Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАЛ"-"ШЕК")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАЛ"-"ШЕК")

ШАЛАМОВ

ШАЛА́МОВ Варлам Тихонович (1907, Вологда - 1982, Москва), русский писатель.

В. Т. Шаламов

В. Т. Шаламов

Родился в семье священника, известного в Вологде церковного деятеля. Учился в гимназии. До поступления в 1926 г. на ф-т советского права Московского ун-та работал дубильщиком на кожевенном заводе в Сетуни. В 1929 г. за распространение письма В. И. Ленина к 12 съезду ВКП (б) был арестован и приговорён к трём годам заключения. Вторично арестован в 1937 г. за «антисоветскую агитацию», получил 10 лет за то, что назвал И. А. Бунина русским классиком. Провёл в сталинских лагерях в общей сложности 17 лет. После освобождения в 1951 г. жил на Колыме до 1953 г., работал фельдшером, затем поселился в Решетникове Калининской обл. После реабилитации в 1956 г. приехал в Москву, сотрудничал в журнале «Москва», писал прозу, статьи по вопросам культуры, науки. Поэтический сборник «Огниво» (1961) включал написанные в лагерях стихи:

Я много лет дробил каменья

Не гневным ямбом, а кайлом,

Я жил позором преступленья

И вечной правды торжеством.

(«Песня»)

Первый рассказ Шаламова «Три смерти доктора Аустино» написан между первым и вторым арестом (1936). Сразу после освобождения Шаламов начал писать рассказы из лагерной жизни, объединённые в цикл «Колымские рассказы» (1954-73). Свои произведения Шаламов называл «новой прозой», «преображённым документом», подчёркивал их нравственный аспект. Писатель разделил их на 6 книг: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2». В них рассказывается о заключённых, которых сталинская тоталитарная система пыталась превратить в животных, в «винтики» системы. Об издевательствах, попытке поставить человека «на корточки» повествует рассказ «Последний бой майора Пугачёва» - страшная история офицера, попавшего в плен к фашистам, неоднократно бежавшего, а позже попавшего в другой «плен» - на прииски Крайнего Севера. Шаламов пишет о физических и моральных страданиях заключённых: охранники избивают и убивают их безнаказанно, натравливают уголовников на политических. Проза Шаламова - это страстный протест против обесценивания человеческой жизни. На рубеже 1960-70-х гг. Шаламов написал биографические повести «Климова», «Фёдор Раскольников».

ШАПИР

ШАПИ́Р (урождённая Кислякова) Ольга Андреевна (1850, Ораниенбаум - 1916, Санкт-Петербург), русская писательница. Родом из «смешанной» семьи: отец по происхождению крестьянин, получивший за службу дворянское достоинство, мать - дворянка шведско-немецкого происхождения. Шапир выросла под влиянием бабушки, страстной любительницы чтения, и матери, уважавшей в детях «врождённые способности и вкусы» («Автобиография»). Начальное образование получила дома, с золотой медалью закончила Александровскую гимназию, посещала публичные Владимирские курсы. В 1872 г. вышла замуж за студента-медика Л. М. Шапира, сосланного в Новгород за связь с террористическим кружком С. Г. Нечаева. Общалась с молодёжью, участвовавшей в народническом движении 1870-х гг. Несколько лет жила в Саратовской губернии, где муж служил земским врачом; в начале 1880-х гг. возвратилась в Петербург. Первое опубликованное произведение - повесть «На пороге жизни» (1879). В своём творчестве Шапир обращается к теме самоопределения женщины, изображая конфликт между потребностью личного счастья и стремлением к социальной реализации и развенчивая традиционные модели женского поведения. Шапир известна как автор романов («Одна из многих», 1879; «Антиподы», 1880; «Без любви», 1886; «Миражи», 1889; «В бурные годы», 1889), повестей («Кандидат Куратов», 1880; «Из семейной прозы», 1881; «Бабье лето», 1885; «Авдотьины дочки», 1898), двух драм («Два таланта», 1890; «Глухая стена», 1900), литературно-критических и публицистических статей. Современники признавали её «любимейшей писательницей 80-90-х годов» (А. М. Скабичевский). Шапир с феминистских позиций обосновала понятия «женская литература», «женская мораль», «женская психология»; утверждала эстетическую значимость женского опыта (статья «Вопреки обычаю», 1891), подчёркивая, что писательница может сделать «действительно ценный вклад» в литературу, только говоря от лица женщины. Много времени уделяла общественной работе: в Русском женском взаимноблаготворительном обществе и др., участвовала в подготовке 1-го Всероссийского женского съезда (1908).

ШАРАДА

ШАРА́ДА (франц. charade), стихотворная загадка, в которой требуется угадать задуманное слово по перифрастическим описаниям и смысловым определениям его частей. Это слово обычно делится на две части, каждая часть состоит из одного или нескольких слогов. Шарада завершается подсказкой - перифрастическим толкованием смысла целого слова. Пример - стихотворение «Шарада» анонимного русского поэта 19 в.:

…Любимец юга и природы

Уж верно б два мои вам первые сказал;

Поверите ль, что то же на народы,

Карая их, всесильный насылал;

А чтоб конец вам изъяснить скорее:

Когда ложусь я спать, чтоб было мне теплее,

Как чепчик я его изволю надевать.

Теперь лишь целое осталось,

Легко его на карте приискать,

Оно толпа, что в Азии скиталась <…>

Ответ: cara (итал.) или кара + колпак = каракалпак

ШАТОБРИАН

ШАТОБРИА́Н (Chateaubriand) Франсуа Рене де (1768, Сен-Мало - 1848, Париж), французский писатель. Происходил из знатного дворянского рода. Отрицательно относясь к Великой французской революции, понимал её неизбежность. После прихода к власти якобинцев уехал в эмиграцию и вернулся во Францию только при Наполеоне. В эпоху реставрации монархии Шатобриан занимал значительные государственные посты, стал министром иностранных дел, был принят в члены Французской академии. После 1830 г. отошёл от участия в политической жизни и занимался преимущественно литературой. Как писатель Шатобриан выступил критиком рационалистической идеологии французского Просвещения. В основе его мировоззрения лежит убеждение, что единственный способ преодоления социальных катаклизмов эпохи - обращение к религии. Эта идея становится центральной для большинства его философских, публицистических и литературных произведений. Значительную роль в становлении европейского романтизма сыграла религиозно-философская книга Шатобриана «Гений христианства» (1802), в которую вошли два художественных произведения: «Атала, или любовь двух дикарей» (1801) - повесть, действие которой происходит в лесах Северной Америки, среди индейцев, и психологическая повесть «Рене» (1802), где Шатобриан одним из первых создаёт тип современного романтического героя, разочарованного в жизни, предвосхищая персонажей Дж. Г. Байрона. В последние годы жизни Шатобриан работал над мемуарами «Замогильные записки».

ШАТРОВ

ШАТРО́В (настоящая фамилия Маршак) Михаил Филиппович (р. 1932, Москва), русский драматург. Отец будущего писателя был арестован в 1937 г., в 1956 г. реабилитирован; мать была арестована в 1949 г., амнистирована в 1954 г. Арест родителей был потрясением, горькой памятью на всю жизнь. Ещё в школьные годы Шатров проявил склонности к творческой работе: редактировал школьный рукописный журнал, участвовал в постановке спектаклей в драмкружке. В 1956 г. окончил Московский горный ин-т. Печатается с 1952 г. - рассказы в газете «Горная Шория» на Алтае. В ранних пьесах «Чистые руки» (1954), «Место в жизни» (1956) автора интересуют проблемы молодёжи, поиск человеком, только лишь вступающим в жизнь, своего призвания. Проблемы молодежи станут предметом художественного исследования драматурга и в пьесах «Современные ребята» (1963), «Лошадь Пржевальского» (1972), «Погода на завтра» (1974). Первая пьеса с революционной тематикой «Именем революции» (1958) открывает новый период в творчестве драматурга. Политическое событие находится в центре, определяет развитие всех сюжетных линий. Идейный стержень пьесы - верность идеям революции, честь и благородство людей. Сюжетным центром пьесы «Шестое июля» (1964) стало восстание эсеров в 1918 г., произведению свойственна публицистичность, опора на документы. В основу пьесы «Тридцатое августа. Большевики» (1968) положено покушение на В. И. Ленина, Шатров поднимает проблему революционного насилия. Пьеса «Так победим!» (1982) рассказывает о последних днях Ленина, воспроизводятся его рассуждения о путях развития революции. «Политический театр» М. Шатрова был продолжен пьесами «Диктатура совести» (1986), «Дальше… дальше… дальше!» (1988). В 1993 г. Шатров выехал за рубеж по приглашению Гарвардского ун-та. Для английской актрисы В. Редгрейв написал пьесу «Может быть» (1993). Единственное прозаическое произведение Шатрова - «роман-хроника в документах и письмах» «Февраль» (1979; в соавторстве с В. Логиновым).

ШАХМАТОВ

ША́ХМАТОВ Алексей Александрович (1864, Нарва - 1920, Петроград), русский лингвист, профессор Петербургского ун-та, академик Петербургской АН (1894). Как историк русского языка изучал его в тесной связи с историей народа: «Исследования в области русской фонетики» (1893), «Исследования о языке двинских грамот» (1903), «Курс истории русского языка» (1910-12). В реконструкциях начал опираться не только на письменные памятники (летописи), но и на диалекты. Создал университетский курс русского языка и заложил традицию его чтения, которая продолжается до сих пор; написал монографии «Очерк современного русского литературного языка» и «Синтаксис русского языка» (изданы посмертно). Шахматов главным героем синтаксиса сделал предложение, обратив внимание на его коммуникативную сущность (аксиома современной науки), пойдя вперёд по сравнению сосвоим учителем Ф. Ф. Фортунатовым. Детально описал такое количество типов русских предложений, что эта работа кажется проделанной большим коллективом лингвистов; обосновал существование в русской грамматике односоставных предложений (ранее они считались неполными); показал, что морфология определяется устройством предложения, и описал её как «синтаксис частей речи». В Академии наук руководил Отделением русского языка и словесности: созданием словарей, диалектологическими экспедициями, орфографической комиссией.

"ШАХНАМЕ"

"ШАХНАМЕ́" («Книга царей»), стихотворный эпос, созданный в кон. 10 - нач. 11 в. персидским поэтом Абулькасимом Фирдоуси (окончательная редакция содержит около 55 000 бейтов - двустиший). Объёмному труду Фирдоуси предшествовали одноимённые сочинения 9 в., в т. ч. поэма, которая была начата поэтом Дакики (Фирдоуси включил в свой труд около 1000 бейтов предшественника). Повествование «Книги царей» охватывает правление 50 иранских шахов. Поэма состоит из трёх частей: мифологической, героической и исторической. Мифологическая повествует о первых легендарных шахах Ирана, о начале борьбы доброго божества Ахура-Мазды и злого божества Анхра-Манью. Героическая часть, самая объёмная, посвящена подвигам великого богатыря Рустама, охраняющего родные земли от врагов. Историческая рассказывает о последних шахах из рода Сасанидов, в ней вольной поэтической переработке подверглись многие исторические сюжеты (напр., история военного похода Александра Македонского в Индию).

ШАХОВСКОЙ

ШАХОВСКО́Й Александр Александрович (1777, поместье Беззаботы Смоленской губ. - 1846, Москва), князь, русский драматург. Учился в благородном пансионе при Московском ун-те. Литературная деятельность началась одноактной комедией «Женская шутка» (1796). Комедия «Новый Стерн» (1804) была направлена против Н. М. Карамзина и его последователей-сентименталистов, с которыми связывалось представление о подражании иностранцам. За ней последовали оперы «Любовное зелье» (1806), «Русалка» (1807), комедийная трилогия «Полубарские затеи, или Домашний театр» (1808). Шаховской был выбран в Российскую академию (1810), вступил в созданную А. С. Шишковым «Беседу любителей русского слова» (1811). Принял участие в Отечественной войне 1812 г. как ополченец, командовал тульской дружиной. События и патриотический подъём отразились в комедии «Казак-стихотворец» (1812) и в водевиле «Крестьяне, или Встреча незваных» (1814). В комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815) в авторе баллад Фиалкине современники угадали сатиру на В. А. Жуковского, и это привело к созданию литературного общества «Арзамас», участники которого отомстили Шаховскому градом эпиграмм и статей, отразивших новые литературные течения. В 1818 г. Шаховской вышел в отставку, вновь служил в 1821-26 гг. В 1820-40-е гг. написал для сцены около 60 пьес, в т. ч. переделки сочинений А. С. Пушкина: «Финн» (из «Руслана и Людмилы», 1824), «Керим-Гирей, крымский хан» (из «Бахчисарайского фонтана», 1827), «Хризомания, или Страсть к деньгам» (из «Пиковой дамы», 1836). В 1840-е гг. Шаховской создал мемуары, которые содержат интересные данные для русской истории начала 19 в.

ШВАНК

ШВАНК (нем. Schwank - шутка), небольшой рассказ в немецкой городской литературе 13-17 вв., первоначально в стихах, затем в прозе. Часто комического содержания, содержит сатиру на духовенство, рыцарство и т. п. Герой многих шванков - ловкий, сообразительный простолюдин. Самый известный автор шванков - Ганс Сакс.

ШВАРЦ

ШВАРЦ Евгений Львович (1896, Казань - 1958, Ленинград), русский писатель.

Е. Л. Шварц. Портрет работы Н. Акимова. 1938 г.

Е. Л. Шварц. Портрет работы Н. Акимова. 1938 г.

Учился на юридическом ф-те Московского ун-та (1914-16). Начал сценическую карьеру в 1917 г. в Ростове-на-Дону, в 1921 г. вместе с труппой Театральной мастерской переехал в Петроград, публиковал фельетоны и сатирические стихотворные обозрения в газете «Кочегарка» (1923). Первая детская книга Шварца «Рассказ старой балалайки» (1925). В дальнейшем писатель работал в Детском отделе Госиздата, участвовал в создании журналов «Ёж» и «Чиж». Эксцентрика и обыгрывание звучания слов отличают пьесы «Ундервуд» (1929), «Клад» (1933), «Приключения Гогенштауфена» (1934). Шварц считается родоначальником жанра театральной сказки, часто представляющей собой обработку какого-либо известного сказочного сюжета: «Голый король» (1934), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень», «Сказка о потерянном времени» (обе - 1940), «Два клёна» (1953). Сказки Шварца имеют глубокий философский подтекст. В годы Великой Отечественной войны Шварц в соавторстве с М. М. Зощенко пишет сатирическую пьесу-памфлет «Под липами Берлина» (1941). Самые тяжёлые месяцы блокады писатель провёл в осаждённом Ленинграде, что отразилось в лирической пьесе «Одна ночь» (1942). В пьесе «Дракон» (1944) Шварц пытался осмыслить устройство тоталитарного общества. Драматург задумал пьесу как антифашистскую, но универсальность жанра сказки не раз побуждала рассматривать её как антисталинский памфлет. В поздних пьесах усиливается лирическое начало, их темой становится психология взаимоотношений: «Обыкновенное чудо» (1956), «Повесть о молодых супругах» (1958). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947), «Первоклассница» (1948), «Дон-Кихот» (1957) и др. Большой интерес представляют дневники Шварца, издание которых стало возможным лишь в 1990-е гг.

ШЕВЧЕНКО

ШЕВЧЕ́НКО Тарас Григорьевич (1814, с. Моринцы, ныне Черкасской обл. - 1861, Санкт-Петербург), украинский поэт и художник.

Т. Г. Шевченко. Портрет работы И. Крамского. 1871 г.

Т. Г. Шевченко. Портрет работы И. Крамского. 1871 г.

Писал также на русском языке. Родился в семье крепостного крестьянина, рано осиротел. Грамоте учился у сельского дьячка. Был пастухом, батраком, «казачком» у помещика, отдавшего его после переезда в Санкт-Петербург (1831) в обучение живописи к цеховому мастеру В. Ширяеву. В 1838 г. выкуплен из крепостной зависимости и принят в Академию художеств, где стал любимым учеником и товарищем К. П. Брюллова. По окончании учёбы (1845) - художник Киевской археографической комиссии, в связи с чем много путешествует по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям. За участие в тайном киевском Кирилло-Мефодиевском обществе, стремившемся к национальному освобождению Украины, отмене крепостного права и созданию всеславянской федеративной республики, отдан в солдаты с запрещением «писать и рисовать» (1847-57). Отбыв солдатчину, жил в основном в Петербурге. В раннем, романтическом, творчестве Шевченко реальность сплеталась с фантастикой народных легенд и преданий, в основе большинства сюжетов лежала несчастная, трагически обречённая любовь: баллада «Порченая» (1838), стихотворение «Думка» (1837-38). Однако уже в книге «Кобзарь» (1840; полное изд. 1860) прозвучали мотивы любви к «Украйне милой», воспоминания о её героическом прошлом, мечты о свободе отчизны и братстве славян, раздумья о тяжкой народной доле и собственной судьбе, сострадание горькой участи женщины-крестьянки. Среди многочисленных произведений Шевченко - поэмы «Тарасова ночь» и «Катерина» (обе - 1838); «Гайдамаки» (1841), - о народном восстании против польских феодалов в 1768 г.; гневная социальная сатира «Сон» (1844); воспевающая борьбу горцев против колониального гнёта поэма «Кавказ» и посвящённый национальному герою Чехии Я. Гусу «Еретик» (обе - 1845); обличающие властных притеснителей «Княжна» (1847), «Варнак», «Марина» (обе - 1848), написанные на библейские сюжеты «Неофиты» (1857), «Мария» (1859), циклы «В каземате» (1847), «Цари» (1848). Эмоционально богатая поэзия Шевченко, близкая к фольклорным жанрам песни и думы, мелодичная и задушевная, исполненная пафоса гражданского негодования, явилась вершинным достижением украинской литературы, выведшим её на уровень мировой. Многие произведения поэта положены на музыку, народными песнями стали стихи «Реве та стогне Днiпр широкий» (начало баллады «Порченая»), «Завещание» («Як умру, то поховайте…»). Шевченко судьбой, культурными корнями и многочисленными дружескими отношениями был тесно связан с Россией. На русском языке написаны поэмы «Слепая» (1842), «Бесталанный» (др. название «Тризна», 1844), прозаические повести «Наймичка» (1844), «Музыкант» (1854-55), «Художник» (1856). Как художник Шевченко, будучи традиционалистом в ряде ранних работ («Катерина», 1842), явился одним из зачинателей реалистического направления в украинском искусстве: «Автопортрет» (1840), серия «Притча о блудном сыне», «Наказание шпицрутенами» (1856-57). В 1860 г. он получил звание академика по классу гравюры на меди. Личность Шевченко и образы его поэзии нашли отражение в творчестве многих художников и скульпторов (И. Е. Репин, И. Н. Крамской), поэтов (Н. А. Некрасов), драматургов и кинематографистов.

ШЕКЛИ

ШЕ́КЛИ (Sheckley) Роберт (1928, Нью-Йорк - 2005, Пафкипси, штат Нью-Йорк), американский фантаст. Получил высшее техническое образование, сменил несколько профессий. Автор фантастических произведений, в которых раскрыты темы одиночества и зависимости личности от общества, парадоксальности жизни. Обращается к болезненным для всего мира проблемам: рост преступности в перенаселённых городах, деградации человека под давлением научно-технического прогресса. В рассказах и повестях Шекли выведен образ т. н. «среднего американца», способного противостоять пагубному влиянию «общества вседозволенности». Шекли умело соединяет научную фантастику с морально-психологическими проблемами. Его герои живут на Земле в настоящем и будущем, входят в контакт с неземными цивилизациями, осваивают далёкие миры. В отдельных произведениях используется манера, свойственная сюрреалистам, стилистические эксперименты, зачастую повествование композиционно усложнено: оно словно распадается на отдельные не связанные друг с другом эпизоды, которые объединяет лишь стихия фарса. С помощью этих приёмов Шекли пытается передать распад сознания рядового человека, в формах нелепости бытия воплотить абсурд современного ему мира. В основе авторской позиции лежит гражданственность, протест против усиления власти машины над человеком. Юмор, изобретательность в построении сюжета, интересные социальные характеры принесли его произведениям популярность. Шекли - автор сборников рассказов «Не тронуть рукой человека» (1954), «Гражданин вселенной» (1955), «Паломничество на Землю» (1960), «Идеи не ограничены», «Лавка бесконечности» (оба - 1960), «Осколки космоса» (1962), «Ловушка для людей» (1972), «Робот, похожий на меня» (1978), «Замечательный мир Роберта Шекли» (1979), «Пиршество рассказов» (1984); повестей и романов «Билет на планету Транай» (1955), «Корпорация "Бессмертие"» (1959), «Пространство чудес» (1968), «Варианты выбора» (1975).

Предыдущая страница Следующая страница