Статьи на букву "М" (часть 1, "МАД"-"МАР")
МАДРИГА́Л первоначально - жанр идиллической лирики в итальянской поэзии 14-15 вв., затем - небольшое интимно-шуточное стихотворение, содержащее комплиментарную характеристику женщины. Например, «Мадригал М…ой» (между 1817 и 1820) А. С. Пушкина: О вы, которые любовью не горели, Взгляните на неё - узнаете любовь. О вы, которые уж сердцем охладели, Взгляните на неё: полюбите вы вновь. В русской поэзии 18-20 вв. мадригал встречается редко. |
МА́ЙКОВ Аполлон Николаевич (1821, Москва - 1897, Санкт-Петербург), русский поэт, публицист. Родился в семье известного живописца Н. А. Майкова. Получил домашнее образование, историю словесности ему преподавал И. А. Гончаров. Первые стихи появились в рукописных сборниках семьи Майковых: «Подснежник» (1835-38) и «Лунные ночи» (1839). В 1837 г. поступил на юридический ф-т Петербургского ун-та. Его стихи начали печататься в журналах «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки». В 1841 г., окончив ун-т, начал работать в министерстве финансов. В антологических стихотворениях сборника «Стихотворения» (1842) впервые выразилась любовь Майкова к античности; здесь же определился и другой центральный жанр - описательная пейзажная лирика, признанный вершиной его творчества. В 1842 г. Майков совершил заграничную поездку (Италия, Франция), давшую ему темы для сборника «Очерки Рима» (1847), где стихи, посвящённые памятникам античности, соседствуют с бытовыми сценками («Нищий», «Капуцин»). В сер. 1840-х гг. Майков сближается с В. Г. Белинским и петрашевцами, и в его творчестве появляются стихотворения в духе натуральной школы, содержащие гражданские мотивы: поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» (1846). Майков сотрудничал в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В 1850-е гг. поэт провозглашает себя сторонником «чистого искусства», за что подвергается критике М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. А. Добролюбова, хотя в его творчестве усиливаются патриотические настроения накануне Крымской войны (сборник «1854», 1855). Майков приветствует в стихах реформу 1861 г., создаёт поэтический перевод «Слова о полку Игореве» (1866-70), пишет стихотворения о русской древности. С 1852 по 1881 г. Майков работал над трагедией «Два мира» - о переходе от древнеримского язычества к христианскому миру. В поэме «Странник» (1867) воспроизведены понятия и язык русских сектантов; в поэме «Княжна ***» (1874-76) изображена трагедия русского дворянства, потерявшего духовную связь с народом. Многие стихотворения Майкова легли в основу романсов П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др. композиторов. |
МАЙН РИД Т., см. Рид Т. М. |
МАЙО́РОВ Николай Петрович (1919, д. Дуровка Сызранского у. Симбирской губ. - 1942, с. Баранцево Смоленской обл.), русский поэт. Родился в крестьянской семье, учился на историческом ф-те МГУ и одновременно в Литературном ин-те им. М. Горького. В 1941 г. ушёл добровольцем на фронт, погиб в одном из боёв. При жизни опубликовал всего несколько стихотворений. Произведения поэта проникнуты атмосферой предвоенных лет, юношеским энтузиазмом, верой в жизнь. Герой Майорова - молодой романтик, который готов бороться с трудностями, работать на благо Родины, приближать торжество справедливости. Поэт считает, что ради этого можно пожертвовать и собственной жизнью. Стихи «Как воруют небо», «Стихи про стекольщика», «Париж весной 1940 года» (все - 1940) говорят о несправедливости устройства мира, о ненормальной жизни людей. Стихи «Предчувствие» (1939) и «Мы» (1940) стали манифестом поколения Майрова: от лица тех, кто завтра вступит в бой за свою страну, в идеалы которой они верят, поэт утверждает, что нельзя прятаться и оставаться в стороне от общей жизни. |
МА́ЙРИНК (Meyrink) Густав (настоящее имя Густав Майер; 1868, Вена - 1932, Штарнберг, Германия), австрийский писатель, переводчик, с 1905 г. жил в Германии. Получив коммерческое образование в Праге, открыл небольшой банк, но после ложного обвинения в мошенничестве и тюремного заключения отошёл от дел. Экстравагантный образ жизни Майринка шокировал публику: дуэлянт, завсегдатай литературных кафе, спортсмен и основатель мистических обществ, он сотрудничал в сатирическом журнале «Симплициссимус». Опубликованные там пародийные зарисовки составили «Волшебный рог немецкого обывателя» (3 т., 1913), в котором, высмеивая глупость и напыщенность немецкого и австрийского бюргерства, Майринк подчёркивал гротескную связь забавных и нелепых происшествий с таинственным и потусторонним. Пережив мистический опыт, впоследствии описанный в рассказе «Мастер Леонгард» (1925), Майринк живёт всё более уединённо. Роман «Голем» (1915) основан на преданиях пражского гетто. Оживший глиняный монстр, наводящий ужас на героев романа и читателей, временами неотличим от рассказчика. Сложно устроенный текст, богатый напряжёнными ситуациями и предполагающий разнообразие интерпретаций, в какой-то мере сближается с литературой экспрессионизма. В следующих романах: «Зелёный лик» (1916), «Вальпургиева ночь» (1917), «Ангел Западного окна» (1920), «Белый доминиканец» (1921) - Майринк совмещает элементы каббалы, христианской мистики и многих восточных эзотерических верований. Романы становятся более простыми по композиции, их язык теряет насыщенность, свойственную «Голему», но они упрочивают славу Майринка как классика фантастической литературы. |
МАКА́НИН Владимир Семёнович (р. 1937, Орск), русский прозаик.
В. С. Маканин Окончил математический ф-т МГУ (1960), Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Ин-те кинематографии. Дебютная повесть «Прямая линия» (1965) рассказывает о жизни молодых учёных, выбирающих жизненный путь. После публикации повести Маканин десять лет почти не печатался; с сер. 1970-х гг. он возвращается в литературу. В рассказе «Гражданин убегающий» (1978) сталкиваются три главных «героя» прозы писателя: личность, общество, природа. Рассказ «Ключарёв и Алимушкин» (1977) развенчивает «игру в жизнь», утверждает, что человеческая жизнь не может «пойти под откос ни с того ни с чего». Другие крупные произведения - повести «Предтеча» (1982), «Где сходилось небо с холмами» (1984), «Один и одна», «Утрата», «Отставший» (все - 1987), «Там была пара», «Лаз» (обе - 1991), «Сюжет усреднения» (1992), «Кавказский пленный» (1995), «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), «Без политики» (2003). Книга «Линия судьбы и линия жизни» (2001) состоит из двух частей, а каждая из них («Ключарёв-роман» и «Светик-роман») - из ряда повестей и рассказов со сквозным героем, что напоминает композицию «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Идею романа раскрывает эпиграф из Лермонтова: «Герой… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». |
МАКА́РЕНКО Антон Семёнович (1888, Белополье Сумского у. Харьковской губ. - 1939, Москва), русский писатель, педагог.
А. С. Макаренко Родился в семье рабочего-маляра. По окончании Кременчугского городского училища и годичных педагогических курсов учительствовал на Украине (1905-14). В 1917 г. окончил Полтавский учительский институт. С 1918 г. был инспектором Высшего начального училища в Крюкове, заведовал в Полтаве начальным городским училищем. В 1921-28 гг. руководил Полтавской колонией для несовершеннолетних правонарушителей, в 1927-35 гг. - детской коммуной им. Ф. Э. Дзержинского в Харькове. С 1937 г. жил в Москве. Исходя из «горьковского» отношения к личности как к заведомо доброй и нуждающейся лишь в правильном воспитании, Макаренко осуществил беспримерный опыт массового перевоспитания «трудных» детей и подростков. Его принципами были: «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему», стремление «проектировать лучшее в человеке» с помощью трудового коллектива. Свой педагогический опыт Макаренко изобразил в ряде публицистических, художественно-документальных и художественных произведений: повести «Марш 30-го года», «ФД-1» (обе - 1932), «Флаги на башнях» (1938), пьеса «Мажор» (1933, опубл. в 1935), киносценарии «Настоящий характер», «Командировка» (оба опубл. в 1952), «Книга для родителей» (1937). «Педагогическая поэма» (1927-35) принесла Макаренко всемирную известность. |
МАКСИ́МОВ Владимир Емельянович (настоящее имя Самсонов Лев Алексеевич; 1930, Москва - 1995, Париж), русский прозаик. Его отец, рабочий, был репрессирован в 1937 г. Мальчик ушёл из дома, скитался, в детдоме получил новые имя и фамилию. Из-за участия в несостоявшемся грабеже сидел в тюрьме, после освобождения в 1951 г. жил на поселении. Максимов много читал, «через свой опыт пришёл к Достоевскому, а через Достоевского - к религии». Первая книга - сборник стихов «Поколение на часах» (1956). В повестях «Мы обживаем землю» (1961) и «Жив человек» (1962) отразился жизненный опыт автора, его скитания. В повестях «Шаги к горизонту» (1963; др. название «Баллада о Савве»), «Дорога» (1966), «Стань за черту» (1967) проявились характерные черты прозы Максимова - острокритический взгляд на современность, поиск в людях добра и красоты, обращение героев к религии. В 1973 г. опубликовал в Германии романы «Семь дней творения» (1971) и «Карантин» (1973), не пропущенные в СССР цензурой. Преследование за эти публикации вынудило его в 1974 г. эмигрировать во Францию, где он основал журнал «Континент», в котором публиковал запрещённые в России произведения. Романы «Ковчег для незваных» (1976), «Заглянуть в бездну» (1986), «Кочевание до смерти» (1994) объединяет поиск и обретение человеком веры. В жанре семейного романа Максимов в «Семи днях творения» изображает множество судеб, порочность власти, политические репрессии в первые советские десятилетия, насаждение вражды, недоверия и фальши. В романе «Прощание из ниоткуда» (1974-82) изображено самопознание автобиографического героя Владислава Алексеевича Самсонова, который пишет «роман в романе», способный «высвободить на свет Божий вещее действо многовекового опыта России» с тем, чтобы Россия могла «безбоязненно двигаться дальше». |
"МА́ЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕ́К" ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль - жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М. Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19-20 вв. |
МАЛЛАРМЕ́ (Mallarme) Стефан (1842, Париж - 1898, Вальвен, департамент Сена-и-Марна), французский поэт.
С. Малларме. Портрет работы Э. Мане. 1870-е гг. Сын чиновника, получил гуманитарное образование, с 1863 г. преподавал английский язык в лицее. Первые стихотворения «Лазурь», «Звонарь», «Окна» (1866) написаны в духе позднего романтизма под влиянием Ш. Бодлера. Эклога Малларме на мифологический сюжет «Послеполуденный отдых фавна» (1867, опубл. в 1876) послужила темой симфонической прелюдии К. Дебюсси (1892). Следующий этап творчества открывается драматической поэмой «Иродиада» (1867-69, не закончена): эгоистическое одиночество любующейся своей красой библейской Иродиады символизирует кризис и бесплодие поэзии, замкнутой в «башне из слоновой кости». В 1870-80-е гг. Малларме становится идейным вождём и теоретиком символизма, стоит за передачу в поэзии сверхчувственного, за уподобление стиха музыке и живописи. В юности материалист и атеист, он считает теперь, что внешний мир - это «кажимость», и намерен двигаться «в глубину вещей», пока не откроется искомая первопричина - Материя, или Абсолют, из которого всё рождается и в котором всё погибает. Человек - самосознание Материи (в этом его величие), но создание хрупкое и эфемерное (в этом его ничтожество). Безжалостный итог попыткам символистской поэзии проникнуть «по ту сторону вещей» подводит поэма «Удача никогда не отменяет случая» (1897): в образе кораблекрушения воплощён крах идеалистических устремлений символизма. Поэма состоит из одной длинной фразы, напечатанной «лестницей» (по мысли Малларме, строка заканчивается, когда «образ сам по себе завершается»), и предвосхищает поиски французского авангардизма нач. 20 в. (Г. Аполлинер, Л. Арагон и др.). |
МА́МИН-СИБИРЯ́К (настоящая фамилия Мамин) Дмитрий Наркисович (1852, Висимо-Шайтанский завод Пермской губ. - 1912, Санкт-Петербург), русский прозаик, публицист.
Д. Н. Мамин-Сибиряк. ПортретLшарж работы В. Каррика Родился в семье заводского священника, учился в духовном училище и семинарии, но под влиянием идей «шестидесятников» решил посвятить себя естественным наукам и в 1872 г. поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876 г. перешёл на юридический ф-т Петербургского ун-та, который не закончил. В студенческие годы начал литературную деятельность в мелких журналах и газетах. Вернувшись на Урал, участвовал в этнографических экспедициях, изучал условия труда и быта рабочих горных заводов, что отразилось в цикле рассказов и очерков «От Урала до Москвы» (1881-82). Широкую известность принесли писателю романы «Приваловские миллионы» (1883) и «Горное гнездо» (1884), главная тема которых - становление промышленного капитала на Урале. Мамин-Сибиряк завоевал репутацию автора широкомасштабных многофигурных романов. В 1891 г. он переезжает в Петербург, принимает активное участие в литературной жизни, сближается с писателями демократического лагеря, издаёт романы «Золото» (1892), «Хлеб» (1895), сборник «Уральские рассказы» (4 т., 1888-1901). Свой путь в литературе описал в автобиографическом романе «Черты из жизни Пепко» (1894). В последние годы жизни писатель создал ряд произведений для детей, сразу ставших классикой этого жанра: посвящённый дочери цикл «Алёнушкины сказки» (1894-96), рассказы «Зимовье на Студёной» (1892), «Серая шейка» (1893) и др. |
МАМЛЕ́ЕВ Юрий Витальевич (р. 1931, Москва), русский прозаик. Родился в семье профессора психиатрии. По окончании Московского лесотехнического ин-та (1955) преподавал математику и физику в школах. С нач. 1950-х гг. изучал философию, теософию, оккультные учения, в 1958 г. стал руководителем неформального эзотерического кружка. Эмигрировал в 1974 г., жил в США, Франции, читал лекции о рус. литературе в Корнельском ун-те, стал членом французского отделения ПЕН-клуба. Пишет прозу с 1953 г., но в России произведения Мамлеева издаются лишь с конца 1980-х гг. Первые рассказы опубликованы на английском и немецком языке: «Жених» (1974), «Полёт», «Набег сильфид», «Не те отношения» (все - 1975). Первый сборник рассказов издан на английском языке - «Небо над адом» (1980). За границей вышли книги «Изнанка Гогена» (1982); «Живая смерть» (1986); «Шатуны» (1988); «Новый град Китеж» (1989). С 1994 г. Мамлеев живёт и печатается в Москве: сборники «Утопи мою голову» (1990), «Голос из ничто» (1991), «Вечный дом» (1991), романы «Блуждающее время» (2001), «Мир и хохот» (2003). Самый важный жанр для писателя - рассказ, который, по Мамлееву, является средством «максимальной концентрации» художественных идей. В рассказах писателя отразилось своеобразное видение мира, «раскрытие тех внутренних бездн, которые таятся в человеческой душе». |
"МАНА́С" киргизский героический эпос (более 500 000 стихотворных строк), сохранившийся в записях 19-20 вв., исполняется народными сказителями-манасчи. В центре повествования - героические деяния богатыря Манаса, легендарного объединителя киргизских племён. Герой сражается с врагами своего народа, калмыками и китайцами, во главе 40 преданных витязей ведёт борьбу против колдунов и чудовищ. В сюжете представлены традиционные для эпоса мотивы: подробно описаны пир, военные сборы, осада города, борьба против коварных родичей и т. д. Традиционна и гиперболизация при описании внешности, характера и действий центрального персонажа. |
МАНДЕЛЬШТА́М Осип Эмильевич (1891, Варшава - 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» - таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе. В 1899-1907 гг. Мандельштам учился в Тенишевском училище в Санкт-Петербурге, в 1907-18 гг. нерегулярно посещал лекции в ун-те Сорбонны (Париж), в 1909 г. слушал лекции в Гейдельбергском ун-те (Германия). В 1911 г. поступил на романо-германское отделение Петербургского ун-та, которое не окончил, будучи чужд систематических занятий.
О. Э. Мандельштам В апреле 1909 г. познакомился с поэтом-символистом В. И. Ивановым, который высокого оценил его стихи, в 1910 г. начал печататься (журнал «Аполлон»). В 1911 г. Мандельштам знакомится с А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилёвым; участвует в заседаниях «Цеха поэтов», в новом литературном кружке акмеистов (1912), которые, отталкиваясь от символизма, декларировали прозрачность и ясность смысла в поэзии, точное изображение вещного мира. Художественные принципы акмеизма отражены в первом сборнике Мандельштама «Камень» (1913), для которого характерен мотив высокого ремесла, противопоставленного пророческой роли поэта у символистов. Поэт подобен зодчему, каменщику, побеждающему мастерством тяжесть камня. Повседневная жизнь становится поэтическим явлением, сопричастным античной истории и культуре («Спорт», «Футбол», «Кинематограф», «Американ бар», «Теннис»). Мандельштам провозглашает диалог с мировой поэтической традицией, оценивая свои стихи как цитату, эхо чужих строк: «Я получил блаженное наследство -/Чужих певцов блуждающие сны» («Я не слыхал рассказов Оссиана…»). Начало 1-й мировой войны Мандельштам встретил патриотическими стихами, хотел стать военным санитаром, чему помешала болезнь сердца. К 1916 г. настроения его становятся антивоенными. Февральскую революцию 1917 г. он приветствовал, но к октябрьским событиям отнёсся отрицательно, переживая их как трагический разрыв с историей, гибель культуры («На страшной высоте блуждающий огонь…», 1918). Вместе с тем поэт пытается принять новую действительность, увидеть «в сумерках свободы» возрождение и преображение мира (стихотворение «Прославим, братья, сумерки свободы…»). В 1918-19 гг. Мандельштам служил в Комиссариате народного просвещения, жил в Москве, затем в Харькове и Киеве. Основные темы сборника «Tristia» («Скорбные элегии», 1922; название восходит к книге стихов римского поэта Овидия) - смерть, трагические изломы истории, любовь, разлука. Вскоре выходят новый сборник стихотворений «Вторая книга» (1923), автобиографическое повествование «Шум времени» (1925), сборник «Стихотворения», книга литературно-критических статей «О поэзии» и повесть «Египетская марка» (все - 1928), в которой в манере «петербургских повестей» Н. В. Гоголя изображалась судьба «маленького человека», испытывающего страх перед историей. Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения - антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть - стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «<Сталинская ода>». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема - история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем - в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке. |
МАНН 1. (Mann) Генрих (1871, Любек - 1950, Санта-Моника, штат Калифорния), немецкий писатель. Г. Манн Старший сын сенатора вольного города Любека. Был учеником книготорговца в Дрездене, стажёром в издательстве, посещал лекции в Берлинском ун-те. Первые публикации - в журналах натуралистического направления «Общество» и «Современность». Живя с 1893 по 1898 г. в основном в Италии, занимался литературной и публицистической деятельностью. Единственный из крупных немецких писателей начала 20 в., последовательный демократ по политическим убеждениям, противник монархии и поклонник Французской республики, Г. Манн с годами подчинил своё литературное творчество политическим целям. Роман «Страна кисельных берегов» (1900), а также трилогия «Богини» (1903) и роман «Маленький город» (1909) свидетельствуют об интересе Г. Манна к различным литературным направлениям рубежа веков. После выхода романа «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» (1905) Г. Манн стал предводителем демократического движения молодых литераторов. Изображение кайзеровской Германии продолжено в романе «Верноподданный» (1914). Публикация его в немецком журнале была запрещена, рус. перевод (1915) был сделан с ещё не изданной рукописи, в Германии роман вышел в 1918 г. Отталкиваясь от романа воспитания, писатель изображает историю своего антигероя Дидериха Геслинга - от забитого ребёнка до преклоняющегося перед системой буржуа. Роман выходит за рамки сатиры, становясь символическим обобщением целой эпохи. Однако попытки продолжить роман, включив его в трилогию «Империя», удались меньше: романы «Бедные» (1917) и «Голова» (1925), в которых идёт речь о пролетариате и интеллигенции, не принесли писателю успеха. Известность Манна упрочил фильм по роману «Учитель Гнус» - «Голубой ангел» (1930, режиссёр Дж. Стернберг, с участием М. Дитрих и Э. Яннингса). В 1933 г. эмигрировал во Францию, после оккупации Парижа - в Америку. Г. Манн был талантливым публицистом, свои последовательно антивоенные и антифашистские, а позднее социалистические взгляды он излагал в многочисленных статьях (сборники «Ненависть», 1933; «Настанет день», 1936; «Мужество», 1939; книга «Обзор века», 1946). Он активно участвовал в общественно-политической жизни и руководил секцией художественной литературы Германской академии искусств. Исторические романы «Юность Генриха IV» (1935) и «Зрелость Генриха IV» (1938) - в числе лучших произведений немецкой литературы времён фашизма, когда многие авторы прибегали к историческому иносказанию для изображения современных проблем. «Народный король» Г. Манна объединяет в себе идеи «власти» и «духовности», бывшие в непримиримом противоречии во всех предшествующих произведениях писателя. Язык и стиль поздних произведений Г. Манна, написанных в США, где он вёл трудную жизнь, работая сценаристом в Голливуде, отличается особой усложнённостью и необычным сочетанием разных техник письма. 2. (Mann) Томас (1875, Любек - 1955, Цюрих), немецкий писатель. Т. Манн Долгое время жил в Мюнхене (до 1933). Под влиянием старшего брата, Г. Манна, занимался литературой, работал в редакции журнала «Симплициссимус». После первого сборника новелл «Маленький господин Фридеман» (1898) получил от издательства С. Фишера заказ на написание романа. Роман «Будденброки» (1901), семейная сага о четырёх поколениях состоятельной семьи, имеет биографическую основу и написан под влиянием Л. Н. Толстого и скандинавского психологического романа. Роман сразу же принес Т. Манну успех в Германии, а с годами и мировую славу. Женитьба в 1905 г. на наследнице крупного состояния позволила Т. Манну заниматься исключительно литературой. Однако роман «Королевское высочество» (1909) не обладал глубиной проблематики и наряду с публицистикой свидетельствовал о мировоззренческом кризисе писателя. Во время 1-й мировой войны Т. Манн не разделяет пацифистских идей Г. Манна (антивоенная статья «Золя») и вступает в полемику с ним («Размышления аполитичного»). Роман «Волшебная гора» (1924) выходит после завершения кризиса самоопределения и примирения братьев. Швейцарский туберкулёзный санаторий, в котором собирается интернациональная публика, становится метафорой культуры в целом. Болезнь героя романа Ганса Касторпа заставляет осмыслить идеи из самых разных сфер человеческого знания, что позволяет автору подвести итог развития европейской мысли Новейшего времени. Самое крупное по объёму произведение - тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (с 1926 по 1942) Т. Манн писал в Швейцарии, где остался в 1933 г., не вернувшись на родину после лекционного турне по Европе. Опасаясь за судьбу романа в фашистской Германии, писатель в первые годы после прихода к власти национал-социалистов воздерживается от политической деятельности и не выступает с публичными заявлениями о своём отношении к новому режиму. Он был лишён германского гражданства в 1936 г. и в 1938 г. эмигрировал в США. Три тома романа были к тому времени опубликованы в Германии. В США развернулась публицистическая и просветительская деятельность Т. Манна-антифашиста. После публикации романа «Лотта в Веймаре» (1939), посвящённого И. В. Гёте, одному из важнейших для Т. Манна немецких мыслителей, был завершён четвёртый роман тетралогии - «Иосиф-кормилец». Грандиозный романный комплекс не является собственно историческим - писатель исследует древний миф и в то же время рассказывает современным языком о проблемах современного человека. Роман «Доктор Фаустус» (1947), используя хорошо известный сюжет (прежде всего по «Фаусту» Гёте), повествует не только о проблемах художника в современном мире, но и о становлении немецкого национального характера. Т. Манн оставил огромное и значительное наследие как публицист и историк культуры. В 1929 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. |
МАНЬЕРИ́ЗМ (итал. manierismo, от maniera - приём, манера), стиль европейского искусства позднего Возрождения (14-17 вв.), проявившийся в живописи, литературе, архитектуре, музыке. Термин принадлежит художнику Дж. Вазари, который видел в маньеризме интерес к истории искусства, к индивидуальной творческой инициативе творца, к «внутренней идее» зрительного или словесного образа. Маньеризм пытается соединить различные жанры и приёмы, направления и стили, чтобы из их сплава родилось что-то новое. Достижением маньеризма в литературе является трагикомедия. Представители стиля в Италии - Дж. Марино (отсюда маринизм - итальянский вариант маньеризма), в Англии - школа «поэтов-метафизиков», в Испании - Л. де Гонгора-и-Арготе (гонгоризм - испанский маньеризм). Теория маньеризма описана в трактатах М. Перегрини и Б. Грасиана-и-Моралеса. Влияние маньеризма прослеживается в творчестве таких писателей, как Т. Тассо, М. де Сервантес, П. Кальдерона де ла Барка, К. Марло, У. Шекспир. На смену маньеризму в сер. 17 в. пришло барокко. |
МА́О ДУНЬ (настоящее имя Шэнь Яньбин; 1896, пос. Цинчжэнь, провинция Чжэцзян - 1981, Пекин), китайский писатель и общественный деятель. Активно выступал как публицист, литературовед, критик и переводчик, пропагандист реалистического искусства, европейской (в т. ч. русской) литературы. Работал в издательстве в Шанхае (с 1916); был в числе основателей «Общества изучения литературы» (1921). Участвовал в революции 1924-27 гг., которой навеяна трилогия «Затмение» (1927-28) о мятущихся молодых интеллигентах. В 1928-30 гг., находясь в эмиграции в Японии, написал сборники рассказов «Шиповник» (1929), «Прошлогодняя трава» (1931), по настроению близкие к трилогии, и роман «Радуга» (1929, не завершён), впервые в китайской литературе показавший путь интеллигенции в революцию. Глава Лиги левых писателей Китая (1930-36), создал роман «Перед рассветом» (1933) - первый в Китае образец современной социальной эпопеи, в котором психологическая достоверность сочетается с мастерством создания «массового портрета», а опора на достижения европейского романа - с национальной эстетической спецификой. Путь крестьян от покорности к борьбе показан в цикле рассказов «Деревенская трилогия» (1932-34). Разорение мелких торговцев - тема повести «Лавка Линя» (1932). Изображение жизни обывателей - содержание большинства рассказов 1930-х гг. Борьба с агрессией - основная в публицистике периода войны с Японией (1937-45). Мастер социально-психологического анализа, Мао Дунь особое внимание уделял художественно-документальной прозе, для которой были характерны злободневность, автобиографизм, минимальная роль художественного вымысла («Повесть о первом этапе», 1939; «После разгрома», 1942; «Избавление от опасности», 1948). Среди др. произведений - романы «Распад» (1941), «Тронуты инеем, листья алеют, словно цветы весной» (1942) - 1-я часть задуманной книги о судьбах провинциального Китая нач. 20 в.; очерковые книги «Виденное и слышанное в СССл (1948), «Беседы о Советском Союзе» (1949); многочисленные литературно-критические и публицистические статьи. В 1949-64 гг. Мао Дунь - председатель союза писателей КНР, министр культуры КНР. С 1949 г. художественных произведений не публиковал. |
МАРИЕНГО́Ф Анатолий Борисович (1897, Нижний Новгород - 1962, Ленинград), русский писатель. Родился в дворянской семье. Окончил частный пансион в Нижнем Новгороде, гимназию в Пензе. В 1916-17 гг. - участник 1-й мировой войны (инженерно-строительная дружина). В 1918 г. вместе с С. А. Есениным и В. Г. Шершеневичем создаёт в Москве литературное течение имажинизм (от англ. image - образ): участвует в организации издательства «Имажинисты», в выпуске журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-24), в собраниях имажинистов в кафе «Домино», а с 1919 г. в кафе «Стойло Пегаса». Теорию имажинизма (словесный образ - самоцель поэзии; он должен быть предметен и конкретен, воздействовать на слух, зрение, осязание и обоняние, восходить к древним фольклорным корням) Мариенгоф изложил в сборнике статей «Буян-Остров. Имажинизм» (1920). Творческим её воплощением (по мнению Есенина, часто декоративно-поверхностным) стали сборники стихов «Витрина сердца» (1918), «Тучелёт: Книга поэм» (1921), «Стихами чванствую: Лирические поэмы», «Развратничаю с вдохновением» (оба - 1922). Мариенгоф испытал влияние раннего В. В. Маяковского, затем Есенина. Основные мотивы поэзии связаны с восприятием революции как разгула народной стихии. Роман «Циники» (1928) с вымышленными и реальными лицами в качестве персонажей, отличающийся резкостью стиля, сарказмом и принципиальным антиэстетизмом и аморализмом, в духе модернистских настроений русского «серебряного века», отразил противоречия послереволюционных лет. Откровенные воспоминания «Роман без вранья» (1927) о поэтах-имажинистах, главным образом о Есенине, вызвали интерес и острую критику современников. Любимый герой Мариенгофа - поэт-паяц, жонглирующий словами, представитель богемы и в то же время правдоискатель, бунтарь, пророк - перешёл в драматургию писателя: историческая трагедия «Заговор дураков» (1922), комедия «Шут Балакирев» (1940). Автор незаконченного исторического романа «Екатерина» (1936) о юности и восшествии на престол русской императрицы; пьесы «Рождение поэта» (1951), посвящённой М. Ю. Лермонтову; книги «Поэмы войны» (1942); мемуаров «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» (1953, окончательная редакция 1960). |
МАРИ́НО (Marino) Джамбаттиста (1569, Неаполь - 1625, там же), итальянский поэт, один из зачинателей барокко в Италии, дал своё имя направлению (маринизм). Родился в семье юриста, рано обнаружил склонности к литературным занятиям. Секретарь у неаполитанских аристократов, сочинитель стихов: мадригалов, сонетов, эпиграмм. Попадает в тюрьму, оттуда освобождён благодаря влиятельному покровителю. Спасаясь от смертной казни, бежит в Рим, служит у одного из кардиналов. За «Панегирик» Карлу Эммануилу I (1609) получает высшую награду Пьемонтского герцогства - крест Святых Маврикия и Лазаря. Посещает Равенну, живёт в Турине. Пишет сатирические стихи «Муртеида» против придворного поэта Г. Муртало, что едва не стоило Марино жизни. По приглашению Марии Медичи восемь лет (1615-23) проводит в Париже. Марино стал связующим звеном между итальянской и французской культурами. Под его влиянием находились поэты Франции: Т. де Вио, Сент-Аман и С. де Бержерак. Лучшим своим творением Марино считал барочную поэму «Адонис» (1623), состоящую из почти 45 000 стихов (стремление к величественному, грандиозному свойственно писателям барокко), но без внутреннего единства, общей идеи и связанного сюжета. Достоинство «Адониса» - в лирических отступлениях автобиографического характера, представляющих самостоятельные миниатюры. Наряду с гедонистическими мотивами в поэзии Марино присутствует тема быстротечности человеческого существования. В сборнике стихов «Галерея» (1620) он описывает произведения выдающихся живописцев и скульпторов (П. П. Рубенса, Л. Карраччи). Под впечатлением картины «Избиение младенцев» Г. Рени пишет одноимённую барочную поэму (опубл. в 1632). Произведения Марино пользовались популярностью на родине и в Европе, в частности в России, вся европейская литература 17 в. была под влиянием Марино. |
МАРК ТВЕН см. Твен М. |
МАРТЕ́Н ДЮ ГАР (martin du Gard) Роже (1881, Нёйи-сюр-Сен - 1958, Беллем), французский писатель. Из семьи судейского чиновника, по образованию историк-архивист. В ранних романах «Становление» (1909), «Жан Баруа» (1913) обращается к проблеме становления личности, формирования характера, моральным и эстетическим вопросам. В фарсах из крестьянской жизни («Завещание дядюшки Леле», 1920; «Водянка», 1928) и повести «Старая Франция» (1933) рисует распад семейных связей под влиянием страсти к деньгам. Интерес к психоанализу заметен в сложных и болезненных отношениях персонажей, изображённых в новелле «Африканское признание» (1931), психологической драме «Молчаливый» (1932). Главное произведение Мартена дю Гара - многотомный роман-эпопея «Семья Тибо» (1922-40). Задуманный как семейная хроника, роман перерос в широкую панораму французской жизни начала 20 в. Распад семьи - это итог жизненного пути главы семейства крепкого буржуа Оскара Тибо, пришедшего к полному очерствению души, и крах системы этических и социальных воззрений. Различным проявлениям эгоизма противостоит идеал гуманной гармоничной личности, занятой творческим, созидательным трудом. Таков Антуан Тибо - талантливый детский врач. Его младший брат Жак - бунтарь, который вначале восстаёт против семейного деспотизма, затем становится революционером и трагически погибает, пытаясь предотвратить начинающуюся мировую войну. В создании сложных и ярких характеров, умении постичь «диалектику души», в эпичности стиля Мартен дю Гар опирался на Л. Н. Толстого. В годы 2-й мировой войны писатель примыкает к антифашистам. Свои взгляды на искусство Мартен дю Гар изложил в «Заметках об Андре Жиде» (1951) и в «Автобиографических и литературных воспоминаниях» (1955). Нобелевская премия по литературе (1937). |
МАРТЫ́НОВ Леонид Николаевич (1905, Омск - 1980, Москва), русский поэт, переводчик. В молодости состоял в группе омских футуристов, объездил всю Сибирь, что отразилось в книге очерков «Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу» (1930), и первом сборнике «Стихи и поэмы» (1939), многие произведения которого были посвящены истории Сибири и вызвали интерес местных читателей. Вторая книга «Лукоморье» (1945) привлекла внимание более широкого круга читателей. Психологизм, точность деталей, языковая пластика - эти черты свойственны многим стихам Мартынова 1940-50-х гг. Поэт использовал разнообразные типы рифм и обогатил поэзию редкими сочетаниями. Но в печати конца 1940-х гг. он подвергся травле, поэта перестали издавать. Новые книги начали выходить только после смерти И. В. Сталина (с этого времени и до 1980 было издано более 20 книг поэзии и прозы). Вершины творчества Мартынов достигает в книге «Стихотворения» (1961), затем начинает эксплуатировать «актуальные» общественные темы, поэтому всё чаще стихи напоминают проблемные статьи, в которых есть и элементы интервью, и позиция аналитика, и публицистическая заострённость вопроса. В последний период жизни писатель опубликовал сборник автобиографических новелл «Воздушные фрегаты» (1974), перевёл на русский язык лирику литовских, польских, венгерских и др. авторов. |
МАРЦИА́Л (Martialis) Марк Валерий (ок. 40, Бильбилис, Испания - ок. 104, там же), римский поэт. В 64-98 гг. жил в Риме на положении клиента (человека, находящегося в финансовой зависимости от богатого покровителя - патрона). Более полутора тысяч дошедших до нас эпиграмм Марциала объединено в 15 книг: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы» и 12 книг смешанного содержания. Именно в творчестве Марциала жанр эпиграммы приобрёл свой современный облик - из короткого стихотворения на произвольную тему («эпиграмма» по-гречески значит «надпись») она превратилась в остроумный, ироничный, иногда саркастический стих, часто с неожиданной, парадоксальной концовкой. Эпиграммы Марциала, написанные элегическим дистихом, ямбом, гекзаметром, одиннадцатисложником, рисуют пёструю картину римской жизни: в них изображаются богачи и бедняки, патриции и плебеи, клиенты и патроны, а за видимостью успеха, богатства и благополучия часто скрывается тайный изъян, глупость, бедность: Кальпетиану всегда подают золочёное блюдо, Дома ль обедает он, в городе или в гостях. Он и в гостинице так обедает, так и в деревне. Нет, знать, других у него? Нет. Да и то не своё. («Кальпетиану всегда подают золочёное блюдо…». Перевод Ф. Петровского) |