Словарь книжников и книжности Древней Руси
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАЛ"-"ВАС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАЛ"-"ВАС")

ВАЛААМСКАЯ БЕСЕДА

Валаамская беседа («Месяца сентября в 11 день пренесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников... Беседа и видение преподобных отец наших, игуменов Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников...») - памятник русской публицистики XVI в. В. б. посвящена одному из важнейших вопросов внутренней политики Древней Руси XV-XVI вв. - вопросу о церковном и монастырском землевладении. Ожесточенный противник монахов-вотчинодержателей, автор В. б. обращается к царю с призывом изменить систему, при которой «непогребенные мертвецы», т. е. монахи, вмешиваются в светские дела. По мнению автора В. б., главе государства, «самодержцу», не следует делить власть с духовенством. В. б. написана в жанре беседы-поучения, которое вложено в уста основателей Валаамского монастыря Сергия и Германа. Об авторе В. б. в литературе высказывались разнообразные мнения. Первый издатель памятника О. М. Бодянский приписал его Вассиану Патрикееву. К мнению О. М. Бодянского присоединились В. С. Иконников, И. Хрущев, К. И. Невоструев, В. Жмакин, С. Л. Авалиани. С. Л. Авалиани считал, что Вассиан Патрикеев написал В. б. после собора 1531 г., и этим объясняются ее отличия от других его произведений. Н. Петров высказал предположение, что авторы В. б. - Адриан, игумен Андросовской пустыни на Ладожском озере, и Геннадий Любимоградский. Ни то, ни другое предположение нельзя признать убедительным. Различные соображения высказывались о социальной принадлежности автора В. б. Долгое время считалось, что В. б. написана сторонником боярской партии; по мнению И. И. Смирнова, памятник вышел из среды черного волостного населения русского Севера; И. У. Будовниц видел в В. б. выражение идеологии рядового монашества. Г. Н. Моисеева, составитель научного издания В. б., считает произведение памятником дворянской публицистики. Датировка В. б. также была предметом оживленного обсуждения. И. А. Стратонов полагал, что памятник возник в связи с секуляризационными мероприятиями начала XVI в. А. А. Зимин относит составление произведения к концу XVI - началу XVII в., присоединяясь к точке зрения А. Е. Преснякова. Наиболее убедительной следует признать датировку В. б. серединой XVI в. Г. Н. Моисеева доказывает, что памятник создан во время заседаний Стоглавого собора (не ранее февраля и не позднее мая 1551 г.). Поверив автору В. б., который в стереотипной формуле заявлял о своей неучености, многие исследователи писали о художественной неполноценности памятника. Между тем особенности поэтики произведения, которое характеризуется многократными повторениями основной мысли, поочередными обращениями к царю и к инокам (последнее обстоятельство заставило Г. П. Бельченко увидеть в В. б. соединение двух сочинений), являются следствием художественного замысла автора В. б. Во многих отношениях В. б. близка к сочинениям И. С. Пересветова; характерно, в частности, обращение к деловой письменности. В. б. получила широкое распространение в рукописной традиции. Г. Н. Моисеева выделяет первоначальную редакцию произведения, распространенный вид первоначальной редакции и вторую редакцию. Во второй редакции, сохранившейся в единственном списке, переработаны места, касающиеся управления государством; редактор противопоставляет мелким неродовитым феодалам представителей крупной феодальной знати. В некоторых списках распространенного вида первоначальной редакции текст В. б. расширен позднейшими добавлениями - «Иным сказанием тое ж Беседы», «Изветом» Иосифа Волоцкого и «Проречением» Кирилла Новоезерского.

Изд.: Рассуждение инока князя Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами / Изд. О. Бодянский // ЧОИДР, 1859, кн. 3, с. 1-16; Дружинин В., Дьяконов М. Беседа преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев: Апокрифический памятник XVI в. СПб., 1889; Моисеева Г. Н. Валаамская беседа - памятник русской публицистики середины XVI в. М.; Л., 1958.

Лит.: Петров Н. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев // Филол. зап., 1905, вып. 3-4, с. 1-36; вып. 5-6, с. 37-54; Авалиани С. Беседа преподобных Сергия и Германа валаамских чудотворцев как исторический источник // БВ, 1909, № 3, с. 368-383; Гудзий Н. К. К вопросу об авторе «Беседы преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев» // РФВ, 1913, № 3, с. 151-160; Бельченко Г. П. К вопросу о составе и об авторе «Беседы преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев». Одесса, 1914; Седельников А. Д. Две заметки по эпохе Ивана Грозного // Сб. статей к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934, с. 167-173; Смирнов И. И. «Беседа валаамских чудотворцев» и ее место в русской публицистике XVI в. // ИЗ. М., 1945, т. 15, с. 247-261; Зимин А. А. «Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства // ТОДРЛ. М.; Л., 1955, т. 11, с. 198-208; Буланин Д. М. Некоторые трудности изучения биографии древнерусских писателей // РЛ, 1980, № 3, с. 139.

Т. Б. Буланина

ВАРЛААМ, ЕПИСКОП СУЗДАЛЬСКИЙ

Варлаам (ум. 1586 г.) - епископ Суздальский, автор повести, в которой рассказывается об обнаружении им текста Жития Евфросинии Суздальской и об обстоятельствах канонизации этой святой. В. был пострижеником Махрищского монастыря, очень недолго (с конца 1569 г.) был там игуменом, в 1570 г. получил епископскую кафедру в г. Суздале, погребен в Махрищском монастыре. Известное в одной редакции Житие Евфросинии Суздальской, написанное иноком Евфимиева монастыря Григорием, сопровождается: 1) описанием чуда 1558 г., 2) повестью В. «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет», написанной от первого лица. Повествование В. перемежается перечислением чудес, происходящих у раки святой. Вопрос об авторе чуда 1558 г. остается открытым, предполагается, что эта статья скорее всего была написана Савватием, игуменом Махрищского монастыря, который, согласно рассказу В., увез Житие из Суздаля и на долгие годы задержал у себя «для преписания чудес». Однако существует мнение, что автором ее был сам Григорий. Вопрос о том, кому принадлежит описание последующих чудес, в научной литературе не обсуждался. По косвенным данным установлено, что свою повесть В. написал в 1577-1580 гг. Во время «путного шествия» из Москвы в Махрищский монастырь В. случайно в монастырской книгохранительнице обнаружил Житие Евфросинии, которое тщетно искал в Суздале. Обнаруженный текст В. представил царю и митрополиту и добился установления собором празднования памяти святой. В. называет и конкретных лиц, и реальные события, но передано это с соблюдением витиеватого стиля, свойственного житийному канону. Жанр повествования об обстоятельствах создания жития, включаемого в состав самого жития, был общепринятым. В русской практике в этом жанре нередко выступают не сами авторы житий, а лица, собирающие материал и создающие условия для написания агиографического сочинения. В роли собирателя материала и организатора создания житий В. выступал и ранее, будучи иноком Махрищского монастыря. Примерно в начале 60-х гг. XVI в. агиографом Иоасафом были написаны Жития Григория и Кассиана Авнежских и Стефана Махрищского. В Житии Григория и Кассиана Авнежских сообщается, что «главным источником сказания об Авнежских чудотворцах служили рассказы Махрищского игумена Варлаама, который по поручению митрополита в 1560 г. на месте собирал сведения о чудесах и по донесению которого собор, установив празднование Григорию и Кассиану, распорядился составить сказание о них» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 279). Стараниями В. было написано тем же Иоасафом и Житие Стефана, основателя Махрищского монастыря. В. отыскал в кладовой монастыря свитки с краткими записями прадеда своего Серапиона, современника Стефана, кроме того, сам описал чудеса святого, виденные им самим и со слов других свидетелей, а также включил в свой труд рассказы, слышанные им в детстве от прадеда. Этот материал он представил царю и митрополиту, которые поручили Иоасафу в соответствии с агиографическим каноном составить жизнеописание святого. Иоасаф прежде, чем приступить к написанию Жития, посетил Махрищский монастырь и сам прочитал записи Серапиона и расспросил В. и других иноков. Все эти подробности о создании Жития Стефана описаны в самом памятнике. Дошедшие сведения показывают, что сам В. не принадлежал к числу агиографов-профессионалов, но не лишен был литературных способностей. Судить о степени его писательских возможностей позволяет его повествование об обнаружении Жития Евфросинии.

Изд.: Житие и жизнь благоверныя великия княжны Еуфросинии Суздальския: Списано иноком Григорием / Изд. ОЛДП. СПб., 1888, с. 132-148; Георгиевский В. Суздальский Ризположенский женский монастырь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900, Приложение, с. 59-62.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 279-280, 285-286; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 655; Колобанов В. А. Владимиро-суздальские литературные источники XIV-XVI вв.: (Учебное пособие) М., 1982, с. 52-53.

Р. П. Дмитриева

ВАРЛААМ, ИГУМЕН КОНЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Варлаам (кон. XVI в.) - игумен Коневского монастыря, автор Жития Арсения Коневского. Основанием считать В. создателем Жития Арсения Коневского является упоминание о нем в заглавии Жития: «Месяца июня в 12 день житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание преподобнаго Арсения, началника Коневского монастыря. Списано игуменом Варлаамом тоя же обители Коневския» (рук. БАН, Арханг. собр., Д. 233, л. 490 об.). Строев (Словарь, с. 41) и Филарет (Обзор, с. 209) автором Жития считают Василия-Варлаама. Однако ни Строев, ни Филарет не приводят никаких доказательств для отождествления псковского Варлаама с коневским игуменом. Ключевский держался мнения, что, кем и когда было написано это произведение, остается неизвестным. Биографических сведений о игумене В. не сохранилось. В «Списке иерархов» П. Строев помещает В. среди игуменов Коневского монастыря после Пимена (1551 г.) и до Леонтия (1610 г.); даты игуменства В. неизвестны. Имя В. как автора Жития Арсения повторяется в нескольких списках (количество списков вообще невелико), поэтому нет оснований не признавать этого известия за достоверный факт. По дошедшим документам известно два Варлаама, имеющих отношение к Коневскому монастырю. В новгородской летописи под 1571 г. упоминается игумен Деревяницкого монастыря Варлаам (ПСРЛ, СПб., 1841, т. 3, с. 167). С 1573 г. по 1594 г. после разорения шведами Коневского монастыря монахи его поселились в Деревяницком монастыре. Возможно, в какие-то годы после 1573 г. этот Варлаам руководил братией Коневского монастыря. Грамоту 1610 г. к царю от Коневского монастыря вместе с игуменом Леонтием подписал «бывший крутицкой епископ Варлам» (Историко-статистическое описание Рождественского Коневского монастыря. СПб., 1869, с. 9). Однако приведенных сведений недостаточно, чтобы автора Жития Арсения отождествить с одним из названных Варлаамов. По мнению Ключевского, полная редакция Жития основана на первоначальной, которая была лишена книжных риторических украшений. Существование этой первоначальной редакции доказывается наличием двух отрывков (в рук. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 806, XVII в., л. 244-246), отличающихся простотой изложения. Списки полной редакции относятся к XVII-XVIII вв. Текст Жития этой полной редакции изобилует наличием местных географических названий, конкретных дат и имен лиц, с которыми Арсению приходилось общаться. Любопытным в этом отношении является традиционность авторского предисловия, в нем сообщается: «Времени же лет рождения его и звания мирскаго и родителей, иже по плоти того родиста, именования обрести невозмогохом, прехождения ради многих лет». Это предложение является данью канону, оно повторяется, например, в Житии Саввы Крыпецкого (отметим, автором его признается Василий-Варлаам). Далее в Житии Арсения Коневского сообщаются хотя и кратко, но вполне конкретные данные из его биографии - он родился в Новгороде и был «ковач меди», затем ушел в монастырь «Лисья гора». Все это позволяет считать, что жизнеописание Арсения начало вестись задолго до составления полной редакции. Однако окончательный вывод о литературной истории Жития можно сделать только после изучения всех его списков. Это произведение представляет интерес для изучения закономерностей создания произведений житийного жанра, а также содержащейся в нем большой информацией об условиях жизни и быта населения русского севера в XIV-XVI вв. Текст Жития Арсения вместе со службой и похвальным словом ему издан в Синодальной типографии, общего титульного листа издание не имеет, экземпляр книги хранится в рукописном отделе БАН, 24.7.14 (из библиотеки И. И. Срезневского). Изданный текст представляет иную редакцию, чем в списке БАН, собр. Археогр. ком., № 3, л. 7 об.-29 об.

Изд.: Житие Арсения, служба ему и похвальное слово. СПб., 1850.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 357; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 285; Барсуков. Источники агиографии, стб. 58-59; Филарет. Обзор, с. 209; Пимен, архим. Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1892; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 120-126.

Р. П. Дмитриева

ВАРЛААМ, МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ

Варлаам (ум. IV 1601 г.) - митрополит Новгородский, автор послания валаамским старцам и нескольких распорядительных грамот. В. был поставлен на митрополию «Великому Новугороду и Великим Лукам», согласно летописям Новгородской II (Прибавление) и Новгородской III, в 7100 (1592) г. из архимандритов московского Чудова монастыря. Похоронен был В. в Софийском соборе в Новгороде в Мартириевской паперти. Сведения, читаемые у Филарета, Толля, Венгерова, о том, что В. был митрополитом с 1594 по 1604 гг., очевидно, неверны. Согласно Мазуринскому летописцу последней трети XVII в., при В. была освящена церковь Воскресения «в Павлове монастыре, на Павлове улицы, в Великом Новегороде, в Славенском конце». Послание Варлаама, датируемое 1592 г., валаамским старцам в «обитель Онтонья Великого во общий монастырь на Дыми Валаамского монастыря» наставляет их не нарушать «закона», установленного исстари в Валаамском монастыре, жить в согласии и послушании. Послание опубликовано в АИ под № 236; здесь же под № 231-235, 237-241 опубликованы девять тарханных грамот, выданных В. в 1592 г. различным лицам и одна поместная грамота 1594 г. (№ 244).

Изд.: АИ. СПб., 1841. т. 1, №№ 231-241, 244.

Лит.: ПСРЛ. СПб., 1841, т. 3, с. 187, 263; М., 1968, т. 31, с. 147, 148; Толль Ф. Необходимое дополнительное Приложение к настольному Словарю. СПб., 1866, с. 86; Филарет. Обзор, с. 216; Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1892, т. 10, с. 529; Титов А. Варлаам, митрополит Новгородский 1594-1604 г. // Венгеров С. А. 1) Критико-биографический словарь русских писателей и ученых... СПб., 1895, ч. 4, отд. 2, с. 90-91; 2) Источники Словаря русских писателей. СПб., 1900, т. 1, с. 485; Азбелев С. Н. Новгородские летописи XVII в. Новгород, 1960, с. 107, 113, 192.

М. А. Салмина

ВАРЛААМ, СОЛОВЕЦКИЙ МОНАХ

См. Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских

ВАРСОНОФИЙ, ИЕРОМОНАХ

Варсонофий (2-я пол. XV в.) - иеромонах, автор «Хождения». В 1456 и 1461-1462 гг. В. совершил два хождения в Иерусалим через Палестину, Сирию, Египет, Синай и составил описание своего путешествия (известно в одном списке XVII в.). «Хождение» В. не содержит автобиографических сведений. Оно составлено в традиционном жанре путешествий по «святым местам» и позволяет представить себе маршрут и длительность пребывания паломника в пути (в Иерусалиме - два месяца, в том числе четыре ночи у гроба Господня). Наблюдательность автора проявилась при описании наиболее почитаемых святынь и памятников Латокии, Триполи, Дамаска, Бейрута, Каира (Мисюря) и др. Путь от Каира до Синая В. совершил в караване паломников, в числе которых были не только христиане, но и мусульмане. Большинство христианских святынь В. описывает, вспоминая библейские легенды и отчасти устные предания о них.

Изд.: Хожение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461-1462 гг. // ППС. М., 1896, т. 15, вып. 3 (кн. 45); Хожение Варсонофия в Египет, на Сииай и в Палестину // Книга хожений: Записки русских путешественников XI-XV вв. М., 1984, с. 162-168; 343-349, 414-417.

Лит.: Тихонравов Н. С. Сочинения. М., 1898, т. 1, с. 282-299; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII-XV вв. // Литература Древней Руси и XVIII в. М., 1970 (Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, № 363), с. 209-212; Seemann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. München, 1976, S. 261-266.

О. А. Белоброва

ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ

Василий III Иванович (25 III 1479 г. - 4 XII 1533 г.) - великий князь Московский и всея Руси (с 1505 г.), автор посланий. В княжение В. И. к Русскому государству были присоединены Псков и Смоленск. Уже назначение В. И. наследником его отца Ивана III Васильевича было связано с разгромом новгородско-московской ереси в начале XVI в.; правление В. И. - время жесткой унификации русской культуры. Общерусское летописание существует в этот период лишь как официальное великокняжеское; относительно независимые летописные своды сохранялись лишь в Пскове. Светские «неполезные» повести почти исчезают из обращения, довольно широкое распространение получает публицистика: поздние сочинения Иосифа Волоцкого, митрополита Даниила и их противников - Вассиана Патрикеева, Максима Грека и др. После смерти великого князя возникает развернутая Повесть о смерти Василия III, многократно перерабатывавшаяся в последующем летописании. Как и его отец Иван III, В. выступал в качестве автора ряда дипломатических посланий, но выделить из сохранившихся «Посольских дел» его послания (в отличие от посольских речей и ответов) как памятники индивидуального творчества едва ли возможно. Послание В. его сестре Елене Ивановне, написанное в 1507 г., продолжает переписку между Иваном III и его дочерью о соблюдении «греческого закона» в Западной Руси. Письма В. И. его второй жене, Елене Васильевне (Глинской), представляют собой редкий для Московской Руси памятник чисто личной переписки: великий князь выражает беспокойство по поводу здоровья жены и младенца-сына (будущего Ивана Грозного) и не выходит за рамки бытовых тем.

Изд.: Письма русских государей и других особ царского семейства / Изд. Археогр. ком. М., 1848, т. 1, с. 1-5; ПДС. СПб., 1851, т. 1; РИО. СПб., 1882-1895, т. 35, 41, 53, 95.

Лит.: Костомаров Н. И. Московский государь великий князь Василий Иванович // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. СПб., 1874, отд. 1, вып. 2, с. 341-369.

Я. С. Лурье

ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ (ТЕМНЫЙ)

Василий II Васильевич (Темный) (1415-1462 гг.) - великий князь Московский (с 1425 по 1462 г. с небольшими перерывами), организатор летописания, вероятный автор воспоминаний о своем ослеплении. В. вступил на престол после смерти своего отца Василия I Дмитриевича, еще не достигнув девятилетнего возраста, и сразу же его права па престол стали оспариваться другими князьями. Согласно завещанию деда В. В. Дмитрия Ивановича Донского, престол после смерти его старшего сына Василия должен был перейти к следующему сыну - Юрию (занимавшему при Василии I престол удельного княжества Галицко-Звенигородского); Василий I нарушил это завещание, передав престол своему сыну. Борьба за престол в 1425-1430 гг. была временно прекращена решением ордынского «царя» Улу-Мухаммеда, давшего великое княжение В. В. Но Юрий Дмитриевич вскоре вновь начал борьбу и захватил Москву, где и умер в 1434 г. После смерти Юрия В. В. вернул себе великокняжеский престол, но его права вскоре стали вновь оспариваться сыновьями Юрия Галицкого - Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1445-1447 гг. Шемяка со своим союзником Иваном Можайским, пользуясь тем, что В. В. потерпел сокрушительное поражение от казанского хана и, попав в плен, вынужден был согласиться на выплату колоссального «окупа» татарам, устроили заговор против В. В. Великий князь был свергнут, ослеплен (отсюда его прозвище - Темный) и официально отрекся от прав на престол. В. В. был сослан в Вологду, но вскоре бежал в Кирилло-Белозерский монастырь и начал новую борьбу с Шемякой. С помощью тверского великого князя ему удалось занять Москву; Шемяка бежал в Новгород, где был в 1453 г. отравлен. Последнее десятилетие правления В. В. было ознаменовано рядом политических успехов: в 1456 г. великий князь одерживает победу над Новгородом и вынуждает его признать вассальную зависимость от Москвы; тогда же под фактическую власть великого князя переходит и Рязань; незадолго до смерти В. В. было подчинено и Ярославское княжество. Со временем В. В. связан ряд летописных сводов. Наиболее ранним из них был свод, лежащий в основе летописей Софийской I и Новгородской IV и условно датируемый 1448 г. Свод этот, судя по младшей редакции СIЛ, включал и рассказ о борьбе В. В, с галицкими князьями, но изложенный чрезвычайно сдержанно и нейтрально (титулом «великий князь» именовались здесь и В. В., и его соперники - Юрий Галицкий под 1434 г. и Дмитрий Шемяка под 1446 г.); национально-объединительные идеи свода и осуждение «братоненавидения» были выражены в статьях, посвященных предшествующим событиям, - в Повести о Куликовской битве, «Слове о житии и о представлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьского» и т. д. Наиболее непосредственное выражение политическая линия В. В. получила в великокняжеском летописании, наиболее ранняя редакция которого относится к 50-м - началу 70-х гг. XV в. и представлена Музейным летописцем (текст доведен до 1452 г.) и летописью Лавровского (основной текст обрывается на 1469 г.), а также летописями Никаноровской и Вологодско-Пермской, содержащими великокняжеский свод начала 70-х гг. XV в. Во всех этих летописях помещен подробный рассказ о борьбе В. В. за великокняжеский престол, включенный впоследствии в Летописный свод Московский великокняжеский 1479 г. и последующее официальное летописание. Характерной особенностью этого рассказа можно считать близость его автора к В. В. и явное сочувствие ему при изложении всех перипетий борьбы за престол. В особенности это относится к рассказу о свержении и ослеплении В. В. в 1445-1446 гг., имеющему особый заголовок: «О великого князя изымании, како поиман бысть князем Иваном Ондреевичем у Троицы, в Серьгееве монастыре». Подробнейшее описание событий, главным, а иногда и единственным свидетелем которых оставался В. В., дает основание предполагать, что источником его являются воспоминания самого В. В., изложенные слепым князем своему летописцу. Характерно, что, несмотря на близость и постоянное сочувствие летописного рассказа великому князю, никакого ореола героя или даже мученика В. В. в этом рассказе не имеет. Великий князь ведет себя опрометчиво. Он не подозревает о подготовленном заговоре, не верит перебежчику Бунко, предупредившему его об опасности, и даже приказывает избить его. Тем временем Иван Андреевич Можайский приближается к Троице-Сергиеву монастырю, где находился В. В. Когда великий князь убедился в том, что захвачен врасплох, он не смог найти коня, чтобы бежать, и укрылся в монастыре. Но не надеясь на традиционное право убежища в храме, В. В. сам вышел из него с иконой в руках и стал «вопить», обращаясь к Ивану Дмитриевичу: «Брате, помилуй мя, не лишите меня зрити образа божия!». Несмотря на обещание можайского князя не сотворить никакого «лиха» великому князю, В. В. не желает покидать монастырь, хватаясь за гроб Сергия, «кричанием моляся, захлипаяся». Иван Можайский приказывает своему слуге: «Возьми его»; великого князя сажают в «голые сани» и отвозят в Москву - на ослепление. Рассказ об ослеплении В. В., основанный, очевидно, на его воспоминаниях, строится не на этикетных формулах, как житийные и многие летописные рассказы, а на живых деталях, и именно благодаря этому образ В. В. в этом рассказе оказывается более человечным, чем традиционные образы князей-страдальцев. Этим рассказ об ослеплении В. В. напоминает такие памятники, как Записка Иннокентия о последних днях Пафнутия Боровского или «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Рассказ об ослеплении издан в составе Никаноровской летописи и Летописного свода Московского великокняжеского конца XV в. Именем В. как великого князя подписаны два послания в Константинополь в защиту прав митрополита Ионы, избранного без санкции патриарха. Первая из этих грамот адресована в одном списке патриарху, в другом - императору (оба без имени) и датируется обычно 1441 г., вторая - императору Константину и датируется 1451-1452 гг. Однако датировка и самый факт отправления обеих грамот вызывают сомнения; вероятнее всего, они составлены в 50-60-х гг., когда у Ионы появился соперник - киевский митрополит всея Руси.

Изд.: РИБ. СПб., 1880, т. 6, № 62; ПСРЛ. М.; Л., 1949, т. 25, с. 264-265; М., 1962, т. 27, с. 110-111; ПЛДР. М., 1980, XIV - сер. XV в., с. 504-521.

Лит.: Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв. Л., 1940, с. 171-172; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. Л., 1971, с. 147-148; Истоки русской беллетристики Л., 1970, с. 273-276.

Я. С. Лурье

ВАСИЛИЙ (ГОСТЬ)

Василий (Гость) (2-я пол. XV в.) - автор Хожения в Святую землю, совершенного им в 1465-1466 гг. по необычному маршруту - через Малую Азию, Палестину, Египет. Описание виденных им мест (дошло в двух списках) отличается краткостью. Оно представляет собой перечень городов с указанием времени в пути («6 дней ходу», «14 ден ходу» и др.) и характерных примет («град... стоит межу каменных гор», «мост камен... да под мостом тем две мельницы великы», «а посад велик, а полаты и бани велми хороши, а торгов много», «стены градныя мурованы камением», «стрельницы выводныа часты вельми», «врата шестеры железны»), в том числе связанных с ветхозаветными и новозаветными персонажами («до Осифова кладезя, где его братья продали», «Фаворская гора, где Христос преобразился» и др.), а также с апокрифами («храмина та, где Варух спах 70 лет»). Даты приведены по церковному календарю: «а приехали ... на утрия Михайлова дни», «на память преподобного отца нашего Антониа в 17 день» и др. В. отметил поразившее его многообразие вероисповеданий и служб: «вокруг божия гроба службы: Греческая, Иверская, Сербская, Фряжская, Сирьянская, Яковитская, Мелфедиская, Куфиднская, Несторская...», пестрый состав населения восточных центров: «Арменове живут... а Турков... мало», «христиан мало, а боле срацины». Примечательны наблюдения В. по планировке городов и по их обороне: «Град Шама вельми велик, стоит в поле наравне, а три грады один во едином: средний град невелик, стены у него 10 саженей, да стрельницы часты, вход един, врата шестеры железны...», «Египет град вельми велик, а в нем 14 тысящь улиц, да во всякой улице по двоа врата и по две стрельницы, да по два стража, которые зажигают масло на свещнице... а улица с улицей не знается». В. сравнивает увиденные им города и места с привычными ему русскими: «А во граде на конех не ездят, а сами лазят по лестнице», «а река под ним (озером. - О. Б.) червлена, с Оку величеством». Наименование В. гостем (купцом) и внимание автора к «торгам» позволяет видеть в нем светское лицо. Высказанное Н. И. Прокофьевым предположение об идентичности В. и московского дьяка Василия Мамырева представляется гипотетичным.

Изд.: Хожение гостя Василья / Под редакцией архим. Леонида // ППС. СПб., 1884, т. 2, вып. 3 (вып. 6); Хожение гостя Василия в Малую Азию, Египет и Палестину // Книга хожений: Записки русских путешественников XI-XV вв. М., 1984, с. 169-177, 350-361 и 417-420.

Лит.: История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 230; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII-XV вв. // Литература Древней Руси и XVIII в. М., 1970 (Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, № 363), с. 212-217; Seemann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. München, 1976, S. 267-270.

О. А. Белоброва

ВАСИЛИЙ, АВТОР ПОВЕСТИ ОБ ОСЛЕПЛЕНИИ КНЯЗЯ ВАСИЛЬКА

Василий (кон. XI - нач. XII в.) - автор Повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского, вошедшей в состав статьи 1097 г. Повести временных лет (в составе Летописи Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивиловской и др.). А. А. Шахматов считал В. священником, духовником князя Василька; другие исследователи считают его светским лицом. По мнению Б. А. Рыбакова, В. был «муж» князя Святополка и допустимо его отождествление с В. - посадником г. Владимира, упомянутым в той же летописной статье. А. А. Шахматов ограничивал Повесть В. несколькими фрагментами из статьи 1097 г., перемежающимися с текстом летописца, а именно: «И приде Святополк с Давыдом Кыеву... 2 отрока княжа, Улан и Колчко», «Василкови же сущю Володимери, на прежереченем месте... Сим же от града отшедшим, сею же снемше погребоша я» и «Святополк же, прогнав Давыда, нача думати... перея Володимерь и посади в нем сына своего Ярослава». Другие исследователи приписывают В. статью 1097 г. целиком и даже некоторые другие летописные статьи. Особняком стоит гипотеза М. X. Алешковского, согласно которой В. - один из основных редакторов ПВЛ, который в 1119 г. осуществил переработку ее текста, составленного Нестором (по гипотезе Алешковского этот текст отождествим с Начальным сводом): внес в него фрагменты из Хроники Георгия Амартола, текст Договоров с греками, легенду об апостоле Андрее, предания о северных народах (в статьях 1096 и 1116 гг.) и другие рассказы, а также ряд этнографических, исторических и генеалогических уточнений. Исследователи, атрибутирующие В. лишь статью 1097 г., полагают, что текст Повести был внесен в ПВЛ Сильвестром. А. А. Шахматов, напротив, считал его вставкой составителя 3-й редакции ПВЛ. В своей Повести В. выступает как очевидец и участник событий. Он сам упоминает, что был послан князем Давидом Святославичем к находящемуся в заточении ослепленному Васильку Ростиславичу, чтобы убедить того принять предлагаемые Давидом условия примирения. Но В. не ограничивается описанием своей беседы с Васильком, а излагает всю историю заговора князей, пленения и ослепления Василька, все события феодальной междоусобицы, вспыхнувшей между князьями Давидом и Святополком Киевским, повинными в расправе над Васильком, и князьями, выступившими в его защиту. Если не ограничивать Повесть фрагментами, отмеченными Шахматовым, а атрибутировать В. всю статью 1097 г., то совершенно ясной становится его тенденция прославить государственную мудрость и великодушие Владимира Всеволодовича Мономаха. Поэтому допускают, что Повесть была создана по поручению этого князя. Повесть В. обладает высокими литературными достоинствами: автор умело использует яркие сюжетные детали, с редкой для древнерусской литературы того времени живостью передает диалоги и монологи. Исследователи часто обращались к анализу Повести для характеристики принципов и приемов древнерусского сюжетного повествования. Д. С. Лихачев видит в ней произведение особого жанра - «повестей о княжеских преступлениях», сопоставимое с летописными рассказами об убийстве Игоря Ольговича (в статье 1147 г. Летописи Ипатьевской) и Повестью об убиении Андрея Боголюбского. Повесть издавалась только в составе Повести временных лет.

Лит.: Хрущев И. Древние русские сказания в летописях: Сказание о Васильке Ростиславиче. - ЖМНП, 1874, август, с. 176-193; Шахматов А. А. 1) Нестор летописец. - ЗНТШ, 1914, т. 117-118, с. 35-41; Повесть временных лет: Вводная часть. Текст. Примечания. Пгр., 1916 (ЛЗАК, вып. 29, 1917), с. XXXI-XXXVI; Лихачев Д. С. 1) Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 217-219; 2) Анэстетизм и древнерусская литература. - РЛ, 1963, № 1, с. 81-82; Адрианова-Перетц В. П. О реалистических тенденциях в древнерусской литературе (XI-XV вв.). - ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 12-15; Азбелев С. Н. Реализм и древнерусская литература. - РЛ, 1963, № 1, с. 57-58; Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963, с. 275-279; Творогов О. В. Сюжетное повествование в летописях XI-XIII вв. - В кн.: Истоки русской беллетристики. Л., 1970, с. 45-46, 58-60; Алешковский М. X. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 1971, с. 32-52.

О. В. Творогов

ВАСИЛИЙ-ВАРЛААМ, ПСКОВСКИЙ СВЯЩЕННИК

Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) - псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. падает на 40-60-е гг. XVI в. Скудные биографические сведения об этом писателе устанавливаются только на основании авторских приписок к его сочинениям. Наиболее ранним из его произведений является Житие Евфросина Псковского, составленное В. в 1547 г. по просьбе монахов Елеазарова монастыря. Основным источником для В. послужила первая редакция Жития, относящаяся к началу XVI в. Чудеса были описаны В. на основании монастырских записей и, главным образом, по рассказам очевидцев. При написании похвалы, следующей за чудесами, В. пользовался текстами произведений Пахомия Серба и Епифания Премудрого. Проложное Житие Евфросина (в рук. XVI в. псковского происхождения - ГБЛ, собр. Румянцева, № 397) представляет собой сокращение редакции В., однако неизвестно, кем было проведено это сокращение. Житие Евфросина в редакции В. было включено в Великие Минеи Четии (Успенский и Царский списки). В 1550-1552 гг. В. составил Житие псковского князя Всеволода-Гавриила (рук. ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, XVI в., л. 390 об.-417 об.). Главным источником для него служили летописные записи, тем не менее в Житии встречаются значительные хронологические неточности. Скудость фактических сведений В. восполнил характеристикой личности князя, написанной под влиянием Жития Федора Ростиславича Ярославского и Повести о житии Александра Невского. В., используя какое-то «малое писание» и устные предания (он ссылается на клирика Ивана), присоединил к Житию Всеволода-Гавриила рассказ об обретении и перенесении мощей святого в 1192 г. и о чудесах, совершавшихся в конце XV и в первой половине XVI в. Это житие также было включено в состав ВМЧ. После 1547 г., но до пострижения в монахи, В. написал четвертую редакцию Жития Александра Невского, в основу которой положил церковно-летописный рассказ Летописи Псковской II. В этом своем произведении В. стремился придать герою как можно больше черт благочестивого подвижника, с этой целью он обильно использовал выписки из агиографических сочинений: из житий Михаила Черниговского и архиепископа Иоанна Новгородского, написанных Пахомием Сербом, а также из Жития Федора Ростиславича и его сыновей, принадлежавшего Антонию, иеромонаху Спасо-Ярославского монастыря. Молитва, которую Александр Невский произносит перед боем, заимствована из Сказания о Мамаевом побоище. Эта редакция Жития включена в Царский список ВМЧ; в Успенский, законченный в 1552 г., она не попала. Издано житие в ПЛ. В рук. XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, л. 348 об.-353 помещено краткое переложение Жития в редакции В. В предисловии и в тексте самого Жития Саввы Крыпецкого В. сообщает некоторые сведения о написании этого Жития и о себе. Житие было создано в 1555 г. по просьбе монахов Крыпецкого монастыря и по поручению игумена Иосифа. В приложении к биографии Саввы В. добавил описание 19 чудес, часть из них, совершившихся до 1555 г., описана им со слов иноков монастыря. Из рассказа о чуде 1555 г. видно, что тогда В. жил в монастыре. Из добавленных чудес за 1557-1564 гг. выясняется, что в эти годы В. стал монахом Крыпецкого монастыря, приняв имя Варлаам. Главным источником для написания Жития послужили монастырские предания, рассказанные старцами монастыря, которые, однако, уже не были современниками Саввы. Скудное по фактическим данным Житие Саввы насыщено риторическими рассуждениями. При описании учительства Саввы В. использовал текст Жития Варлаама Хутынского, написанного Пахомием Сербом. В предисловии к Житию содержатся похвальные слова в адрес митрополита Макария. Издано Житие в книге «Повесть о начале...» в сокращении, с перестановками и подновлением стиля, ср. в рук. ГПБ, собр. ОЛДП, № 258, л. 137-210. Проложная статья в рук. XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, № 397 - сокращенное изложение Жития, написанного В. Будучи уже священноиноком, В. в 1558 г. написал Житие новгородского владыки Нифонта, основателя Спасо-Мирожского монастыря. В основу этого произведения он положил Сказание о Нифонте, заимствовав его из Киево-Печерского патерика Кассиановской редакции (см. Кассиан, монах Киево-Печерского монастыря). Сам В. написал предисловие, несколько новых известий о Нифонте, неизвестно откуда заимствованных, и похвалу. В конце Жития В. сообщил, что празднование в честь Нифонта было установлено при митрополите Макарии. Издано Житие в ПЛ. В эти же годы В. было написано Житие Никиты - другого новгородского епископа (ГИМ, собр. Уварова, № 429, в 4-ку, л. 52-78). Для этого он воспользовался произведением Зиновия Отенского, написанным по поводу обретения мощей епископа Никиты в 1558 г. В. сообщает, что эту новую (четвертую) редакцию Жития епископа Никиты он написал по поручению митрополита Макария. Помимо житий В. написаны службы Евфросину Псковскому, князю Всеволоду, Савве Крыпецкому, епископу Нифонту, Георгию мученику Болгарскому (см. Илья, новгородский иеромонах (пресвитер)). В. П. Адрианова-Перетц атрибутирует В. Похвальное слово Алексею человеку божию, известное по рук. начала XVII в. (Орлов А. С. Библиотека Московской Синодальной типографии. М., 1896, вып. 1 (Сборники), с. 46, № 7 (199)). Оно написано было после 1559 г. Основным источником послужило Житие Алексея в древней редакции Златоструя; кроме того, В. использовал и свое собственное произведение - Житие Евфросина Псковского. Заметно также сходство Похвалы Алексею с Житием Нифонта, принадлежащим тоже В. Между 1558 и 1563 гг. на основании краткой редакции Жития Исидора Юрьевского В. написал распространенный вариант его. В заглавии отмечено, что работал В. над Житием по «благословению митрополита Макария». Кроме обычного для В. витиеватого распространения текста, в содержании произведения усилена антилатинская направленность. Дополнительными источниками при написании Жития служили: 1) грамота, прочитанная в Москве по повелению митрополита Исидора после его возвращения, 2) определения Стоглава 1551 г., 3) слова Марка Ефесского к папе Евгению на соборе, 4) эпизод из Мучения Кирика и Улиты. Житие издано А. С. Будиловичем и В. Н. Перетцом. Творчество В. по преимуществу связано с Псковской землей, и одно из последних его произведений - «Сказание об иконе знамения Богородицы Мирожской», написанное в 1565 г., тоже посвящено псковской тематике. В нем описывается «чудо слезного знамения» - заступничество Богородицы за «Псков и люди» в виду угрозы со стороны Литвы. Издано в кн. А. Лапустина. П. М. Строев (Словарь, с. 41) и Филарет (Обзор, с. 209) приписывают В. Житие Арсения Коневского. Это Житие было написано игуменом Коневского монастыря Варлаамом. Однако доказательств для отождествления псковского В. с Варлаамом коневским игуменом нет. Н. С. Державин высказал мнение, что статьи о Всеволоде-Гаврииле и Александре Невском в Степенной книге (см. Афанасий (в миру Андрей), <<митрополит Московский) были написаны В. Однако П. Г. Васенко оспорил участие В. в работе над Степенной книгой. Как показывает фактический материал, писательская деятельность псковского священника В. осуществлялась под покровительством митрополита Макария. В предисловии к Житию Саввы Крыпецкого В. и воздает хвалу своему покровителю. Творчество В. вполне соответствовало требованиям, которые Макарий предъявлял к произведениям агиографического жанра. Жития, написанные В. до 1552 г., оказались включенными в новые списки (Успенский и Царский) ВМЧ. По словам самого В., Макарий и позже продолжал ценить его как агиографа. Будучи посредственным писателем, В. хорошо усвоил тот литературный канон, который ценил митрополит Макарий, приспособился к приемам работы в житийном жанре и сумел создать большое число произведений. По сочинениям В. хорошо видны требования Макария, предъявляемые им к агиографическим сочинениям. Главной целью создаваемых произведений было прославление святого путем «плетения похвалы». Образцом при этом служили сочинения знаменитых мастеров стиля «плетения словес». В. стремился подражать Пахомию Сербу и делал заимствования чаще всего из его произведений. Но работал В. ремесленно, компилятивность его сочинений явно видна. Используя традиционную схему житий, он переносил характеристики героев и даже просто целые отрывки текстов из одного жития в другое. В результате этого нередко рассказ о событиях оказывался искаженным. В житиях, написанных В., наблюдается скудость фактических сведений, текст распространяется за счет традиционных житийных формул и повторов. Подобный характер работы наблюдается и в ряде других житий, созданных в то время, имена авторов которых не все дошли до нас. Некоторые жития, написанные В., остаются неизданными.

Изд.: Повесть о начале псковского Печерского монастыря. М., 1831, с. 45-66; ПЛ, вып. 4, с. 1-9, 67-116; Будилович А. С. О русском Юрьеве старого времени в связи с Житием священномученика Исидора и с ним сопострадавших 72 юрьевских мучеников // Сб. учено-лит. о-ва при Юриев. унив. Юрьев, 1901, т. 4, с. 76-89; Лапустин А. Тексты сказаний о псковских чудотворных иконах божьей матери // Псковская старина: Тр. Псковск. церковн. ист.-археол. комитета. Псков, 1910, т. 1, с. 78-108; Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст / Изд. ОЛДП. СПб., 1913 (ПДПИ, т. 180), с. 33-48, 126-146; Перетц В. Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Киев 30 мая - 10 июня 1915 г. Киев, 1916, с. 167-176.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 239, 250-262; Строев. Словарь, с. 37-41; Филарет. Обзор, с. 209-210; Макарий. История русской церкви. СПб., 1891, т. 7, с. 427-432, 442-443; Державин Н. С. «Степенная книга» как литературный памятник: Опыт исследования литературного состава «Степенной книги» Г. Миллера. Батум, 1902, с. 77-78, 86-87; Серебрянский Н. 1) О редакциях Жития преподобного Саввы Крыпецкого. СПб., 1903; 2) Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908, с. 146-168; 3) Княжеские жития, с. 215-217, 257-260; Васенко П. Г. «Книга степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904, ч. 1, с. 195-198; Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче: Сообщение Н. П. Лихачева. 1908 (ПДПИ, т. 168), с. VIII-XI; Адрианова-Перетц В. П. Из истории русской агиографии XVI в. // Sertum bibliologicum в честь А. И. Малеина. Пб., 1922, с. 146-154; Фетисов И. К литературной истории Повести о мученике Исидоре Юрьевском // Сб. статей в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928 (ОРЯС, т. 101, № 3), с. 218-221; История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 522; Калиганов И. О предполагаемом автографе Василия-Варлаама // Старобългаристика, 1983, № 3, с. 79-91.

Р. П. Дмитриева

ВАСИЛИЙ КАЛИКА

Василий Калика (1330 - 3 VII 1352 г.) - архиепископ новгородский, автор «Послания... к владыце тферьскому Феодору о рае», помещенного под 1347 г. в Софийской первой, Воскресенской и других летописях; текст цит. по публикации Н. С. Демковой в кн.: ПЛДР. XIV - середина XV в. М., 1981, с. 42-48; публикация выполнена по Софийской первой летописи - ГПБ, Q.IV.298, лл. 437-442 об., с дополнением окончания по Новгородской третьей летописи (Новгородские летописи. СПб., 1879, с. 230). Из «Послания» очевидно, что В. К. совершил путешествие в Палестину («...Вся дела божиа нетленна суть, самовидець есмь сему, брате. Егда Христос иды на страсть волную, и затвори своима рукама врата градная, и до сего дни не отворени суть. А егда постився Христос над Ерданом, своима очима видел есмь постницу его...»). Существует предположение, что он написал и не дошедшее до нас «хождение», к которому, быть может, восходят два памятника XIV в. - «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда». Свое путешествие В. К. предпринял еще до архиепископства - в противном случае это нашло бы отражение в новгородских летописях, которые буквально каждый год сообщают нечто о деятельности своего владыки. Избранный архиепископом из священников Косьмодемьянской церкви «в Холопьей улице» и постриженный в «ангельский образ» (в миру его звали Григорием), В. К. в 1331 г. закладывает каменный город «от св. Владимира до св. Богородица, а от Богородица до Бориса и Глеба». В том же году В. К. с большой свитой и вооруженной охраной едет на поставление к митрополиту Феогносту, который был тогда во Владимире Волынском. Это была нелегкая поездка: по пути на Волынь В. К. задержал Гедимин (Литва тогда и позже претендовала на контроль над Новгородом), которому «в таковой тяготе» пришлось дать слово вознаградить его сына Нариманта новгородскими «пригородами». Обратный путь превратился в бегство «меж Литвы и Киева», причем у Чернигова новгородцам пришлось отражать «разбойное» нападение князя Федора Киевского, которому удалось захватить в плен лишь протодиякона В. К. Летописи сообщают о чрезвычайно активной культурной и градостроительной деятельности В. К. Он заботится о Софийском соборе: обновляет крест на его главе, покрывает собор свинцом (1333), что пришлось делать заново после пожара 1341 г.; возводит вокруг Софии «тын новый», устраивает «двери медяны золочены» у церковного притвора (1336 г.); в 1342 г. приказывает отлить для собора колокола, для чего выписывает мастера из Москвы. В. К. строит и украшает множество церквей: Входоиерусалимскую, «где теремец был» (заложена в 1336 г., освящена в 1337 г., расписана по приказу В. К. артелью Исайи Гречина в 1338-1340 гг.); Благовещенскую на Городище (заложена в 1342, освящена в 1334 г.); Пятницкую (заложена в 1345 г.); Космодемьянскую (заложена в 1345 г.); Спасскую в Ковалеве монастыре (построена в 1345 г.) и др. Не только храмы возводит новгородский архиепископ. В 1333-1334 гг. его иждивением завершен и покрыт каменный город, в следующем году - заложен каменный острог «по оной стороне, от Илии святаго к Павлу святому». В 1338 г. В. К. «своими людьми» и на деньги Софийского дома строит новый мост через Волхов, а три года спустя ставит «терем великий». Видимо, репутация В. К. как градостроителя была очень хорошей: в 1352 г. бояре и посад били ему челом, чтобы он поехал в Орешек устроить там «костры» (т. е. раскаты и башни), что архиепископ успешно и быстро выполнил. Вообще влияние его в Новгороде было очень велико (об этом свидетельствует хотя бы то, что ему удалось в 1342 г. успокоить «черных людей», поднявших бунт против посадника Федора). В. К. умел ладить с Москвой. Там в 1335 г. он «много чести видел» от Ивана Калиты (с которым, впрочем, не сумел договориться двумя годами раньше); там в 1340 г. он от имени Новгорода заключил с Симеоном Гордым мир «по старым грамотам». В. К. проявил себя стойким борцом за православие и за независимость Руси, когда в 1348 г. король Швеции и Норвегии Магнус Эриксон, нарушив «вечный мир» (кстати, заключенный за девять лет до того «сестричем» В. К. Матвеем), предпринял поход на новгородские земли. Поход, как и планы окатоличения Руси, окончился крахом. Хотя В. К. не сразу удалось наладить приязненные отношения с Псковом (в 1337 г. псковитяне «суда не дали» приехавшему «на подъезд» владыке, за что и были им прокляты), но в конце концов и этот непокорный «пригород» признал В. К. К нему за помощью послал Псков, когда в 1352 г. там вспыхнула моровая язва. В. К. в сопровождении архимандритов, игуменов, священников тотчас отправляется в Псков, совершает там крестный ход, служит молебны в Троицком соборе и других церквах. Моровая язва не пощадила и В. К. Выехав из Пскова наружно здоровым, он в пути заболел и скончался в Михайловском монастыре на устье реки Узы, притока Шелони. Тело святителя было погребено у св. Софии. Пребыв новгородским владыкой 21 год, 4 месяца и 2 дня, В. К. снискал на Руси высокий нравственный авторитет. Летописи сообщают, что в 1335 г. «от царя Константина и папы Силвестра» в Новгород был принесен белый клобук (об этом говорит и легендарная «Повесть о белом клобуке»), что в 1346 г. митрополит Феогност в Москве благословил В. К. «крещатыми ризами» (это знаки достоинства, выделяющие новгородских архиепископов среди остальных русских архиереев). Уверенностью в собственном авторитете проникнуто и «Послание о рае», которое, видимо, в 1347 г. В. К. направил тверскому епископу Феодору Доброму. Впрочем, с Тверью у В. К. были особые и близкие отношения. После тверского погрома (Тверь была наказана за восстание против Шевкала в 1327 г.) великий князь тверской Александр Михайлович нашел убежище в Пскове. Сюда после возвращения из Москвы из неудавшегося посольства о мире к Ивану Калите в 1333 г. приехал В. К. и крестил здесь сына изгнанника Михаила. Восемь лет спустя крестника привезли из Твери в Новгород, чтобы здесь В. К. наставил его в книжном учении. Естественно, что в Твери почитали новгородского архиепископа. Импульс для написания «Послания» дала тверская «распря... о оном честном раю», т. е. богословский спор о том, существует ли на земле тот материальный рай, который по Библии был создан для Адама и Евы, или же он погиб и есть только рай: «мысленный», идеальный, неземной. В. К. уверен в существовании земного рая и старается убедить в этом (без тени резкости и даже благодушно) тверского собрата. С ортодоксально-православной точки зрения это ересь (так же рассуждают и заведомые еретики, несториане и яковиты), и не случайно официальным историкам церкви «странно читать» это «Послание» (Макарий. История русской церкви. СПб., 1866, т. 5, с. 153-155). В. К. ссылается не только на каноническую, но и на апокрифическую традицию («Книгу Еноха», «Хождение Агапия в рай», «Слово о Макарии Римском»). Он ссылается и на «видоков» новгородцев, которые якобы добирались до ада «на Дышучемь мори» и до рая на востоке. Сходные представления были распространены и на Европейском Севере (напр., у поэта XIII в. Генриха фон дер Нойенштадта). Однако очевидно, что В. К. отражал именно новгородскую, притом народную точку зрения (память об этом сохранилась в насмешливой поговорке «Новгородский рай нашел»; см.: Буслаев Ф. И. Русская христоматия. М., 1888, с. 167). Наивно-реалистическая «народная вера», для которой характерно пристрастие к земной жизни, адаптировала многие языческие представления, в частности о потустороннем мире. Представления В. К. о земном рае и земном же аде сложились под очевидным влиянием языческих представлений, согласно которым на краю света находится «ирий» («вырий»), который «обычно понимается как место, куда змеи и птицы скрываются осенью и откуда они являются весной» (Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982, с. 144-145). «Послание» В. К. наглядно свидетельствует о том, что «единого православия» на Руси в XIV в. не существовало, что были его местные, официальные и «народные» варианты.

Изд.: ПСРЛ, т. 6. СПб., 1853, Прибавл., с. 87-89; ПСРЛ, СПб., 1856, т. 7, с. 212-214.

Лит.: Петров Н. О влиянии западноевропейской литературы на древнерусскую. - Тр. Киев. духовн. акад., 1872, № 4, с. 43-56; Веселовский А. Н. 1) Историко-литературные заметки. - Филол. зап., 1875, № 3, с. 1-7; 2) Разыскания в области русского духовного стиха. XIX. Эпизод о рае и аде в послании новгородского архиепископа Василия. - СОРЯС, 1891, т. 53, № 6, с. 91-104; Артоболевский С. Св. Василий, архиепископ новгородский. - Моск. церк. ведом., 1904, № 46, с. 531-534; № 47, с. 544-546; 1905, № 3, с. 27-30; № 10, с. 111-113, № 15, с. 176-179; № 17-18, с. 201-207; Соколов М. Материалы и заметки по старинной славянской литературе. Вып. 3. УП. Славянская книга Еноха Праведного. - ЧОИДР, 1910, кн. 4, отд. II, с. 121 и след.

А. М. Панченко

ВАССИАН (КОШКА)

Вассиан, по прозвищу Кошка (Возмицкий, Вотмицкий) (ум. 1568 г.) - архимандрит Возмицкого монастыря, писатель, книгописец. Скудные биографические сведения устанавливаются главным образом на основании записей в рукописях самого В. Он был постриженннком Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником старца Фотия. Одно время являлся архимандритом Возмицкого монастыря (см. запись в рукописи ГИМ, Синод. собр., № 927, л. 1 - «Черньца Васиана Фатеева, бывшаго архимандрита Вотмицкаго монастыря Тверскаго уезда писмо...»). Последние годы жизни он провел в Волоколамском монастыре, где и скончался в 1568 г., что устанавливается на основании описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. В дополнениях к описи сообщается, что после него в монастыре осталось 7 книг, им написанных (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, Приложение, с. 22). Дошедшие до нас писательское и книгописное наследие В. полностью связано с Волоколамским монастырем. В состав монастырской библиотеки XVI в. входили следующие дошедшие до нас рукописи, частично или полностью написанные В.: ГИМ, Епарх. собр., № 114, 231, 258, 419; Синод. собр., № 927; ГБЛ, Волок. собр., № 517, 530, Музейное собр., № 1257. Наибольший интерес представляют два сборника - Музейное собр., № 1257 и Синод. собр., № 927 (описание их имеется в книге: Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959, с. 114-115, 116). Они особенно наглядно демонстрируют характерную черту, свойственную составителям волоколамских сборников, которые любили переписывать произведения своих учителей и писателей, имеющих отношение к иосифлянам. В. в эти свои два сборника включил по преимуществу сочинения волоколамских авторов, в том числе и свои собственные (Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 211-212). В. известен как автор нескольких произведений, хотя авторство его не во всех случаях является безусловно установленным. 1. Словарный свод (Булич С. К. Очерк истории языкознания в России. СПб., 1901, т. 1, с. 163, 164; Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI - начала XVII в. Л., 1975, с. 263-267). 2. Житие Фотия, ученика Кассиана Босого, переписано В. в его сборнике ГИМ, Синод. собр., № 927, л. 171-178, где В. сообщает о своем авторстве (Ключевский. Древнерусские жития, с. 295; Строев. Словарь, с. 44-45; Филарет. Обзор, с. 213). 3. Житие Кассиана Босого, переписано В. в его сборнике ГБЛ, Музейное собр., № 1257, л. 16 об.-24 об. (Ключевский. Древнерусские жития, с. 295; Филарет. Обзор, с. 213; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых // РФВ, 1901, № 3-4, с. 101 и отд. Варшава, 1902, с. 258-261). Филарет автором Жития считает старца Фотия. 4. Статья «О вражде старцев Кирилло-Белозерского монастыря на иосифлян» (Отношения иноков Кириллова Белозерского и Иосифова Волоколамского монастырей в XVI в. // Прибавл. к изданию Творений святых отцов, 1851, ч. 10, с. 502-527; Строев. Словарь, с. 44-45; Филарет. Обзор, с. 213). 5. Надгробное слово Акакию, епископу тверскому (умер в 1567 г.) переписано в рукописи ГПБ, собр. Погодина, № 1554, л. 52-56 об. (Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV-XVI в.). М., 1977, с. 285). 6. Строев (Словарь, с. 44-45) считал, что В. составлен Патерик Волоколамский, т. к. он переписан в сборнике В. ГИМ. Синод. собр., № 927, л. 2-42. В действительности, его автором является Досифей Топорков. Ключевский (Древнерусские жития, с. 294) об этом произведении сообщает неопределенно.

Р. П. Дмитриева

ВАССИАН, ЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ

Вассиан (в миру князь Василий Иванович Стригин Оболенский) (ум. 1508 г.) - епископ Тверской, автор грамоты митрополиту Геронтию. В 1461-1477 гг. архимандрит Тверского Отроча монастыря. Став в 1477 г. епископом, В. остался на престоле и после присоединения Твери к Русскому государству в 1485 г. и сохранял свой сан вплоть до смерти. По-видимому, именно ему, еще в бытность В. архимандритом, было адресовано Послание Иосифа Волоцкого о Троице - связь адресата с Тверью служила основанием для предположения (А. И. Клибанов), что предметом полемики Иосифа были не новгородско-московские еретики (так называемые жидовствующие), а тверские (о существовании которых во второй половине XV в. других сведений не сохранилось). Единственное его произведение, известное нам, - его грамота митрополиту Геронтию, в которой В. доверяет митрополиту совершать «какое восхощет божне великое дело, по святым правилам, преосвященный господин мой». Кроме того, В. приписывалось составление особой редакции Кормчей книги. Предположение о В. как о редакторе Кормчей основывалось на догадке А. X. Востокова, обнаружившего в рукописях Румянцевского собрания (ныне в ГБЛ) Кормчую, в которой церковные правила были расположены не в хронологическом, а в систематическом порядке - по «титулам» или «граням» Номоканона («Собрания 14 титулов»), составителем которого считался константинопольский патриах Фотий. «Таковое распределение правил не было ли сделано Вассианом епископом Тверским, в бытность его еще монахом, до конца 1478 г., ибо в одном списке Кормчей конца XV в., принадлежащем имп. Публ. б-ке и содержащем в себе такое же распределение по граням, надписано: Перевод Васиана старца князя правила по граням. Вассиан епископ Тверской был из рода князей Стригиных Оболенских и до поставления на епископство архимандритом Отроча монастыря, где вероятно и трудился над означенной Кормчей, т. е. над распределением оной по граням», - писал А. X. Востоков. Мнение А. X. Востокова было поддержано и другими авторами, хотя основывалось оно, как мы видим, на записи в рукописи, точных сведений о которой ученый не привел. Между тем в науке хорошо известна Кормчая, где текст действительно расположен по граням Фотиева Номоканона, и составителем ее как раз был «Васиан старец князь», но не Вассиан Стригин-Оболенский, а постриженный в монахи князь Вассиан Патрикеев. К сожалению, однако, рукопись с записью, обнаруженной Востоковым в Публичной библиотеке до 1842 г. (когда составлено его Описание рукописи Румянцевского музея), найти не удалось. Из двух Кормчих той же редакции, находящихся в ГПБ с первой трети XIX в., одна (F.II.74) была составлена Вассианом Патрикеевым, но содержит только косвенные указания на его авторство (ссылка на л. 447 на написание в 1517 г. «по благословению... Варлаама митрополита» и указание на противоречия между «святыми правилами» и Евангелием, включение «Собрания некого старца», написанного Вассианом), а другая (F.II.79) не включает никаких особых записей и «Собрания некого старца». На основании имеющихся данных считать епископа Тверского В. составителем одной из редакций Кормчей, во всяком случае, едва ли возможно.

Изд.: РИБ. СПб., 1880, т. 6, № 109, стб. 743-744.

Лит.: Востоков. Описание, с. 313, № 236; Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959, с. 139-144, 243-244; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960 с. 181-183.

Я. С. Лурье

ВАССИАН, ИГУМЕН ПЕРЕЯСЛАВСКОГО МОНАСТЫРЯ

См. Житие Никиты Столпника Переяславского

ВАССИАН, ИГУМЕН СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Вассиан (1-я пол. XVI в.) - игумен Соловецкого монастыря, автор дополнительных к Житию Зосимы и Савватия соловецких рассказов о 18 чудесах. Судя по сохранившимся монастырским грамотам, В. был игуменом в пределах 1514-1527 гг. (Ключевский. Древнерусские жития, с. 203). П. М. Строев приводит сведения, что он был определен игуменом в 1522 г. (Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877, стб. 816). Сведения о В. как авторе рассказов о чудесах сохранились в некоторых списках Жития Зосимы и Савватия, где часть чудес выделена заглавием - «Сия убо чудеса списана быша игуменом тои же честныя обители Соловецкия» (по Ключевскому - рук. ГПБ, Солов. собр., № 175, л. 115; ГИМ, собр. Уварова, № 1038, л. 141). Первый рассказ (о спасении людей на острове Шужмоа) и несколько последующих записаны В. со слов старца Савватия. Описываемое в первом рассказе событие относится к 80-м гг. XV в. (время игумена Исайи); хронологически это близко чудесам, описанным Досифеем в редакции Жития соловецких чудотворцев Спиридона-Саввы. В. продолжил вслед за Досифеем традицию передачи живого рассказа со слов очевидцев событий. В поле зрения исследователей древнерусской литературы эти рассказы не попали. Других сведений о В. как писателе не сохранилось.

Изд.: Житие и подвиги и отчасти чюдес преподобнаго отца нашего Зосимы // ВМЧ, Апрель, дни 8-21. М., 1912, стб. 551-595.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 203-204; Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с. 19.

Р. П. Дмитриева

Предыдущая страница Следующая страница