Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕТ")

МАРШАК

МАРША́К Самуил Яковлевич (1887, Воронеж - 1964, Москва), русский поэт, переводчик.

С. Я. Маршак. Портрет работы А. М. Герасимова. 1954 г.

С. Я. Маршак. Портрет работы А. М. Герасимова. 1954 г.

Сын заводского мастера-мыловара. В 1902 г. на него обратил внимание известный критик В. В. Стасов, познакомивший Маршака с М. Горьким, в семье которого юный поэт жил в 1904-06 гг. Печатался с 1907 г. В 1912-14 гг. слушал лекции на факультете искусства Лондонского ун-та; в 1915-17 гг. начал печатать свои переводы из английской поэзии. В 1920 г. в Екатеринодаре (ныне Краснодар) организовал один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки. В 1923-25 гг. возглавлял журнал «Новый Робинзон», привлёк к нему многих талантливых авторов «большой литературы для маленьких». Сам Маршак приобрёл огромную и долговременную популярность множеством произведений для детей, с которыми умел разговаривать увлекательно и понятно, остроумно и выразительно, доброжелательно и мудро, поучая без дидактики и воспитывая без риторики. Стихотворения «Багаж», «Вот какой рассеянный», книга «Детки в клетке» (1923), сказки, пьесы («Кошкин дом», 1922; «Двенадцать месяцев», 1943), стихотворный памфлет «Мистер Твистер» (1933), романтическая баллада «Рассказ о неизвестном герое» (1938) стали классикой детской литературы. Маршак оставил блестящие переводы Р. Бёрнса, сонетов У. Шекспира, стихов У. Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, английских, украинских, белорусских, литовских, армянских поэтов. Среди других произведений - лирические эпиграммы, книга философичных миниатюр «Избранная лирика» (1962), автобиографическая повесть «В начале жизни» (1960), заметки о поэтическом мастерстве «Воспитание словом» (1961). В годы Великой Отечественной войны в содружестве с художниками Кукрыниксами Маршак проявил себя как мастер боевой «плакатной» сатиры.

Иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Художник Е. Подколзин. 1990-е гг.

Иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Художник Е. Подколзин. 1990-е гг.

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

МА́ССОВАЯ ЛИТЕРАТУ́РА ценностный «низ» литературной иерархии, часто отвергаемый как псевдолитература. Нередко под массовой литературой понимают все художественные произведения какого-либо культурно-исторического периода или литературного направления, которые рассматриваются как фон вершинных достижений писателей первого ряда. В этом смысле массовая литература сближается с оценочным понятием эпигонство. Произведения эпигонской и массовой литературы выполняют во многом схожую - закрепляющую, шаблонизирующую - функцию; их отличает эстетическая вторичность, невыявленность индивидуально-авторского начала. Поэтика массовой литературы строго регламентирована, представляет собой склад готовых повествовательных блоков и обкатанных стилевых клише. Обладая высокой степенью стандартизации, её жанрово-тематические разновидности покоятся на строго заданных сюжетных схемах и состоят из повторяющихся мотивов, в слегка изменённом виде кочующих из одного произведения в другое.

Сохраняя значение универсального оценочного определения, массовая литература является также социокультурным и литературным феноменом Новейшего времени. Массовая литература - это отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции легковесно-развлекательной, пропагандистской и дидактической направленности; номенклатура популярных жанрово-тематических канонов, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише. К массовой литературе относятся детектив (в этом жанре создано немало высококлассных произведений: Э. По, А. К. Дойл, Г. К. Честертон, Ж. Сименон и др.), шпионский роман, боевик (их можно объединить под именем криминального романа); фэнтези (в качестве исходной модели трилогия Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»); костюмно-исторический роман с примесью мелодрамы; любовный, дамский, сентиментальный, «розовый» роман («лавбургер») и др.

Расцвет массовой литературы обусловлен коммерциализацией литературной жизни и профессионализацией труда писателя, а также изменениями в сфере книгоиздания и книжной торговли: удешевление процесса книгопечатания, развитие сети привокзальных лавок, благодаря которым издательства успешно распространяли свою продукцию среди представителей «средних» и «низших» слоёв, организация массового выпуска изданий карманного формата и книг в обложке, введение системы рейтинга (подсчёт популярности и продажи) книг, среди которых стали выявляться бестселлеры. Это способствовало превращению книги из предмета роскоши в легкодоступный предмет культурного обихода, а поэтому - в предмет промышленного производства и средство обогащения. В результате возникли книжные предприятия, поставившие на поток производство однотипных литературных произведений, которые зачастую штампуются анонимными коллективами авторов: один продумывает перипетии сюжета, другой пишет диалоги, третий отвечает за правдоподобный антураж и т. п. Изготовленный таким образом продукт выпускается под каким-нибудь звучным псевдонимом, который, так же как и рукопись, принадлежит издательству. Последнее имеет право исправлять и переделывать рукописи по своему усмотрению, издавая разных авторов под общим псевдонимом или именем «раскручен- ного» писателя, стоящего во главе коллектива безвестных литературных подёнщиков.

Для удовлетворения ожиданий публики создатели массовой литературы используют набор известных литературных формул и подчиняются строгим правилам популярных жанрово-тематических канонов. Эти каноны представляют собой «отвердевшие» формально-содержательные модели прозаических произведений, они построены по трафаретным сюжетным схемам, обладают общностью тематики и структуры; в них господствуют клишированные элементы художественной формы, воспроизводящие привычные эстетические шаблоны, психологические и идеологические стереотипы. Принцип «формульности», «серийности» проявляется на всех уровнях - от сюжета и персонажей (чаще всего подчинённых той или иной сюжетной функции) до заглавий, являющихся вместе со специфически оформленной обложкой или именем разрекламированного автора чем-то вроде первичного сигнала о принадлежности данной книги к той или иной разновидности массовой литературы.

По своему составу массовая литература неоднородна. Со временем некоторые жанрово-тематические каноны изживают себя, теряя популярность у массового читателя и, соответственно, рыночный спрос; иные же причудливо видоизменяются и, скрещиваясь друг с другом, порождают новые каноны (так в 1930-е гг. в творчестве Д. Хэммета и Р. Чандлера от классического детектива отпочковался «крутой детектив», вскоре превратившийся в боевик). Массовая литература допускает варьирование литературных формул, оживление стандартных ситуаций и некоторую индивидуализацию героев, но радикальное новаторство, попытки самостоятельного и независимого постижения мира для неё неприемлемы. При всей исторической изменчивости номенклатуры жанрово-тематических канонов, сам принцип канона (формулы, стандарта, тиражируемой модели) не должен нарушаться, иначе едва ли можно будет отнести то или иное произведение к массовой литературе.

МАТВЕЕВА

МАТВЕ́ЕВА Новелла Николаевна (р. 1934, Пушкин, под Ленинградом), русская поэтесса.

Н. Н. Матвеева

Н. Н. Матвеева

Печататься начала с 1958 г. В 1960-62 гг. училась на Высших литературных курсах при Союзе писателей, в годы учёбы вышел первый сборник «Лирика» (1961). Матвеева автор более 30 книг стихов, прозы и переводов; среди них «Кораблик» (1963), «Душа вещей» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Закон песен» (1983), «Хвала работе» (1987), «Жасмин» (2001) и др. Её творчество связано с романтикой начала 1960-х гг., с отказом от отживших тем и правил. Но в отличие от многих поэтов, отказавшихся от добродетелей тоталитаризма - долга, законов жанра, разума - и обратившихся к чувству, страсти, полной свободе в творчестве, Матвеева стремилась найти для старых понятий новое наполнение, очистить их от казённого смысла. Стихийное начало в природе и человеке она противопоставляет мировому порядку, гармонии и разуму. Воля и разум организуют, а чувства превращают всё в хаос. Поэтическое слово, по мнению Матвеевой, должно быть не только искренним и точным, но и разумным, дисциплинированным. Такая установка привела к тому, что в творчестве поэтессы нет многих традиционных тем, например темы любви, которая возникает только в песнях. Песни, стихи и музыку для которых Матвеева писала сама, принесли ей широкую известность. Матвеева также автор книг стихов для детей «Солнечный зайчик» (1966) и «Кроличья деревня» (1984).

"МАХАБХАРАТА"

"МАХАБХА́РАТА" (санскрит - «Сказание о великих Бхарата»), древнейший памятник индийского эпоса (4 в. до н. э. - 4 в. н. э.). Содержит 200 000 строк, оформленных в виде двустиший, поделён на 18 книг. «Махабхарата» представляет собой развёрнутый героический сюжет: военное противостояние двоюродных братьев пандавов (сынов Панду) и кауравов (потомков Куру), битва на поле Курукшетре, в которую оказались втянуты представители всех индийских царств, печальные последствия этой битвы. В этот сюжет включено множество «вставных» разножанровых произведений: лирические любовные истории («Сказание о Нале», известное рус. читателю в вольном переложении В. А. Жуковского «Наль и Дамаянти»), сказочные повести (короткая версия сказания о Раме - параллель к эпосу «Рамаяна»), военные и религиозно-философские трактаты («Бхагавадгита») и пр., что придаёт «Махабхарате» статус гигантской энциклопедии сюжетов и жанров древнеиндийской литературы.

МАЯКОВСКИЙ

МАЯКО́ВСКИЙ Владимир Владимирович (1893, с. Багдади, Грузия - 1930, Москва), русский поэт.

В. В. Маяковский

В. В. Маяковский

Родился в семье лесничего; после смерти отца семья переехала в Москву. В 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В своих поэтических пристрастиях Маяковский близок к модернистским направлениям, ближе всего к футуризму. В 1912 г. в альманахе футуристов «Пощёчина общественному вкусу» опубликованы стихотворения «Ночь» и «Утро», в которых выразилась склонность к радикальным взглядам на мир и искусство и безудержному экспериментаторству. Центральными произведениями стали поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» (обе - 1915), «Война и мир» и «Человек» (обе - 1917). В них поэт бросает вызов обществу, низвергает его фальшивые условности, за которыми, как за маской, скрываются подлость и расчёт. Поэма «Облако в штанах» является манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение, его идейный смысл Маяковский определил как четыре крика «долой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию. Лирический герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эстетов, наводнившей поэтические салоны. Буржуазный строй не является исторически прогрессивным и не принесёт счастья человечеству. В 1916 г. поэт познакомился с М. Горьким. Вскоре Маяковский был призван на военную службу и назначен чертёжником в автомобильную школу. В этом же году вышел стихотворный сборник «Простое, как мычание».

Иллюстрация к стихотворению «Взяточник». Художник А. М. Каневский. 1960-е гг.

Иллюстрация к стихотворению «Взяточник». Художник А. М. Каневский. 1960-е гг.

Маяковский с воодушевлением воспринял революцию. Он видел в ней дорогу ко всему новому и прогрессивному, к социальной справедливости и гуманизму. Свой поэтический талант поэт решил посвятить борьбе за нового человека, новую общественную мораль. После революции в его творчестве выделяются две основных линии: одну составляют произведения, воспевающие строителей коммунизма (поэма «150000000», 1921), в других развенчиваются приспособленцы, для которых за революционными лозунгами и призывами стоит стремление к власти, попытка устроить собственную карьеру и свить себе мещанское гнёздышко: «О дряни» (1920-21), «Прозаседавшиеся» (1922), где поэт рисует гротесковые картины в духе М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1919-21 гг. Маяковский работает в Российском телеграфном агентстве в качестве поэта и художника. В 1922-29 гг. совершает поездки за границу: восемь раз в Западную Европу и один раз в Америку (Куба, Мексика, Соединённые Штаты). Создаются поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин», сборник стихотворений «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка» (1926).

Среди крупных произведений зрелого Маяковского выделяется поэма «Хорошо!» (1927), имеющая не только художественную, но и историческую ценность. Это своеобразный поэтический портрет эпохи. Написанное к десятилетней годовщине Октябрьской революции, произведение рассказывает о предреволюционной эпохе, о самой революции, о трудностях и победах Советского государства. Поэму отличает оптимистический пафос - прославление строителя нового общества. Симпатии Маяковского находятся на стороне большевиков, но в поэме отразились не только бравурные лозунги и призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика, столкнувшаяся с процессом передела собственности, прежде всего кровопролитная гражданская война. Эту лирическую поэму с чётко прописанным сюжетом можно назвать поэмой-хроникой.

В разное время Маяковский был членом литературных группировок ЛЕФ и РАПП, что свидетельствует о тщательных и мучительных поисках поэтом своего творческого «я», своего собственного стиля, об изменении его запросов и эстетических воззрений. Взгляды автора на задачи поэтического творчества, на место поэта в обществе ярко отражает вступление к неоконченной поэме «Во весь голос» (1930), которое можно назвать поэтическим завещанием. В нём Маяковский критикует мелкотемье и сентиментальные вирши-однодневки.

Вклад Маяковского в развитие русской литературы не ограничивается поэзией. Его комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) явились вершинами русской драматургии 1920-х гг. Феерическая комедия «Клоп» содержит сокрушительную критику мещанства. Вычурные, непривычные для русского языка имена Пьера Скрипкина, Эльзевиры Давидовны и Розалии Павловны подчёркивают их неуместность в новом обществе. Центральным положительным образом в пьесе является образ простой работящей девушки Зои Берёзкиной, контрастно противопоставленный перечисленным выше персонажам. Чтобы подчеркнуть несостоятельность Пьера Скрипкина, Маяковский использует фантастический сюжет: герой попадает в будущее, где обнажается его сущность, и он превращается в мерзкого клопа. Аналогичный приём с перемещением в будущее поэт использует в пьесе «Баня», показывая, что двуличные бюрократы и приспособленцы не нужны обществу. Философские взгляды поэта были утопическими, как и строительство идеального общественного строя. Прошлое и настоящее оценивалось Маяковским с позиции будущего. Всё прогрессивное с этой точки зрения приветствовалось, а остальное безжалостно отвергалось.

Маяковский вошёл в историю русской литературы 20 в. как экспериментатор. Он привнёс в русскую лирику образцы тонического (акцентного) стиха, породив тем самым мощную поэтическую традицию. Одним из последователей Маяковского стал Н. Н. Асеев. Огромное влияние творчество Маяковского оказало на поэтов-шестидесятников, наследовавших публицистический накал, приверженность к отражению в поэзии общественно значимой проблематики, а также многие приёмы поэтической техники Маяковского.

МЕЖДОМЕТИЕ

МЕЖДОМЕ́ТИЕ класс слов, стоящих вне грамматики, но включаемых в состав частей речи. Общее значение междометий - выражение эмоций без называния их: ах, о, увы, тс, цыц. К ним примыкают слова других частей речи и даже выражения, если они становятся чисто восклицательными: батюшки, вот ещё, чёрт возьми. Фонд междометий пополняется: о’кей, вау, упс. Есть междометия, близкие к глаголам (их иногда называют междометными глаголами): хлоп, бац; ср. глаголы хлопнуть, сбацать. Относят к междометиям звукоподражательные слова мяу, кукареку и слова, используемые для общения с животными: кис-кис, тпру, фас. Междометия широко используются в повседневной речи и в отражающих её литературных текстах (драматургия). Эмоциональность междометий способствует довольно частому их употреблению в поэзии.

МЕЙ

МЕЙ Лев Александрович (1822, Москва - 1862, Санкт-Петербург), русский поэт, драматург, переводчик.

Л. А. Мей. Гравюра работы А. Зубчанинова. Вторая пол. 19 в.

Л. А. Мей. Гравюра работы А. Зубчанинова. Вторая пол. 19 в.

Родился в небогатой дворянской семье. Учился в Московском дворянском ин-те, затем в Царскосельском лицее. В 1841-52 гг. служил чиновником в Москве. Печатался с 1840 г. В конце 1840-х гг. Мей входил в круг «молодой редакции» журнала «Москвитянин», группировавшейся вокруг драматурга А. Н. Островского и критика А. А. Григорьева. В эти годы он выступает как самобытный поэт, черпая сюжеты и образы своих произведений из рус. фольклора и истории и виртуозно владея стихотворной техникой. Мей активно экспериментирует с жанрами баллады, былины и песни в народном стиле: «Вечевой колокол» (1857), «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859). Другой стороной его поэтических интересов является античная и библейская история - поэмы «Цветы», «Юдифь» (обе - 1855), «Галатея (1858). В исторических драмах в стихах „Царская невеста" (1849) и „Псковитянка" (1860) действие происходит в эпоху Ивана Грозного. Мея интересует не социально-историческая проблематика, а психология исторических лиц. В разработке исторических характеров Мей близок славянофилам, которым была свойственна идеализация рус. старины. Современная критика отметила мастерство Мея-драматурга; на сюжеты обеих драм Н. А. Римский-Корсаков написал одноимённые оперы. На рубеже 1850-60-х гг. в лирике Мея появляются социальные мотивы: „С картины Ораса Верне" („В одной сорочке белой и босая…"), „Тройка" („Вся в инее морозном и в снегу…") (оба - 1861). Особо значительна работа Мея как переводчика стихотворений Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Дж. Г. Байрона, П. Беранже, Т. Шевченко, Анакреонта, „Слова о полку Игоря". Стихотворное наследие Мея не было в полной мере оценено его современниками. Настоящее открытие его поэзии произошло лишь в нач. 20 в., в период «серебряного века».

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ

МЕЙСТЕРЗИ́НГЕРЫ (нем. Meistersinger - мастер пения), поэты-бюргеры в Германии 13-14 вв., адаптировавшие формы миннезингеров к городской тематике и сообщившие индивидуальному поэтическому творчеству «цеховой» характер. Популярные жанры: шванк (нем. Schwank - короткий сатирический рассказ в стихах) и фастнахтшпиль (нем. Fastnachtspiel - игра на масленицу). Наиболее известны Ганс Фольц, Ганс Сакс.

МЕЛВИЛЛ

МЕ́ЛВИЛЛ (Melville) Герман (1819, Нью-Йорк - 1891, там же), американский писатель. Родился в семье негоцианта, получил строгое воспитание. В 1837 г. Мелвилл начал морскую службу юнгой на китобойном судне, пережил много приключений в разных частях света. В 1844 г. оставил море и занялся литературной деятельностью. Морские приключения и жизнь туземцев в колониях стали основой книг «Тайпи» (1846) и «Ому» (1847). Мелвилл уводит своих героев от губительной буржуазной цивилизации к патриархальной, неторопливой и целомудренной жизни первобытных племён. Экзотика и романтизм первых книг писателя привлекли внимание читателей и критики, но за внешней занимательностью они пропустили философский смысл произведений: утопическую мечту об идеальной, не тронутой пороками цивилизованного мира жизни, «где никто никого не угнетал и не преследовал». Мелвилл выступает против колониализма, который, по его мнению, тормозит развитие угнетённых народов.

Иллюстрация к роману Г. Мелвилла «Моби Дик». Художник Ш. Мид. 1923 г.

Иллюстрация к роману Г. Мелвилла «Моби Дик». Художник Ш. Мид. 1923 г.

Последующие романы, хотя и были более совершенны по замыслу и исполнению, оказались трудны и непонятны для широкого читателя и были отрицательно приняты критикой. Второй этап в творчестве Мелвилла начался романом «Марди» (1848), где впервые появился тот сплав фантастики, сатиры и аллегории, который будет играть всё бо́льшую роль в произведениях писателя, особенно в его знаменитом романе «Моби Дик, или Белый кит» (1851). Рассказ о приключениях китобоев превращается в аллегорическое описание борьбы человека (капитана Ахава и его экипажа) с мировым злом, символом которого становится Белый кит. Этот поединок заканчивается трагически: Моби Дик увлекает корабль в пучину моря, спасается только один человек. В символическом финале романа видят и пессимизм писателя по поводу судеб человечества, и веру в несгибаемость человеческого духа, и предостережение об опасности поддаваться фанатизму и ненависти. Психологический роман на современную тему «Пьер, или Двусмысленности» (1852), историческая повесть «Израиль Поттер» (1855), стихи и повести 1850-80-х гг. не имели успеха, и Мелвилл был забыт. Новое открытие Мелвилла произошло в 1920-е гг., а роман «Моби Дик» оказал большое влияние на творчество американских писателей, например Э. Хемингуэя и У. Фолкнера.

МЕЛОДРАМА

МЕЛОДРА́МА (от греч. m?los - песня и dra?ma - действие), один из жанров драматургии, пьеса с резким противопоставлением добра и зла, ярко вычерченными характерами, преувеличенно эмоциональными диалогами. Мелодрама возникла в конце 18 в. во Франции (Ж. М. Монвель, Г. де Пиксерекур, Ф. Пиа). Первоначально мелодрамы имели антифеодальную и антиклерикальную направленность, но позднее внешняя эмоциональная сторона стала преобладать над содержанием, поэтому слово мелодрама стало означать слишком эмоциональную, фальшивую драму. В России мелодрама появились в нач. 19 в. (Р. В. Зотов, Н. А. Полевой). Термин употребляется также для обозначения музыкальной драмы, в которой диалоги персонажей сопровождаются музыкой.

МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ

МЕ́ЛЬНИКОВ-ПЕЧЕ́РСКИЙ (настоящая фамилия Мельников) Павел Иванович (1818, Нижний Новгород - 1883, там же), русский прозаик, историк, этнограф. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Закончил словесное отделение Казанского ун-та. Первые литературные опыты (рассказы, очерки, незаконченный роман «Торин»), появившиеся в печати в начале 1840-х гг., читательского успеха не имели. Мельников почти на 12 лет оставил литературу и посвятил себя службе, преимущественно по делам нижегородских старообрядцев и сектантов. Результаты этих наблюдений в 1845-50 гг. публиковались в газете «Нижегородские губернские ведомости», где Мельников редактировал неофициальную часть. Позднее Мельников будет считать, что образованные старообрядцы, носители чистоты и нравственности, но избавившиеся от духа раскола, являются оплотом будущего России.

П. И. Мельников-Печерский. Портрет работы И. Крамского. 1876 г.

П. И. Мельников-Печерский. Портрет работы И. Крамского. 1876 г.

В 1852 г. Мельников возвращается в литературу с рассказом «Красильниковы», который привлёк внимание читателей и критики. Повести «Старые годы» (1857) и «Бабушкины россказни» (1858) написаны в духе обличительной литературы, характерной для эпохи накануне отмены крепостного права, что сближает писателя с журналом «Современник». В 1866 г., выйдя в отставку, переезжает в Москву и целиком посвящает себя литературному труду, сотрудничает в журнале «Русский вестник» и в газете «Северная почта». В самом известном его произведении - дилогии «В лесах» (1871-74) и «На горах» (1875-81) представлена панорама жизни различных социальных групп Заволжья середины 19 в.: крестьян, купцов, старообрядцев, священников, рабочих. Одна из центральных тем дилогии - неизбежное разрушение патриархального уклада жизни с приходом частнособственнических отношений. Богатство фактического материала, наблюдательность, меткий и образный язык принесли романам Мельникова-Печерского успех у современников.

МЕМУАРЫ

МЕМУА́РЫ (от франц. mémoires - воспоминания), литературное повествование участника общественной, политической, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был, о людях, с которыми он соприкасался. Мемуары являются разновидностью документальной литературы и в то же время одним из видов исповедальной прозы (автобиография, исповедь), примыкают к исторической прозе, очерку, биографии. Мемуары могут содержать воспоминания рядового человека о своей «обыкновенной» жизни, передавая аромат определённой эпохи, мысли, чувства, умонастроения и ожидания «средних» людей того или иного времени, того или иного социального, возрастного, психофизиологического или возрастного статуса. В этом плане мемуары относятся к жанрам, пограничным между собственно литературой и бытовыми письмами и дневниками, не рассчитанными на публикацию.

Зарождение мемуаров связывают с воспоминаниями Ксенофонта (ок. 445 - ок. 355 до н. э.) о Сократе и «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря (100 или 102-44 до н. э.). В дальнейшей литературе выделяются «История моих бедствий» (1132-36) П. Абеляра, «Новая жизнь» (1292) Данте, «Поэзия и правда из моей жизни» (1811-33) И. В. Гёте, «Исповедь» (1766-69) Ж. Ж. Руссо, «Десять лет в изгнании» (неоконч., изд. в 1821) Ж. де Сталь; в русской литературе - «Былое и думы» (1855-68) А. И. Герцена, «Запечатлённый труд» (1921-22) В. Н. Фигнер, «Люди, годы, жизнь» (1961-65) И. Г. Эренбурга, трилогия В. П. Катаева «Святой колодец» (1966), «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1978); «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) И. В. Одоевцевой, «Глазами человека моего поколения» (опубл. 1988) К. М. Симонова, «Бодался телёнок с дубом» (1990) А. И. Солженицына. Особое место среди мемуаров занимают записки и воспоминания видных государственных деятелей, в т. ч. русской императрицы Екатерины II, главы английского правительства в период 2-й мировой войны У. Черчилля. Устойчивые признаки жанра: фактографичность, событийность, ретроспективность, непосредственность авторских суждений, живописность, документальность. Непременным свойством мемуаров является их субъективизм в отборе фактов, в их освещении и оценке; распространённый приём художественной характеристики - портрет. Мемуары - незаменимый источник сведений о событиях ушедшего времени, вкусах, нравах, обычаях, системе эстетических и духовных ценностей, важное подспорье для литературоведческих, социально-исторических и культурологических исследований. Мемуары в «чистом» виде могут отождествляться с произведениями художественной литературы мемуарного характера («Педагогическая поэма», 1933-1936, А. С. Макаренко), нередко с «зашифрованными» персонажами («Алмазный мой венец» В. П. Катаева). Известны мемуары-мистификации (поддельный «дневник» фрейлины последней русской императрицы А. А. Вырубовой). В 20-21 вв. мемуары в форме воспоминаний, зарисовок, вымышленных диалогов, полемики «задним числом», дневниковых записей и т. п. - один из самых актуальных жанров. В России это так называемая «лагерная» литература, несущая не только правду о трагических страницах новейшей отечественной истории, но и мощный заряд социального и политического обличения: «Крутой маршрут» (1967-80) Е. С. Гинзбург, «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) А. И. Солженицына, «Погружение во тьму» (1987) О. Н. Волкова, «Колымские рассказы» (1954-73) В. Т. Шаламова и др. К мемуарам относятся коллективные сборники воспоминаний, объединённые либо общностью авторов (профессия, возраст, национальность, биография, идейная, художественно-эстетическая близость), либо объектом воспоминаний (воспоминания современников об А. С. Пушкине, воспоминания участников литературного течения имажинизм).

МЕНАНДР

МЕНА́НДР (Menandros) (ок. 343, Афины - ок. 291 до н. э., там же), древнегреческий комедиограф. Представитель последнего этапа развития древнегреческой комедии - новой аттической комедии. В отличие от древней аттической комедии, имевшей политическую направленность (см. Аристофан), возникшая в эпоху эллинизма новая аттическая комедия была близка к бытовой драме: её сюжет основывался на частных конфликтах и любовной интриге; роль хора, занимавшего важное место в античной драме, сводилась к исполнению вставных номеров; комедия стремилась к бытовому правдоподобию в рамках типичных ситуаций (совращение девушки, узнавание подкинутого ребёнка, конфликт юноши с отцом и т. п.) и системы масочных персонажей (влюблённый юноша, строгий старик-отец, благородная девушка, хитрый раб, хвастливый воин, нахлебник и др.). Менандр, по античным свидетельствам, одержавший 8 побед на состязаниях комедиографов, написал более 100 комедий: «Сикионец», «Самиянка», «Остриженная коса», «Третейский суд», «Щит» и др. Они были известны лишь по фрагментам и латинским переделкам (через переработки Плавта и Теренция Менандр оказал существенное влияние на европейскую драматургию), но в 19-20 вв. были найдены папирусы с крупными отрывками из пьес Менандра и полностью сохранившаяся комедия «Брюзга»: её герой юноша Сострат, влюбившись в дочь брюзги Кнемона, принимается за нелёгкий крестьянский труд, чтобы добиться благосклонности будущего тестя. Благородство юноши и помощь богов помогают сломить упорство Кнемона и принести мир и согласие его семье. Гуманизм Менандра, его сочувствие бесправным жертвам семейного произвола и социальной несправедливости (женщинам, подкинутым детям, подчас и рабам) были необычайно смелы для его эпохи и не всегда встречали сочувствие публики. В античности Менандра ценили за изысканность, чистоту слога, правдоподобие; грамматик Аристофан писал: «О Менандр и жизнь! Кто из вас кому подражал?»

МЕНЕСТРЕЛЬ

МЕНЕСТРЕ́ЛЬ (франц. ménestrel от позднелат. ministerialis - состоящий на службе), певец и музыкант, состоявший при дворе феодального синьора во Франции и др. странах в конце 12-13 вв. и позднее. Менестрель исполнял свои и чужие песни для развлечения синьора и его гостей. Поэзия менестрелей рассматривается в одном ряду с поэзией трубадуров, труверов и др. средневековых поэтов как воспевающая рыцарские добродетели и служение Прекрасной Даме. В литературе романтизма 19 в. образ менестреля идеализируется и становится символом вдохновенного поэта.

МЁРДОК

МЁРДОК (Murdoch) Айрис (1919, Дублин - 1999, Оксфорд), английская писательница. Училась в Бристоле и Оксфорде, затем преподавала философию в Оксфорде. Во время 2-й мировой войны работала в правительственной администрации, а затем и в администрации ООН. Награждена орденом Британской империи, почётный член Американской академии искусств и литературы (1975). Литературная деятельность Мёрдок началась с критической работы «Сартр, романтический рационалист» (1953). Первый роман «Под сетью» (1954). С тех пор она публикует по книге в год. Романы «Бегство от волшебника» (1956), «Отсечённая голова» (1961), «Дикая роза» (1962), «Единорог» (1963), «Пора ангелов» (1966) написаны под влиянием философии экзистенциализма, особенно Ж. П. Сартра. Романы конца 1960-70-х гг. «Приятные и добрые» (1967), «Сны Бруно» (1969), «Чёрный принц» (1973) называют «неоплатоновскими», в них сильно влияние учения древнегреческого философа Платона об Эросе - любви, лишённой эгоизма и ведущей к мудрости. Романы 1970-80-х гг. «Вполне достойное поражение» (1970), «Человек случайностей» (1971), «Любовь земная и небесная» (1974), «Море, море…» (1978), «Монахини и солдаты» (1981), «Ученик философа» (1983) становятся менее философичными, в них усилен бытописательский элемент. Мёрдок - один из самых сложных писателей в современной английской литературе. Она часто использует аллегории, многозначные символы, помогающие раскрыть философские идеи, умело пользуется юмором и иронией; сочетает нравственные и философские раздумья о причинах поступков своих героев, об их жизненном выборе с занимательностью, призвав на помощь арсенал детективного, плутовского, готического романа и мелодрамы. Но главный интерес вызывает у Мёрдок изображение человеческого характера: испытывая своих персонажей в сложных и необычных ситуациях, часто не выносит им никакого приговора, предоставляя читателю самим решать, что хорошо, а что плохо.

МЕРЕЖКОВСКИЙ

МЕРЕЖКО́ВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866, Санкт-Петербург - 1941, Париж), русский писатель, критик, философ.

Д. С. Мережковский. Портрет работы Т. Гиппиус. 1910 г.

Д. С. Мережковский. Портрет работы Т. Гиппиус. 1910 г.

Сын мелкого дворцового чиновника. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского ун-та (1884-88). Первый сборник «Стихотворения 1883-87» (1888) близок поэзии С. Я. Надсона. Вместе с женой З. Н. Гиппиус стал одним из родоначальников религиозно-мистического направления в русском символизме, близкого к теософии. Сборники «Символы: Песни и поэмы» (1892), «Собрание стихов. 1883-1910» (1910) отличаются, как и всё творчество Мережковского, рассудочностью и известной холодностью. Брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893) требовавшая «расширения художественной впечатлительности», утверждавшая «мистическое содержание» искусства, стала эстетическим манифестом русского декадентства. Широкую известность принёс Мережковскому сборник «Вечные спутники: Портреты из всемирной литературы» (1897), куда вошли очерки о П. Кальдероне, М. Сервантесе, Г. Флобере, Г. Ибсене, А. С. Пушкине, И. А. Гончарове, Ф. М. Достоевском и др. В романной трилогии «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (первоначальное название «Отверженный», 1895), «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1900), «Антихрист. Пётр и Алексей» (1905) и исторических пьесах Мережковский осмысляет мировую цивилизацию с точки зрения вечной борьбы христианства и язычества, «религии духа» и «религии плоти», призывая к их единению. В начале 1900-х гг. активно участвовал в деятельности Религиозно-философского общества, одним из организаторов которого он был, и связанного с ним журнала «Новый путь». Проповедовал «новое религиозное сознание», некий «Третий завет», возвещавший святость не только духа, но и тела. В русле этих убеждений трактовал творчество отечественных классиков: «Лев Толстой и Достоевский» (2 кн., 1901-02), «Гоголь и чёрт», «Пророк русской революции (К юбилею Достоевского)» (обе - 1906), «М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» (1909) и др. Среди других произведений Мережковского - исторические пьесы «Павел I» (другое название «Смерть Павла I», 1908) и «Царевич Алексей» (1920), романы «Александр I» (1913) и «14 декабря» (1918). В памфлете «Грядущий хам» (1906) выразил своё понимание революционных сил как серости, обывательщины и мещанства. С 1920 г. жил в Париже, где вместе с женой продолжал вести активную литературно-общественную деятельность, создав романную дилогию «Рождение богов. Тутанхамон на Крите» (1925) и «Мессия» (1926-27), религиозно-философские исследования «Иисус Неизвестный» (1932-34), биографические книги «Наполеон» (1929), «Данте» (1939). Занимая крайне непримиримую антисоветскую позицию, Мережковский стал одним из символов раскола русской эмиграции, особенно в период 2-й мировой войны, когда вместе с Гиппиус публично поддержал агрессию А. Гитлера.

МЕРЗЛЯКОВ

МЕРЗЛЯКО́В Алексей Фёдорович (1778, слобода Далматово Казанской губ. - 1830, Москва), русский поэт, критик. В ранней поэзии преобладают высокие, героические темы (переводы од Тиртея). Литературные взгляды Мерзлякова сформировались под влиянием Дружеского литературного общества, членом которого он являлся (1801-03, Ан. и Ал. И. Тургеневы, В. А. Жуковский). Мерзляков переводит «Коварство и любовь» и «Дон Карлоса» Ф. Шиллера, совместно с А. Тургеневым «Страдания юного Вертера» И. В. Гёте. В 1810-е гг. Мерзляков предпочитает иной жизненный идеал, представленный в античной литературе, - умеренность од Горация. В литературу Мерзляков вошёл как автор лирических песен: «…это был талант могучий, энергический: какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях» (В. Г. Белинский). Песни Мерзлякова вскоре перешли в народный репертуар: «Среди долины ровныя…» («Одиночество», 1810), «Ах, что ж ты, голубчик, не весел сидишь…», «Чернобровый, черноглазый…» (1805-10). В 1810-е гг. Мерзляков выступает как теоретик искусства и литературный критик. Искусство - это подражание природе в самом широком её понимании (физический, нравственный, исторический мир). Хотя учение Мерзлякова о подражании отличается от классицистической теории подражания («сотворить - значит сделать новое, не существовавшее прежде»), в глазах современников он оставался классицистом (ратующим за «вечные правила» в литературе, настаивающим на соблюдении драматургом трёх единств). Его перевод «Освобождённого Иерусалима» (1828) Т. Тассо связан с литературной традицией 18 в. и воспринимался читателями как откровенный анахронизм.

МЕРИМЕ

МЕРИМЕ́ (Mérimée) Проспер (1803, Париж - 1870, Канн), французский писатель, драматург.

П. Мериме

П. Мериме

В своих первых произведениях выступил как мистификатор, выдав сборник пьес «Театр Клары Гасуль» (1825) за сочинения испанской актрисы, а сборник подражаний народным песням славян «Гузла, или Сборник иллирийских песен…» (1827) за оригинальные фольклорные произведения. Исторические сочинения: хроника «Жакерия» (1828) и роман «Хроника царствования Карла IX» (1829) показали роль народных масс в историческом процессе. В новеллах Мериме выразилось увлечение экзотикой («Таманго», 1829), изображение людей, не подверженных предрассудкам («Коломба», «Кармен», обе - 1845), интерес к фантастическому («Венера Илльская», 1845; «Локис», 1869) и тяга к изображению минувших эпох («Федериго», 1829), внимание к судьбам деклассированных низов («Арсена Гийо», 1844). В 1850-60-е гг. Мериме увлекается историей и литературой России, высоко оценивая гений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя (перевёл «Пиковую даму», «Цыган», «Гусара», «Выстрел» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, «Отцы и дети» и «Дым» И. С. Тургенева). Переписка Мериме с А. И. Тургеневым - важный историко-литературный памятник эпохи. Стремление Мериме к объективности повествования предвосхитило поиски Г. Флобера, новеллы Мериме повлияли на Г. де Мопассана, многое почерпнул из наследия этого писателя А. Франс.

МЕСТОИМЕНИЕ

МЕСТОИМЕ́НИЕ класс слов, отношение которых к частям речи спорно: очевидно их единство, но они обнаруживаются во всех частях речи. Задача местоимений - не называя явлений действительности (как это делают обычные слова), указывать на них. Указывать же необходимо, чтобы задавать вопросы (Кто? Где? Почему?) и отвечать на них (Это там); высказываться отрицательно (Никто никуда не спешит); неопределённо (Есть кое-что; Нечто странное) или, напротив, определённо (Всё пропало; Любой поймёт). В решении этих задач сложились разряды местоимений: вопросительные, указательные, отрицательные, неопределённые и определительные. В каждом разряде местоимения могут быть эквивалентами существительных, прилагательных, числительных и наречий. Считается, что в рус. языке есть и местоименный глагол что делать. Особое место среди местоимений занимают личные и возвратные. Фонд местоимений пополняется прилагательными следующий, аналогичный, выражениями что попало, чёрт знает куда. Числительное один может использоваться как местоимение: в одном городе.

МЕТАФОРА

МЕТА́ФОРА (греч. metaphora - перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета на предмет на основе их ассоциативной связи, субъективно воспринятого сходства. Метафора используется в художественных произведениях при описании предметов для подчёркивания их малозаметных свойств, для представления их под необычным углом зрения. Выделяются три основных вида метафор: олицетворение - перенос признака живого лица на неживой предмет - «Как белое платье пело в луче…» («Девушка пела в церковном хоре…» А. А. Блока); овеществление - перенос признака неживого предмета на живое лицо - «Голов людских обделываем дубы…» («Поэт рабочий» В. В. Маяковского); отвлечение - перенос признака конкретного явления (лица или предмета) на явление абстрактное, отвлечённое - «Тогда смиряется в душе моей тревога…» («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова). Известны исторически устойчивые виды метафор, существовавшие в разных национальных литературах определённого периода. Таковы кеннинги (исландское kenning - определение) в поэзии раннего Средневековья: «конь моря» - древнеисландская метафора корабля, «путь китов» - англосаксонская метафора океана. Любая метафора указанных основных видов может распространиться на весь текст произведения и материализовать своё значение в виде сюжетных действий, т. е. стать аллегорией. Метафоры чаще встречаются в стихотворной поэтической речи; в произведениях, в которых доля вымысла превышает долю фактографичности. Метафора - один из основных признаков фольклорного жанра загадки.

МЕТЕРЛИНК

МЕ́ТЕРЛИ́НК (Maeterlinck) Морис (1862, Гент - 1949, Ницца), бельгийский писатель; писал на французском языке. Сын нотариуса, изучал право в Париже, занимался адвокатурой в Генте. С 1896 г. жил во Франции, 1940-47 гг. провёл в США. Сторонник теории «чистого искусства», склонный к метафизическим размышлениям и символистским обобщениям (см. Символизм), Метерлинк отвергал «бескрылый» натурализм и приверженность факту современной ему литературы, призывая изображать не материальную действительность - всего лишь отблеск «царства духа», но внутренний мир человека, смущённого и зачарованного загадками собственного бытия (статья «Трагизм повседневной жизни», 1896). Разрабатывая «драматургию подтекста» (близкую манере А. П. Чехова) с особой ролью намёков, недомолвок и умолчаний, Метерлинк показал человека как покорную жертву рока, воплощаемого то в демонических героях (губительница-королева в пьесе-сказке «Принцесса Мален», 1889), то в символических силах зла (Смерть, Одиночество в драмах «Непрошеная», «Слепые», обе - 1890), то в недозволенной страсти (любовь героини к брату мужа в драме «Пелеас и Мелизанда», 1892; принесла Метерлинку широкую известность и получила музыкальную интерпретацию К. Дебюсси, А. Шёнберга, Я. Сибелиуса и др.). Мотив бунта против жестокости судьбы (драма «Смерть Тентажиля», 1894) впоследствии усиливается, придавая драматургии Метерлинка реалистические краски («Сестра Беатриса», 1900; «Монна Ванна», 1902; сатирическая пьеса «Чудо святого Антония», 1903, в которой алчные наследники отводят в полицию святого, воскресившего богатую родственницу). Шедевр Метерлинка - пьеса-сказка «Синяя птица» исполнена веры в доброту и силу человека, способного противостоять стихийным и социальным бедствиям; впервые поставлена К. С. Станиславским с согласия автора (Московский художественный театр, 1908). В 1911 г. Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

МЕТОНИМИЯ

МЕТОНИ́МИЯ (греч. metonymia - переименование), вид тропа; перенос названия с предмета на предмет на основе их объективной близости, логической связи. Разновидности метонимии основаны на типе связи: 1) связь предмета и материала, из которого он изготовлен, - «На золоте едал…» («Горе от ума» А. С. Грибоедова); 2) связь предмета (или лица) и его существенного признака - «Над простотой глумящуюся ложь…» (сонет № 66 У. Шекспира, пер. С. Я. Маршака); 3) связь внутреннего состояния или свойства человеческого характера с их внешним проявлением - «Стоит он и тяжко вздыхает» («Воздушный корабль» М. Ю. Лермонтова); 4) связь содержимого с содержащим - «Я три тарелки съел…» («Демьянова уха» И. А. Крылова), в частности - ограниченного пространства с находящимися в его пределах людьми - «Встала улица, серым полна» («Поднимались из тьмы погребов…» А. А. Блока); 5) связь действующего человека и его орудия действия - «Где бодрый серп гулял и падал колос» («Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчева). К числу разновидностей метонимии относят синекдоху.

МЕТР

МЕТР (греч. metron - мера), абстрактная, предельно общая ритмическая схема для каждой из строк стихотворного произведения. Понятие метр используется в основном по отношению к силлабо-тонике, где определяет тип стопы, т. е. указывает на положение в ней и вообще в стихе «сильных» и «слабых» мест, иными словами, преимущественно ударных или безударных, и задаёт принцип их чередования. Например, если в качестве метра стихотворения выбрана стопа ямба, то принцип чередования «сильных» и «слабых» мест можно сформулировать так: из каждой пары слогов в любой строке текста первый слог занимает «слабое» место, а второй - «сильное» (u - u - …). Принцип чередования в хореическом тексте: каждый первый из двух слогов - на «сильном» месте, каждый второй - на «слабом» (- u - u …). Любую из общих метрических схем уточняет стихотворный размер, указывающий на точное количество стоп в каждом стихе. Так, стихотворение Ф. И. Тютчева «Цицерон» написано ямбическим метром, а стихотворный размер этого произведения - четырёхстопный ямб.

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

МЕТРИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. m?tron - мера), система стихосложения, где ритмическая упорядоченность основана на одинаковом времени произношения строк. Это достигается за счёт расположения в стихе долгих и кратких слогов. Стихи состоят из мор. Краткий слог - одна мора, долгий - две, реже несколько. В каждой строке должно быть одинаковое количество мор. Моры объединяются в такты, или стопы. Метрическое стихосложение было распространено в античной поэзии, в арабской и персидской поэзии. Чаще всего его принимают те народы, в языках которых долгота и краткость гласных имеет смыслоразличительный характер (напр., древнегреческий), однако оно используется и в тюркских языках, лишённых этого признака. Происхождение метрического стихосложения связывают с силлабическим стихосложением - некоторые позиции в силлабическом стихе заполнялись преимущественно долгими или краткими слогами, что потом распространилось на все позиции (эолийские размеры в Древней Греции) и привело к принципу «долгий слог равен двум кратким» (ионийские размеры в Древней Греции).

Предыдущая страница Следующая страница