч. antiphrasis - противоименование), употребление хвалебных слов с целью критики, наиболее распространённый вид иронии или тропа. Часто встречается в юмористической и сатирической поэзии, напр., в баснях: «Ты всё пела - это дело…» («Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова).

АНТОКОЛЬСКИЙ

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896, Санкт-Петербург - 1978, Москва), русский поэт, переводчик.

П. Г. Антокольский

П. Г. Антокольский

Родился в семье адвоката, учился на юридическом ф-те Московского ун-та, но не закончил его. Жизнь профессионального литератора, которая началась в 1920 г., прерывалась постоянными театральными выступлениями и гастрольными поездками. В книгу «Театр», вышедшую после смерти Антокольского, вошли драматические поэмы «Робеспьер и Горгона», «Франсуа Вийон», сказка «Пожар в театре» и др. Во второй пол. 1930-х гг. перевёл множество произведений азербайджанских, грузинских, болгарских, французских поэтов. Во время Великой Отечественной войны был на фронте, гибели сына посвятил поэму «Сын» (1943), которая стала выражением горя и личного, и общечеловеческого. В кон. 1940-х - нач. 1950-х гг. Антокольский подвергся ожесточённым нападкам критики и какое-то время публиковал лишь произведения, написанные ранее, переживая творческий кризис, однако вскоре вновь вернулся в большую литературу. Издал поэму «В переулке за Арбатом» (1954), сборник стихов «Мастерская» (1958), «Сила Вьетнама. Путевой журнал» (1960), «Высокое напряжение» (1962), «Четвёртое измерение» (1964), «Ночной смотр» (1974), «Конец века» (1977) и др. Антокольскому принадлежат сборник статей «Пути поэтов» (1965) и сборник рассказов «Сказки времени» (1971).

АНТОЛОГИЯ

АНТОЛО́ГИЯ (греч. anthologia - собрание цветов), сборник художественных произведений разных авторов (обычно стихотворений), построенных по жанровому, национальному или историко-литературному принципу. Старейшие дошедшие до нас антологии - собрания эпиграмм (в старинном значении - кратких стихотворений), восходящие к античным сборникам: «Палатинская антология» (составлена в Византии в X в.) и т. н. «Антология монаха Максима Плануда» (составлена в Византии в XIV в.). Стихотворения поэтов Нового времени, написанные в подражание этим эпиграммам, принято именовать антологическими.

АНТОНИМЫ

АНТО́НИМЫ (от греч. anti - против и onoma - имя), слова, связанные отношениями противоположности смысла, напр.: победа - поражение, шутя - всерьёз. У многозначного слова разные антонимы к разным значениям: мягкий - чёрствый, жёсткий, твёрдый.

АНТОНОВ

АНТО́НОВ Сергей Петрович (1915, Петроград - 1995, Москва), русский прозаик, киносценарист. В 1938 г. окончил Ленинградский автодорожный ин-т. Участник финской и Великой Отечественной войны, о которой написал книгу воспоминаний «На военных дорогах» (1959). Начинал как поэт, в журналах было опубликовано несколько подборок его стихотворений. Первый рассказ Антонова - «Весна» (1947), по которому был назван и первый сборник рассказов (1948). В 1950 г. вышел второй сборник - «По дорогам идут машины». В 1961 г. вышла книга «Повести и рассказы. 1954-1960». Природа, любовь, дети, мирная послевоенная жизнь - этому посвящены страницы ранней поэзии Антонова. Отличительная особенность ранних рассказов и повестей - мягкий, добродушный юмор, задушевность «акварельного письма», чуткость к малейшим психологическим нюансам. Художественная позиция раннего Антонова воплотилась в его рассказах «Демонстрация», «Дожди» (оба - 1951), повестях «Поддубенские частушки» (1950), «Дело было в Пенькове» (1956). Эволюция Антонова-рассказчика совпала с переходом литературы к глубокому последовательному реализму в изображении современности. Игнорируя природу авторского таланта, авторского замысла, некоторые критики обвиняли Антонова в том, что драматизм повседневности, как таковой, оставался в его произведениях в стороне. В 1964 г. вышла книга «Письма о рассказе», в которой писатель размышляет о статусе литературы, о секретах мастерства, о значимости новеллистического жанра. В небольшом цикле рассказов 1955 г. «Тётя Луша», «Возница погубительница» Антонов отходит от узколирического плана изображения, больше внимания обращает на те черты в жизни повседневной деревни, которые раньше оставались в стороне от излюбленных ситуаций в его рассказах.

С. П. Антонов

С. П. Антонов

В последних произведениях - повестях «Царский двугривенный» (1970), «Васька» (1987), «Овраги» (1988) - Антонов обратился к историческому пути России. Эти книги подняли острые и насущные проблемы, они обращены к наиболее драматическим моментам в жизни народа, страны - коллективизации, раскрестьяниванию деревни, раскулачиванию, НЭПу, индустриализации и обнажают механизм преступлений жестокой системы, давления эпохи на личность, развенчивают большевистский произвол в деревне и в городе, на строительстве метрополитена.

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИ́ЗМ (от греч. anthropos - человек и morpe - форма), наделение явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ, а также животных, растений, предметов и т. п. человеческими свойствами (сознанием, речью и др.). Антропоморфизм как существенная составляющая первобытного мышления неразрывно связан с мифом (персонификация природных явлений, наделение богов человеческим обликом), антропоморфные образы характерны для произведений фольклора (напр., Колобок, умеющий разговаривать и петь). В литературе антропоморфизм используется как один из приёмов создания художественного образа (напр., Э. Сетон-Томпсон, В. В. Бианки и др. в своих произведениях наделяют животных человеческими мыслями и стремлениями; С. Лем в фантастическом романе «Солярис» описывает одушевлённую планету).

АНТРОПОНИМИКА

АНТРОПОНИ́МИКА раздел ономастики, изучающей антропонимы (от греч. anthropos - человек и onoma - имя) - имена людей: личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы, зашифрованные имена и т. д. Теоретическая антропонимика изучает закономерности возникновения и развития антропонимов, прикладная - разрабатывает норму употребления имён, словари имён. Официальное наименование человека в разные эпохи включает в себя различные антропонимы, в зависимости от речевого этикета. Антропонимика изучает, какую информацию о человеке несёт имя, каковы его функции в речи (назвать человека, отличить его от других, идентифицировать), какими особенностями отличаются имена в различных обществах. В качестве самостоятельной науки антропонимика выделилась из ономастики в 1960-70 гг.

АПДАЙК

А́ПДАЙК (updike) Джон Хойер (р. 1932, Шиллингтон, штат Пенсильвания), американский писатель. В детстве на Апдайка, по его собственному признанию, оказали большое влияние два события: кризис 1930-х гг. и 2-я мировая война. По окончании Гарварда и художественной школы в Англии Апдайк начинает сотрудничать с журналом «Нью-Йокер». Первый роман «Ярмарка в богадельне» (1959) рассказывает о празднике в доме престарелых. Ярмарку, к которой приурочен ежегодный приезд родных, обитатели дома долго ждут и потом весь год вспоминают, скрашивая томительные однообразные дни. Герои романа несчастны, но не от отсутствия удобств, а просто потому, что они стары и немощны, впереди у них только смерть.

Дж. Апдайк

Дж. Апдайк

Основные романы Апдайка: «Кентавр» (1963), «Пары» (1968), «Иствикские ведьмы» (1984), театралогия о Гарри Энгстроме - «Беги, Кролик, беги» (1960), «Кролик исцелившийся» (1971), «Кролик разбогател» (1981), «Кролик успокоился» (1999). Герой романов, прозванный Кроликом, словно подчиняясь доносящемуся из детства крику тренера, всю жизнь от чего-то бежит: из дома, от алкоголички жены, от неустроенности. Но от себя не убежишь, и он постоянно возвращается, так и не добежав до ускользающего идеала.

Стиль романов Апдайка приближается к стилю очерка, эссе, он характеризуется наличием множества описаний, присутствием авторского комментария. Следуя традиции любимого им Дж. Джойса, Апдайк причудливо сочетает бытописание и миф, смело смещает временные планы, стараясь ответить на вопрос, что же держит человека, есть ли у него прочная опора в этом хаотичном мире. Герой романа «Кентавр» находит её в доброте, герои повести «Ферма» (1965) и сборника рассказов «Голубиные перья» (1962) - в воспоминаниях детства.

АПОКОПА

АПО́КОПА (греч. apokopa - усечение), усечение конечного слога или слогов слова, которое при этом не становится неузнаваемым. Часто употребляется в разговорной речи (напр., Склиф, универ). Слова, образованные путём апокопы, обычно эмоционально окрашены и используются только в данной ситуации, но могут и войти в литературный язык (напр., усечение слова «бездарный» - бездарь, изобретённое Игорем Северянином: «Вокруг талантливые трусы и обнаглевшая безда́рь», употребляющееся сегодня с изменённым ударением).

АПОЛЛИНЕР

АПОЛЛИНЕ́Р (apollinaire) Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий) (1880, Рим - 1918, Париж), французский поэт, прозаик, драматург, эссеист, теоретик искусства. Псевдоним выбрал в память о деде, участнике польского восстания 1863-64 гг. Аполлинарии Костровицком. В 1899 г. Аполлинер приехал в Париж. Менял профессии, выполнял ради заработка подённую литературную работу. Будучи домашним учителем в одном из рейнских замков, влюбился в английскую гувернантку Анни Плейден; несчастная любовь стала темой его стихов. Участник 1-й мировой войны, Аполлинер был ранен в голову. В 1918 г. умер в Париже от гриппа.

Г. Аполлинер. Рисунок М. Лорансена

Г. Аполлинер. Рисунок М. Лорансена

Начав литературную деятельность в 1901 г., первый сборник стихов - «Бестиарий, или Кортеж Орфея» - опубл. лишь десять лет спустя, в 1911 г. В этом цикле четверостиший о животных проявилось тяготение поэта к изображению интуитивной, инстинктивной сфере бытия. Одно из центральных произведений Аполлинера - сборник «Алкоголи» (1913), составленный из 50 стихотворений, не связанных между собой какой-либо ведущей темой, в стилистическом отношении представляет собой соединение элементов кубизма, футуризма, сюрреализма, символизма, неоромантизма. Принадлежность к сюрреализму побуждала Аполлинера постоянно обращаться к «сверхреальности» - неисследованной области человеческого подсознания, миру снов, грёз, ассоциаций, воспоминаний, галлюцинаций, фантасмагорий, эстетических откровений. Изобретённый сюрреалистами метод «автоматического письма» позднее нашёл своё продолжение в «потоке сознания» - приёме, который использовали мастера разных эпох - от М. Пруста, Дж. Джойса, У. Фолкнера до представителей «нового романа» (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор). Авангардистские настроения Аполлинера наиболее полное выражение нашли в пьесе «Сосцы Тиресия» (1918), представлявшей собой художественный эксперимент, где использовались приёмы так называемого «тотального театра»: эксцентрика, танец, акробатика, шумовые эффекты. Впоследствии эти элементы вошли в эстетику драмы абсурда и «эпического театра» Б. Брехта. «Каллиграммы. Стихотворения мира и войны» (1918), где Аполлинер экспериментировал с визуальным рядом текста, предвосхищали современную поэзию постмодернизма.

АПУЛЕЙ

АПУЛЕ́Й (apuleius), полное имя - Луций Апулей (ок. 125, Сев. Африка - ок. 180, Карфаген), римский писатель. Получил образование в Мадавре, Карфагене и Афинах, где познакомился с греч. литературой и философией, прежде всего с учением Платона. В Риме был юристом, по возвращении в Карфаген, где провёл остаток жизни, - ритором (учителем красноречия), а потом жрецом. Интересовался магией, мистериями. Женившись на богатой вдове, Апулей был обвинён её родственниками в том, что внушал женщине страсть с помощью магии. Оправдательная речь писателя на суде сегодня известна как «Апология, или О магии». Сохранились также некоторые философские и риторические сочинения, в их числе: «Об учении Платона», «О боге Сократа», «О мире», «Флориды» («Цветник»).

Основное произведение, прославившее Апулея, - авантюрно-сатирический роман в 11 книгах «Метаморфозы» (значительно позднее получил второе название - «О золотом осле»), написанный риторически украшенным слогом. В нём автор повествует о злоключениях некоего Луция, который после превращения в осла претерпел много бед и страданий, но был спасён богиней Изидой и стал её жрецом. Считают, что роман отчасти является аллегорией, рассказывающей о жизни самого автора, его духовном становлении. В романе около 20 вставных новелл, в основном любовных. Самая известная и них - об Амуре и Психее. Её сюжет позднее отразился в повести Ж. Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона», а также в сказочной поэме И. Ф. Богдановича «Душенька».

АПУХТИН

АПУ́ХТИН Алексей Николаевич (1840 или 1841, Болхов - 1893, Санкт-Петербург), русский поэт, прозаик.

А. Н. Апухтин. Портрет работы В. Боброва. 1886 г.

А. Н. Апухтин. Портрет работы В. Боброва. 1886 г.

Родился в небогатой дворянской семье, окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге. Первое стихотворение «Эпаминонд» появилось в печати в 1854 г., когда автору было всего 14 лет. Бурные политические споры конца 1850 - начала 1860-х гг. не оказали значительного влияния на формирование Апухтина как поэта, хотя в ряде произведений тех лет и присутствовали социальные мотивы. Гораздо ближе ему оказалась позиция поэтов, близких к «чистому искусству», - А. А. Фета, Я. П. Полонского, А. Н. Майкова. Для литературной позиции Апухтина с самых ранних произведений было характерно отрицательное отношение к литературному профессионализму, подённой журнальной работе. Показателем свободы творчества для него был не профессионализм, а скорее нарочитый дилетантизм, одно из программных произведений поэта - сатирические куплеты «Дилетант» (1886). В то же время для поэтической техники Апухтина характерны высокое мастерство и стилистическая отточенность. Основная тематика лирики - личные, интимные переживания, что придавало стихам ощущение камерности. Наряду с малой формой Апухтин периодически обращался к жанру поэмы, среди которых «Год в монастыре» (1883) и «Из бумаг прокурора» (1888), а также сохранившиеся фрагменты ранних поэм «Последний романтик» (1859) и «Село Колотовка» (1864). Апухтин также автор ряда повестей и рассказов в прозе, посвящённых в основном изображению нравов светского общества. Высокую оценку прозы Апухтина дал М. А. Булгаков, отмечая его мастерство в обрисовке характеров героев. Отрицательное отношение Апухтина к профессиональному литературному труду проявилось в нарочито небрежном отношении к сохранности собственных рукописей и к их публикации, в результате часть его наследия оказалась утраченной. Многие произведения Апухтина были положены на музыку П. И. Чайковским, с которым его с юношеских лет связывали дружеские отношения. Широко известными романсами стали стихотворения «Пара гнедых» и «Ночи безумные, ночи бессонные».

АРБУЗОВ

АРБУ́ЗОВ Алексей Николаевич (1908, Москва - 1986, там же), русский драматург.

А. Н. Арбузов

А. Н. Арбузов

Родители будущего писателя рано разошлись; с 11 лет мальчик был предоставлен самому себе, бродяжничал, содержался в колонии трудновоспитуемых. Жизненный путь Арбузова определила встреча с передвижным драматическим театром, организованным видным деятелем культуры П. П. Гайдебуровым. Окончив школу при этом театре (Петроград), с 1923 г. Арбузов начал работать актёром, руководителем агитационного театра, писал пьески для театра и злободневные политические обозрения. В начале 1930-х гг. писатель переехал в Москву, где стал заведующим литературным отделом Театра малых форм Пролеткульта. Печататься Арбузов начал в 1930 г. Первая большая пьеса «Класс» была написана в 1936 г. Широкое и долговременное признание принесли драматургу пьесы о современниках, главным образом - о молодёжи: «Таня» (1938; поставлена в 1939 московским Театром революции; получила всесоюзную популярность благодаря исполнению заглавной роли выдающейся отечественной актрисой с «серебряным» голосом М. И. Бабановой), «Годы странствий» (1954), «Иркутская история» (1959, стала театральным событием в блистательном исполнении артистов Московского академического театра им. Евг. Вахтангова - Ю. К. Борисовой и М. А. Ульянова) и др., в которых с особой остротой и психологической убедительностью раскрывался внутренний мир женщины в её отношении к семье, работе, сферам интимной и общественной жизни. Репутацию Арбузова как автора проблемных произведений на актуальные нравственно-этические темы упрочили пьесы «Старомодная комедия» (1975), «Жестокие игры» (1978), «Победительница» (1983). Сочетание высокой гражданственности, реализма (не боящегося и «производственного» фона) и лиризма, умелое использование мелодраматических эффектов, сценическое экспериментирование (напр., перенесение действия из настоящего в прошлое, введение хора в «Иркутской истории»), проецирование обыденного, будничного на вечные ценности обусловили живой интерес публики к творчеству Арбузова - одного из классиков отечественной драматургии 20 в.

АРГОТИЗМЫ

АРГОТИ́ЗМЫ (от франц. argot - тайный язык), вид жаргонизмов, к которому относятся слова специального тайного языка, используемые в конспиративных целях узкой группой лиц для подтверждения принадлежности к ней. В литературе такие слова применяются при изображении жизни таких социальных (точнее, анти- или асоциальных) групп, как воры, заговорщики, революционеры. Так, средневековый поэт Ф. Вийон, описывая жизнь парижских низов, сочинил на арго 11 стихотворений. А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» применял арготизмы при создании диалога Пугачёва с его сторонником - хозяином постоялого двора:

Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?»

- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. <…>

Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмирённого после бунта 1772 года.

"АРЗАМАС"

"АРЗАМА́С" литературный кружок, существовавший в Санкт-Петербурге в 1815-18 гг. Арзамасцы поддерживали литературную позицию Н. М. Карамзина, выступали за сближение литературного языка с языком образованного дворянства и отказ от «славенщины». В их поэтическом творчестве доминировали произведения малых жанров. «Арзамас» создавался как аналог масонской ложи, члены которой, как и положено масонам, стремятся к достижению блага (но блага литературного: борются с глупостью и безвкусицей в литературе). Главный противник «Арзамаса» - литературное общество «Беседа любителей русского слова» (для арзамасцев - «Беседа губителей русского слова»), против которой велась настоящая литературная война («Угрюмых тройка есть певцов» А. С. Пушкина). Принимаемые в члены «Арзамаса» должны были пройти обряд посвящения (придуманный специально для В. Л. Пушкина) и получить новое имя: В. А. Жуковский - Светлана, А. С. Пушкин - Сверчок, В. Л. Пушкин - Вот, К. Н. Батюшков - Ахилл, А. А. Вяземский - Асмодей. Имена были исключительно литературными, заимствованными из баллад В. А. Жуковского.

Предыдущая страница Следующая страница