Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБС"-"ИНБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБС"-"ИНБ")

ИБСЕН

И́БСЕН (Ibsen) Генрик (1828, Шиен - 1906, Кристиания, ныне Осло), норвежский драматург, поэт, театральный деятель.

Г. Ибсен

Г. Ибсен

Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося, когда сыну исполнилось 8 лет. Детство и юность прошли в нужде и лишениях (помогая семье, несколько лет работал учеником аптекаря). Дебютировав драмой «Катилина» (1849), Ибсен в 1851 г. возглавил первый национальный норвежский театр в Бергене. В 1857 г. переехал в Кристианию, где руководил Норвежским национальным театром. После «Катилины» создал ряд исторических пьес в духе нац. романтизма. Вершина романтического творчества Ибсена - философско-символические драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867), посвящённые размышлениям о назначении и моральном долге человека. К ним примыкает философская драма на историческую тему «Кесарь и Галилеянин» (1873). Однако главный вклад Ибсена в мировую драматургию - посвящённые современности т. н. новые драмы, с которыми связано формирование психологической и интеллектуальной драмы 20 в. За период с 1887 по 1899 г. Ибсен написал 12 пьес: «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм» (1886), «Женщина с моря» (1888), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892), «Маленький Эйольф» (1894), «Йун Габриэль Боркман» (1896), «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» (1899). Проблематику и художественную структуру этих пьес определяет выявление глубокого противоречия между видимостью и сущностью окружающего мира, чему способствует т. н. ретроспективная, или ретроспективно-аналитическая композиция, когда прошлое героев выясняется лишь по мере развития действия драмы. Обнаружение тайны взрывает внешне спокойное и благополучное течение жизни героев пьесы. В «Столпах общества», «Кукольном доме», «Привидениях», «Враге народа» обсуждаются преимущественно проблемы общественной жизни. Начиная с «Дикой утки», акцент ставится на исследовании душевного мира человека, его сознания и подсознания. Содержание пьес наполняется глубоким символическим смыслом. Строгая композиция, свойственная социальным драмам, нарушается. Большее внимание уделяется пейзажу, отражающему душевное состояние героев. Пьесы Ибсена о современности стали для европейской драматургии неиссякаемым источником тем, сюжетов и образов, «великой книгой жизни», по словам А. А. Блока. Б. Шоу видел в Ибсене великого критика идеализма, находя в его драмах прообраз своих собственных пьес-дискуссий. К художественному опыту Ибсена обращались на раннем этапе творчества А. Стриндберг и Г. Гауптман. Символикой поздних пьес Ибсена восхищался М. Метерлинк. Не избежал влияния Ибсена и А. П. Чехов. Творчество Ибсена пользовалось огромной популярностью в России в кон. 19 - нач. 20 в. Его пьесы, шедшие в лучших театрах Москвы и Петербурга, оставили яркий след в истории рус. театрального искусства: «Враг народа» («Доктор Штокман») во МХАТе, 1900; «Кукольный дом» в Театре В. Ф. Комиссаржевской, 1904; «Привидения» в Малом театре, 1909.

Эскиз декораций к одной из пьес Г. Ибсена. Художник А. Головин

Эскиз декораций к одной из пьес Г. Ибсена. Художник А. Головин

ИВАНОВ

ИВАНОВ

1.

ИВАНО́В Анатолий Степанович (1928, с. Шемониха Восточно-Казахстанской обл. - 1999, Москва), русский прозаик.

Иванов

А. С. Иванов

В 1946-50 гг. учился на ф-те журналистики Казахского государственного ун-та. Начал печататься с 1948 г. После окончания ун-та работал в газете «Прииртышская правда», служил в армии. Долгое время жил и работал в Сибири. Первая публикация - рассказ «Дождь» (1954). Книги рассказов - «Алкины песни» (1956), «Случайные встречи» (1966), первая из которых получила название по одноимённому рассказу «Алкины песни», опубл. в журнале «Сибирские огни» (1956). По этому рассказу Иванов в 1964 г. написал пьесу, а в 1967 г. - оперное либретто для Новосибирского академического театра оперы и балета. Жанром, принёсшим писателю известность, стал роман. Первый роман Иванова - «Повитель» (1958), затем последовали «Тени исчезают в полдень» (1963) и «Вечный зов» (кн. 1 - 1970, кн. 2 - 1976), которые были экранизированы. Перу писателя также принадлежат повести «Жизнь на грешной земле» (1970), «Вражда» (1979), «Печаль полей» (1983), «Повесть о несбывшейся любви» (1984). Иванов тяготеет к масштабному повествованию, через историю своих героев пытается показать историю России. Действие его произведений обычно происходит в сибирской деревне военного и первого послевоенного времени, однако писатель часто обращается к прошлому своих героев, выстраивая многоплановую композицию со множеством героев и развёрнутых диалогов. Романы Иванова характеризует острая непримиримость идейно-нравственного противостояния героев, тесно связанная с канонами официальной идеологии того времени.

2.

ИВА́НОВ Всеволод Вячеславович (1895, пос. Лебяжье Павлодарского у. Семипалатинской губ. - 1963, Москва), русский прозаик, драматург.

Иванов

Всев. В. Иванов

Родился в семье сельского учителя. Рано оставил семью, работал типографским наборщиком, грузчиком, клоуном, матросом. Много ездил по Сибири, Уралу, Казахстану. Первый рассказ был опубл. в Петропавловске, в газете «Приморье» (1916). Первая книга - сборник рассказов «Рогулька» (1919) - была набрана самим писателем в типографии омской газеты «Вперёд» в количестве 30 экземпляров. В 1921 г. Иванов с трудом добрался до Петрограда, где познакомился с писателями, входившими в группу «Серапионовы братья». Первый номер «Красной нови» - первого «толстого» советского журнала, созданного при участии М. Горького, - открывался повестью Иванова «Партизаны» (1921), пятый номер того же журнала - повестью «Бронепоезд 14-69» (1922), которая в 1927 г. была переработана в одноимённую пьесу. В 1922 г. была опубл. повесть «Цветные ветра». Все три произведения позже составили сборник «Сопки: Партизанские повести» (1923) и впервые ввели в литературу материал о революции и Гражданской войне. В «Партизанских повестях» отразилось пристрастие писателя к орнаментальности, к патетике и романтической приподнятости как характерной примете изображаемого времени, цветистость, пышность фразы. Почти все романы, повести и рассказы, созданные Ивановым в 1920-е гг., впервые были опубл. в «Красной нови». В 1922 г. на её страницах появилась повесть «Голубые пески», в которой присутствуют элементы автобиографии. На страницах журнала были опубликованы рассказы писателя «Дитё» (1922) и «Долг» (1923), ошеломившие читателя натуралистическим описанием жестокостей революции и войны, каскадом драматических поворотов. В повестях «Возвращение Будды» (1923) и «Чудесные похождения портного Фокина» Иванов экспериментирует с приёмами сюжетосложения. В 1934-35 гг. Иванов пишет автобиографический роман «Похождения факира», ставший объектом критики во время дискуссии о формализме. В биографическом романе «Пархоменко» (1939) Иванов вернулся к теме революции и Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны Иванов выступал с публицистическими статьями. В 1946 г. написал роман «При взятии Берлина».

3.

ИВАНО́В Всеволод Никанорович (1888, Волковыск Гродненской губ. - 1971, Хабаровск), русский прозаик, поэт. Родился в семье учителя. Окончил гимназию в Костроме (1906) и историко-филологический ф-т Санкт-Петербургского ун-та (1912). Участник 1-й мировой войны. Октябрьскую революцию не принял. Преподавал, работал в пермском отделении Петербургского ун-та на кафедре философии права, с июня 1919 г. - в «Русском бюро печати» - органе правительства адмирала Колчака. В 1922 г. эмигрировал, до 1945 г. жил в Китае. Был редактором газеты «Наш путь», входил в харбинскую группу рус. литераторов «Чураевка». В 1925 г. начал сотрудничать с ТАСС, перешёл на просоветские позиции. В 1931 г. стал гражданином СССР, печатл в «Правде», «Известиях». В годы Великой Отечественной войны был политкомментатором радиостанции «Голос Советского Союза» в Шанхае. В феврале 1945 г. вернулся на Родину. Жил в Хабаровске, занимался литературной деятельностью. Литературный дебют писателя - публикация цикла рассказов «Любовь и служба Касьянова» (1916). Впечатления от событий Гражданской войны отразились в очерке «Крах белого Приморья» (1922). Поэтические сборники Иванова - «Беженская поэма» (1926), «Поэма еды» (1928). Литературоведческие этюды писателя о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове, В. С. Соловьёве, часть философских и публицистических работ собраны в книге «Огни в тумане», имеющей подзаголовок «Думы о русском опыте» (Харбин, 1932). В 1940 г. в Риге были опубл. очерки «Рерих: художник и мыслитель», посвящённые нравственным исканиям рус. художника, с которым Иванов был дружен. В творчестве Рериха, в его картинах автор книги видит «всю русскую культуру, нашедшую новые пути к своему небывалому расширению». Интересны рассуждения писателя об искусстве, литературе, музыке, живописи как о «триаде, которая Россию познавала и давала знать другим», о судьбах этих русел искусства, «льющихся из души России и представляющих дороги познания». Известность принесли Иванову исторические повествования: роман-хроника «На Нижней Дебре» (1958), «Чёрные люди» (1963), цикл повестей под общим названием «Императрица Фике» (1968). Борьбе китайского народа за освобождение посвящены повести «Тайфун над Янцзы» (1952), «Путь к Алмазной горе» (1956). Известен Иванов и как переводчик; он владел английским, немецким, французским, японским, корейским, китайским и др. языками.

4.

ИВА́НОВ Вячеслав Иванович (1866, Москва - 1949, Рим), русский поэт, переводчик, философ, теоретик культуры. В 1884 г. поступил на историко-филологический ф-т Московского ун-та, где начал изучать античную историю и культуру. Образование продолжил за границей - в Берлине, где занимался под руководством выдающегося немецкого историка Т. Моммзена. Параллельно с академическими штудиями изучал философию Ф. Ницше, чья книга «Рождение трагедии из духа музыки» оказала значительное влияние на взгляды и творчество Иванова. Важнейшую роль в жизненном и творческом самоопределении Иванова сыграл брак с писательницей Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, заключённый вопреки церковным запретам. В 1902 г. Иванов опубл. первый сборник стихов «Кормчие звёзды», который появился благодаря поддержке философа В. С. Соловьёва. Уже в этом сборнике определились основные черты творческой манеры поэта: пристрастие к торжественному и архаизированному стилю, использование размеров и стихотворных форм античной и средневековой поэзии, культурных и мифологических реминисценций.

Иванов

Вяч. И. Иванов. Портрет работы К. Юона. 1923 г.

В 1905-12 гг. петербургская квартира В. Иванова, получившая благодаря своему расположению и полукруглой форме название «Башня», была одним из наиболее известных и авторитетных литературных салонов. Завсегдатаями «Башни» были как известные писатели, так и начинающие литераторы, разделявшие эстетические принципы символизма и раннего акмеизма.

В 1911 и 1912 гг. выходят в свет стихотворные сборники Иванова - «Cor ardens» и «Нежная тайна», в которых мастерство поэта достигает своей художественной зрелости. В эти же годы Иванов продолжает активные занятия античной литературой и мифологией. Для издательства М. и С. Сабашниковых он подготовил перевод стихотворений и фрагментов Алкея и Сафо (1914) и трагедий Эсхила (1915). Занимается Иванов также исследованием древнегреческих дионисийских культов, что было обусловлено не только его классическим образованием, но и воздействием идей Ф. Ницше, противопоставлявшего «аполлонический» и «дионисийский» типы культуры. Результаты исследований Иванов изложил в циклах статей «Эллинская религия страдающего бога» (1904) и «Религия Диониса» (1905). Философские и литературно-критические работы были собраны в книги «Борозды и межи» (1916) и «Родное и вселенское» (1917).

Иванов

Обложка книги Вяч. Иванова «Cor ardens». Художник К. Сомов. 1907 г.

После революции 1917 г. Иванов занимается активной культурно-просветительской работой по линии Наркомпроса. В 1920 г. переезжает из Москвы в Баку, куда его приглашают в качестве профессора кафедры классической филологии. В 1924 г., получив командировку за границу, Иванов покидает Советскую Россию и поселяется в Италии. На родину он больше не вернулся, хотя советское гражданство сохранял до 1936 г. В эмиграции продолжал выступать как критик и эссеист, создал поэтические сборники «Римские сонеты» (1936) и «Свет вечерний» (опубл. посмертно).

5.

ИВА́НОВ Георгий Владимирович (1894, имение Студёнки Ковенской губ. - 1958, Йер, Франция, перезахоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем в 1963), русский поэт, критик. Родился в семье потомственных военных; был отдан на обучение в кадетский корпус, но вопреки семейной традиции с ранней юности посвятил себя литературе и связал жизнь со столичной богемой (которую позже живописал в беллетризованных мемуарах «Петербургские зимы», 1928). В 1910 г., ещё будучи кадетом, впервые выступил в печати, опубл. стихотворение и рецензии на сборники З. Н. Гиппиус, И. Ф. Анненского и М. А. Волошина. На непродолжительное время Иванов сблизился с эгофутуристами, но вскоре попал под влияние Н. С. Гумилёва и был принят в «Цех поэтов».

Стихотворения, вошедшие в первые лирические сборники Иванова «Отплытье на о. Цитеру» (1911), «Горница» (1914), «Вереск» (1916), выдержаны в акмеистической манере: их отличает «прекрасная ясность» языка и зрительная чёткость образов, безмятежная описательность и наивный эстетизм, уводящий поэта в стилизованный мир декоративных красот и книжной экзотики. Эти и последующие поэтические книги, изданные Ивановым до отъезда из России в 1922 г., - «Сады» (1921), «Лампада» (1922) - создали ему репутацию искусного версификатора, лишённого, однако, эмоциональной напряжённости и глубины.

В 1920-30-е гг. творчество Иванова претерпело «судорожное перерождение» (Р. Гуль): из искусного стихотворца, воспевающего саксонский фарфор и живопись рококо, он вырос в «первого поэта эмиграции», сумевшего с обнажённой искренностью передать «душевную тревогу и трагический скептицизм своих современников» (Ю. Терапиано). Уже сборник «Розы» (1931) демонстрирует отход поэта от игриво-декоративной лирики петербургского периода с её нарядной вещественностью и узким идейно-тематическим диапазоном. Наряду с традиционно-романтическими темами двоемирия и «вечной любви» в сборнике звучит тема ностальгии по канувшей в небытие дореволюционной России, которую осложняют мотивы одиночества, апатии, душевной опустошённости, влекущей за собой мысль о самоубийстве либо выливающейся в нарочито-циничный и эпатирующий нигилизм (как, напр., в стихотворении «Хорошо, что нет царя…»). В соответствии с новым мироощущением меняется и образный мир ивановской лирики: последовательно дематериализуется, утрачивает предметную конкретность и живописную красочность. Немногочисленные реалии внешнего мира, попавшие в поле зрения автора и представленные стёртыми поэтизмами книжно-романтического стиля - розы, звёзды, ветер, сияние, лёд, весна, сумрак, закат, - приобретают значение ёмких и неисчерпаемых символов, соответствующих различным настроениям и психологическим состояниям лирического героя.

В эмоциональной палитре предвоенного и послевоенного творчества Иванова (поэма в прозе «Распад атома», 1938; сборники «Отплытие на остров Цитеру», 1937; «Портрет без сходства», 1950; стихотворные циклы «Дневник» и «Посмертный дневник», 1958) господствует чувство безысходного отчаяния и экзистенциального ужаса, окрашенного в тона горькой иронии и лишь изредка просветлённого музыкой надежды и хрупкой веры в «счастье, нам от Бога данное». Лирический герой «позднего» Иванова - человек кризисного времени, с болезненной остротой переживший крушение некогда незыблемых и общезначимых ценностей, потерявший не только родину, но и внутреннюю цельность, вкус к жизни, веру в собственную творческую силу, способность «соединить в создании одном прекрасного разрозненные части».

Уже при жизни считавшийся в литературном мире эмиграции крупнейшим рус. поэтом 20 в., Иванов умер в нищете, в доме для престарелых. Его творчество, долгое время недоступное российскому читателю, получило признание на родине лишь в кон. 1980-х - нач. 1990-х гг.

И. ГРЕКОВА

И. ГРЕ́КОВА (настоящее имя Вентцель (урождённая Долгинцева) Елена Сергеевна; 1907, Ревель, ныне Таллин - 2002, Москва), русский прозаик, математик. Родилась в семье учителей. В 1929 г. окончила физико-математический ф-т ЛГУ. В 1935 г. переехала в Москву. Работала в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского (1935-68), в Московском ин-те инженеров транспорта (1968-86); занималась прикладной математикой. Как писатель стала известна после публикаций рассказов и повестей в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Звезда». Литературный дебют - рассказ «За проходной» (1962, в журнале «Новый мир»). Характерная черта стиля писательницы - реалистическое описание жизни, драматизм, порой трагизм в сочетании с юмористическим тоном повествования. Наиболее известные произведения Грековой: повести «На испытаниях» (1967), «Маленький Гарусов» (1970), «Хозяйка гостиницы» (1976), «Кафедра» (1978), «Аня и Маня» (1979), «Вдовий пароход» (1981); романы «Свежо предание» (1960), «Пороги» (1987); рассказы «Дамский мастер» (1963), «Без улыбки» (1986), «Хозяева жизни» (1960). В соавторстве с А. А. Галичем ею написана комедия «Будни и праздники» (постановка МХАТа, 1967), совместно с П. Лунгиным - пьеса «Вдовий пароход» (постановка Театра им. Моссовета, 1984). Первый роман Грековой - «Свежо предание» опубл. лишь в 1995 г., сначала в США, затем в России. Его центральные темы - судьба интеллигенции, дело «врачей-убийц», кампания гонений на кибернетиков. Жизни научно-технической интеллигенции посвящены роман «Пороги», повести «На испытаниях», «Кафедра», рассказ «Хозяева жизни». Все эти произведения - остроконфликтны, в них выражено гневное осуждение невежд и бюрократов, системы насилия, воспеты страстные, увлечённые своим делом честные учёные и изобретатели. Произведения И. Грековой привлекают внимание актуальностью проблематики, гуманистической направленностью, своеобразным стилем, богатым и живым языком.

ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

ИДЕА́Л ЭСТЕТИ́ЧЕСКИЙ представление о норме эстетического совершенства художественного произведения, критерий, с помощью которого можно оценивать произведение искусства. Впервые проблема эстетического идеала поставлена в философии Платона - для него высшим идеалом была не сама вещь, а её эйдос - образ, идея вещи. Эстетическому идеалу Платона соответствовало размышление и экстатический восторг, как то, что приближает человека к созерцанию эйдосов. Искусство же признавалось вредным, как отдаляющее от истинного содержания вещи - поскольку искусство есть «подражание подражанию». Альтернативную теорию эстетического идеала выдвинул Аристотель: совершенное произведение искусства подражает наиболее совершенным чертам действительности. В Средние века эстетический идеал имел религиозное содержание - произведения живописи, литературы, архитектуры оценивались с точки зрения их воздействия на человека. Идеально то, что приближает человека к Богу, возвышает его мысли, направляет его действия на праведный путь. Поэтому основные достижения Средневековья возникали в сфере церкви: авторы икон и летописей - монахи, памятники архитектуры - церкви. В эпоху Возрождения основа эстетического идеала - человек как «мера всех вещей», гармония как пропорция всех частей внутри целого. Классицизм Нового времени выдвигает эстетический идеал, связанный с философией Просвещения, - культ должного, система правил, строгое соблюдение которых ведёт к созданию совершенного произведения. В 19 в. эстетический идеал всё больше склоняется вначале к адекватному отображению действительности в искусстве, а затем - к признанию общественного значения искусства. Напр., в рус. критике середины и второй пол. 19 в. произведение рассматривалось с точки зрения его воздействия на общество, внедрения им новых идей (напр., натуральная школа в литературе, художники-передвижники в живописи). Параллельно этому в литературе возникает оппозиционное течение «чистого искусства», или «искусства для искусства». Сторонники этого течения видят эстетический идеал не в идейной, а в эстетической плоскости - совершенно не то художественное произведение, которое чему-то учит, а то, которое красиво. Затем в 20 в. эстетический идеал стал изменяться в сторону индивидуализма: важно, насколько хорошо художник передал свои мысли и чувства, развил свою оригинальную манеру изложения. С нач. 20 в. в литературе и живописи возникало множество различных школ и течений, каждое из которых пропагандировало своё представление об эстетическом идеале. С этой целью писались программные статьи, манифесты. Напр., в поэзии в начале века возникли символизм (задача произведения, по представлениям символистов, - передать некое глубинное содержание посредством образов-символов), акмеизм (самое важное, по мнению его сторонников, - воплотить красоту вещей, указать прекрасное в окружающем нас), футуризм (эстетический идеал ориентирован на будущее) и т. д. В современной литературе, в частности в постмодернизме, эстетический идеал - результат пресыщенности индивидуализмом. Произведение мыслится как сборник цитат и аллюзий из других произведений, и чем удачнее они совмещены друг с другом, тем лучше сам текст.

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ИДЕ́Я ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ основная мысль, заключённая в художественном произведении. В идее выражено отношение автора к поставленной в его сочинении проблеме, к мыслям, высказываемым персонажами. Идея произведения является обобщением всего содержания произведения.

Только в нормативно-дидактических сочинениях идея произведения принимает характер чётко выраженного однозначного суждения (такова, напр., басня). Как правило, художественная идея не может быть сведена к какому-то отдельному высказыванию, отражающему авторскую мысль. Так, идея «Войны и мира» Л. Н. Толстого не может быть сведена к мыслям о ничтожной роли т. н. великих людей в истории и о фатализме как о представлении, наиболее приемлемом при объяснении исторических событий. При восприятии сюжетного повествования и историко-философских глав «Войны и мира» как единого целого идея произведения раскрывается как утверждение о превосходстве естественной, стихийной жизни над ложным и суетным существованием тех, кто бездумно следует за общественной модой, стремится к славе и успеху. Идея романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» шире и многограннее, чем высказанная Соней Мармеладовой мысль о недопустимости для человека решать, имеет ли другой право жить. Для Ф. М. Достоевского не менее важны мысли об убийстве как о грехе, совершаемом человеком против себя самого, и как о грехе, отчуждающем убийцу от близких и дорогих ему людей. Столь же существенна для понимания идеи романа и мысль об ограниченности человеческой рациональности, о непреодолимом изъяне разума, способного построить какую угодно логически непротиворечивую теорию. Автор показывает, что опровержением богоборческой и бесчеловечной теории могут быть только жизнь и религиозная интуиция, вера.

Часто идея произведения вообще не отражается в высказываниях повествователя или персонажей и может быть определена очень приблизительно. Эта особенность присуща прежде всего многим т. н. постреалистическим произведениям (напр., рассказам, повестям и пьесам А. П. Чехова) и сочинениям писателей-модернистов, изображающим абсурдный мир (напр., романам, повестям и рассказам Ф. Кафки).

Отрицание существования идеи произведения свойственно литературе постмодернизма; не признаётся идея произведения и теоретиками постмодернизма. Согласно постмодернистским представлениям, художественный текст независим от воли и замысла автора, а смысл произведения рождается при его прочтении читателем, свободно помещающим произведение в тот или иной смысловой контекст. Вместо идеи произведения постмодернизм предлагает игру смыслов, при которой невозможна некая конечная смысловая инстанция: любая заключённая в произведении идея подаётся с иронией, с отстранением. Однако на самом деле едва ли оправданно говорить об отсутствии в постмодернистских сочинениях идеи. Невозможность серьёзного суждения, тотальная ироничность и игровой характер существования - это и есть идея, объединяющая постмодернистскую литературу.

ИДИЛЛИЯ

ИДИ́ЛЛИЯ поэтический жанр, стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь поселян на лоне природы. Идиллия, «картинка», зародилась в творчестве Феокрита (ок. 305-240 гг. до н. э.). Идиллия - один из жанров классицистической поэзии, к автору идиллии предъявлялись жёсткие требования:

Вспевай в идиллии мне ясны небеса,

Зелёные луга, кустарники, леса…

Дай чувствовати мне пастушью простоту

И позабыть, стихи читая, суету.

(А. П. Сумароков, «Эпистола о стихотворстве»)

Идиллии швейцарского писателя С. Геснера (1730-88), автора пятитомника «Идиллий» (1772), оказали влияние на творчество западноевропейских и рус. поэтов-сентименталистов (перевод идиллии С. Геснера «Деревянная нога» был первым напечатанным сочинением Н. М. Карамзина). Встречаются идиллии и в творчестве поэтов-романтиков («Идиллия» («Дионея») А. С. Пушкина написана в 1821 г., в период создания «романтических» поэм).

В античности идиллия была видом буколики (от греч. bukolikys - пастушеский) - одного из родов «пастушеской поэзии», в новоевропейской поэзии то же, что и пастораль.

ИДИОМА

ИДИО́МА (от греч. idioma - особенность, своеобразие), единица языка, значение которой не сводится к сумме значений её частей. Выделяется несколько типов идиом - лексическая (сочетание слов: сделать ноги - убежать, орать во всю ивановскую - громко кричать), морфологическая (слово, части которого утратили смысловую функцию: чернила от чёрный, бельё от белый) и синтаксическая (конструкция, значение которой определяется только в целом: Ну и народу! Проси хоть не проси). Идиомы возникают при частом употреблении сочетания, из-за утраты связей между компонентами. Обычно идиомы имеют слитное значение и в целом реализуют общую тенденцию языка к образованию простых знаков на основе составных.

ИЗОМОРФИЗМ

ИЗОМОРФИ́ЗМ (от греч. isos - равный и morphe - форма), соответствие друг другу разных уровней литературного произведения (идейного, сюжетного, уровня предметного мира и т. п.). Степень сознательного использования изоморфизма различна у разных авторов. В поэзии изоморфизм часто проявляется как параллелизм звуковых и смысловых единиц.

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

ИЗЪЯВИ́ТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕ́НИЕ морфологическая категория спрягаемых (личных) форм глагола. Представляет событие как реальное в одном из трёх времён глагола. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по лицам и числам, в прошедшем времени по родам. Выражается набором личных окончаний и суффиксом - л в прошедшем времени (сплю/спал).

ИЛЬФ И.

ИЛЬФ И. • Ильф И. и Петро́в Е.

русские прозаики, соавторы. Ильф Илья (настоящее имя Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897, Одесса - 1937, Москва), родился в семье банковского служащего. В 1913 г. окончил техническое училище. Работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе, был сотрудником газеты «Моряк», редактором юмористического журнала «Синдетикон». С 1923 г. - в Москве; публ. фельетоны, очерки и рецензии в газетах и журналах («Смехач», «Советский экран», «Вечерняя Москва»). В 1925 г. в редакции газеты «Гудок» знакомится с будущим соавтором. Петров Евгений (настоящее имя - Евгений Петрович Катаев; 1903, Одесса - 1942, погиб на фронте). Брат В. П. Катаева. Окончив в 1920 г. классическую гимназию, стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, затем - инспектором уголовного розыска. С 1923 г. - в Москве; работал в сатирическом журнале «Красный перец», печатал в «Комсомольской правде» и «Гудке» фельетоны и юмористические рассказы под псевдонимом «Иностранец Фёдоров».

И. Ильф и Е. Петров

И. Ильф и Е. Петров

Совместная деятельность Ильфа и Петрова началась в 1926 г. сочинением тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач». Первая значительная работа - роман «Двенадцать стульев» (1928) был восторженно встречен читателем и фактически по его просьбе продолжен романом «Золотой телёнок» (1931). Тривиальная на первый взгляд история охоты за драгоценностями мадам Петуховой и деньгами подпольного миллионера Корейко стала под пером талантливых сатириков блестящей панорамой жизни страны 1920-х гг. Рабочий день в редакции газеты «Станок», общежитие имени монаха Бертольда Шварца, коммунальная «Воронья слободка», стеснительный воришка Альхен, бывший предводитель уездного дворянства, а ныне испуганный служащий Киса Воробьянинов, плутоватый отец Фёдор, жена ответработника Эллочка Щукина со словарным запасом людоедки - почти все эпизоды и образы этой дилогии, узнаваемые, яркие, запоминающиеся и в то же время обобщённо-типизированные, стали нарицательными. Подобно Н. В. Гоголю в поэме «Мёртвые души», Ильф и Петров с помощью увлекательного рассказа о похождениях главного героя, предприимчивого искателя скорого богатства и обаятельного мошенника Остапа Бендера, с проницательной точностью запечатлели губительные пороки не только своего времени, но и всей системы: бюрократизм, безалаберность, воровство, безделье, официальное пустословие, маниловские мечты о быстром и нетрудном экономическом взлёте и т. п. Пользующиеся непреходящей популярностью романы об Остапе Бендере неоднократно инсценированы и экранизированы, их меткие характеристики и сверкающие остроумием выражения, особенно понятные с учётом контекста, прочно вошли в рус. речь («заграница нам поможет», «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», «лёд тронулся» и многие др.). Среди др. произведений писателей: повесть «Светлая личность» (1928), цикл сатирических новелл «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929); фельетоны и сатирические рассказы, публиковавшиеся главным образом в газете «Правда», где писатели работали с 1932 г. (в т. ч. «Веселящаяся единица», «Бронированное место», «Клооп»); книга путевых очерков «Одноэтажная Америка» (1936); киносценарии. Ильф оставил также «Записные книжки» (изданы в 1939), Петров - сценарии фильмов «Воздушный извозчик» (совместно с Г. Н. Мунблитом), «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится», а также вызванный впечатлениями военного корреспондента «Фронтовой дневник» (1942).

ИЛЬФ И. И ПЕТРОВ Е.

ИЛЬФ И. И ПЕТРО́В Е. • Ильф И. и Петро́в Е.

русские прозаики, соавторы. Ильф Илья (настоящее имя Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897, Одесса - 1937, Москва), родился в семье банковского служащего. В 1913 г. окончил техническое училище. Работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе, был сотрудником газеты «Моряк», редактором юмористического журнала «Синдетикон». С 1923 г. - в Москве; публ. фельетоны, очерки и рецензии в газетах и журналах («Смехач», «Советский экран», «Вечерняя Москва»). В 1925 г. в редакции газеты «Гудок» знакомится с будущим соавтором. Петров Евгений (настоящее имя - Евгений Петрович Катаев; 1903, Одесса - 1942, погиб на фронте). Брат В. П. Катаева. Окончив в 1920 г. классическую гимназию, стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, затем - инспектором уголовного розыска. С 1923 г. - в Москве; работал в сатирическом журнале «Красный перец», печатал в «Комсомольской правде» и «Гудке» фельетоны и юмористические рассказы под псевдонимом «Иностранец Фёдоров».

И. Ильф и Е. Петров

И. Ильф и Е. Петров

Совместная деятельность Ильфа и Петрова началась в 1926 г. сочинением тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач». Первая значительная работа - роман «Двенадцать стульев» (1928) был восторженно встречен читателем и фактически по его просьбе продолжен романом «Золотой телёнок» (1931). Тривиальная на первый взгляд история охоты за драгоценностями мадам Петуховой и деньгами подпольного миллионера Корейко стала под пером талантливых сатириков блестящей панорамой жизни страны 1920-х гг. Рабочий день в редакции газеты «Станок», общежитие имени монаха Бертольда Шварца, коммунальная «Воронья слободка», стеснительный воришка Альхен, бывший предводитель уездного дворянства, а ныне испуганный служащий Киса Воробьянинов, плутоватый отец Фёдор, жена ответработника Эллочка Щукина со словарным запасом людоедки - почти все эпизоды и образы этой дилогии, узнаваемые, яркие, запоминающиеся и в то же время обобщённо-типизированные, стали нарицательными. Подобно Н. В. Гоголю в поэме «Мёртвые души», Ильф и Петров с помощью увлекательного рассказа о похождениях главного героя, предприимчивого искателя скорого богатства и обаятельного мошенника Остапа Бендера, с проницательной точностью запечатлели губительные пороки не только своего времени, но и всей системы: бюрократизм, безалаберность, воровство, безделье, официальное пустословие, маниловские мечты о быстром и нетрудном экономическом взлёте и т. п. Пользующиеся непреходящей популярностью романы об Остапе Бендере неоднократно инсценированы и экранизированы, их меткие характеристики и сверкающие остроумием выражения, особенно понятные с учётом контекста, прочно вошли в рус. речь («заграница нам поможет», «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», «лёд тронулся» и многие др.). Среди др. произведений писателей: повесть «Светлая личность» (1928), цикл сатирических новелл «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929); фельетоны и сатирические рассказы, публиковавшиеся главным образом в газете «Правда», где писатели работали с 1932 г. (в т. ч. «Веселящаяся единица», «Бронированное место», «Клооп»); книга путевых очерков «Одноэтажная Америка» (1936); киносценарии. Ильф оставил также «Записные книжки» (изданы в 1939), Петров - сценарии фильмов «Воздушный извозчик» (совместно с Г. Н. Мунблитом), «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится», а также вызванный впечатлениями военного корреспондента «Фронтовой дневник» (1942).

ИМАЖИНИЗМ

ИМАЖИНИ́ЗМ течение и поэтическая группа в русской литературе кон. 1910-20-х гг. Название «имажинизм» происходит от английского imagism и французского image - «образ». Оно было заимствовано рус. имажинистами у имажизма - литературного течения в английской и американской поэзии 1910-20-х гг. Группа имажинистов была образована в 1918 г. С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом и В. Г. Шершеневичем. В её состав вошли также поэты Рюрик Ивнев, Анатолий Кусиков, И. Грузинов, Алексей Ганин, художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. Имажинисты провозгласили смерть наиболее влиятельного современного течения - футуризма. Футуристы, по их мнению, оказались не в состоянии обновить поэтическую форму. Имажинисты декларировали подчинённость содержания в искусстве художественной форме. В 1924 г. начался кризис имажинизма. Есенин и Грузинов заявили о том, что распускают группу имажинистов. В 1928 г. Шершеневич писал об имажинизме как о течении, которое перестало существовать. Основная особенность поэзии имажинизма - метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений и понятий. Обыкновенно имажинисты соединяют в метафоре два предмета, два вещественных явления.

ИМПРЕССИОНИЗМ

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (от франц. impression - впечатление), художественный стиль, господствовавший в искусстве модернизма в 1870-1920-е гг. Термин изначально выражал общие стилистические особенности в творчестве представителей нового движения во французской живописи сер. 1870-х гг. (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара и др.), но уже с нач. 20 в. применялся и по отношению к стилю произведений других родов искусства - музыки (К. Дебюсси, С. Рахманинов), скульптуры (О. Роден), литературы (поэты французского и русского символизма).

Возникновение этого стиля связано со стремлением модернистов найти новые способы изображения и выражения при описании действительности - и оказаться «реалистичнее реалистов». Модернисты ставили перед собой задачу - показать каждое явление материального и духовного мира, будь то письменный стол или чувство любви, как явление уникальное, неповторимое. Эта неповторимость может быть ощутима только при непосредственном индивидуальном восприятии, для её передачи общие логические определения не подходят. Поэтому одним из главных принципов импрессионистов стал принцип передачи оттенков. Художники передавали те оттенки цвета, которые приобретает предмет в определённое время суток (К. Моне). А писатели сосредоточили внимание на приёмах, демонстрирующих индивидуальную психологическую интерпретацию (своего рода поиск «оттенков») персонажем или лирическим героем явлений окружающей среды. Во-первых, эти явления даны нам вне их логической связи (её привносит в воспринимаемый мир сам человек), поэтому импрессионисты изображали мир не цельным, а дробным: не «таинственный и тусклый свет фонаря у аптеки на ночной улице, а «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» (А. А. Блок) - и читателю оставлено право самому связать эти реалии. Во-вторых, одно и то же явление может всякий раз возникать перед человеком на фоне разнообразных других и восприниматься в связи с каждым из них, поэтому импрессионистическое мировидение сказывалось в субъективных авторских ассоциациях, воплощаемых метафорами и сравнениями.

Стремление к передаче оттенков распространялось не только на предмет изображения в искусстве, но и на материал искусства. Для поэзии таким материалом стал звуковой строй речи. Отсюда особое внимание поэтов-символистов (П. Верлен, К. Д. Бальмонт) к приёмам звукописи, которые помогали передать оттенки настроения.

Основные признаки импрессионистического стиля: представление мира «дробным», субъективность взгляда на него и психологизм описаний, риторичность, особенно проявляющаяся в тяге к метафорам, символам, ассоциативным сравнениям, музыкальность речи.

Из поэзии символизма импрессионистический стиль перешёл в символистскую драму (М. Метерлинк, Л. Н. Андреев), далее - в психологическую прозу (К. Гамсун, ранний Дж. Джойс), а к сер. 20 в. потерял исключительную связь с модернизмом и стал общим стилем литературы.

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗА́ЦИЯ (от лат. improvisus - неожиданный), создание произведения одновременно с его исполнением (импровизация стихов, песен, танца, сцен в театре, музыкальная импровизация и пр.). Традиция импровизирования восходит к народным авторам-исполнителям эпоса (аэды в Греции, акыны в Азии). В 19-20 вв. литературная импровизация - сочинение и немедленное прочтение стихотворения на заданную обществом тему (см. «Египетские ночи» А. С. Пушкина) или экспромт в альбом или для автографа. Искусством импровизации владели А. С. Пушкин, А. Мицкевич, В. Я Брюсов.

ИНБЕР

И́НБЕР Вера Михайловна (1890, Одесса - 1972, Москва), русская поэтесса, прозаик. Родилась в семье владельца научного издательства. Окончив гимназию, поступила на историко-филологический ф-т Высших женских курсов, который не окончила. Уехала за границу, где провела четыре года. Стихи начала публиковать в 1910 г. в одесских газетах, в 1914 г. в Париже вышел первый сборник «Печальное вино». В том же году Инбер вернулась в Россию, где опубл. ещё два сборника «Горькая услада» (1917) и «Бренные слова» (1922). Подлинная писательская биография, по словам самой Инбер, началась с выходом в Москве сборника «Цель и путь» (1923). В сер. 1920-х гг. поэтесса сближается с конструктивистами, в то же время начинает писать прозу и публицистические статьи. В 1927-29 гг. выходит книга очерков «Так начинается день» и путевые записки «Америка и Париж». В 1930-е гг. писательница сочетает активную литературную и общественную деятельность, пробует себя в различных жанрах (либретто опер, проза, очерки, стихотворная комедия «Союз матерей», 1938; поэма «Овидий», 1939; и др.). Во время Великой Отечественной войны писательница находилась в блокадном Ленинграде. Героизм народа в это тяжёлое время стал основной темой её последующих произведений, главные из которых - ленинградский дневник «Почти три года» (1946) и поэма «Пулковский меридиан» (1941-43, 1946), рассказывающая не только о бытовой, но и о духовной жизни ленинградцев, потрясающая сочетанием публицистичности, масштабности и тонкого лиризма. В послевоенные годы Инбер писала для детей, опубл. поэтические сборники «Путь воды» (1951), «Книга и сердце» (1961), «Анкета времени» (1971) и др.

Предыдущая страница Следующая страница