Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕБ"-"ГИМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕБ"-"ГИМ")

ГЕББЕЛЬ

ГЕ́ББЕЛЬ (hebbel) Кристиан Фридрих (1813, Вессельбурен, Дания - 1863, Вена), немецкий драматург, поэт. Рано осиротевший сын каменщика, не имел возможности учиться в детстве и, начав изучать латынь только в 18 лет, впоследствии стал доктором наук. Странствуя пешком по ун-там Германии, писал новеллы и стихи, многие позднее положены на музыку («Ночная песнь» Р. Шумана) и опубл. впервые в 1842 г. («Стихотворения»). Первая трагедия «Юдифь» (1840) была поставлена в Берлине. Библейский сюжет получил психологическую мотивировку, что в целом характерно для Геббеля, мировоззрение которого называли «пантрагизмом». Стипендия датского короля позволила писателю заниматься проблемами эстетики в Париже, где была написана «мещанская», или «бюргерская», трагедия «Мария Магдалина» (1844). Продолжил путешествия по Европе, с 1845 г. поселился в Вене, женившись на знаменитой актрисе Кристене Энгхауз. Геббель предпочитает мифологические («Ирод и Мариамна», 1848, и «Гиг и его кольцо», 1856, - одна из вершин поэтической драмы в Германии) и исторические сюжеты («Агнеса Бернауэр», 1851). Эпическая поэма «Мать и дитя» (1857), написанная гекзаметром, - попытка обратиться к острым социальным проблемам современности на примере единичного факта. Последнее законченное драматическое произведение большого масштаба - трилогия о Нибелунгах (1860). Используя историю как «вспомогательное средство для воплощения собственных взглядов и идей» («Моё слово о драме», 1843), Геббель наполняет средневековый эпос современным психологическим содержанием и развивает характерное для него представление о духовном прогрессе человечества. На смену варварству, язычеству приходит более высокая христианская мораль, но и она не в состоянии отменить трагизма жизни отдельного человека. Последнее произведение - пьеса на сюжет из рус. истории «Димитрий» (не закончена, хотя Геббель проработал над ним много лет и собирал материалы в Польше), в которой много автобиографических мотивов. Дмитрий, достигший своим трудом и умом высшей власти, благороден и великодушен, но ни он, ни не менее благородный и религиозный царь Борис не в состоянии изменить зла этого мира. Катастрофа для них приходит не как кара за грехи, а как неизбежность, связанная с самим обладанием властью.

ГЕЙНЕ

ГЕ́ЙНЕ (heine) Генрих (1797, Дюссельдорф - 1856, Париж), немецкий поэт.

Г. Гейне

Г. Гейне

Родился в семье еврейского торговца. Дядя-миллионер, убедившись в неспособности Гейне к торговому делу, определил ему стипендию. Учился в ун-тах Бонна, Геттингена и Берлина. Первый сборник стихов был опубл. в 1822 г., но, как и ранние драмы «Альмансор» и «Уильям Редклиф», замечен не был. Получив степень доктора юридических наук, Гейне в 1825 г. принял крещение - «пропуск в европейскую культуру». Значительный успех имел сборник стихов «Книга песен» (1827), состоящий из нескольких тематических циклов. Он включает и романтические стихи, среди которых знаменитая баллада «Гренадеры» (1820), положенная на музыку Р. Шуманом и Р. Вагнером, и песни в народном духе, и лирическую автобиографию, отражающую историю несчастливой любви Гейне к его кузине Амалии. Стихотворение «Не знаю, что стало со мною» из цикла «Возвращение» (1824) стало народной песней под названием «Лорелея». Новаторским для немецкой литературы был цикл «Северное море», в котором изображение северного пейзажа сочетается с философскими размышлениями. Прозаические очерки «Путешествия по Гарцу» (1826), написанные по следам реального пешего путешествия студенческих лет, юмористически, а порой и резко сатирически изображают убожество провинциальной немецкой жизни и политическую отсталость страны. Особенно удачны картины природы Гарца. Позднее Гейне многократно использовал жанр путевых очерков для выражения своих политических взглядов, для резкой литературной полемики, выступлений против католической церкви. Сочинения его были запрещены во многих немецких государствах и провинциях. В 1831 г. переселился в Париж, где работал корреспондентом «Всеобщей Аугсбургской газеты». С 1835 г., когда декретом бундестага (немецкого парламента) были запрещены произведения писателей объединения «Молодая Германия», к которому отнесли и Гейне, его политические произведения больше не могли быть опубл. в Германии. Противник Пруссии и поборник демократических идей, Гейне в 1841 г. возобновил работу в немецкой прессе, из написанных им на французском языке очерков вырос сборник «Лютеция» (1840-47, отд. изд. 1854). Одновременно с политической сатирой «Германия. Зимняя сказка» вышли «Новые стихотворения» (1844), которые объединяли всю лирику, созданную с 1828 по 1844 г. С 1848 г. прикован к постели, «матрацной могиле».

Популярность Гейне в России и некоторых славянских странах больше, чем в Германии. Переводы из Гейне при жизни автора делали в числе многих крупнейших поэтов и переводчиков М. Ю. Лермонтов («На севере диком стоит одиноко», «Они любили друг друга»), Ф. И. Тютчев, лично знавший поэта, А. А. Фет, М. Л. Михайлов («Во Францию два гренадера//Из русского плена брели»), позднее - Ап. Григорьев («Они меня истерзали и сделали смерти бледней//Одни своею любовью, другие враждою своей»), И. Ф. Анненский, С. Я. Надсон, А. А. Блок, С. Я. Маршак, В. В. Левик.

ГЕКЗАМЕТР

ГЕКЗА́МЕТР (греч. hexametros - шестимерник), древнейшая форма античного стиха, существующая со времён Гомера. В рус. силлаботонике его имитируют двумя способами: с помощью чистого шестистопного дактиля (такова «Одиссея» в переводе В. А. Жуковского) либо с помощью чередования в строке стоп дактиля и хорея (такова «Илиада» в переводе Н. И. Гнедича). В последнем случае в строке дактилей больше, чем хореев. Стопой хорея может быть заменена любая из шести дактилических стоп, кроме пятой. Цезура при этом может «плавать» в пределах третьей стопы (обычно - между первым и вторым слогом, но иногда - между вторым и третьим).

ГЁЛЬДЕРЛИН

ГЁЛЬДЕРЛИН (hölderlin) Иоганн Кристиан Фридрих (1770, Лауфен на Некаре - 1843, Тюбинген), немецкий поэт. В 1788-93 гг. изучал богословие в Тюбингене, дружил с соседями по комнате - студентами-теологами (позднее великими философами) Г. В. Гегелем и Ф. Шеллингом. Сторонник Французской революции («Гимны идеалам человечества»). Жизненный путь поэта трагичен - за 10 лет после выпускного экзамена он успел написать лишь роман и драму, а также стихи (из них при жизни Гёльдерлина было опубликовано только 70 стихотворений, но он уже не узнал об этом, потому что в 1802 г. впал в помешательство). Ф. Шиллер, принимавший в Гёльдерлине участие, опубл. в своём журнале фрагмент его первого романа «Гиперион, или Отшельник в Греции» и помог Гёльдерлину получить место домашнего учителя. Несмотря на знакомство с лучшими умами своего времени, Гёльдерлин был трагически одинок, он не поддерживал отношений даже с близкими ему по духу романтиками. «Гиперион» (1797-99) - дань страстному увлечению античностью и освободительной борьбой Греции. Драма «Смерть Эмпедокла» не была закончена. Одиночество человека духа, противопоставленность его повседневности, высота устремлений («Среди вершин для нас доступней боги») и неизбежность трагического финала - все эти характерно романтические проблемы находят у Гёльдерлина совершенно особое разрешение. Лирика Гёльдерлина также стоит особняком среди современной ей литературы. Поэт обогатил немецкую метрику размерами чрезвычайной сложности, способными передать глубокое философское содержание. Гёльдерлин не был оценён при жизни, хотя и не был совсем забыт (он повлиял, например, на поэзию Ф. Ницше). Особый интерес к Гёльдерлину испытывали в нач. 20 в. немецкие экспрессионисты, он стал культовой фигурой истории культуры, о нём созданы романы и многочисленные драматические произведения, несомненно его влияние на лирику 20 в.

ГЕЛЬМАН

ГЕ́ЛЬМАН Александр Исаакович (р. 1933, пос. Дондюшаны Тырновского р-на, Румыния, ныне Молдавия), русский драматург, киносценарист. На детство писателя выпала война, еврейское гетто (Бершадь, Винницкая область) послевоенная разруха. В гетто потерял мать и брата. После войны, до 1966 г., Гельман часто менял место жительства: Бельцы (Молдавия), Черновцы, Львов, Севастополь, Петропавловск-Камчатский, Кишинёв, Кириши Ленинградской обл. Был слесарем-ремонтником, курсантом пехотного училища, офицером, диспетчером на большой стройке, инженером по труду и зарплате. В 1966 г. переехал в Ленинград, где прожил девять лет и стал профессиональным писателем. Писать начал раньше (стихи, рассказы, публикации в газетах), в Ленинграде занялся журналистикой. Несколько лет был корреспондентом газеты «Смена». В 1970 г. в соавторстве с женой, писательницей Т. Калецкой, написал сценарий, по которому был снят кинофильм «Ночная смена» о взаимоотношениях поколений в рабочей среде. В соавторстве с Т. Калецкой написал ещё несколько сценариев, по одному из которых был снят фильм «Ксения, любимая жена Фёдора» (1974). В 1974 г. Гельман создал сценарий фильма «Премия», по которому позже написал пьесу, затем поставленную многими театрами. Известность принесли Гельману спектакли по пьесам «Протокол одного заседания» и «Заседание парткома». В них Гельмана прежде всего интересует нравственная сторона производственного конфликта. В 1978 г. писатель переехал в Москву, где во МХАТе была поставлена пьеса «Обратная связь» (1977). На мхатовской сцене были поставлены ещё пять пьес драматурга: «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Наедине со всеми» (1982), «Скамейка» (1983), «Зинуля» («Чокнутая») (1984), «Мишин юбилей» (1993; в соавторстве с американским драматургом Р. Нельсоном). Почти все пьесы Гельмана были экранизированы. С началом перестройки Гельман оставил театр и занялся публицистикой.

ГЕРМАН

ГЕ́РМАН Юрий Павлович (1910, Рига - 1967, Ленинград), русский прозаик, драматург. Родился в семье военного. Литературный дебют состоялся в 1926 г.: в газете «Курская правда» был опубликован рассказ «Варька». Годом позже Герман написал роман «Рафаэль из парикмахерской», который был опубликован лишь в 1931 г., когда писатель жил уже в Ленинграде. В Ленинграде Герман сотрудничал в многотиражной газете бумажной фабрики. Книги, созданные Германом в 1930-50-е гг., оказали большое идейное и эмоциональное воздействие на формирование нравственных идеалов читателей. В 1931 г. Герман написал роман «Вступление», положительную оценку которому дал М. Горький. Роман был инсценирован, режиссёр Вс. Мейерхольд поставил в 1933 г. по нему спектакль, в котором был резко осуждён поднимающий голову фашизм. Доверием к человеку пронизан роман «Наши знакомые» (1934-36), героиней которой является ленинградская девушка Антонина Старосельская. Роман пронизан мыслью о необходимости человеку доверия и поддержки. Плодотворным оказалось творческое содружество Германа с режиссёром С. А. Герасимовым, совместное создание сценария кинофильма «Семеро смелых» (1936).

Ю. П. Герман

Ю. П. Герман

Герман писал и в жанре «малой формы». Рассказы писателя о хирурге Н. Пирогове, написанные им ещё до войны - «Капли Иноземцева», «Буцефал», «Начало», - были положены в основу киносценария, по которому режиссёром Г. Козинцевым был снят фильм (1947). Повести Германа «Лапшин», «Алексей Жмакин» (1937-38), киносценарий «Дело Румянцева» (совместно с режиссёром И. Хейфицем, 1956) раскрыли психологически сложные процессы нравственного становления человека. Образы Лапшина и Алексея Жмакина стали яркими и запоминающимися образами прозы писателя. Лапшин и Жмакин стали героями романа «Один год» (1960) и позже возникли в сценарии кинофильма «Верьте мне, люди» (1964). По повести «Лапшин» сыном писателя А. Германом был снят кинофильм «Мой друг - Иван Лапшин». Режиссёром А. Германом был снят также фильм по сценарию Ю. Германа «Проверка на дорогах», много лет пролежавший на полке и позже ставший явлением культурной жизни страны.

Славу и популярность Герману принесли его исторические романы. В историческом романе «Россия молодая» (1952) дана характеристика эпохи Петра I, создан образ царя-труженика, самоотверженно созидающего новую Россию. Через тридцать лет роман был положен в основу одноимённого многосерийного телефильма (режиссёр И. Гурин).

Явлением литературной жизни второй пол. 20 в. стала трилогия Германа: «Дело, которому служишь» (1957), «Дорогой мой человек» (1961), «Я отвечаю за всё» (1964), раскрывающая сложный путь духовного совершенствования человека. Образ хирурга Устименко воплощает идеал гармоничного человека, к которому писатель шёл всем своим творчеством. Второй роман трилогии - «Дорогой мой человек» - был экранизирован (сценарий совместно с И. Хейфицем, фильм режиссёра И. Хейфица). Острота сюжетного построения, характерность персонажей, интонационное богатство, гуманистическая направленность разрабатываемых тем и образов - наиболее сильные черты дарования Ю. Германа.

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕ́ВТИКА (от греч. herme$neutikos - истолковывающий, разъясняющий), теория и практика истолкования текстов. Название герменевтики связывают с именем греческого бога Гермеса, который был обязан толковать изречения богов людям. Первоначально герменевтика возникла как искусство толкования Библии (впоследствии это направление оформилось в самостоятельную дисциплину - экзегетику). Современная герменевтика - течение в философии, связанное с именами Ф. Шлейермахера и В. Дильтея, для которых её цель - понимание той духовной целостности, которая стоит за текстом, осмысление и интерпретация части (т. е. текста) в контексте целого. Другие направления герменевтики - истолкование текста на фоне эпохи, очищенного от современных проблем (Х. Гадамер), выявление личностного начала (Э. Бетти).

ГЕРОДОТ

ГЕРОДО́Т (herodotos) (между 490 и 480 до н. э., Галикарнасс, Малая Азия - ок. 426 до н. э., Фурии, Южная Италия), древнегреческий историк, прозванный «отцом истории» (Цицерон, «О законах»). По политическим соображениям был вынужден покинуть родной город. Путешествовал по Греции и Персии, побывал в Египте, Вавилоне, Финикии, Скифии. Принимал участие в основании южноиталийской колонии Фурии.

Геродот. Скульптура. 4 в. до н. э.

Геродот. Скульптура. 4 в. до н. э.

Труд Геродота, условно названный «Историей», посвящён истории Греко-персидских войн (500-449 до н. э., изложение Геродота обрывается на 478 до н. э.). Множество отступлений и вставных рассказов, изобилие мифических и сказочных сюжетов, пластичность изображения, медлительность повествования сближают труд историка с гомеровским эпосом. Геродот стоит у истоков мировой повествовательной литературы. Писатели Нового времени неоднократно перерабатывали изложенные Геродотом сюжеты: о Крёзе и Солоне, перстне Поликрата, воспитании Кира и многие др. Александрийские учёные разделили историю Геродота на девять книг, назвав каждую именем одной из девяти муз; всё сочинение получило заглавие «Музы».

ГЕРЦЕН

ГЕ́РЦЕН Александр Иванович (1812, Москва - 1870, Париж, похоронен в Ницце), русский прозаик, публицист, революционер. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева.

А. И. Герцен. Портрет работы А. Збруева. 1830-е гг.

А. И. Герцен. Портрет работы А. Збруева. 1830-е гг.

Фамилия Герцена придумана его отцом от немецкого слова «Herz» - сердце. В 1829-33 гг. Герцен учился в Московском ун-те, где вместе с Н. П. Огарёвым возглавлял студенческий кружок, изучал труды европейских мыслителей-социалистов. В 1827 г. вместе с Огарёвым дал клятву на Воробьёвых горах «продолжить дело декабристов, посвятить свою жизнь борьбе за освобождение русского народа». В 1834 г. был арестован, шесть лет провёл в ссылке в Перми, затем в Вятке и Владимире. С 1836 г. под псевдонимом Искандер печатался в рус. журналах. В 1838 г. тайно обвенчался со своей двоюродной сестрой, Натальей Александровной Захарьиной. В 1840 г. получил разрешение переехать в Петербург, где сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки». В декабре 1840 г. вновь выслан из столицы в Новгород «за распространение слухов» (фраза из письма Герцена отцу была неверно понята). Опубликовал автобиографическую повесть «Записки одного молодого человека» (1840-41). В 1842 г. вернулся в Москву, вошёл в кружок т. н. западников, объединявший сторонников развития России по европейскому пути. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46, опубл. в «Отечественных записках») и др. пропагандировал идею союза философии с естественными науками. Остро критиковал крепостничество в романе «Кто виноват?» (1841-46, опубл. отдельным изданием в 1847), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1846, опубл. в 1848 в журнале «Современник»). В основе сюжета романа «Кто виноват?» - отношения между Бельтовым и Любонькой Круциферской. Бельтов - наследник «лишних людей» Онегина и Печорина, но и отличается от них. Он стремится решать общественные проблемы, но при этом ему мешают незнание, дилетантизм - пытаясь служить в департаменте, писать картины, баллотироваться на дворянских выборах, Бельтов ничего не доводит до конца. В. Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» приветствовал «Кто виноват?» как развитие и успех натуральной школы.

Первая сраница «Колокола». 1860 г.

Первая сраница «Колокола». 1860 г.

С 1847 г. Герцен жил в эмиграции. Первоначально уехал во Францию. После поражения европейских революций 1848-49 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию т. н. рус. социализма, базировавшуюся на убеждении в том, что существующая в России общинная собственность на землю может стать основой для преобразования общественного строя страны на социалистических началах (позднее это учение получило название «народничество»). Коллективное землепользование - общину - считал зачатком социализма и залогом будущего России.

Зажим для бумаг в форме колокола, принадлежавший А. И. Герцену

Зажим для бумаг в форме колокола, принадлежавший А. И. Герцену

В 1851 г. выпустил за границей трактат «О развитии революционных идей в России», в котором проведён анализ рус. литературы с точки зрения её революционности. Так, роль А. С. Пушкина - в том, что он дебютировал великолепными революционными стихами, что обладал верой в будущее, которой уже лишился Запад. М. Ю. Лермонтов причислен к поколению «разбуженных декабристами», и его достоинство - в том, что он смело отзывается обо всём без пощады. Гоголь совершенно свободен от иностранных влияний, он глубоко народен, и его революционность - это реализм и сатира.

В 1852 г., после смерти жены, Герцен переехал в Лондон. В 1853 г. основал там «Вольную русскую типографию», в которой выпускал революционные прокламации. Там же начал печатать альманах «Полярная звезда» (в память о декабристах), в котором публ. запрещённые в России произведения. Вместе с Огарёвым издавал «Колокол». В своих публицистических статьях Герцен обличал самодержавие и крепостничество, вёл пропаганду социалистических идей, требовал освобождения крестьян с землёй, уничтожения цензуры, отмены телесных наказаний, введения гласного суда. Считал, что передовые дворяне в революции ещё не исчерпали себя, выступал против самоуверенности и узости разночинцев. В 1861 г. содействовал созданию в России тайного общества «Земля и воля». Выступления Герцена в поддержку Польского восстания 1863-64 гг. вызвали отрицательную реакцию у значительной части «образованного общества», а его негативное отношение к революционному экстремизму стало причиной конфликта с т. н. молодой эмиграцией.

Автобиографическое сочинение Герцена «Былое и думы» (1852-68) - одно из лучших произведений отечественной мемуарной литературы. В нём Герцен стремился показать развитие освободительных идей в России и Европе: 1812 г., декабристское восстание, студенческие кружки в Московском ун-те и т. д. Уникальность «Былого и дум» в том, что автор находится на пересечении рус. и европейской общественной мысли, и это создаёт небывалую широту панорамы идей. В произведении нарисованы портреты известных европейских мыслителей: издатель «Галльских ежегодников» Арнольд Руге, автор «Философии нищеты» Прудон, Луи-Блан, Р. Оуэн, Гарибальди и др. В 1869 г. Герцен написал последнее произведение - письма «К старому товарищу».

ГЕСИОД

ГЕСИО́Д (he$siodos) (кон. 8 или нач. 7 в. до н. э., Беотия), древнегреческий поэт. Гесиода можно считать первой исторически определённой личностью в древнегреческой, а значит и европейской, литературе (поскольку нет достоверных сведений о личности и времени жизни Гомера). До нас дошли две поэмы Гесиода - «Теогония» («Происхождение богов») и «Труды и дни». Несмотря на преимущественно фольклорные средства осмысления мира (мифы, притчи, легенды, предания и т. д.), Гесиод, в отличие от Гомера, не представляется в них безличным сказителем. «Труды и дни» позволяют довольно детально реконструировать биографию поэта (разумеется, следует делать поправку на тот факт, что личность героя литературного произведения не тождественна личности его автора). Отец Гесиода переселился с полуострова Малая Азия в Беотию - земледельческую область на севере Греции. После смерти отца брат Гесиода, Перс, с помощью подкупа отсудил себе всё наследство, которое, однако, не пошло ему впрок: в то время как Гесиод тяжёлым земледельческим и пастушеским трудом скопил себе состояние, Перс, проводя дни в праздности, быстро растратил богатство. Собственно говоря, поэма «Труды и дни» представляет собой обращённые к брату увещевания о необходимости трудиться. Однако дидактическая форма - лишь повод для построения эпической картины мироздания. В поэме изложен миф о пяти веках: существующий миропорядок появился в результате последовательной смены пяти веков и соответственно пяти поколений людей - золотого, серебряного, медного, героического и железного. Человеку последнего, железного, века живётся несладко:

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днём от труда и от горя

И от несчастий. Заботы тяжёлые боги дадут им.

(Перевод В. В. Вересаева)

Спасение от грядущих хаоса и гибели - в труде и порядке. Упорядочивая крестьянский труд, Гесиод представляет в поэме подробный календарь земледельческих работ с указанием «счастливых» и «несчастливых» дней, изложением связанных с ними поверий, техническими наставлениями и т. д. «Теогония» представляет собой историю происхождения мира, богов и людей. Построенная на архаичных мифологических представлениях, она в то же время знаменует зарождение первичных философских понятий, таких как пространство (Хаос), материя (Гея-Земля), движение (Эрот). Несмотря на то что Гесиод - уроженец материковой Греции, его поэмы, подобно гомеровскому эпосу, написаны на ионийском диалекте древнегреческого языка, зародившемся в Малой Азии и ставшем первым общегреческим литературным языком. Стихотворный размер поэм - гекзаметр, основной размер античного эпоса. Другие произведения, в разное время приписывавшиеся Гесиоду, либо сохранились лишь фрагментарно («Щит Геракла»), либо, согласно современным научным представлениям, написаны уже после смерти поэта («Каталог женщин» - поэма о смертных, ставших возлюбленными богов и матерями героев, к которым возводили себя знатные греческие роды). В античную эпоху бытовала легенда о победе Гесиода над Гомером в поэтическом соревновании. Поэмы Гесиода неоднократно переводились на рус. язык; классическим считается перевод В. В. Вересаева (1927).

ГЕССЕ

ГЕ́ССЕ (hesse) Герман (1877, Кальв, Германия - 1962, Монтаньола, Швейцария), немецкий писатель, с 1923 г. гражданин Швейцарии.

Г. Гессе

Г. Гессе

Из ранних романов успехом пользовались «Петер Каменцинд» (1904), «Под колесом» (1906), где Гессе, в 15 лет сбежавший из монастырской школы, обличает школьную систему, а также «Кнульп» (1915), идиллически изображающий жизнь бродяги. Новый этап открывает повесть «Демиан» (1919), где отражается увлечение Гессе психоанализом. Цикл рассказов о Клингсоре продолжает тему «внутреннего путешествия», которая углубляется в повести «Сиддхарта» (1922). Роман «Степной волк» (1927) - новаторский в смысловом и формальном отношении. «Путешествие в страну Востока» (1932) символически изображает Восток как вневременной мир духовности. Роман «Игра в бисер» изображает это царство духа как игру для посвящённых или ритуал, составными частями которого являются музыка, математика и теология. Завораживающая красота и притягательность этой духовности ставятся под сомнение в судьбе Магистра игры Йозефа Кнехта. Однако в педагогической провинции Касталии (название и идея, заимствованные у И. В. Гёте) сохранены от войн и забвения духовные ценности человечества.

Нобелевская премия (1946) и многочисленные литературные премии отражают возраставшую с годами мировую популярность Гессе. В 1960-е гг. его книги стали источником идей для движения хиппи в Англии и Америке, Гессе стал их кумиром и наиболее читаемым автором в среде интеллектуалов. Культ Востока и восточной мудрости распространился на Западе в значительной мере благодаря чтению Гессе.

ГЁТЕ

ГЁТЕ (goethe) Иоганн Вольфганг (1749, Франкфурт-на-Майне - 1832, Веймар), немецкий писатель, мыслитель.

И. В. Гёте

И. В. Гёте

Сын состоятельного горожанина; получив основательное домашнее образование, изучал юриспруденцию в ун-тах Лейпцига и Страсбурга. Став лиценциатом права, начал адвокатскую деятельность во Франкфурте. Публиковал статьи и рецензии в журнале «Франкфуртские учёные записки», где сотрудничал такой крупнейший мыслитель 18 в., как И. Г. Гердер. Во время путешествия по Рейну познакомился с философом Ф. Г. Якоби и швейцарским теологом И. К. Лафатером, автором физиогномистики, крупнейшим тогда поэтом Ф. Г. Клопштоком и братьями Штольбергами. Первое опубл. произведение Гёте - трагедия «Гёц фон Берлихинген» (1773) - привлекло внимание к молодому, энциклопедически образованному и мятежному автору. Пьеса в духе движения «Буря и натиск» повлияла на развитие новейшей литературы во всей Германии. Использовав биографию рыцаря 16 в. Готфрида по прозвищу Железная Рука, Гёте создал идеального героя, борющегося за свободу. «Страдания юного Вертера» (1774) - роман в письмах. История любви Вертера, ранимого и остро чувствующего трагизм жизни, к Лотте, чужой невесте, заканчивается трагически. Вертер кончает с собой, не найдя для себя в жёстких рамках сословного общества ни сферы деятельности, ни эмоциональной отдушины. Просветители во главе с Г. Э. Лессингом были очень недовольны романом, но его успех у читателя эпохи сентиментализма был ошеломляющим: Вертеру подражали в манере одеваться, говорили даже об эпидемии самоубийств, охватившей Европу. Это самое популярное произведение Гёте в 18 в., переведено на все европейские языки.

Полёт Мефистофеля и Фауста. Художник М. Врубель.

Полёт Мефистофеля и Фауста. Художник М. Врубель.

В 1775 г. Гёте приглашён на службу к герцогу Веймарскому Карлу Августу. Служба в Веймаре на высоких государственных должностях составляла существенную сторону общественной деятельности Гёте. Он занимался горным делом, финансами, строительством, изучал многие естественные науки не только в практических целях, но и как исследователь, создав, например, собственную теорию цвета и открыв межчелюстную кость человека. Благодаря Гёте маленькое княжество стало центром немецкой мысли. Там жили писатели К. М. Виланд и И. К. А. Музеус, по приглашению Гёте туда прибыл И. Г. Гердер, а позднее - Ф. Шиллер. За исключением неполных двух лет, проведённых Гёте в путешествии по Италии, он не покидал Веймара надолго. Драмы, изданные после возвращения из Италии, - «Эгмонт» (1787), стихотворная версия драмы «Ифигения в Тавриде» (1788), «Торквато Тассо» (1790) - служат выражением так называемого периода веймарской классики (нередко его считают вершиной развития всей предшествующей немецкой литературы). Это понятие включает и творчество Шиллера, связанного с Гёте дружбой и разделявшего его убеждения. Их тесное сотрудничество продолжалось с 1794 г. до смерти Шиллера. Самое значительное прозаическое произведение этого периода - роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795/1796). Становление молодого человека из «бюргеров» происходит по мере его столкновения с жизнью, разными людьми и обстоятельствами. Театр, путешествия, любовные истории, сфера таинственного и необъяснимого, Общество Башни, помогающее человеку развить себя и найти благородные, одухотворённые формы существования, - всё это сделало роман образцовым произведением для многих авторов романтизма. Много позднее Гёте продолжил роман, углубив его проблематику («Годы странствий Вильгейма Мейстера, или Отрекающиеся», опубл. только в 1821-29). В первом собрании сочинений Гёте 1790 г., где были изданы произведения веймарских лет, впервые опубл. «Фауст, отрывок». Он представлял собой первую часть трагедии, над материалом которой Гёте проработал почти 60 лет.

Титульный лист издания «Страдания юного Вертера». 1774 г.

Титульный лист издания «Страдания юного Вертера». 1774 г.

«Фауст», главное произведение Гёте, никогда не утрачивал своего значения для мировой литературы. Легенда о человеке, продающем душу дьяволу ради определённых благ, имеет древнее происхождение. Но действительно вечным образом литературы доктор Фауст - персонаж немецких народных книг, герой трагедии современника Шекспира К. Марло и произведений эпохи «Бури и натиска» - сделался после трагедии Гёте. Его Фауст вступает в сделку с ироничным и проницательным знатоком человеческой природы Мефистофелем, но Бог оправдывает учёного. Драма познания заключена в условную рамку театрального и «небесного» прологов. Это даёт возможность показать самые сложные, мучительные проблемы человеческого существования в ёмкой, образной форме. Техника стиха Гёте так высока, что бо́льшая часть стихотворных строк «Фауста» разошлась в немецком языке на цитаты, став самостоятельными афоризмами. Из многих переводов «Фауста» на рус. язык больше всего известен перевод Б. Л. Пастернака.

Автограф И. В. Гёте.

Автограф И. В. Гёте.

Особенно велико значение Гёте как лирика. Жанр исключительно индивидуального, личного лирического стихотворения, передающего неповторимые переживания героя, был необычен для германской поэзии. Ранняя лирика эпохи «Бури и натиска» (1770-80-е гг.) - «Свидание и разлука», «Майская песня», «Новая любовь - новая жизнь» - отличается особой остротой любовного чувства и переживания природы. Её метрика и образность близки народной песне. В веймарский период в лирике Гёте появляются философские размышления (знаменитая «Ночная песнь странника», 1780; рус. перевод М. Ю. Лермонтова, 1840), элегические настроения, обобщения общечеловеческого масштаба. В «классический» период творчества Гёте, с 1786 по 1806 г., появляются «Римские элегии» и «Венецианские эпиграммы», в них Гёте пользуется античными размерами и белым стихом. Для лирики пожилого Гёте особенно важен интерес к восточной традиции, в особенности персидской («Западно-восточный диван», 1819). Особое место в поэзии Гёте занимают баллады. Развиваясь от навеянных фольклором тем («Степная розочка», 1771, «Король Фульский»), они становятся более сложными и передают гётевский взгляд на природу («Лесной царь», 1782). Классические баллады 1790-х гг. («Бог и баядера», «Коринфская невеста») представляют собой небольшие поэмы, композиция которых позволяет передать сложные философские идеи в обобщённой, конкретной форме.

Гёте - крупнейший из поэтов, писавших на немецком языке, и каждая новая литературная эпоха находит свои смыслы в его многообразном творчестве.

ГИЛЯРОВСКИЙ

ГИЛЯРО́ВСКИЙ Владимир Алексеевич (1853, по др. сведениям 1855, лесное имение графа Олсуфьева в Вологодской губ. - 1935, Москва), русский журналист, мемуарист, прозаик. Родился в семье выходца из запорожских казаков, отец - помощник управляющего имением. Чтобы «узнать жизнь», в 1871 г., не окончив гимназии в Вологде (где жил с 1860), бежал из дома. Скитался по России, работал бурлаком на Волге, крючником, пожарным, заводским рабочим, табунщиком, циркачом, провинциальным актёром; был солдатом-добровольцем во время Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Печатался с 1873 г., но лишь с 1881 г., осев в Москве (впоследствии его дом № 9 в Столешниковом переулке станет известен как «Столешники дяди Гиляя»), полностью посвятил себя литературному труду. Приобрёл популярность очерками, репортажами и статьями о событиях дня (пожарах, преступлениях, железнодорожных катастрофах и т. п.) во многих газетах, в т. ч. «Московский листок», «Русское слово», «Россия», «Русские ведомости», где, в частности, в 1896 г. Гиляровский, всегда отличавшийся оперативностью и точностью, в качестве единственного журналиста-свидетеля дал очерк о трагедии на Ходынском поле (гибели и увечьях более 2, 5 тысячи человек в давке, по вине властей образовавшейся в ходе раздачи царских подарков по случаю коронации Николая II).

В. А. Гиляровский. Портрет работы С. Малютина. 1915 г.

В. А. Гиляровский. Портрет работы С. Малютина. 1915 г.

«Король репортёров», общительный и энергичный, «дядя Гиляй» был в центре и культурной жизни Первопрестольной. О встречах с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, И. А. Буниным, А. М. Горьким, И. Е. Репиным, А. И. Куприным, А. А. Блоком, Ф. И. Шаляпиным, В. Я. Брюсовым, Л. Н. Андреевым, М Н. Ермоловой, А. К. Саврасовым и др. он рассказал в очерке «Глеб Успенский на Хитровом рынке» (1902), в книгах «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи» (1934), «Люди театра» (опубл. в 1941), «Москва газетная» (опубл. в 1961), убедительно воссоздающих колорит старой столицы, её нравы и обычаи, живо повествующих также о судьбах обычных людей - несостоявшихся талантах и удачливых ворах, разбогатевших купцах и обитателях ночлежек.

В 1887 г. Гиляровский выпустил сборник рассказов «Трущобные люди», посвящённый людям «дна» - городской бедноте, беспризорным детям, отставным военным, опустившимся актёрам, - полный не только сочувствия к ним, но и уверенности в самоценности каждой человеческой личности, независимо от её социального статуса (что дало основание В. М. Дорошевичу считать Гиляровского предшественником М. Горького). Рассказы сборника, почти полностью уничтоженного цензурой, частично вошли в книги Гиляровского «Негативы» (1900) и «Были» (1909), к которым был близок и его большой очерк «Московские нищие» (1896). А. П. Чехов, отмечая склонность писателя к «общим местам, жалким словам и трескучим описаниям», в то же время называл Гиляровского человеком «чистым сердцем», в котором «совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам». Менее удачны, прозаичны и подражательны были стихотворные опыты «дяди Гиляя» (сборники стихов «Забытая тетрадь», 1894, включающий поэму «Стенька Разин»; «Грозный год», 1916, изданный с рисунками А. М. и В. М. Васнецовых, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, И. Е. Репина и др.).

Именно Гиляровскому принадлежит также честь установления точной даты и места рождения Н. В. Гоголя (статья «В гоголевщине», 1900; очерк «На родине Гоголя», 1902). Обладающий незаурядной физической силой (в 1882 вместе с О. И. Селецким основал Русское гимнастическое общество) и впечатляющей внешностью, Гиляровский послужил выдающемуся скульптору Н. А. Андрееву во время работы над памятником Н. В. Гоголю моделью для барельефа Тараса Бульбы, став таким образом на долгие годы не только символической, но и материально воплощённой достопримечательностью столь любимой им Москвы.

ГИМН

ГИМН (греч. hymnos - торжественная песнь), в Др. Греции - торжественная песнь богам (т. н. «гомеровские гимны», гимны Каллимаха). В Средние века в гимнах воспевались Христос, Троица, святые («Гимн Троице» Пруденция). С «Гимнов» (1555-56) П. Ронсара в европейской литературе начинает формироваться традиция философской поэзии. Гимны посвящаются разнообразным, но обязательно высоким темам («Гимны небу» П. Ронсара, «Гимны дружбе» Ф. Гёльдерлина, «Гимн радости» Ф. Шиллера, «Гимн жертвам Июля» А. Ламартина). Гимны, содержащие славословие Богу и святым, - один из первых жанров рус. поэзии 17 в. (они преобладали у т. н. новоиерусалимских поэтов). В 18-19 вв. гимны - стихотворения как религиозного («Гимн о премудрости Божией в солнце» А. П. Сумарокова, «Гимн Богу» В. А. Жуковского), так и светского содержания («Гимн лироэпический на прогнание французов из отечества» В. В. Капниста). В названиях сатирических стихотворений жанровое наименование «гимн» употребляется иронически («Гимн бороде» М. В. Ломоносова, «Гимн взятке» В. В. Маяковского). Известны гимны государственные, военные, религиозные, в честь определённых событий.

Предыдущая страница Следующая страница