Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНВ"-"ИСТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНВ"-"ИСТ")

ИНВЕКТИВА

ИНВЕКТИ́ВА (от лат. invehor - бросаюсь, нападаю), «ругательное» сочинение, направленное против конкретного лица или лиц. Существуют оды-инвективы, послания-инвективы. Примеры инвективных высказываний: «Это он, лицемер, обольщает медовою речью неискушённых, и в них точит погибели яд» («Лабиринт» Эберхарда) - или:

Закон татарин чтит, японец, африканец,

Отмещет днесь его француз один, поганец.

(Н. Струйский, «Письмо о российском театре»)

ИНВЕРСИЯ

ИНВЕ́РСИЯ (от лат. inversio - переворачивание, перестановка), изменение обычного порядка слов в предложении. В языках с закреплённым порядком слов инверсия несёт грамматическую нагрузку (служит для образования вопросительных предложений и т. п.), в русском языке, где порядок слов относительно свободный, обычно используется для выделения каких-либо элементов предложения, придания предложению особого смысла. Инверсия часто используется в поэзии: Капли, падающей с крыши, / Быть услышанной - испуг - т. е. «испуг капли, падающей с крыши…» (М. И. Цветаева); И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).

ИНОСКАЗАНИЕ

ИНОСКАЗА́НИЕ использование слов не в их значении, применяющееся в литературе для воздействия на читателя. Различают несколько видов иносказания - ирония (комическое использование слов в противоположном значении, напр., у И. А. Крылова - «умная голова» по отношению к Ослу), эзопов язык (передача того содержания, которое хочет донести автор, через образы животных - «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина), аллегория (передача отвлечённой мысли через конкретные образы, напр. использование образов античных богов в торжественных одах 18 в. - Марс как аллегория войны, Венера как аллегория любви), символ (образ, передающий одновременно и конкретное, и абстрактное содержание, - напр., пёс как символ старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать»). Иносказание употребляется с различными целями: ирония создаёт комический эффект; эзопов язык необходим в связи с политическими условиями, невозможностью прямо сказать то, что нужно; аллегория отсылает к общекультурному контексту; символ показывает многогранную связь между предметами.

ИНСЦЕНИРОВКА

ИНСЦЕНИРО́ВКА (от лат. in - в, на и scaena - сцена), переработка для постановки в театре или кино недраматического произведения. Инсценировка отличается от постановки по мотивам произведения тем, что не вносит в текст дополнительного смысла и не изменяет его содержания. Задача инсценировки - как можно точнее следовать за авторским замыслом, сохраняя идейный смысл, сюжет и, по возможности, стиль произведения. При этом в инсценировке неизбежны изменения, связанные с иной формой материала. Наиболее известные инсценировки - «Петербургские сновидения» Ю. А. Завадского по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, «История лошади» М. Г. Розовского и Г. А. Товстоногова по «Холстомеру» Л. Н. Толстого. Часто инсценировки делает сам автор («Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Живи и помни» В. Г. Распутина).

ИНТОНАЦИЯ

ИНТОНА́ЦИЯ (от лат. intono - громко произношу), средство фонетической организации речи. Вместе с ударением относится к суперсегментным явлениям - средствам языка, не включающимся в поток речи, а «накладывающимся» на него. Русская интонация складывается из нескольких компонентов - мелодики (повышение или понижение основного тона), интенсивности (громкости речи), длительности (время произнесения того или иного звука), темпа и тембра речи. В лингвистике выделяется семь основных типов интонационных конструкций, характерных для рус. речи. С помощью интонации поток речи разделяется на значимые отрезки - фразы (отрезки, выражающие законченную мысль) и синтагмы (обладающие цельным смыслом части фраз). Фразы объединяются, также с помощью интонации, в сверхфразовые единства - большие отрезки текста, связанные одной идеей. Интонация передаёт отношения между частями фразы, а также сообщает определённый смысл (повествовательный, вопросительный, восклицательный) всей фразе. В рус. языке с его нефиксированным порядком слов только с помощью интонации можно отличить, напр., общий вопрос от утверждения («Он пришёл в пять» и «Он пришёл в пять?»), специальный вопрос от восклицания («Какой там зал?» и «Какой там зал!») и пр. Интонация выражает эмоции говорящего человека, передаёт его отношение к собеседнику, к ситуации речи, к содержанию своих собственных слов. При чтении литературного произведения вслух или исполнении его на сцене интонация во многом определяет то, как слушатели или зрители поймут содержание той или иной фразы. Неверная интонация может передать смысл, прямо противоположный тому, что хотел сказать автор. На письме интонация передаётся с помощью знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) и иных графических средств (абзаца, курсива): напр., разбиение строчек стихотворения, как у В. В. Маяковского в поэме «Облако в штанах»:

«Приду в четыре», -

сказала Мария.

Восемь.

Девять.

Десять.

В данном случае вынесение каждого числа в качестве отдельной строчки показывает паузы между ними и особое интонационное выделение каждого из этих чисел, т. к. они чрезвычайно важны для автора. Также в тексте художественной литературы используется передача протяжного, выделенного или скандированного произнесения слова (напр., «Я живу и р-работаю в семи комнатах» в «Собачьем сердце» М. А. Булгакова, «В ПАССАЖ!.. В пасСАЖ! в ПаССССаЖЖЖЖ… в па… ССаАААаАААаа!!! ЖЖжЖ!!!» у Д. Хармса в «Анекдотах из жизни писателей»). В стихах главный компонент интонации - ритм, т. к. на обычное разделение на синтагмы и интонационное оформление фразы накладывается закономерность в употреблении ударных слогов.

Под интонацией понимают не только средство выразительности в устной речи, но и настроение, эмоцию, вложенную автором в текст, - в этом смысле говорят об интонации определённого произведения. Интонация выражает идейно-эмоциональную установку автора - так, можно говорить об иронической интонации «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя, о трагической интонации «Окаянных дней» И. А. Бунина, о ностальгической интонации стихотворений, написанных рус. поэтами в эмиграции, и т. д.

ИНТРИГА

ИНТРИ́ГА совокупность поступков персонажей, преодолевающих разного рода препятствия и конфликтные ситуации; последовательность перипетий, неожиданных событий, необычайных положений и обстоятельств, нарушающих мерное течение действия, придающих сюжету динамизм, остроту и занимательность. Развитие интриги всегда сопровождается столкновениями интересов, запутанными отношениями между персонажами, игрой случая и разного рода недоразумениями (напр., «квикпрокво» (от лат. qui pro quo), когда одно лицо принимается за другое, как в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше или «Ревизоре» Н. В. Гоголя). Произведениям, обладающим интригой, свойственны концентрические сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей, в которых ведущую роль играют герои авантюрного плана, добивающиеся своих целей посредством всевозможных уловок и ухищрений.

Интрига является неотъемлемым свойством многих жанров и жанровых видов (новелла, комедия положений, мелодрама, плутовской роман, детектив и т. д.).

ИНФИНИТИВ

ИНФИНИТИ́В неспрягаемая (букв. неопределённая - от лат. infinitivus) форма глагола. Обозначает событие без указания на обстоятельства его осуществления (лицо, время). Поэтому служит начальной формой глагола, даётся в словарях. Показатель инфинитива - суффикс - ть/ти; в результате исторических изменений в некоторых глаголах «растворился» в основе: печь.

ИОНЕСКО

ИОНЕ́СКО (ionesco) Эжен (1912, Слатина - 1994, Париж), французский драматург. Родился в Румынии, в семье румына и француженки. Закончил Бухарестский ун-т с дипломом специалиста по французскому языку и занялся литературой. В 1934 г. выпустил книгу критических эссе «Нет», в 1938 г. эмигрировал во Францию, чтобы заниматься филологией в Сорбонне. В 1948 г. попытался выучить английский язык по учебнику и обратил внимание на искусственность, нелогичность представленных в нём диалогов. Из таких диалогов он решил составить комедию «Урок английского». В 1949 г. пьеса была написана, а в 1950 г. была переименована в «Лысую певицу» и поставлена на сцене, но поначалу успеха не имела. Только восторженные отзывы группы литераторов во главе с известным поэтом Р. Кено заставили публику обратить внимание на пьесу. Вслед за этим театральные критики заговорили о рождении нового типа драматургии - «театра абсурда» (см. Драма), который сам автор называл «театром парадокса».

Э. Ионеско

Э. Ионеско

В комедиях и драмах автор часто применял авангардистские приёмы, при этом большинство его пьес посвящены остросоциальным вопросам, имеют антибуржуазную или антитоталитарную направленность. К их числу относятся: «Урок» (1951), «Стулья» (1952), «Жертвы долга» (1954), «Жак, или Повиновение» (1954), «Убийца по призванию» (1958) и одна из программных для автора пьес-трагифарсов, в сюжете которой разглядели рассказ о том, как зарождался нацизм, - «Носороги» (1959). В пьесах автор саркастически осмеивал мир современных обывателей, иногда противопоставляя ему внутренний мир художника (в этих случаях главным действующим лицом становился «автобиографический» персонаж с литературной фамилией Беранже).

Кроме драм и комедий Ионеско написал роман «Отшельник» (1973) и несколько книг эссе. В 1970 г. за литературные заслуги он был принят в ряды членов Французской академии.

ИРВИНГ

И́РВИНГ (Irving) Вашингтон (1783, Нью-Йорк - 1859, Тарритаун, штат Нью-Йорк), американский писатель, родоначальник американской новеллы.

В. Ирвинг

В. Ирвинг

Сын преуспевающего нью-йоркского негоцианта, торговавшего вином и сахаром, был одиннадцатым ребёнком в семье. Получил юридическое образование, хотя в ун-те не учился. В 1804-06 гг. путешествует по Европе, по возвращении начинает заниматься литературой. Издаёт с братом и друзьями серию нравоописательных очерков в стиле Аддисона «Салмагунди, или Причуды и мнения Ланселота Лангстаффа, эсквайра, и других» (1807-08), полных юмора и пародий. Затем выходит в свет первое крупное произведение Ирвинга - шутливая «История Нью-Йорка с сотворения мира и до конца голландской династии, составленная Дидрихом Никербокером» (1809). Написанная с использованием излюбленного в романтической прозе приёма «найденной рукописи», «История Нью-Йорка» была построена по примеру популярных в 18 в. жизнеописаний и исторических трудов, хотя описываемые события не содержали ничего серьёзного и торжественного. Подобное несоответствие порождало комический эффект и позволяло высмеивать вполне современные автору предрассудки и расхожие мнения о самых различных предметах, от политики до литературы. Настоящую славу Ирвингу принесли вышедшие позднее сборники рассказов - «Книга эскизов» (1819-20), «Брейсбридж-Холл» (1822), «Рассказы путешественника» (1824), «Альгамбра» (1832). Именно с признания Ирвинга в Европе («Книгу эскизов» ему помог издать сам В. Скотт) американская литература оформилась как истинно нац. литература, у неё появилось своё лицо и свой взгляд на мир. Написанные в жанре новеллы, эти произведения стали подлинно американскими как по тематике, так и по использованию в них образов американского народного творчества. В них отразилось романтическое стремление Ирвинга унестись прочь от духа торгашества и стяжательства, характерного для Америки, в идеальное прошлое своей страны. Для Ирвинга, уроженца Нью-Йорка, это был мир голландских поселений с их неторопливой, размеренной жизнью. Но особенностью романтизма Ирвинга было то, что он сознавал условность своего идеала, - это проявлялось в ироничном любовании прошлым, в котором он хорошо видел не только достоинства, но и недостатки, а может быть, и источник будущих зол. Именно таким прошлое предстаёт в самом известном рассказе Ирвинга «Рип Ван Винкль». В нём романтическое отношение к природе, которую автор описывает с большим поэтическим мастерством, сочетается с рационализмом в оценке героев и событий. С иронией автор повествует о приключениях недалёкого Рипа, противопоставляя старое и новое в американской действительности. В 1828 г. выходит из печати трёхтомная «История жизни и путешествий Христофора Колумба». В 1832 г. Ирвинг пишет вызвавшую возмущение демократической общественности историю мехового магната Дж. Дж. Астора - «Астория». Отдал дань Ирвинг и историко-биографическом жанру, написав «Жизнь Оливера Голдсмита» (1849), «Жизнь Магомета и его последователей» (1849-50) и пятитомную «Историю Джорджа Вашингтона» (1855-59). Но в истории американской литературы он остался прежде всего родоначальником американской новеллистики, создателем нац. литературного пейзажа и первооткрывателем нац. фольклорного наследия.

ИРОИКОМИЧЕСКАЯ ПОЭМА

ИРОИКОМИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА пародийный стихотворный жанр в западноевропейском и русском классицизме. Комический эффект подобных поэм был основан на несоответствии высокого эпического стиля, которым они были написаны, и «низкого» содержания. Жанр возник во Франции в 17 в., один из первых его образцов - поэма Н. Буало «Налой» (1674), темой которой стала ссора между казначеем и певчим по поводу размещения в церкви налоя - подставки для книг. В России широкую известность получили ироикомические поэмы В. И. Майкова «Игрок ломбера» (1763), в которой пародийно воспета игра в карты, и особенно комический эпос «Елисей, или Раздражённый Вакх» (1771) - похождения ямщика Елисея, посланного богом виноделия Вакхом для того, чтобы проучить винных откупщиков, поднявших цены на вино.

ИРОНИЯ

ИРО́НИЯ (от греч. eironeia - притворство), иносказание, задача которого - высмеять определённое явление или человека за счёт употребления слов в противоположном значении. Как правило, ирония - это осуждение под видом похвалы. В отличие от юмора и сатиры, иронию можно понять только в контексте всего произведения или всей ситуации, она «скрывается» под маской серьёзности. Напр., на иронии построено стихотворение Н. А. Некрасова «Нравственный человек» (похвала самому себе: «Живя согласно с строгою моралью, / Я никому не сделал в жизни зла» - оборачивается безнравственными и жестокими поступками). Ирония может определять стиль произведения в целом (напр., «Похвала глупости» Эразма Роттердамского). Употребление иронии относят либо к тропам, либо к риторическим фигурам.

ИСАКОВСКИЙ

ИСАКО́ВСКИЙ (настоящая фамилия Исаков) Михаил Васильевич (1900, д. Глотовка Смоленской губ. - 1973, Москва), русский поэт. Родился в бедной многодетной семье, сам выучился грамоте. Проучившись два года в Смоленской гимназии, он перевёлся в Ельнинскую, но нужда заставила его уйти из шестого класса и начать работать. Дальнейшее образование получал самостоятельно. Первая публ. поэта - стихотворение «Просьба солдата» (1914) в московской газете «Новь». В 1921 г. появляются первые сборники «По ступеням времени», «Взлёты», агитационная поэма «Четыреста миллионов» и книга лозунгов «Борьба с голодом. Боевые лозунги дня». С ранних шагов в поэзии Исаковский проявил себя как последователь Н. А. Некрасова, ряд его стихотворений обнаруживает влияние В. В. Маяковского. В 1927 г. вышел сборник Исаковского «Провода в соломе», который получил одобрение М. Горького. Основная тема сборников «Провинция» (1930), «Мастера земли» (1931), «Избранные стихи» (1931) - коллективизация, трудный путь середняков в колхоз, осмеяние пережитков прошлого. Исаковский вошёл в историю рус. поэзии как поэт-песенник («До свиданья, города и хаты…», «В прифронтовом лесу», «Враги сожгли родную хату» и др.). Его песня «Катюша» (1938) в годы Великой Отечественной войны стала символом верности, мужества и терпения. В послевоенных произведениях патриотическая направленность осталась ведущей темой творчества поэта.

М. В. Исаковский

М. В. Исаковский

Одна из главных особенностей творчества поэта - опора на фольклорную традицию. Просты и задушевны искренние слова поэта о любви к родной земле, к её мужественным и трудолюбивым людям. За событийностью, ситуативностью в поэзии Исаковского скрывается особый тип художественного обобщения, глубинная диалектика единичного и целого. «Простота стиля Исаковского, - писал А. Т. Твардовский, - не результат его приспособления к некоей «простоте» читательского восприятия. Это избранный поэтом наиболее соответствующий содержанию способ и характер выражения, достигнутый в сознательных поисках и усилиях. Мало кому известно, что в своей юности Исаковский не избежал и нарочитой усложнённости, и вычурности, и иных дешёвых эффектов в духе литературных поветрий, по счастью быстро и безвозвратно преодолённых».

ИСКАНДЕР

ИСКАНДЕ́Р Фазиль Абдулович (р. 1929, Сухуми), русский прозаик.

Ф. А. Искандер

Ф. А. Искандер

Отец из-за своего иранского происхождения в 1938 г. был выслан из СССР. Будущий писатель рос в семье родственников по материнской (абхазской) линии. В 1947 г. поступил в Московский библиотечный ин-т (ныне Ин-т культуры), в 1951 г. перевёлся в Литературный ин-т (окончил в 1954). Был литературным сотрудником газет «Брянский комсомолец» (1954-55) и «Курская правда» (1955-56). С 1956 г. жил и работал в Сухуми, с нач. 1990-х гг. - в Москве. Начал печататься с 1952 г. Выпустил сборники стихов («Горные тропы», 1957; «Доброта земли», 1959; «Зелёный дождь», 1960; «Дети Черноморья», 1961; «Молодость моря», 1964) и рассказов («Тринадцатый подвиг Геракла», «Запретный плод», оба - 1966), в которых проявил себя мастером этнографического бытописания. Мгновенную и громкую известность принесла Искандеру сатирическая повесть «Созвездие Козлотура» (1966) - полный юмора и гротеска рассказ об одном типичном явлении советского времени, очередном т. н. «почине», всегда обязательном для поддержки массами, но не всегда продуманном и целесообразном. Противостояние трезвого народного сознания и реального трудового опыта волюнтаризму властей раскрывается автором на примере абхазского села, которому предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром для выведения некой якобы необыкновенно продуктивной породы, от чего мудрые сельчане дипломатично и твёрдо отказываются («Начинание хорошее, но не для нашего колхоза» - эта фраза героя Искандера стала крылатой). Отличающий повесть сплав нац. колорита, богатой сатирической палитры (от мягкого юмора до беспощадного сарказма), лиризма и социального обличения характерен и для других произведений писателя. Многие из них написаны от лица ребёнка, чьё наивное восприятие помогает отчётливее передать как радость бытия, так и несоответствие «естественного» сознания «неестественной» действительности (роман «Сандро из Чегема», 1973-89, полное издание 1989, состоящий из публикуемых с 1966 отдельных фрагментов, где главный герой - образ, родственный Ходже Насреддину и Тилю Уленшпигелю, - может выступать и юношей, и стариком; цикл повестей о Чике и др.). Среди др. многочисленных произведений писателя, чьё своеобразное творчество отмечено рядом отечественных и зарубежных литературных премий, - психологическая повесть о типе женщины-хищницы «Морской скорпион» (1977), нравоописательная повесть «Маленький гигант большого секса» (1979), рассказ «Чегемская Кармен» (1986), философско-политическая сказка-антиутопия «Кролики и удавы» (1982), насыщенные автобиографическими мотивами, ностальгическими или острокритическими размышлениями повести о недавнем прошлом и настоящем своей страны («Сумрачной юности свет», 1990; «Думающий о России и американец», 1997), сборник «Сюжет существования» (1999).

"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА"

"ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУ́ССТВА" («чистое искусство»), эстетическая концепция 19 - нач. 20 в., утверждающая самоцельность и самодостаточность художественного творчества, независимость искусства от политики, идеологии и злободневных общественных проблем, провозглашающая высшей целью искусства создание красоты, а не моральную или общественную проповедь. Концепция «искусство для искусства» бытовала преимущественно в поэзии и художественной критике. Часто она являлась реакцией на повышенный «утилитаризм» отдельных школ и направлений, как это было в России в сер. 19 в. при господстве «гражданской» поэзии и «реальной» критики (Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев; характерна критика ими А. С. Пушкина как «идеолога» «искусства для искусства»), которым противопоставили себя сторонники «чистого искусства» - А. А. Фет, А. В. Дружинин, П. В. Анненков, А. Н. Майков, позднее Ап. Григорьев, А. К. Толстой. Во Франции в 1840-60-е гг. последовательными приверженцами «чистого искусства» были «парнасцы» (Л. де Лиль, Т. Готье). Позже, в эпоху декаданса, «искусство для искусства» приводит к постановке эстетического выше этического и упоению красотой зла и порока (у французских «проклятых» поэтов, у Ш. Бодлера и О. Уайльда), к стремлению создать мир красоты вопреки действительности, к утопической вере в преображение жизни искусством или к уходу от жизни в «башню из слоновой кости» у рус. символистов на рубеже 19-20 вв. (К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Вяч. Иванов и др.).

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ПРО́ЗА разновидность научной прозы, труды историков, ставящих своей целью не просто передачу фактов, но и увлекательное их изложение. В отличие от документальной литературы, историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение - для поддержания интереса к повествованию - вымышленных персонажей. Основная задача исторической прозы - изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом (т. е. вычленив в последовательности событий завязку, кульминацию и развязку), объединив их при этом некой исторической концепцией. Произведение исторической прозы может быть посв. одному событию («История Пелопоннесской войны» Фукидида), какому-либо периоду в истории («История» Геродота), а также представлять собой тематический обзор («Жизнеописания» Плутарха с их особой попарной композицией - сравнение и биография двух исторических деятелей, которых можно сопоставить по какому-либо признаку). Античные образцы исторической прозы можно разделить также на анналистические (посв. событиям, напр. «Римская история от основания города» Тита Ливия) и биографические (напр., «Жизнь двенадцати цезарей» Светония). В дальнейшем европейская историческая проза развивается в основном по античным образцам. Более того, античная историческая проза оказала значительное влияние на понимание истории Греции и Рима новыми историками. Многие авторы исторической прозы сформировали определённое понимание событий античности. В Средние века основной жанр исторической прозы - летопись, характерные признаки которой - запись событий по годам (если в каком-то году ничего примечательного не происходит, то в летописи ставится просто цифра, обозначающая этот год), обязательное начало - изложение библейских событий, начиная от Адама или от Всемирного потопа, вставные эпизоды - повести о святых, о чудесах и т. д. Летописи велись, как правило, в монастырях. Летописные своды различных монастырей зачастую объединялись в один. Самые известные летописные своды Древней Руси - «Повесть временных лет», Новгородская летопись. В Западной Европе в Средневековье писались хроники - также подробная запись событий определённой эпохи (например, хроника Жана Фруассара, охватывающая период с 1325 по 1400 г.). Для этого периода характерно объединение исторической прозы с легендами, преданиями и пр. - т. е. включение в текст большого количества недостоверной и назидательной информации. В эпоху Возрождения мастерами исторической прозы были Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини в Италии, Р. Холиншед и Г. Холл в Англии, С. Брантом и Т. А. д’Обинье во Франции. Произведения исторической прозы вдохновляли писателей и драматургов на создание исторических произведений - напр., «Хроники» У. Шекспира, романы В. Скотта. В Новое время образцы исторической прозы появляются у известных писателей - «Век Людовика XIV» Ф. Шиллера, «История государства Российского» Н. М. Карамзина, незаконченная «История Пугачёва» А. С. Пушкина и т. д. В кон. 18 - нач. 19 в. историческая проза отделяется от художественной литературы, появляются труды профессиональных историков в жанре исторической прозы - напр., работы С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского.

К. Р. (великий князь Константин Константинович Романов; 1858, Стрельна - 1915, Павловск), русский поэт, драматург, переводчик.

К. К. Романов. Портрет работы М. Рундальцева

К. К. Романов. Портрет работы М. Рундальцева

Внук императора Николая I. Наряду с государственной и военной службой великий князь Константин в течение многих лет профессионально занимался литературой, выступая в печати под акронимом К. Р. Первый сборник «Стихотворения К. Р.» (1886), изданный небольшим тиражом, был замечен и получил ряд одобрительных отзывов в критике. К. Р. ориентировался в первую очередь на традиции поэтов «чистого искусства» - Я. Н. Полонского, А. А. Фета, А. Н. Майкова. Стихи К. Р. в течение двух десятилетий неизменно привлекали внимание композиторов: романсы на тексты К. Р. написаны П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, Р. М. Глиэром, А. К. Глазуновым и многими др. С приходом на литературную арену символизма читательский интерес к поэзии К. Р. заметно угас, а после Октябрьской революции его имя практически не упоминалось исследователями. Поэт был автором знаменитой песни «Умер бродяга в больнице военной», посвящённой военной теме. В нач. 20 в. К. Р. выступает в качестве переводчика драм У. Шекспира, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Также он пробует свои силы в роли автора оригинальных драм: одно из наиболее известных произведений - мистерия «Царь Иудейский» (1914), написанная на евангельский сюжет. Единственное прижизненное исполнение мистерии состоялось в Царскосельском театре, причём в роли одного из персонажей выступил сам К. Р. Эта постановка осуществилась благодаря личному распоряжению Николая II, который разрешил проведение спектакля вопреки запрету, наложенному духовной цензурой.

Предыдущая страница Следующая страница