Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "М" (часть 4, "МОЛ"-"МЯГ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МОЛ"-"МЯГ")

МОЛЬЕР

МОЛЬЕ́Р (Moliere) (настоящее имя Жан Батист Поклен) (1622, Париж - 1673, там же), французский писатель, комедиограф. Сын придворного обойщика и декоратора, получил блестящее образование в Клермонском коллеже, сдал экзамен на звание лиценциата прав, но, с детства увлекаясь театром, выбрал профессию актёра. В 1643 г. организовал с друзьями «Блистательный театр», не получивший признания зрителей, и с 1645 г. отправился с труппой в провинцию, где совершенствовал свою игру, формировал репертуар, переделывая старые пьесы для нужд труппы и сочиняя собственные. В 1658 г. труппа была приглашена в Париж, где ей неизменно сопутствовал успех. Мольер ставил в своём театре пьесы разных жанров, самыми популярными из которых были комедии. И сам Мольер раскрыл свой актёрский и писательский талант именно в комедиях. В своём творчестве он соединил традиции французского народного фарса, итальянской комедии масок и испанской комедии «плаща и шпаги», сделал комедийный жанр весёлым и динамичным, используя разнообразные формы комического. Беря, по собственному выражению писателя, «своё добро там, где его находил», используя большей частью уже знакомые сюжеты и комические типы, Мольер мастерски разрабатывал их, так что делал их новыми и своими.

Мольер. Гравюра по портрету 17 в.

Мольер. Гравюра по портрету 17 в.

Мольер писал фарсовые комедии («Лекарь поневоле», «Плутни Скапена»), комедии-«уроки» («Школа мужей», «Школа жён»), сатирико-бытовые комедии («Жорж Данден», «Скупой»), комедии-балеты («Комическая пастораль», «Мещанин во дворянстве»), но прославился «высокими» комедиями «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Тартюф» (1669) и др. «Высокие» комедии большей частью написаны стихами, делятся на пять актов, сюжет их строится на раскрытии характера, в котором всегда выделена одна главная черта, комизм очищен от фарсовых элементов. Всё это свидетельствует о классицистической (см. Классицизм) поэтике этих пьес. В своих произведениях Мольер поднимал злободневные вопросы французского общества 17 в.: в «Дон Жуане» изобразил распространённый тип светского вольнодумца, в «Тартюфе» высмеял пагубные последствия набирающего силу религиозного ханжества и т. д. Однако драматург, ставя перед собой задачу «представлять все недостатки людей вообще», стремился к художественному обобщению. Сосредоточенность на выявлении в персонаже одной доминирующей черты (лицемерия, мизантропии, скупости), её комическая концентрация способствовали превращению героев в универсальные сатирические типы. Имена их стали нарицательными: лицемеров мы называем тартюфами, скупцов - гарпагонами и т. п. Смех Мольера имел разные оттенки и формы, содержал драматизм и даже трагизм бытия. Острота сатирического взгляда Мольера часто осложняла его отношения с властью, церковью. Особенно сложен был путь на сцену «Тартюфа» - одной из лучших пьес комедиографа, которую А. С. Пушкин назвал «плодом самого сильного напряжения комического гения». Но зрительское и читательское признание автора было огромным. Мольер оказал огромное влияние на развитие комедийного жанра во всех европейских странах, его пьесы никогда не сходили со сцен мирового театра.

МОНОЛОГ

МОНОЛО́Г (греч. monos - один и logos - слово, речь), развёрнутое и тематически обособленное высказывание персонажа в эпосе или драме, а также героя лирики. В драме часты монологи условные (обращённые к зрителям). В эпосе - как внешние (обращения к собеседникам персонажа), так и внутренние (обращения героя к самому себе, воспроизводящие перед читателями работу его сознания). Все произведения лирики являются, по существу, монологами лирического героя. В принципе, любой монолог (независимо от рода произведения) содержит элементы скрытого диалога, проявляющиеся в виде риторических вопросов (в монологе Гамлета «Быть или не быть?..») или риторических обращений (в элегии А. С. Пушкина «К морю»).

МОНОСТИХ

МОНОСТИ́Х однострочное стихотворение (обычно силлабо-тоническое), иногда построенное на каламбуре и всегда лаконичное, намекающее на заключённую в нём глубокомысленную сентенцию: «Большая честь родиться бедняком» (Д. Д. Бурлюк).

МОНТАЛЕ

МОНТА́ЛЕ (Montale) Эудженио (1896, Генуя - 1981, Милан), итальянский поэт. Первый сборник «Раковины каракатицы» (1925) связан с поэтическим направлением герметизма, сформировавшимся в Италии в 1920-30-е гг. и имевшим установку на зашифрованность образа, что подчёркивало индивидуальное восприятие мира. Пафос поэзии Монтале связан с внутренней поэтической свободой. Пейзаж в «Раковинах каракатицы» и связанные с ним ассоциации - основной объект наблюдения и изучения поэта. Само слово «раковины» напоминает о защите человеческого сознания, ведь в 1925 г. в Италии были разгромлены все инакомыслящие издания, созван «Конгресс во имя фашистской культуры». Тема неприятия режима Муссолини выражается в каждой строке. Твёрдая антифашистская позиция поэта проявилась в отказе вступить в партию в 1938 г., в издании стихов за границей в 1943 г., и в независимой творческой тематике. Следующие сборники Монтале «Случайности» (1939), «Буря и другие стихотворения» (1956), «Сатура» (1962-70), «Дневник 71-го и 72-го» (1973), «Тетрадь за четыре года» (1973-77) уже не так тесно связаны с герметической поэзией. Язык этих произведений проще, непосредственнее, поэт уже утвердился в найденном им способе выражения. В Италии стихи Монтале появились только в 1956 г. Нобелевская премия по литературе (1975).

МОПАССАН

МОПАССА́Н (Maupas-sant) Ги де (полное имя - Анри Рене Альбер Ги; 1850, замок Миромениль, близ Трувиля-сюр-Арк, департамент Нижняя Сена - 1893, Париж), французский писатель.

Г. де Мопассан

Г. де Мопассан

Его отец, обедневший дворянин, служил биржевым маклером; мать происходила из культурной буржуазной семьи. Развод родителей стал для Мопассана тяжёлой травмой, «отцовскую фигуру» защитника и наставника он обрёл в лице Г. Флобера. Мопассан учился в духовной семинарии города Ивето, затем окончил лицей в Руане, в 1870 г. поступил на юридический ф-т университета в Кане, но с началом Франко-прусской войны был призван в армию. После войны служил в Морском министерстве и в Министерстве просвещения. Литературные способности проявил ещё в школьном возрасте. Во второй пол. 1870-х гг. публикует газетные очерки «Гюстав Флобер», «Бальзак и его письма» и др. Своему литературному наставнику Флоберу посвятил первую книгу «Стихотворения» (1880). Флобер познакомил Мопассана с писателями-натуралистами: братьями Гонкурами, Э. Золя, А. Доде, И. Тэном, Ж.-К. Гюисмансом, а также с И. С. Тургеневым. Золя приглашает Мопассана принять участие в сборнике «Меданские вечера» (1880), опубликованный там рассказ «Пышка» принёс писателю известность. С 1880 г. Мопассан начинает активную литературную деятельность: в течение 11 лет публикует 16 сборников новелл, 3 книги путевых очерков, газетные и журнальные статьи. Мопассан остро ощущал убожество и пошлость буржуа, но, как и Флобер, был «прикован к буржуазному сюжету». Неестественности и бездуховности, ханжеской морали он стремился противопоставить красоту истинной страсти, правду естественных чувств, гармонию с природой. Вместе с тем ему как писателю-натуралисту свойственны пессимизм и фатализм; он убеждён в предопределённости судьбы человека его физиологией, наследственностью, средой (социальным происхождением, окружением, воспитанием). Мопассан остро переживает царящее в мире неблагополучие, что выражается в непреодолимом одиночестве человека, в его бессилии перед страстями, случаем, старостью, болезнью, смертью. Всё это накладывает на творчество писателя печать трагизма.

Новеллы Мопассана разнообразны по тематике и жанру: история жизни, воспоминание, путевые заметки, письмо, бытовая сценка, уличное происшествие, размышление, диалог и т. д. Писатель выводит целую галерею современных типов, буржуа-обывателей: сборники «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883). Любовь к природе родной Нормандии звучит в сборниках «Рассказы вальдшнепа» (1883), «Лунный свет» (1884). Утверждение могущества и красоты земной любви в новеллах «Лунный свет», «Счастье», «Любовь» соседствуют с горькими рассказами о превращении любви в товар, грязную забаву или средство обмана: «Иветта» (1885), «Господин Паран» (1886).

Важное место во французской прозе заняли романы Мопассана. В романе «Жизнь» (1883) печальная судьба Жанны, чистой, нежной, любящей женщины, - неизбежное следствие её беззащитности перед реальностью, перед развращённостью и практицизмом окружающих её людей. В романе «Милый друг» (1885) история бессовестного карьериста и циничного героя-любовника Жоржа Дюруа вырастает в обличение политических кругов, прессы и бомонда Третьей империи. В романе «Монт-Ориоль» (1886) сатирически описывается коммерческий ажиотаж, возникший в маленьком городке в связи с открытием целебного источника. Роман «Пьер и Жан» (1887-88) - психологический этюд о разрушительной силе зависти и эгоизма. В романе «Наше сердце» (1890) в центре внимания - законы человеческой природы, таинственная связь жизни и небытия. Роман «Сильна как смерть» (1889) - рассказ о страданиях художника, вызванных страхом старости и приближающейся смерти. Нараставшее у Мопассана ощущение ужаса и отчаяния, его болезненный интерес к иррациональным глубинам человеческой души отразились в поздних новеллах «Муарон», «Денщик», «Усыпительница», «Вечер», «Орля», «Кто знает?» и др. В 1891 г. творческий путь писателя трагически оборвала психическая болезнь.

МОРАВИА

МОРА́ВИА (Moravia) (настоящая фамилия Пинкерле) Альберто (1907, Рим - 1990, там же), итальянский писатель. Сын архитектора. Увлекавшийся французской культурой, Моравиа первые стихи и новеллы создаёт на французском языке. На собственные средства издаёт роман «Равнодушные» (1929), раскрывающий проблемы буржуазной семьи и внутренний мир, духовное одиночество героя-интеллигента. В следующих романах и повестях заметно влияние М. Пруста, Ф. Кафки: сборники повестей «Интрига» (1937), «Сны лентяя» (1940), роман «Обманутые ожидания» (1935), в котором осмысляются также идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В сборнике философско-сатирических рассказов «Эпидемия» (1944) выражено неприятие фашизма, используется аллегория, социальная сатира. В конце 1930-х гг. писатель живёт во Франции. В сатирическом романе «Маскарад» (1941) Моравиа изобразил Муссолини. В послевоенные годы творчество писателя связано с неореализмом: роман «Римлянка» (1947), две книги «Римских рассказов» (1954, 1959), признанные лучшим произведением писателя. Жизнь простых трудовых людей раскрыта в жанре новеллы, здесь показан новый тип героя: городской парень, владеющий непритязательной профессией, иногда вынужденный становиться вором или грабителем, в лучшем случае - артистом. Документальность, интерес к быту сближает «Римские рассказы» с поэтикой неореализма. Роман «Презрение» (1954) посвящён судьбе художника и искусства в современной Италии. Роман «Чочара» (1957) рассказывает о странствиях женщины-беженки во время войны. С проблемами отчуждения, одиночества, эротического самовыражения связан роман «Скука» (1960). В 1963 г. вышел сборник новелл «Автомат». Проблемам буржуазной среды посвящены романы «Я и он» (1971), «Внутренняя жизнь» (1978), «Тысяча девятьсот тридцать четвёртый год» (1983).

МОРАЛЬ

МОРА́ЛЬ этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение. В большинстве произведений читателю предлагается самому сделать этот вывод. В баснях и притчах мораль прямо сформулирована в конце произведения в виде двустишия или заключительной фразы (в баснях мораль иногда находится в начале). Например, в басне «Квартет» И. А. Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

МОРИЦ

МО́РИЦ Юнна Петровна (р. 1937, Киев), русская поэтесса.

Ю. П. Мориц

Ю. П. Мориц

Первые стихи были опубл. в 1954 г., первая книга «Разговор о счастье» - в 1957 г. Окончила Литературный ин-т (1961), в том же году вышла книга «Мыс Желания». После публикации в журнале «Юность» стихотворения, посвящённого памяти Тициана Табидзе (репрессированного и посмертно реабилитированного грузинского поэта), произведения Мориц несколько лет не печатались. В 1970 г. вышла книга «Лоза», за ней последовали сборники «Суровой нитью» (1974), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Синий огонь» (1985), «На этом береге высоком» (1987), «В логове голоса» (1990). С первых публикаций Мориц заявила о себе как о поэте с яркой индивидуальностью, она продолжательница традиций А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой, яркая, порой категоричная, бескомпромиссная. В 1990-е гг. произведения Мориц не печатались, она вернулась к читателю с книгой «Лицо» (2000). Сборники «Таким образом» (2001), «По закону - привет почтальону» (2005) вышли с включением страниц графики и живописи Мориц, которые были не иллюстрациями, а своего рода «стихами». Мориц - автор множества стихов для детей, первые из которых были опубликованы в 1963 г. в журнале «Юность». Детские стихи проникнуты игровым юмором, настоящей добротой, они эксцентричны, музыкальны, порой парадоксальны. Также Мориц пишет рассказы, занимается переводами.

МОРФЕМА

МОРФЕ́МА (морф), значимая часть слова, выделяемая в нём при условиях её узнавания (встречается в других словах) и определения её значения. В слове может быть от 1 до 15 морфем. Типология морфем изучается морфемикой.

МОРФЕМИКА

МОРФЕ́МИКА 1) часть языковой системы (грамматики слова): инвентарь морфем, их типы, техника использования. Типы морфем различаются позицией в слове и назначением: корень и аффиксы, обеспечивающие словоизменение и словообразование (окончание, суффикс, приставка, постфикс). Морфемика определяет типологические свойства языка - флективность или аналитизм.

2) Лингвистическая дисциплина, изучающая одноимённую часть языковой системы; в русском языкознании её начало связывают с именем И. А. Бодуэна де Куртенэ. Важнейший вопрос морфемики - принципы морфемной членимости слова.

МОРФОЛОГИЯ

МОРФОЛО́ГИЯ 1) часть языковой системы (грамматики слова), определяющая грамматические классы слов в языке (части речи), их формообразование и словоизменение. Русскую морфемику характеризует наличие 9 частей речи - 5 самостоятельных (существительное, глагол, прилагательное, наречие, числительное), 3 служебных (предлог, союз, частица) и междометий. Нет единого мнения об отнесении к частям речи местоимений, а также порядковых числительных, причастий и деепричастий. Для самостоятельных частей речи важно противопоставление глагола и именных частей речи; они различаются формообразованием и словоизменением, которое для первого называется спряжением, для вторых - склонением. Основанием для того и другого служат грамматические категории лица, числа, падежа и рода. Знания о морфологии предъявляются в виде морфологического разбора всех частей речи, частью необходимого для орфографии и пунктуации.

2) Лингвистическая дисциплина, изучающая соответствующую часть языковой системы (термин предложен Ф. Ф. Фортунатовым взамен этимологии).

"МОСКВИТЯНИН"

"МОСКВИТЯ́НИН" «учёно-литературный» журнал, выходивший в 1841-56 гг., сначала ежемесячный, с 1849 г. выходил два раза в месяц. Редактор - М. П. Погодин, ведущий критик - С. П. Шевырёв. В журнале сотрудничали синолог И. Бичурин, собиратель былин А. Ф. Гильфердинг, историк И. Е. Забелин, филологи И. И. Срезневский и Ф. И. Буслаев и др. Сам Погодин печатал в журнале найденные им памятники допетровской литературы, в т. ч. «Повесть о Фроле Скобееве» 17 в. Внимание к русской истории, древнему искусству, к национальным основам культуры было основой идеологии журнала, противопоставившего себя западнической и прогрессистской петербургской литературе, в особенности «Современнику» Н. А. Некрасова и В. Г. Белинского. К власти Погодин и Шевырёв относились лояльно; считается, что они участвовали в формулировании официальной идеологии царствования Николая I («самодержавие, православие, народность»). В нач. 1845 г. руководство журналом на короткий срок переходило к славянофилу И. В. Киреевскому, в 1850-53 гг. вместе с Погодиным работали новые сотрудники, образовавшие т. н. «молодую редакцию»: Ап. Григорьев, А. Н. Островский, критики Б. Н. Алмазов и Е. Н. Эдельсон, превратившие «Москвитянин» из практически маргинального и коммерчески безнадёжного в одно из наиболее ярких явлений русской журналистики; в выступлениях авторов «молодой редакции» начала формироваться идеология почвенничества.

"МОСКОВСКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ"

"МОСКО́ВСКИЙ НАБЛЮДА́ТЕЛЬ" «энциклопедический журнал», выходил в 1835-39 гг. два раза в месяц; издавался интеллектуалами, близкими к университету; многие из них в нач.

Обложка журнала «Московский наблюдатель»

Обложка журнала «Московский наблюдатель»

1820-х входили в кружок т. н. «любомудров», пропагандистов новой немецкой философии (С. П. Шевырёв, В. Ф. Одоевский), а во второй пол. 1830-х стали родоначальниками славянофильства (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, поддерживавший их поэт Н. М. Языков). Редактор журнала М. П. Погодин в конце 1820-х был редактором «Московского вестника» (печатавшего тех же авторов), в 1840-х - «Москвитянина». Одно время с «Московским наблюдателем» сотрудничал Е. А. Баратынский. «Московский наблюдатель» громче всех выступил против начинавшейся коммерциализации литературы: статья С. П. Шевырёва «Словесность и торговля» - о журнале «Библиотека для чтения». Перегруженный специальными статьями, журнал терял своих подписчиков и в 1838 г. сменил хозяев и редакцию: публиковались стихи А. В. Кольцова, А. И. Полежаева, главным критиком стал В. Г. Белинский, в статьях М. А. Бакунина популяризовалась философия Г. В. Ф. Гегеля.

"МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ"

"МОСКО́ВСКИЙ ТЕЛЕГРА́Ф" первый русский энциклопедический журнал (ежемесячный), с установкой на злободневность, с невиданными ранее тиражами (до 5 000 экземпляров).

Обложка журнала «Московский телеграф»

Обложка журнала «Московский телеграф»

Выходил в 1825-34 гг. Редактор Н. А. Полевой ввёл в русский язык слово «журналистика» и был последовательным пропагандистом литературы: статьи о «южных» поэмах А. С. Пушкина, первой главе «Евгения Онегина», В. Гюго, О. Бальзаке; исторические романы («Последний Новик» И. И. Лажечникова), проза А. А. Бестужева - Марлинского). С 1826 г. «Московский телеграф» регулярно печатает статьи в либеральном духе о политических событиях вне России, с 1828 г. выступает в защиту «среднего сословия» и против дворянских привилегий, начинает полемику с «литературной аристократией» - Пушкиным и его кругом. Приобретший репутацию политически неблагонадёжного издания, закрыт после отрицательной рецензии на патриотическую драму Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла».

МОТИВ

МОТИ́В (от лат. moveo - двигаю), повторяющийся компонент фольклорного или литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. Термин пришёл в литературоведение из музыкальной культуры, применительно к литературе его впервые употребил И. В. Гёте. На рубеже 19-20 вв. понятие «мотив» появляется в трудах русского филолога А. Н. Веселовского, который говорит о нём как о «простейшей повествовательной единице», ложащейся в основу сюжета сначала - мифов и сказок, а впоследствии - литературных произведений. Иначе говоря, учёный представлял мотивы как «кирпичики», из которых состоят сюжеты. По мнению Веселовского, каждая поэтическая эпоха работает над «исстари завещанными поэтическими образами», создавая их новые комбинации и наполняя их «новым пониманием жизни». В качестве примеров таких мотивов исследователь приводит похищение невесты, «представление солнца - оком» и т. п.

Особую популярность понятие «мотив» обрело в литературоведении 20 в., при этом его содержание значительно расширилось. Так, современные литературоведы иногда отождествляют мотив с темой произведения; говорят, например, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков русской литературы 19 в. или о философских мотивах творчества Ф. И. Тютчева. Часто под мотивами понимают ключевые, опорные слова-символы, несущие в тексте особую смысловую нагрузку. Такие «вехи» может интуитивно ощутить в произведении чуткий читатель, и они часто становятся предметом исследования учёного-филолога. Именно их имел в виду А. А. Блок, когда писал: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова ставятся как звёзды. Из-за них существует произведение». Сквозные мотивы-символы могут присутствовать в каком-либо отдельном произведении; например, халат в романе И. А. Гончарова «Обломов», гроза в драме А. Н. Островского «Гроза», лунный свет в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сквозные мотивы-символы могут проходить через всё творчество писателя или поэта; дорога у Н. В. Гоголя, пустыня у М. Ю. Лермонтова, ночь у Ф. И. Тютчева, сад у А. П. Чехова, море у И. А. Бродского. Кроме того, можно говорить о мотивах, характерных для определённых литературных жанров, направлений и эпох; например, музыка у романтиков, метель у символистов.

МОТИВИРОВКА

МОТИВИРО́ВКА приём, с помощью которого обосновываются особенности построения художественного произведения (введение какого-либо эпизода, сюжетного хода, неожиданное преображение героя и т. д.). В литературе Нового времени господствует «реалистическая» мотивировка как способ маскировки условности, свойственной художественной литературе, благодаря которому произведение вызывает иллюзию достоверности или правдоподобия в описании вымышленных событий. Поведение персонажа должно проистекать из свойств его характера (психологическая мотивировка); введение в текст новых персонажей и связанных с ними сюжетных линий должно быть оправдано такой композиционной мотивировкой, как родство или знакомство этих персонажей, и т. д.; вставные тексты должны также иметь композиционную мотивировку (например, это истории, рассказываемые героями произведения).

Наряду с такой мотивировкой в литературе существует и так называемое «обнажение приёма» (термин В. Б. Шкловского) - демонстрация условности всякой мотивировки. При «обнажении приёма» введение новых персонажей и сюжетных линий, включение вставных произведений, замедление или ускорение повествования становится результатом литературного произвола, объясняемого лишь авторской игрой. «Обнажение приёма» свойственно пародийным текстам, выразительный пример «обнажения приёма» - окончание 3-й главы романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: обрыв повествования в один из кульминационных моментов (объяснение Татьяны с Онегиным) объясняется усталостью Автора, вознамерившегося «и погулять, и отдохнуть». В модернистской литературе отказ от мотивировки становится одним из господствующих принципов.

МОЭМ

МО́ЭМ (Maugham) Уильям Сомерсет (1874, Париж - 1965, Сен-Жан-Кап-Ферра), английский писатель.

С. Моэм

С. Моэм

Родился в семье юрисконсульта английского посольства в Париже. Учился в королевской школе в Кентербери и Гейдельбергском ун-те в Германии, где увлёкся А. Шопенгауэром, Р. Вагнером и Г. Ибсеном (его пьесу «Привидение» перевёл на английский язык). Получил диплом врача, работал в больнице Св. Фомы в Лондоне, медицинская практика помогла ему в литературном труде, о чём писал в биографической книге «Подводя итоги» (1938). Первый успех пришёл после выхода в свет романа «Лиза из Ламбета» (1897). Затем Моэм публикует автобиографический роман «Бремя страстей человеческих» (1915). Роман «Луна и грош» (1919) рассказывает о жизни французского художника П. Гогена, который бросил семью, карьеру и привычную жизнь ради живописи. Любимое произведение писателя роман «Пряники и эль» (1930) раскрывает изнанку труда писателя, в главном герое видны черты английского прозаика и поэта Т. Харди. Другие романы: «Раскрашенная вуаль» (1925), «Театр» (1937), «Лезвие бритвы» (1944).

Карьера Моэма-драматурга началась одновременно с Б. Шоу. Самые знаменитые пьесы Моэма «Круг» (1921), «Наши лучшие» (1923). Легко писал для театра, но бо́льшую часть 29 своих пьес уничтожил вместе со своим архивом. Для печати оставил только 16, которые назвал «каноном» и опубл. в 1932-33 гг. Моэм понимал, что его салонные пьесы слабее пьес Шоу и, устав говорить полуправду, в начале 1930-х гг. ушёл из театра.

Новеллы Моэма отличаются простотой и экономичностью средств, что роднит его с Мопассаном: сборники «Трепет листа» (1921), «Эшенден» (1928), «Дождь и другие рассказы» (1933). Действие его произведений часто разворачивается в экзотических странах, писатель превосходно очерчивает характеры героев, ставит перед читателем сложные моральные проблемы, предостерегая их от поспешных решений и предоставляя ему самому делать выводы.

МУЗИЛЬ

МУ́ЗИЛЬ (Musil) Роберт (1880, Клагенфурт, Австрия - 1942, Женева), австрийский писатель. Получив естественнонаучное образование, работал инженером, стал доктором философии; но, занявшись литературой, отказался от прочих видов деятельности. Первый роман «Смятение воспитанника Тёрлеса» (1906), во многом автобиографический, посвящён проблемам школы как учреждения, подавляющего и развращающего юношество. Между 1-й и 2-й мировыми войнами публикует сборники новелл «Объединения» (1911) и «Три женщины» (1924), драму «Мечтатели» (1921). В 1938 г. эмигрировал в Швейцарию. Традиционные жанры не удовлетворяли Музиля, и, оставив постепенно все прочие занятия, он обратился к огромному, так и не завершённому роману «Человек без свойств» (3 т., 1930, 1933, 1943). Получил известность как автор именно этого романа, над которым работал бо́льшую часть жизни, хотя известность долгие годы была достаточно узкой. Музиль предпочитал голодать, не желая публиковать незавершённое произведение. Известным и даже модным писателем этот автор стал уже после 2-й мировой войны, когда подтвердились его наблюдения над современным обществом. Музилю принадлежит ироническое название австрийской империи - Какания (от сокращения «К. и. К» - «кайзеровская и королевская»). Австрия становится своего рода иронической моделью империи как таковой. Роман представляет собой обзор эпохи перед 1-й мировой войной, исследующий корни современных событий в попытке дать, по словам автора, «субъективную философскую формулу жизни».

МУР

МУР (Moore) Томас (1779, Дублин - 1852, Лондон), ирландский поэт.

Т. Мур

Т. Мур

Родился в семье небогатого коммерсанта-католика. С детства проявил склонности к искусству, первые стихи были опубликованы в журнале «Ирландская антология», когда Муру исполнилось 14 лет. Учился в Дублинском ун-те, где сдружился с членами организации «Объединённые ирландцы» и будущими вождями ирландского восстания 1798 г. Национально-освободительная борьба ирландского народа, интерес к старинной народной поэзии, характерный для той поры, оказали влияние на политические и литературные пристрастия молодого поэта. В 1799 г. получил степень бакалавра искусств и переехал в Лондон. Первый сборник «Поэтические работы покойного Томаса Литтла, эсквайра» (1801) принёс Муру известность. В этих стихах уже слышен голос поэта, которого П. Шелли впоследствии назовёт «мелодичнейшим лириком». Следуя С. Т. Колриджу и У. Вордсворту, Мур обратился к народному творчеству. В 1807-34 гг. маленькими книжечками выходят в свет «Ирландские мелодии». Мелодия - форма лирического стиха, написанного на народную мелодию и обладающего национальным колоритом и напевностью. Форма мелодии наиболее полно соответствовала стремлению Мура выражать в стихах личные и гражданские чувства. Мелодия воображаемая или реальная обогащала ритмику и лексику поэзии.

Мур был одним из популярных поэтов в России 19 в. Напевность стихотворений, мятежный дух свободолюбивого ирландца привлекали русских поэтов. Мура переводили В. А. Жуковский, сосланные в Сибирь декабристы, М. Ю. Лермонтов, К. К. Павлова, А. А. Фет, И. А. Бунин, К. Д. Бальмонт, В. Я Брюсов, К. И. Чуковский и многие др. Стихотворение Мура «Вечерний звон» в переводе И. И. Козлова стало популярным романсом.

МУРАСАКИ СИКИБУ

МУРАСА́КИ СИКИ́БУ (фрейлина Мурасаки - прозвище, вероятно, связано с именем героини романа писательницы; настоящая фамилия - Фудзивара; ок. 978, Киото - 1014 или 1016, там же), японская писательница. Происходила из старинного аристократического рода, члены которого были у власти в Японии в 7-11 вв. Многие из её предков отличались литературной одарённостью. Стихи отца Мурасаки, Фудзивара Тамэтоки, вошли в средневековую антологию «Тридцать шесть гениев поэзии», составленную также одним из Фудзивара. Сама Мурасаки с детства проявила способности к наукам, хорошо знала японскую и китайскую литературы, учение Конфуция и буддизм, делала успехи в музыке, стихосложении, живописи. В 21 год вышла замуж; овдовев, в 1005 (06?) - 13 гг. служила при дворе в качестве наставницы, изучавшей с императрицей китайские стихи.

Любовный и нравоописательный роман «Повесть о Гэндзи» (1001-06), рассказывает о молодости, любовных похождениях, зрелых годах, ссылке, возвращении в столицу (Киото), годах признания и смерти принца Гэндзи. Основная идея романа - неизбежность возмездия, буддийская карма. Главный герой, сын императора и наложницы, стремится не к политике, но к радостям жизни, что отвечает духу эпохи Хэйан (794-1192) - времени расцвета японской культуры и внимания к духовному миру человека. Он искренен, добр, обладает чарующей внешностью и часто увлекается женщинами. Прочная любовь связывает принца с Вака-Мурасаки - его воспитанницей, затем возлюбленной и женой. Живо описаны многочисленные (около 300) действующие лица, придворные нравы, обычаи и интриги. Так впервые жанр повести (моногатари) вышел за пределы исторической хроники, показав частную жизнь людей. Роман Мурасаки оказал влияние на японскую литературу, вызвав вплоть до 19 в. пересказы и подражания, разработку в драмах отдельных тем и мотивов. «Дневник Мурасаки Сикибу» (ок. 1010) содержит описание жизни при дворе, меткие характеристики современников автора, раскрывает психологию художественного творчества; он заложил основу популярности дневникового жанра (никки) в национальной литературе. Сохранились также «Собрание стихотворений Мурасаки Сикибу» и её танка (пятистрочные стихотворения, главным образом лирико-медитативного или пейзажного характера), включённые в антологии японской поэзии.

МЮССЕ

МЮССЕ́ (Musset) Альфред де (1810, Париж - 1857, там же), французский писатель. В первом сборнике стихов «Испанские и итальянские повести» (1829) проявил себя как яркий представитель романтизма. Однако Мюссе критически оценивал эстетику романтиков и их художественные принципы, выступая против поэтов-«плакальщиков», «мечтателей слезливых, твердящих о ночах, озёрах, лодках, ивах». Мюссе впервые вводит в систему французского романтизма иронию, за которой скрывается глубочайшее смятение души, разочаровавшейся в высоких идеалах романтизма. Ранние прозаические пьесы отличаются психологизмом и мыслью о неосуществимости идеалов: «Венецианская ночь» (1830), «С любовью не шутят» (1834). Центральное произведение - «Исповедь сына века» (1836) даёт формулу мироощущения писателя. Аналитический роман рассказывает историю «погибшего» молодого поколения, родившегося в годы революции «в чреве войны и для войны», но не нашедшего себе применения во времена Империи. Сюжетом романа становится повествование о несчастной любви двух людей, причём причина их несчастий - характер главного героя, поражённого «чудовищной нравственной болезнью», а не окружающая среда. Обширное историко-публицистическое вступление к роману расширяет его атмосферу до пределов целой эпохи. Частная трагедия видится Мюссе как закономерное следствие неблагополучия всего века, как символ. Сходного героя писатель уже изобразил в поэме «Ролла» (1833). Мюссе активно выражал свои свободолюбивые убеждения как журналист «Тана» и «Литературного консерватора». Творчество писателя высоко ценили не только во Франции (В. Гюго, О. де Бальзак, Т. Готье), но и в России (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. И. Герцен и др.).

МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

МЯ́ГКИЕ СОГЛА́СНЫЕ звуки, при артикуляции которых происходит продвижение языка вперёд (поэтому они сочетаются с гласными звуками переднего ряда). В фонетической транскрипции мягкость обозначается особым значком, орфография включает особые правила обозначения мягкости на письме; ср.: [кас’т’ор] и костёр.

Предыдущая страница Следующая страница