Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛА"-"ПОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛА"-"ПОМ")

ПЛАТОН

ПЛАТО́Н (Platon) (427 до н. э., Афины - 347 до н. э., там же), древнегреческий философ, писатель. Происходил из старинного аристократического рода. Был всесторонне одарён с молодости (драматург, поэт, музыкант, живописец). В 407 г., став учеником Сократа (одного из родоначальников диалектики как метода познания истины), оставил все занятия, кроме философии. После смерти Сократа в 399 г. уехал из Афин и много путешествовал, посетил Италию и Сицилию. Ок. 387 г. основал в Афинах философскую школу - Академию (расположенную рядом с гробницей мифического героя Академа).

Платон оказал большое влияние не только на становление философии, но и на развитие литературы. До нас дошли 13 писем (подлинность большей их части сомнительна), «Апология Сократа» (фиктивная речь в защиту учителя, казнённого по обвинению в «поклонении новым божествам» и «развращении юношества»), более 30 диалогов («Федон», «Пир» и др.). Платон первым применил форму диалога для изложения философского и политического учения, создав литературный жанр диалога и доведя его до художественного совершенства. Вклад Платона во всемирную литературу связан ещё и с введением в мировую культуру множества тем и образов, напр. образа Сократа (самое полное изложение сократической диалектики и биографических сведений об этом мыслителе - в диалогах Платона), а также с мифотворчеством: многие мифы, изложенные в диалогах Платона, заняли прочное место в сознании человечества. Таковы миф об Атлантиде - островном государстве, погибшем в результате природной катастрофы (его можно считать одним из прообразов многочисленных утопий последующих времён); миф о тёмной пещере, которую люди созерцают вместо солнечного света, принимая за вещи лишь их бледные отражения - тени; миф об Эросе - воплощении вселенской любви (диалог «Пир»).

ПЛАТОНОВ

ПЛАТО́НОВ Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов; 1899, Воронеж - 1951, Москва), русский прозаик, драматург, публицист.

А. П. Платонов

А. П. Платонов

Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова, от имени которого и образовал позже литературный псевдоним. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. С 15 лет работал: был помощником машиниста, литейщиком, электротехником. Автобиографический материал о детстве ляжет в основу рассказов, написанных в 1930-е гг.: «Семён», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын». Мироощущение юного Платонова, его взгляд на человека в мире людей раскрывает следующее признание: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что всё делается. А не само родится (…) И теперь исполняется моя долгая упорная мечта - стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей - я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце (…) Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу. (…) Быть человеком (…) - редкость и праздник!»

В 1918-22 гг. учился в воронежском политехникуме. В литературной жизни Платонов участвует с 1918 г.: на страницах воронежских газет и журналов публикуются его очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах. В статьях «О науке», «Ремонт земли», «Культура пролетариата» (все - 1920), «Душа мира» (1922) прослеживается органичность творческого поведения Платонова, стремление «разметать опасности, тревоги, катастрофы», угрожающие жизни. В эти годы он увлекается трудами философа-утописта Н. Ф. Фёдорова, верящего в возможность «воскрешения отцов» и бессмертие, видящего причину вражды между людьми в «смертоносной силе природы». Увлечение трудами учёного, его работой «Философия общего дела» отражается в статье Платонова «О науке», в его прозе. В повести «Котлован» героями прямо ставится вопрос: «Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей?» В романе «Чевенгур» тот же вопрос - «…зачем же мы будем мёртвыми лежать?» - будет задан герою Саше Дванову во сне отцом, любопытным рыбаком, который поторопился узнать «тайну посмертной жизни». В 1922 г. Платонов пишет статью «Равенство в страдании» о голоде в Поволжье, призывает чужую беду переживать как свою, помнить о том, что «человечество - одно дыхание, одно живое тёплое существо», что «человечество - организм». В 1922 г. выходит книга стихотворений «Голубая глубина». В 1923-26 гг. Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии; в 1926 г. переезжает в Москву. Десятилетие с 1925 по 1935 г. считается самым плодотворным периодом в творчестве писателя. Он пишет повести «Епифанские шлюзы» (1926), «Эфирный тракт» (1927), «Город Градов» (1927), «Строители весны» (1927; первая ред. романа «Чевенгур»), «Ямская слобода» (1927), «Сокровенный человек» (1927); пьесу «Шарманка» (1930), трагедию «14 красных избушек» (1931, опубл. в 1988) о страшном голоде в крестьянской России. В 1933 г. приступает к работе над романом «Счастливая Москва». В 1934 г. Платонов с группой писателей посетит Туркмению, результатом поездки станет повесть «Джан» и рассказ «Такыр». В этот период Платоновым написаны роман «Чевенгур» (1927-29), повести «Котлован» (1929-30), «Ювенильноеморе» (1931), «Впрок» (1929-30), рассказы «УсомнившийсяМакар» (1929), «Мусорный ветер» (1934), «Лунная бомба» (1926); философский очерк «Че-Че-О». Вершины художественного творчества писателя - «Чевенгур», «Ювенильное море», «Котлован», «Счастливая Москва» - не будут опубл. при жизни писателя.

1927 г. - год яркого дебюта Платонова. В Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник повестей и рассказов писателя «Епифанские шлюзы», в 1928 г. в Москве выходит книга «Сокровенный человек». О Платонове говорят как о зрелом мастере слова. Однако после публикации сатирических рассказов «Государственный житель», «Усомнившийся Макар», повести «Впрок», очерка «Че-Че-О», раскрывающих паразитизм набирающей силу бюрократии в обществе, Платонова подвергают жестокой критике, наклеивают ярлык «классового врага», «правоуклониста». На какое-то время писатель «изъят» из литературы, его произведения перестают печатать. Лишь в 1934 г. в периодике появляются три небольших рассказа - «Начдив», «Такыр» и «Любовь к дальнему». В 1937 г. вышла книга «Река Потудань», в которую вошли семь лучших рассказов: «Фро», «Река Потудань», «Бессмертие», «Третий сын», «Глиняный дом в уездном саду», «Семён», «Такыр», написанных в 1934-36 гг.

В годы Великой Отечественной войны Платонов работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда» в действующей армии. За время войны вышло четыре книги писателя: «Одухотворённые люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Опубл. в 1946 г. в журнале «Новый мир» один из лучших рассказов писателя «Возвращение» вызвал новую волну отрицательных рецензий, после чего путь произведениям Платонова был практически закрыт до его смерти. В 1947 г. вышли две книги сказок Платонова: «Башкирские народные сказки» под редакцией М. А. Шолохова (1947) и «Волшебное кольцо» (1949). Незаконченной осталась пьеса-мистерия «Ноев ковчег» (1951, впервые опубл. в 1993).

Проза Платонова носит философский характер. В романе «Чевенгур», в повестях «Котлован», «Ювенильное море», «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек» писатель проверяет привнесённые новым строем идеи народным умом и опытом, национальным бытием. «Ликвидировали?! - говорит в повести «Котлован» «рассудительный мужик», не захотевший вступить в колхоз, выброшенный из своего дома при раскулачивании. - Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придёт один ваш главный человек!» «Котлован» - антиутопия. Предметом изображения писателя становится сознание строителей, одурманенное классовыми идеями, классовой нетерпимостью, противопоставленными общечеловеческим. Это трагическое произведение о заблуждении людей, несумевших реализовать свои мечты в согласии с мирозданием. Показательна ёмкая фраза: «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришёл проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и думал о сплошной коллективизации». Своеобразие художественного мастерства писателя заключается в ярко индивидуальной манере письма, умелом использовании изобразительных средств языка, символов, легенд, притч, реминисценций, вставных новелл, снов, описания природы, юмора, иронии, гротеска для постановки философских, этических, социальных проблем. Взрослые и дети в прозе писателя обладают философским мышлением, они стремятся осмыслить мир и себя в мире, размышляют о системе миропорядка, о смысле прихода человека в мир. Язык в прозе писателя выступает как одна из форм жизни, в которой проявляется осмысляющее мир сознание.

Особое место в прозе Платонова занимают рассказы. В рассказах «Родина электричества», «Бессмертие», «Третий сын», «Возвращение», «Фро» раскрывается сложный процесс обретения человеком своего места в жизни, в духовной истории рода, общества, страны. Сюжетная структура большинства произведений писателя связана с мотивом странствия, передвижения в пространстве, с темой железной дороги, с образом поезда, с раздвижением рамок сознания героев.

Творческое наследие Платонова многогранно. Большой интерес вызывают его критические статьи и рецензии: «Пушкин - наш товарищ» (1937), «Пушкин и Горький» (1937), «В. Г. Короленко» (1940), «Размышления о Маяковском» (1940), «Анна Ахматова» (написана как рецензия на книгу А. А. Ахматовой 1940 г. «Из шести книг. Стихотворения», впервые опубл. в 1966), «Рассказы А. Грина» (1938) и др. Замысел писателя издать книгу «Размышления читателя», где были бы собраны все критические статьи, в предвоенные годы остался нереализованным. Она была издана в 1970 г. Неподдельная чуткость Платонова к человеку, к его чувствам, переживаниям, к его боли и радости делает его произведения всегда современными. В. Г. Распутин уподобляет А. Платонова как писателя «звезде, горящей долго и дающей добрый свет».

ПЛЕОНАЗМ

ПЛЕОНА́ЗМ (греч. pleonasmos - излишек), стилистическая фигура; вид амплификации, при котором не обязательно повторяется лексический элемент, но обязательно дублируется лексическое значение. Для этого авторы подбирают либо слова-синонимы, либо перифрастические обороты: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы» (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»). Нарочитое применение автором плеоназма создает у читателя ощущение словесного избытка, нерационального многословия, заставляет обратить внимание на соответствующий отрезок речи.

ПЛЕЩЕЕВ

ПЛЕЩЕ́ЕВ Алексей Николаевич (1825, Кострома - 1893, Париж), русский поэт, прозаик. Родился в семье крупного чиновника. Не закончив курса в Санкт-Петербургском ун-те, в сер. 1840-х гг. активно включается в литературную жизнь столицы, знакомится с Ф. М. Достоевским, И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем и другими начинающими в те годы писателями. Ранняя лирика Плещеева во многом ещё была связана с традициями романтической поэзии, однако уже в 1846 г. появляется стихотворение «Вперёд! Без страха и сомненья…», ставшее одним из самых популярных образцов революционной песенной лирики. За участие в революционном кружке М. В. Петрашевского Плещеев в 1849 г. был приговорён к расстрелу, который был в последний момент заменён на разжалование в рядовые. Только в 1856 г. поэту удалось дослужиться до офицерского чина и выйти в отставку. В 1850-60-е гг. Плещеев - активный участник литературной жизни. В 1861 г. появился сборник «Стихотворения», а в 1863 г. «Новые стихотворения». В целом лирика по тематике и образным средствам близка творчеству поэтов демократического лагеря. Многие современники также отмечали незаурядный талант Плещеева-переводчика, особенно лирики Г. Гейне. На протяжении всей своей долгой литературной деятельности Плещеев постоянно помогал начинающим писателям и поэтам, среди которых были В. М. Гаршин, С. Я. Надсон, А. Н. Апухтин, А. П. Чехов и др. В конце жизни, получив большое наследство, он основал несколько литературных фондов для помощи нуждающимся писателям.

ПЛУТАРХ

ПЛУТА́РХ (Plutarchos) (ок. 50, Херонея, Беотия - после 120), древнегреческий писатель.

Плутарх

Плутарх

Главное сочинение Плутарха - т. н. «Сравнительные жизнеописания», биографии знаменитых греков и римлян (всего 50 биографий). Для многих поколений читателей книга Плутарха стала прежде всего занимательным чтением, источником сведений о древних героях и исторических анекдотов, но автор ставил перед собой иную цель - воспитательную: знакомство с биографиями великих людей должно было утвердить читателей в идеалах древней добродетели и внушить им представление о том, что удачи и несчастья людей связаны с их доблестями и пороками. Этой цели соответствует выработанная писателем схема биографии: он сравнивает двух героев - грека и римлянина, в чьих судьбах усматривает сходство (Александр Македонский и Цезарь, Демосфен и Цицерон и т. п.), они описываются по строгому канону (рождение, воспитание, характер, деяния, смерть), а замыкает пару биографий сопоставление, где даётся оценка, прежде всего этическая, жизни героев. Относясь к биографии как к материалу, которым можно проиллюстрировать риторические схемы и философские (этические) положения, Плутарх иногда вольно обращается с историческими фактами, не укладывающимися в его концепцию, что, впрочем, не умаляет исторической ценности его жизнеописаний. Небиографические сочинения Плутарха (в основном философские и дидактические), объединены под названием «Моралии», это небольшие трактаты по вопросам этики и эстетики.

ПЛУТОВСКОЙ РОМАН

ПЛУТОВСКО́Й РОМА́Н одна из первых форм романа, повествующая обычно о похождениях ловкого пройдохи, часто выходца из низов или, наоборот, опустившегося дворянина, авантюриста, попадающего в различные комические ситуации. Как правило, плутовской роман не имеет чёткой композиции, строится как хронологическое изложение событий, рассказ, воспоминания или записки самого героя. Плутовской роман появился в 16 в. в Испании, первым плутовским романом является анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса». Образ авантюриста-пикаро возник на почве феномена бродяжничества, охватившего всю Европу: культурные, экономические и социальные потрясения эпохи Возрождения приводили к тому, что многие люди не находили себе места в новом обществе и отправлялись на поиски удачи. Наибольшее развитие плутовской роман получил в Испании, в литературах других стран приёмами плутовского романа пользовались Д. Дефо, Г. Филдинг, Х. Я. К. Гриммельсгаузен, Ш. Сорель, П. Скаррон. В России к плутовским романам близки романы М. Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины», В. Т. Нарежного «Российский Жилблаз», Ф. В. Булгарина «Иван Выжигин».

ПО

ПО (Poe) Эдгар Аллан (1809, Бостон - 1849, Балтимор), американский поэт, новеллист, литературный критик.

Э. А. По

Э. А. По

Представитель романтизма. Жизнь По была богата трагическими событиями и утратами близких, именно этим некоторые исследователи объясняют мрачный мир его творчества. По родился в семье странствующих актёров, родители умерли в течение двух лет после его рождения, оставив сиротами троих детей; Эдгар был усыновлён семьёй табачного торговца Аллана и оторван от брата и сестры (брат впоследствии умер совсем молодым, а сестра сошла с ума). Первая любовь писателя, мать его школьного друга, также умерла рано. По был ещё юношей, когда умерла его горячо любимая приёмная мать. Его молодая жена Вирджиния медленно угасала от туберкулёза и умерла в 1847 г. Писатель, не справившись с глубокой депрессией, совершил неудачную попытку самоубийства, пытался заглушить душевную боль алкоголем и наркотиками. В его стихах последнего года жизни (напр., в известной балладе «Аннабель Ли») возникает мотив загробной встречи с любимой.

По стал классиком жанра новеллы, в творчестве писателя представлено множество её жанровых разновидностей: психологическая новелла («Сердце-обличитель», 1843), «хоррор», т. е. рассказ об ужасном событии («Падение дома Ашеров», 1839; «Маска Красной смерти», 1842), «энигма», т. е. рассказ о решении логической задачи («Золотой жук», 1843), детективная («Убийства на улице Морг», 1841; «Похищенное письмо», 1845), фантастическая («Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром», 1845), мистико-сатирическая новелла («Чёрт на колокольне», 1839). Некоторые из приведённых типов вошли в мировую литературу именно благодаря По. Так, его считают родоначальником детективной литературы.

Лирику По отличают развёрнутые символы («Долина тревоги» и «Город среди моря», оба текста - 1831, авторская ред. - 1845), изображение мистически тёмного мира («Улялюм», 1847-49), необычная музыкальность («Колокола», 1849), напряжённые психологические сюжеты («Ворон», 1845). Поэт регулярно обращался к формам романтической баллады («Эльдорадо», 1849) и сонета («К моей матери», 1849), использовал акростих («Элизабет», 1829; «Загадка», 1847).

Иллюстрация к новелле Э. А. По «Убийство на улице Морг». Художник О. Бёрдсли

Иллюстрация к новелле Э. А. По «Убийство на улице Морг». Художник О. Бёрдсли

В Америке По получил признание лишь после того, как его творчество оценили известные европейские литераторы, прежде всех - Ш. Бодлер. Лирика По оказала глубокое влияние на символизм (его стихами были увлечены С. Малларме, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт); психологизм его прозы привлекал Ф. М. Достоевского, интрига и логические загадки в приключенческих сюжетах - Ж. Верна, Р. Л. Стивенсона и А. Конан Дойла. В 20 в. мотивы По появляются у аргентинского новеллиста Х. Л. Борхеса; сюжет «Ворона» неоднократно воспроизводил рус. поэт Ю. Д. Левитанский.

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОБУДИ́ТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ тип предложений, цель которых - побудить адресата к осуществлению действия; выражают просьбу, приказ, запрет, разрешение. Автор может включаться в число исполнителей: Присядем! В побудительных предложениях используются формы глагола (повелительное наклонение): Войдите! или имени - Воды! Тише!

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

ПОВЕЛИ́ТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕ́НИЕ морфологическая категория спрягаемых (личных) форм глагола. Представляет событие как подлежащее осуществлению адресатом: Напиши! Выражается суффиксом - и- (реже без него) и для обозначения множественности постфиксом - те. Формы повелительного наклонения используются в побудительных предложениях.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ПОВЕСТВОВА́НИЕ рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде литературы повествование - основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев. Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика, причём повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками. Напр., в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла. Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам. Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОВЕСТВОВА́ТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ тип предложений, цель которых - предъявить информацию адресату. Если эта информация преподносится как реальная, используются глаголы в изъявительном наклонении (Пошёл/идёт дождь), если как плод воображения автора - в условном (Дождик бы пошёл! Скорей бы потеплело!).

ПОВЕСТЬ

ПО́ВЕСТЬ жанр эпического рода литературы. С формальной точки зрения находится между романом (большая форма) и рассказом (малая форма). Друг от друга эти формы отличаются объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т. д. В повести основная нагрузка ложится не на динамические, а на статические компоненты: важно не столько движение сюжета (что характерно, напр., для романа), сколько разного рода описания: героев, места действия, психологического состояния человека. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет или она ослаблена. Так строятся многие рус. повести - «Записки из мёртвого дома» Ф. М. Достоевского, «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина.

Также повесть - один из жанров древнерусской литературы. Следует отличать современную повесть, сложившуюся как жанр в 19 в., и древнерусскую повесть, название которой указывало в первую очередь на её эпичность. Повесть должна была о чём-то поведать («Повесть временных лет», «Повесть об Акире Премудром»), в отличие от более лирического слова.

В литературе 19-20 вв. повесть тяготеет к романной форме, но сохраняет некоторые жанровые и тематические особенности. Так, напр., свободная связь между эпизодами приводит к тому, что повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина и т. д.

Центр художественного мира повести - не сюжет, а развёртывание многообразия мира, расширение картины во времени и пространстве. Так, напр., в повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя даётся подробное описание всех деталей жизни пожилой семейной пары - Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны: «Но самое замечательное в доме - были поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет, - но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: „Батюшки, я зябну!" Для этого в повесть вводится рассказчик, смена впечатлений которого и создаёт возможность для показа различных аспектов жизни. Голос автора или рассказчика может выполнять свою роль в повести независимо от того, насколько реально он выражен. Так, литературоведы полагают, что очень важную роль авторский голос играет в повести „Жизнь Клима Самгина" М. Горького (несмотря на её размер, сам автор определяет её как повесть), хотя формально он выражен слабо.

В рус. литературе термин «повесть» часто используется для обозначения цикла произведений, объединённых общей тематикой: напр., «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. В этом случае значение слова «повесть» актуализирует свои древнерусские коннотации: повесть как то, что поведано кем-либо, один из древнейших устных жанров.

В современной литературе повесть - распространённый жанр, но границы между повестью и романом всё больше стираются, сводясь к различию только по объёму.

"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"

"ПО́ВЕСТЬ ВРЕМЕННЫ́Х ЛЕТ" летописный свод, созданный в нач. 12 в. (примерно в 1113, эта ред. летописи до нас не дошла), известны 2-я ред. (1116) в составе Лаврентьевской летописи и 3-я ред. (1118) в составе Ипатьевской летописи. Считается, что составителем первой ред. является монах Киево-Печерского монастыря Нестор. «Повесть временных лет» начинается с рассказа о разделении земли между сыновьями Ноя, что позволяет Нестору вписать историю Руси в мировую историю. История Русской земли начинается с 852 г. и доводится до 1117 г. Однако «Повесть…» - не только исторический, но и литературный памятник («цельной, литературно изложенной историей Руси» назвал её Д. С. Лихачёв).

Нестор-летописец. Скульптура работы М. М. Антокольского. 1889 г.

Нестор-летописец. Скульптура работы М. М. Антокольского. 1889 г.

Нестор не только рассказывает о событиях, но и описывает их. Напр., говоря о мести Ольги древлянам, летописец не ограничивается лишь констатацией факта. «Добри гости придоша», - приветствует Ольга послов. «Придохомъ, княгине», - отвечают древляне. «Добра ли вы честь?» - спрашивает княгиня у угодивших в яму послов. «Пуще ны Игоревы смерти», - отвечают всё понявшие простаки. А чуть дальше, в рассказе про спасение окружённых киевлян отроком, рассказывается, как он это сделал.

ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ

ПО́ВЕСТЬ ДРЕВНЕРУ́ССКАЯ см. древнерусская повесть.

ПОГОВОРКИ

ПОГОВО́РКИ малый жанр народной прозы, афористические выражения, образно характеризующие ситуацию или человека. В отличие от пословиц, не содержат законченного и оформленного суждения и включены обычно в структуру предложения. Нередко поговорки возникают в результате усечения пословиц. В основе поговорки лежат обычно аналогии, параллели с другими явлениями окружающего мира. Поговорки используются в живой речи и служат для её украшения, кроме того, они могут быть включены в другие повествовательные фольклорные жанры, напр. в сказки.

ПОГОДИН

ПОГО́ДИН

1.

Михаил Петрович (1800, Москва - 1875, там же), русский историк, прозаик, драматург, издатель. Родился в семье крепостного, отпущенного с семьёй на волю в 1806 г. С детства обнаружил незаурядные способности к наукам и литературе. Окончив с отличием гимназию, в 1818 г. поступил на словесное отделение Московского ун-та. В университете проявил серьёзный интерес к изучению истории, написал критические «Замечания» на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. В сер. 1820-х гг. Погодин сближается с кружком «любомудров» - группой московских литераторов, пропагандировавших романтическую эстетику и немецкую философию. С «любомудрами» связана издательская деятельность Погодина 1820-х гг. - выпуск альманаха «Урания» (1826) и журнала «Московский вестник» (1827-30). В этих изданиях Погодин выступил как прозаик, опубликовав ряд повестей («Нищий», 1825; «Чёрная немочь», 1829; и др.), в которых традиции романтизма органично сочетаются с интересом к повседневности (описание быта купечества и крестьянства) и социальным протестом против крепостничества. В 1830 г. публикует историческую трагедию в стихах «Марфа, Посадница Новгородская», высоко оценённую А. С. Пушкиным. В 1830-40 гг. Погодин всё реже обращается к литературному творчеству, сосредоточившись преимущественно на научной и преподавательской деятельности. Начиная с 1841 г. издавал журнал «Москвитянин», в котором значительное место уделял публикации документов и памятников рус. истории. В 1850-70 гг. написал ряд исторических трудов, а также литературные мемуары, посв. А. С. Пушкину, А. С. Хомякову, В. Г. Белинскому и др.

2.

Радий Петрович (1925, д. Дуплево Тверской обл. - 1993, Ленинград), русский прозаик, драматург. Родился в крестьянской семье, вырос в Ленинграде. Во время блокады работал слесарем, в январе 1943 г. ушёл на фронт, был разведчиком. В послевоенные годы работал лесорубом, грузчиком, корреспондентом радио, воспитателем в детском санатории.

Погодин вступил в литературу в период «оттепели», на стыке 1950-60-х гг., когда восстанавливалась реальная рус. литература; происходила «реабилитация» репрессированных писателей. Сам Погодин отсидел в тюрьме 3 года за то, что публично вступился за А. А. Ахматову и М. М. Зощенко при обсуждении постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». В недолгое время «оттепели» в Ленинграде сложилась группа талантливых детских писателей, лидером которой был Погодин. Эта группа заложила основы новой детской литературы, обращавшейся к частной жизни ребёнка, а не к общественным и политическим событиям. Литературный дебют Погодина - рассказ «Мороз» (1954). Первый сборник рассказов - «Муравьиное число» (1957). Поздние сборники повестей и рассказов - «Осенние перелёты» (1972), «Перейти речку вброд» (1979), «Лазоревый петух моего детства» (1982), «Живи, солдат!» (1985). Писатель умел доверительно, с уважением, на равных говорить с читателем-ребёнком, найти верную интонацию при исследовании сложных проблем. Он не избегает и темы любви, и взаимоотношений в семье, в детском коллективе, говорит о войне как о большом горе, страдании людей. Его книгам присущи юмор, игровое начало, умелое моделирование обстоятельств, создающих ситуацию выбора и побуждающих ребёнка размышлять о сложных этических проблемах, о многообразии мира, о правах и обязанностях человека.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

ПОДЛЕЖА́ЩЕЕ один из главных членов предложения. Обозначает основного участника событий и выражается формой именительного падежа. В этой роли выступают существительные (Мир потрясён), местоимения (Я рад), числительные (Вошли трое), инфинитив (Пить вредно), цельные словосочетания (Пролетела стая журавлей).

ПОДРАЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ

ПОДРАЖА́НИЕ ЛИТЕРАТУ́РНОЕ 1) тип поэтических произведений (в периоды классицизма и романтизма), развивающих смысловые мотивы известного источника или в целом образцового творчества отдельного автора (напр., у А. С. Пушкина - «Подражание Корану», у Н. И. Гнедича - «Подражание Горацию»).

2) Оценочная категория, обозначающая творческую несостоятельность автора произведения, зависимость от чужого стиля, неумеренное использование заимствованных из чужого текста сюжетных мотивов и композиционных приёмов.

ПОДТЕКСТ

ПОДТЕ́КСТ смысл, содержащийся в тексте неявно, не совпадающий с его прямым смыслом. Подтекст зависит от контекста высказывания, от ситуации, в которой эти слова произносятся. В художественной литературе подтекст часто возникает в диалоге. Напр., обмен репликами двух героев в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи» («Всё проходит. Всё забывается. - Всё проходит, да не всё забывается») непонятен без общего контекста рассказа: разговор происходит между барином и бывшей крепостной, когда-то любившими друг друга. Также подтекст может быть связан с исторической ситуацией, с временем создания художественного произведения. Напр., стихотворение А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» становится понятным только для тех, кто осведомлён о декабристском восстании и последующей судьбе декабристов. Произведение часто содержит философский подтекст, соображения автора о мире, к которым он ведёт читателя не напрямую, а через сюжет произведения. Подтекстом в театре широко пользовались М. Метерлинк, А. П. Чехов (т. н. приём «подводных течений»), в прозе - Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй («приём айсберга» - подтекст более значителен, чем сам текст).

ПОДЧИНЕНИЕ

ПОДЧИНЕ́НИЕ вид синтаксической связи. Предполагает зависимость одного компонента от другого. Выражается окончаниями и предлогами (словосочетание), союзами и местоимениями (сложное предложение); ср.: свежее молоко и Молоко, которое купили утром, скисло. При подчинении различают примыкание, управление, согласование.

ПОЛЕВОЙ

ПОЛЕВО́Й (настоящая фамилия Кампов) Борис Николаевич (1908, Москва - 1981, там же), русский прозаик. Отец будущего писателя был юристом, мать - врачом. Писать начал рано: в 12 лет написал первый очерк в «Тверскую правду». После окончания промышленно-экономического техникума работал сменным мастером на заводе, в то же время сотрудничал в молодёжной газете «Смена», в «Тверской правде». Свой творческий принцип - «Пишу без вымысла!» - Полевой изложил в дебютной книге публицистических новелл «Мемуары вшивого человека» (1927), написанной на основании материалов, которые могли стоить писателю жизни. По заданию главного редактора «Тверской правды» Полевой внедрился в группу уголовников под видом московского «вора в законе», раскрыл связи тверских преступников «на закате НЭПа» с руководителями некоторых партийно-советских учреждений.

Б. Н. Полевой

Б. Н. Полевой

В годы Великой Отечественной войны батальонный комиссар Полевой был корреспондентом газеты «Правда». В 1948 г. опубл. книгу былей-рассказов о Великой Отечественной войне «Мы - советские люди» (1948). Невыдуманными героями были и персонажи романа «На диком бреге» (1962), и герой самого известного произведения писателя «Повесть о настоящем человеке». Повесть была начата, когда Полевой как корреспондент газеты «Правда» присутствовал на Нюрнбергском процессе, и звершена за 19 дней и ночей. С её героем, молодым лейтенантом, лётчиком А. П. Маресьевым (в повести - Мересьев), Полевой познакомился летом 1943 г. во время битвы на Орловско-Курской дуге. Маресьев, самолёт которого был сбит в воздушном бою, более 16 суток ползком, с разбитыми ступнями, в тылу противника, по болотам добирался до партизанского отряда, был вывезен в Москву, после ампутации ног снова сел за штурвал истребителя. Образ Мересьева стал символом массового героизма советских людей. По мотивам «Повести о настоящем человеке» была написана пьеса с одноимённым названием; режиссёр А. Столпер снял в 1948 г. фильм, композитор С. Прокофьев написал оперу (постановка Большого театра, 1960).

ПОЛЕЖАЕВ

ПОЛЕЖА́ЕВ Александр Иванович (1804, по др. сведениям - 1805, с. Покрышкино (или - с. Рузаевка) Инсаровского у. Пензенской губ. - 1838, Москва), русский поэт. Незаконнорождённый сын богатого помещика, с детства испытал тяготы и невзгоды своего положения. С 1816 г. он обучается в Москве в гимназии, а с 1820 г. - на словесном отделении Московского ун-та. Здесь в кругу молодых вольнодумцев, возмущённых расправой Николая I с декабристами, Полежаев пишет поэму «Сашка» (1825-26), своеобразную пародию на только что вышедшую 1-ю главу «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, описывающую похождения героя в крайне сниженном виде. В «Сашке» поэт выразил своё презрение к сословным привилегиям и законопослушности. Распространение поэмы привело к следствию и суду, Полежаев, только что окончивший университет, был назначен унтер-офицером. Не желая смиряться, пытался бежать, чтобы ходатайствовать в Санкт-Петербурге о пересмотре дела, но вернулся в полк, где был приговорён к разжалованию в рядовые. В 1828 г. по новому делу провёл в одиночном заключении год в кандалах, заболел чахоткой, которая стала причиной смерти. В 1829-32 гг. Полежаев участвовал в сражениях на Кавказе (поэмы «Эрпели», 1830, и «Чир-Юрт», 1832), его произвели в унтер-офицеры, но в чине прапорщика, который позволил бы оставить службу, отказали. Потеряв надежду, Полежаев стал много пить, вновь самовольно покинул полк, за что был жестоко выпорот розгами. В сентябре 1837 г. его перевели в госпиталь, где он и скончался.

А. И. Полежаев

А. И. Полежаев

Начинает Полежаев с традиционных тем: жизнь - поток быстротекущих дней («Наденьке», 1829; «Водопад», 1830 или 1831), жизнь человека строится по законам природы («Вечерняя заря», 1826; «Цепи», 1826-28): пятнадцать лет, напр., - время любви и взросления («Любовь», 1825). Но его герой нарушает эти нормы жизни: «Не расцвёл - и отцвёл в утре пасмурных дней» («Вечерняя заря», 1826). Различия между общим циклическим и индивидуальным линейным временем стираются; образ реки сменяется образом моря жизни, где человек - это пловец, челнок и т. п. («Песнь погибающего пловца», 1828?; «Море», 1831; «К моему гению», ?). Царём над всеми законами жизни является рок («Рок», 1826-28), а утрата «вольности и покоя» делает героя «отверженцем людей» («Живой мертвец», 1828; «Судьба меня в младенчестве убила!..», «Негодование», оба - 1834). Атеизм приводит к богоборчеству («Ожесточённый», 1829?) и демонизму («Божий суд», 1834), что сближает поэзию Полежаева с творчеством М. Ю. Лермонтова («<Узник>«, 1828; «Грусть», 1834; «Тоска», 1837).

ПОЛИМЕТРИЯ

ПОЛИМЕТРИ́Я использование в одном стихотворном произведении метрически разнородных фрагментов: или строф разных силлаботонических размеров (так различаются авторское повествование и вставные песни в поэмах «Цыганы» А. С. Пушкина и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова), или форм тоники и силлаботоники (в поэме «Двенадцать» А. А. Блока, во многих произведениях В. В. Маяковского).

ПОЛИПТОТОН

ПОЛИ́ПТОТОН (греч. polyptoton - многопадежие), повтор одного слова в разных падежных формах при сохранении его значения: «Но человека человек / Послал к анчару властным взглядом…» (А. С. Пушкин, «Анчар»). На полиптотоне построена «Сказка о красной шапочке» В. В. Маяковского, в которой представлена полная парадигма падежных форм слова «кадет».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

ПОЛОЖИ́ТЕЛЬНЫЙ ГЕРО́Й литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой - носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем - носителем антиидеала.

Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные - положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Напр., в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий - безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт - заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишённого отрицательных черт, была предпринята Ф. М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишён какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он - только что вылечившийся от тяжёлой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в рус. литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев - таковы «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, - это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем рус. обществе.

Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (напр., Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения - рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы.

В классической рус. литературе положительный герой - это прежде всего человек, выражающий особенности нац. характера (Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Петруша Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, купец Калашников в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, крестьяне в поэмах Н. А. Некрасова и т. д.). В советской литературе соблюдался тот же принцип - положительный герой обязательно народен, но, кроме того, он следует принципам советского государства (Пелагея в «Матери» М. Горького, молодогвардейцы в «Молодой гвардии» А. А. Фадеева).

Положительный герой - не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему.

ПОЛОНСКИЙ

ПОЛО́НСКИЙ Яков Петрович (1819, Рязань - 1898, Санкт-Петербург), русский поэт, прозаик. Родился в небогатой дворянской семье. Окончив в 1838 г. Рязанскую гимназию, поступил в Московский ун-т. В это время познакомился с А. А. Фетом и А. А. Григорьевым. Первые публикации стихотворений Полонского появились в журнале «Отечественные записки» в 1840 г., а в 1844 г. вышел сборник его стихов «Гаммы». После окончания ун-та (1844) поэт некоторое время служил в Одессе, где был издан второй сборник - «Стихотворения 1845 г.». С 1846 по 1851 г. жил в Тифлисе, совмещал службу в канцелярии с работой редактором газеты «Закавказский вестник». Впечатления от культуры и природы Грузии нашли отражение в сборнике стихов «Сазандар» («Певец», 1849). Вернувшись в Петербург в разгар политических дискуссий сер. 1850-х гг., занял подчёркнуто нейтральную позицию, в связи с чем заслужил репутацию представителя «чистого искусства». Однако сам Полонский считает, что гражданская позиция поэта определяется не принадлежностью к какой-либо партии, а его служением общенародным идеалам:

Писатель, если только он

Волна, а океан - Россия,

Не может быть не возмущён,

Когда возмущена стихия.

(«В альбом К. Ш. …»)

В наибольшей степени поэтическая индивидуальность Полонского раскрылась в стихах, относящихся к жанрам сюжетно-психологической лирики: «Миазм» (1868), «Слепой тапёр» (1876), «Узница» («Что мне она! - не жена, не любовница…», 1878) и др. Лирику Полонского высоко оценили поэты-символисты, считая его одним из наиболее значительных своих предшественников.

ПОЛЯКОВ

ПОЛЯКО́В Юрий Михайлович (р. 1954, Москва), русский прозаик, поэт, публицист.

Ю. М. Поляков

Ю. М. Поляков

Окончил Московский областной педагогический ин-т им. Н. К. Крупской (1976). После окончания службы в армии (1976-77) работал учителем рус. языка и литературы в школе, был сотрудником, а затем главным редактором газеты «Московский литератор», позже главным редактором «Литературной газеты». Литературную деятельность начинал как поэт, в 1980 г. вышла первая книга стихотворений «Время прибытия». Прозаический дебют - публикация в журнале «Юность» повести «ЧП районного масштаба» (1985), привлёкшей широкое внимание читателей и критиков, вызвавшей активную дискуссию. Предметом художественного исследования Поляков избрал жизнь комсомольской организации, точнее - аппарата ВЛКСМ. Ему удалось на примере вымышленного райкома комсомола показать фальшь, приспособленчество, воссоздать нравственно-психологическую атмосферу, уродующую личности комсомольских функционеров. Тема компромисса, образ «человека свиты» (В. С. Маканин) проходят через дальнейшие произведения писателя: «Сто дней до приказа» (1986), «Апофегей» (1989), «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991), «Замыслил я побег» (1997-99). Замысел большинства произведений писателя раскрывают слова Н. В. Гоголя, взятые Поляковым в качестве эпиграфа к книге «Козлёнок в молоке»: «Настоящее слишком живо, слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно переходит в сатиру».

Большинство произведений Полякова экранизированы («Работа над ошибками», 1987; «ЧП районного масштаба», 1988; «Сто дней до приказа», 1989; и др.).

ПОМЯЛОВСКИЙ

ПОМЯЛО́ВСКИЙ Николай Герасимович (1835, Малая Охта, около Санкт-Петербурга, - 1863, Санкт-Петербург), русский писатель. Родился в семье священника. Учился сначала в духовном училище при Александро-Невской лавре, затем в Петербургской духовной семинарии. Позднее, в качестве вольнослушателя, посещал лекции в Санкт-Петербургском ун-те. После завершения учёбы некоторое время занимался педагогической деятельностью, а затем занялся литературным трудом. Его повести «Мещанское счастье» и «Молотов» (обе - 1861), объединённые фигурой главного героя - Егора Молотова, были опубл. на страницах журнала «Современник» - наиболее передового и популярного журнала тех лет. Эти произведения, рисующие в сатирических и резко критических тонах современное буржуазно-дворянское общество, позволили Помяловскому занять заметное место в демократической и реалистической литературе тех лет. В 1862-63 гг. в печати появились «Очерки бурсы» - самое известное произведение Помяловского, написанное на основе личных впечатлений, полученных в годы учёбы. Рисуя жестокие нравы и порядки, царившие в духовном училище, Помяловский связывал их с общим состоянием российского общества тех лет. В последний год жизни он работал над романом «Брат и сестра» (опубл. в 1864) и рассказом «Поречане» (1863), однако преждевременная смерть помешала писателю реализовать эти и многие др. замыслы. Творчество Помяловского оказало большое влияние на многих писателей-реалистов 1860-70-х гг. Высокую оценку его творчеству дал в своих статьях Д. И. Писарев и др. прогрессивные критики той эпохи.

Предыдущая страница Следующая страница