Словарь книжников и книжности Древней Руси
Статьи на букву "К" (часть 2, "КИР"-"КОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КИР"-"КОР")

КИРИЛЛ, ЕПИСКОП РОСТОВСКИЙ (1216-1228)

Кирилл (ум. 1230 г.) - епископ Ростовский, биографические сведения о котором есть в Летописи Лаврентьевской. Под 1216 г. сообщается, что К., черноризец Дмитриевского монастыря в г. Суздале, поставлен епископом в Ростове, в 1218 г. К. освящал церковь Бориса и Глеба в Ростове, а в 1224 г. - церковь Спаса в Ярославле. В 1228 г. К. разболелся, оставил епископский стол и вернулся в Дмитриевский монастырь, «хотя лечити свои немочь... бяше же ему лице изменилося, акы почернело от недуга, устне отолстели и нос». В это же время, по решению князя Ярослава Вселодовича, К. был лишен всего своего имущества, а до этого он был богат «кунами и селы, и всем товаром и книгами. И просто рещи, так бе богат всем, так ни един епископ быв в Суждальстей области». К. постригся под именем Кириака и роздал оставшееся имущество нищим. К. был погребен 17 апреля 1230 г. в Димитриевском монастыре (см.: Лаврентьевская летопись. - ПСРЛ, 1962, т. I, стб. 439, 442, 447, 452 и 454). С именем К. исследователи связывают оживленную книгописную деятельность в Ростове в начале XIII в., предполагают, что К. была составлена большая библиотека и что по его инициативе был осуществлен перевод полной редакции Жития Нифонта Констанцского, рукопись с текстом которого сохранилась до наших дней (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 35). Текст Жития сопровождается припиской, согласно которой рукопись была закончена писцами Иоанном и Алексеем 21 мая 1219 г. «в граде Ростове при князи Василце при сыну Константинове, а внуце Всеволожи», и далее следует молитвенное обращение: «Святая богородица госпоже... помози моему господину Василку и мене грешнаго раба своего Кюрила избави в день судный от вечныя муки». А. И. Соболевский допускал, что в библиотеке К. находился ряд рукописей, сохранившихся до наших дней, в частности Успенский сборник (ГИМ, Синод. собр. № 1063/4), Златоструй с Торжественником (ГПБ, F.п.I.46), «Пандекты» Никона Черногорца (Ярославский музей-заповедник, № 1/6). О. А. Князевская на основании палеографических и кодикологических данных считает, что в Ростове в нач. XIII в., помимо Жития Нифонта, был переписан Апостол Толковый (ГИМ, Синод. собр., № 7), а также возможно - Троицкий кондакарь (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 23) и Евангелие-апракос (Библиотека МГУ, № 2Ag 80). В. С. Голышенко установила принадлежность руке одного писца рукописей Учительного евангелия Константина Болгарского (ГИМ, Синод. собр., № 262) и Слова Ипполита об антихристе (ГИМ, Чуд. собр., № 12), также относя их к числу ростовских рукописей начала XIII в. Однако, по мнению современных исследователей, написанные в начале XIII в. в Ростове рукописи не обязательно связывать именно с библиотекой К.

Лит.: Филарет. Обзор, с. 56; Соболевский А. И. 1) Остатки библиотеки XIII в. - Библиограф, 1889, № 6-7, с. 144-145; 2) Остаток библиотеки XIII в. - В кн.: Соболевский А. И. Материалы и исслед. в области слав. филологии и археология. - СОРЯС, т. 88, № 3, СПб., 1910, с. 205-207; Голышенко В. С. К гипотезе о ростовской библиотеке XIII в. - В кн.: Исследования по лингвистическому источниковедению. М., 1963, с. 45-64; Князевская О. А. О ростовских рукописях начала XIII в. - В кн.: Проблемы истории и диалектологии славянских языков: Сб. статей к 70-летию В. И. Борковского. М., 1971, с. 145-152; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - нач. XV в. М., 1980, с. 22-29.

О. В. Творогов

КИРИЛЛ, ЕПИСКОП РОСТОВСКИЙ (1231-1262)

Кирилл (ум. 1262 г.) - епископ Ростовский, возможный автор поучений. Сведения о нем содержатся в Летописи Лаврентьевской. В 1230 г. ростовские князья Василько, Всеволод и Владимир послали в Суздаль, к отцу своему Юрию Всеволодовичу, с просьбой отпустить на опустевший с уходом в монастырь Кирилла, епископа Ростовского (ум. 1230) епископский стол игумена и архимандрита монастыря Рождества Богородицы - также К. В Ростове К. торжественно встречают князь, бояре и горожане. В 1231 г. в Софийском соборе в Киеве К. официально ставит епископом Ростову, Ярославлю и Угличу полю Кирилл (ум. 1233), митрополит Киевский; по этому случаю в Киево-Печерском монастыре происходит торжественная трапеза. Далее в летописи говорится о деятельности епископа: он освящает храмы, сочетает браком князей и княгинь, в тяжелые годы борьбы с монголо-татарским нашествием погребает великого князя Юрия Всеволодовича, погибшего в битве на р. Сити, а затем и своего духовного сына - князя Василька Константиновича, убитого татарами. Летописец подчеркивает авторитет К. и его «книжность»: народ собирался в соборную церковь в Ростове послушать «ученья его еже от святых книг». Удивляется летописец «любовному ученью же и тщанью» епископа, называет его «словесе детелем» и «учительным» (см.: Лаврентьевская летопись. - ПСРЛ, 1962, т. 1, стб. 453, 456-459, 465-469, 471-476). Эта оценка, содержащаяся в летописи, дала основания считать К. выдающимся церковным писателем и проповедником. Однако еще Е. Петухов допускал, что похвалы «книжности» К. могли быть лишь «риторической формулой», параллели которой исследователь обнаружил в греческом источнике, и что восторженная оценка могла проистекать из личных отношений летописца к епископу или из стремления «выставить и восхвалить своего епископа в противовес другим областям» (Петухов. К вопросу, с. 3). Эта догадка подтверждена: Н. К. Никольский установил, что похвала К. в летописи в «главной своей части... представляет дословный перевод начала пролога (или глав) диакона Евфалия к посланиям апостола Павла». Сочинения, приписанные Филаретом К. епископу ростовскому и не имеющие пока убедительной атрибуции, следующие: 1) «Слово святого Кирилла епископа о том, яко не забывати учителей своих» (нач.: «Аще кто велик святитель или малых...») в рукописи XVI в., ГИМ, собр. Уварова, № 515/1788, на л. 346 об.; 2) «Поучение святого отца Кирилла архиепископа» (нач.: «Духовное убо семя в ваших душах...»). Оно входит в «Измарагд» 2-й редакции, где составляет гл. 65. В «Измаргаде» ГПБ (Солов. собр., № 259/270) это поучение приписано «Кириллу Философу, архиепископу Катанскому». Именно так именовался в некоторых списках проложного жития Кирилл Философ - создатель славянской письменности; 3) «Слово святого отца Кирилла о первозданном» (нач.: «Созда бог Адама от земля и от ребра его...»), читается в Измарагде, гл. 114; 4) «Слово святого отца Кирилла, о страсе божий» (нач.: «Всегда, любимии братие и сестры, имеем страх божий...»), там же, гл. 119; 5) «Слово святого отца Кирилла о исходе души и о двунадесяти мытарствах» (нач.: «Сея же тайны не сведят мнози...»), там же, гл. 129. В Измарагде 1-й редакции читается сходный текст под заглавием «Слово от святых книг святаго отца Кирилла (в некоторых списках добавляется - философа)» (нач.: «Понеже не всем тайна откровена бысть...»). Это же слово читается в годовом «Златоусте» в 19 неделю после недели «всех святых» с заглавием: «Слово святого отца нашего Кирилла о небесных силах и чего ради создан бысть человек» (нач.: «Понеже тайна сия не всем откровена...»). Одноименная статья, читающаяся в неделю 28 после недели «всех святых», имеет то же начало, но в дальнейшем тексты статей существенно различаются; 6) «Слово святого отца Кирилла о небесных силах» (нач.: «От небытия в бытие благий человеколюбец бог...»), читается в Измарагде 2-й редакции, гл. 164; 7) «Слово святого отца Кирилла архиепископа Киприйского о злых духах» (нач.: «Многи погании еллини, манехеи в бесы веруют диаволом прелщены, а мы суще, рекше, истинныя християне...») опубликованное в «Москвитянине» по неизвестной рукописи и «Слово святого отца нашего Кирилла о злых и неверных человецех» (нач.: «Мнози неверныя моновениям в бесы веруют и во дьяволы, прелщены, мы же, сущия крестьяне...») XVII в., опубликованное Е. В. Петуховым (по списку ГПБ, Q.I.64), представляют собой две редакции одного памятника (текст, опубликованный в Москвитянине», более полный), которые Филарет ошибочно принял за две разные статьи. 8) «Слово в неделю 6-ю (в некоторых списках - 7-ю) по пасце на собор святых отец 300 и 18, сшедшихся на Ария еретика в Никеи» (нач.: «Днесь память святых отец чтется...»). Эта статья регулярно читается под указанными днями в списках пятидесятного и годового Златоуста. Из перечисленных статей 1-я, 3-я, 4-я и 5-я были опубликованы М. И. Сухомлиновым вместе с сочинениями Кирилла, епископа Туровского.

Изд.: Слово св. Кирилла. - Москвитянин, 1844, № 1, с. 241-245; Еще одно поучение Кирилла Туровского по неизданным спискам. - ИпоРЯС, 1855, т. 4, вып. 4, стб. 177-184; Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858, т. 2, вып. 1. О сочинениях Кирилла Туровского, с. 109-119, 125-128, 130-131, 135-136; Поучения Кирилла, епископа Ростовского. - ПС, 1859, ч. 1, с. 244-258; Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах - авторах в древней русской литературе. СПб., 1887, с. 3-4, 13-16 (СОРЯС т. 42, № 3).

Лит.: Филарет. Обзор, с. 56-58; Никольский Н. К вопросу о проповеди Кирилла II, епископа Ростовского. - Библиографическая летопись. СПб., 1914, т. 1, с. 122-124.

О. В. Творогов

КИРИЛЛ, ЕПИСКОП ТУРОВСКИЙ

Кирилл (ум. до 1182 г.) - епископ Туровский, церковный деятель, автор поучений, торжественных слов и молитв. Сведения о жизни К. крайне скупы. Согласно проложному сказанию, составленному, как полагают, в XIII в. и изданному в 1858 г. М. И. Сухомлиновым, К. родился в г. Турове в состоятельной семье. Он постригся в монахи и некоторое время был «затворником»; труды К. над «изложением божественных писаний» принесли ему известность, и по требованию князя и горожан он был поставлен епископом в г. Турове (Летопись Ипатьевская именует его епископом в 1169 г.). Сказание упоминает о полемике К. с епископом-еретиком Феодором (Федорцом), о переписке с князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, и многочисленных произведениях - «словах» на церковные праздники, канонах, молитвах, похвалах святым. В 1182 г. Ипатьевская летопись называет Туровским епископом Лаврентия, следовательно, к этому времени К. либо оставил епископский стол, либо уже умер. Из большого числа произведений, приписываемых К., несомненно ему принадлежат «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и о мнишестве», «Сказание о черноризцем чине», восемь слов на церковные праздники, тридцать молитв и два канона. «Кирила мниха притча о человечестей души и о телеси, и о преступлении божия заповеди, и о воскресении телесе человеча, и о будущемь суде и о муце» написана, по мнению И. П. Еремина, между 1160-1169 гг. и является обличительным памфлетом против ростовского епископа Федора (Федорца), а возможно и против князя Андрея Боголюбского. Притча использует сюжет аполога о слепце и хромце: слепой сторож (аллегория души) носил на плечах хромого (аллегория тела), и совместно они смогли обокрасть сад своего господина. Несмотря на взаимные обвинения в подстрекательстве оба были признаны виновными и казнены. И. П. Еремину было известно 24 списка притчи, старшие из которых восходят к XIV в. «Повесть Кирилла многогрешнаго мниха к Василию игумену Печерьскому о белоризце человеце и о мнишьстве, и о души и о покаянии» рассматривалась как послание к игумену Киево-Печерского монастыря Василию, но Василий стал игуменом в 1182 г., когда К., возможно, уже не было в живых. Полагают, что имя Василия попало в заглавие Повести случайно, в списках XVI в. По мнению М. И. Сухомлинова, сюжет повести восходит к одному из апологов Повести о Варлааме и Иосафе. И. П. Еремину было известно 9 списков повести и два отрывка из нее. Сказание «о черноризском чине» (в рукописи: «Кюрила епископа Туровьскаго сказание о черноризьчьстемь чину, от вьтхаго закона и новаго: онаго образ носяща, а сего делы съвьршающа») известно в 29 списках начиная с XIII в., встречаются также отрывки из сказания. Наибольшую известность приобрели торжественные слова К., написанные на двунадесятые праздники и на воскресные дни пасхального цикла. Бесспорно принадлежат К. следующие слова: «В неделю цветную о сказании евангельстемь святаго Кирила», «Слово Кюрила недостойнаго мниха на святую Паску во светоносный день воскресения Христова от пророческих сказаньи», «о Фомине испытании ребр господень» («Слово Кирила недостойнаго мниха по Пасце, похваление въскресения, и о арътусе, и о Фомине испытаньи ребр господних»), «Святого Кюрила мниха слово о сънятии тела Христова с креста, и о мюроносицах, от сказания евангельского, и похвала Иосифу в неделю 3-ю по Пасце», «Того же грешнаго мниха слово о раслабленемь, от Бытия и от сказания евангелскаго, в неделю 4 по Пасце», «Кюрила мниха слово о слепьци и о зависти жидов, от сказания евангельскаго, в неделю 6-ю по Пасце», «Кюрила недостойнаго мниха слово на възнесение господне в четверток 6 недели по Пасце, от пророчьскых указаний, и о въскрешении всеродьна Адама из ада» и «Кюрила грешнаго мниха слово на сбор святых отець 300 и 18, от святых книг указание о Христе, сыне божий, и похвала отцем святаго Никейскаго събора, в неделю преже пянтикостия». Принадлежность некоторых слов и поучений К. остается спорной. М. И. Сухомлинов, помимо изданных И. П. Ереминым, публикует следующие произведения, приписывавшиеся К.: 1) «В неделю пятидесятую поучение на пришествие святаго духа и на святыя апостолы»; 2) «того же Кюрила наказанье», 3) «В неделю пятую по Пасхе слово о поучении церковном», 4) «В неделю 23-ю поучение некоего человека верна к духовному брату», 5) «В неделю 19, слово святаго Кирила философа о исходе души и восходе на небо», 6) «В неделю 28 слово святаго Кирила о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли», 7) «Слово святаго отца Кирила о страсе божий», 8) «Слово святаго отца Кирила, архиепископа Александрейскаго о страсе божий», 9) «Слово святаго Курила епископа о том, яко не забывати учителей своих», 10) «Кирила мниха о преступлении и изгнании и заповеди божиа Одамле из раю», 11) «Слово святого Кирила отца о первозданнем». Наиболее спорна принадлежность К. текстов 2, 4-7, 9 и 11 (см. работы Е. Петухова, Н. Никольского, Антония, Л. В. Стояновича и С. Г. Вилинского). Притча, повесть, сказание и слова Кирилла издавались К. Ф. Калайдовичем, М. И. Сухомлиновым, А. И. Пономаревым; лучшее издание осуществлено в 1955-1958 гг. И. П. Ереминым. К. приписывают также около тридцати молитв и два канона («канон молебен» и канон «на успение преподобныя княгини Ольги, бабы Владимеря»), изданные неоднократно (Макарием в 1856 и 1857 гг. и в «Истории русской церкви», И. И. Срезневским в 1856 г.; в «Православном собеседнике»; в «Творениях... Кирилла Туровского» и др.). Слова К. встречаются в древнерусских сборниках начиная с XIII в. Древнейшими из них являются сборники ГПБ, F.n.I.39 (XIII в.), ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 9 и № 11, ГИМ, собр. Уварова, № 589/1770 и Чуд. собр., № 20 (все - XIV в.). Существовавшее ранее мнение, что слова К. входят в состав «Златоуста» не подтверждаются: они встречаются лишь в отдельных списках, представляющих переработку традиционного состава «Златоуста», Помимо списков, учтенных И. П. Ереминым в его издании сочинений К., укажем список Ярославского Музея заповедника № 15433, XV в. (в нем читаются 6 слов), и списки XV в., выявленные в рукописных собраниях Москвы Т. А. Алексеевой. Древнейший сборник, содержащий молитвы К., находится в собрании Ярославского музея заповедника, № 15481 (2-й пол. XIII в.). Литературное мастерство принесло ему прочную и долгую славу; его слова постоянно входят в состав сборников (в том числе в Торжественник) наряду с произведениями знаменитых византийских проповедников и богословов. К. хорошо знал и умело использовал литературные традиции Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, Епифания Кипрского, Феофилакта Болгарского, Симеона Логофета, Тита Бострийского. Тем не менее К. не компилятор; он подражает совершенным образцам, как того требовал литературный этикет средневековья, но сам поднимается на их уровень, придавая особое значение литературному совершенству своих произведений. Слова К. отличает продуманность композиции, умелое введение элементов живого диалога, обилие риторических приемов (амплификация, антитеза, сравнения разных типов, яркие метафоры). Творчество К. явилось одним из наивысших достижений литературы XII в.

Изд.: Памятники российской словесности XII в., изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. М., 1821, с. X-XII, 3-152; Срезневский И. И. 1) Новые списки поучений Кирилла Туровского. - Исторические чтения о языке и словесности за 1854 и 1855 гг. СПб., 1855, с. 137-153; 2) Еще одно поучение Кирилла Туровского по неизданным спискам. - Там же, с. 221-231; 3) Еще заметки в творениях Кирилла Туровского. - Исторические чтения о языке и словесности в заседаниях II отд. имп. АН за 1856 и 1857 гг. СПб., 1857, с. 175-186; Макарий. Св. Кирилл, епископ Туровский как писатель. - Там же, с. 119-174; Молитвы на всю седмицу св. Кирилла, епископа Туровского. - ПС, 1857, с. 212-260, 273-351 (репринт: KirillvonTurov. Gebete. München, 1965 (Slavische Propyläen, Bd 6)); Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского. - В кн.: Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858, т. 2 (текст вступительной статьи переиздан в его кн.: Исследования по древней русской литературе. - СОРЯС, СПб., 1908, т. 85, с. 273-349); Евгений. Творения отца нашего Кирилла епископа Туровского. Киев, 1880; Попов. Библиографические материалы, № 20, с. 127-146; Пономарев А. И. Св. Кирилл епископ Туровский и его поучения. - В кн.: Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под редакцией проф. А. И. Пономарева. - СПб., 1894, вып. 1, с. 88-198; М.; Л., 1955, т. 2, с. 342-367; Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского. - ТОДРЛ, 1955, т. 11, с. 342; 1956, т. 12, с. 340; 1957, т. 13, с. 409; 1958, т. 15, с. 331-348 (см. репринт: KirillvonTurov. Zwei Erzählungen. München, 1964 (Slavische Propyläen, Bd 5)); Из «Притч» и «Слов» Кирилла Туровского (Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова). - ПЛДР. XII век. 1980, с. 290-323, 660-669.

Лит.: Вадковский А. Древнерусская проповедь и проповедники в период домонгольский: (Критико-библиографическая заметка). - Православное обозрение, 1881, сентябрь, с. 75-96; Петухов Е. К вопросу о Кириллах - авторах в древней русской литературе. - СОРЯС, СПб., 1887, т. 97, № 3; Барсов Е. В. Харатейный список XIV в. молитв Кирилла Туровского. - Тр. VII археол. съезда в Ярославле 1887. М., 1892, т. 3, с. 46-51; Соколов М. И. Некоторые произведения Кирилла Туровского в сербских списках. - Древности: Тр. славян. ком. Моск. археол. о-ва. М., 1902, т. 3, с. 223-238; Стоянович Л. В. Новые слова Климента Словенского. - СОРЯС, 1905, т. 80, № 1; Яцимирский А. И. Из истории славянской письменности в Молдавии и Валахии XV-XVII вв - ПДП, № 152, СПб., 1906, с. 147-150; Сухомлинов М. И. 1) Два семитические сказания, встречающиеся в памятниках русской литературы. - В кн.: Сухомлинов М. И. Исследования по древней русской литературе. - СОРЯС, т. 85. СПб., 1908, с. 672-677; 2) О псевдонимах в древней русской словесности. - Там же, с. 441-493; Сушицкий Т. До питання про лiтературну школу XII в. - Зап. Укр. науков. товариства в Киевi, 1909, кн. 4, с. 3-19; Виноградов В. П. Уставные чтения: Очерки по истории греко-славянской церковно-учительной литературы. Сергиев Посад, 1915, вып. 3, с. 97-178; Сперанский М. Н. 1) К истории взаимоотношений русской и югославянских литератур. - ИОРЯС, 1921, т. 26, с. 169-171; 2) Ярославський сбiрник XIII в. - Наук. зб. за рiк 1924. Киiв, 1925, с. 29-36; Еремин И. П. 1) Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности. - ИОРЯС, 1925, т. 30, с. 323-352; 2) Ораторское искусстве Кирилла Туровского. - ТОДРЛ, 1962, т. 18, с. 50-58 (переизд. в кн.: Еремин И. П. Литература древней Руси: (Этюды и характеристики). М.; Л., 1968, с. 132-143); Vaillant A. Cyrille de Turov et Grégoire de Nazianze. - Revue des études slaves, 1950, t. 26, p. 34-50; Алексеева Т. А. 1) К лингвотекстологическому изучению произведений Кирилла Туровского. - В кн.: Памятники русского языка: Вопросы исследования и издания. М., 1974, с. 157-170; 2) Сборники постоянного и варьирующегося состава со словами Кирилла Туровского. - В кн.: Методические рекомендации по описанию славянорусских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976, вып. 2, ч. 1, с. 236-247; 3) «Слова» Кирилла Туровского как источник для исторической лексикологии. - В кн.: Источники по истории русского языка. М., 1976, с. 80-90; Прокофьев Н. И. К литературной эволюции весеннего пейзажа: (Кирилл Туровский, И. М. Катырев-Ростовский и В. К. Тредиаковский). - В кн.: Новые черты в русской литературе и искусстве: (XVII - нач. XVIII в.). М., 1976, с. 231-242; Антонова М. Ф. Кирилл Туровский и Епифаний Премудрый. - ТОДРЛ, 1981, с. 36, с. 223-227; Колесов В. В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского. - Там же, с. 37-49.

Доп.: Черторицкая Т. В. Стилистическая симметрия и архитектоника торжественных слов Кирилла Туровского. - В кн.: Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1984, с. 20-25; Козлов С. В. Символика «духовных сокровищ» в сочинениях Кирилла Туровского. - В кн.: Жанровое своеобразие и стиль. М., 1985, с. 95-109.

О. В. Творогов

КИРИЛЛ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ (1223-1233)

Кирилл (ум. 1233 г.) - митрополит Киевский, предполагаемый автор поучений. Сведения о К. крайне скупы, в связи с чем исследователи относили часть летописных упоминаний имени К. к его предполагаемому преемнику, также Кириллу, и митрополит Кирилл, упоминаемый после 1242-1243 гг., именуется из-за этого то Кириллом II, то Кириллом III. Кроме того, существовало мнение, что Кириллом I следует считать митрополита, занимавшего престол в XI в. между 1039 и 1051 гг. (упоминается в перечне митрополитов перед текстом Никоновской летописи: см. ПСРЛ, СПб. 1862, т. 9, с. XIII), однако в летописях и иных источниках этот митрополит не упоминается. Первое упоминание о К. относится к 6 января 1223 г., когда он был поставлен в митрополиты (см.: Летопись Лаврентьевская. - ПСРЛ, 1962, т. 1, стб. 447, под 1224 г.). Летопись Новгородская первая по Синодальному списку уточняет (в рассказе о смерти К.), что он был греком и «приведен бысть из Никея». Летописи указывают, что К. был «учителей зело и хытр учению божественных книг», однако возможно, что эта характеристика трафаретна и создана под влиянием характеристики митрополита Киевского Иоанна (ум. 1089 г.) в Повести временных лет: «Муж хытр книгам и учению» (для Лаврентьевской летописи обычно подражание в статьях конца XII-XIII вв. тексту ПВЛ). В 1226 г. К. ставит Митрофана епископом во Владимире. В 1227 г. он способствует заключению мира между Юрием Всеволодовичем и Олегом Курским, а в 1229 г. - между Михаилом Черниговским и Ярославом Всеволодовичем. В 1231 г. К. ставит Кирилла (ум. 1262) епископом Ростовским, а Спиридона - архиепископом Новгорода. В некоторых списках Кормчей приводится текст грамоты константинопольского патриарха Германа II (1222-1240), посланной К.; исследователи определяют ее как грамоту «о непоставлении рабов в священный сан и неприкосновенности имуществ и судов церковных» (см.: Востоков. Описание, с. 303-304; РИБ (СПб., 1880, т. 6, ч. 1, с. 79-84). О смерти К. (1233 г.) упоминает НIЛ (по Синод. списку). Это же сообщение повторяется и в ряде поздних общерусских летописей. Согласно Густынской летописи, К. был «русин»; под 1230 г. сообщено, что «посвящен бысть Кирил митрополит киевский, бе искусен в писании и святительстве» (ПСРЛ. СПб., 1843, т. 2, с. 335-336). Это и дало основание предполагать существование в XIII в. трех, а не двух митрополитов, носивших имя Кирилл. Однако в достоверности сообщений Густынской летописи сомневались еще Макарий (История русской церкви. СПб., 1888, т. 3, с. 23, прим. 30) и Е. Голубинский (История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 289, примеч. 4). Литературная деятельность К. не более чем догадка. Филарет приписывает ему «Поучение крестьяном» (нач.: «Чада моя милая, первое имейте веру праву...»), читающееся, например, в сборнике ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 11 (XIV в.) и в рукописи ГИМ, собр. Уварова, № 589/1770, также XIV в. Этот памятник сходен с сочинением Матфея Сарайского (митрополита Алексия), но Филарет считал, что последний переработал сочинение К.

Изд.: Памятники древней русской словесности. - Москвитянин, 1851, кн. 2, № 6, с. 119-134.

Лит.: Материалы для истории русской церкви. М., 1862, т. 1, с. 27-32. Филарет. Обзор, с. 46-47; ПБЭ, т. 1, стб. 393.

О. В. Творогов

КИРИЛЛ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ (1243-1280)

Кирилл (ум. 1280 г.) - митрополит Киевский, церковно-политический деятель, связанный с кругами книжников. По предположению Пл. Соколова, поддержанному М. Д. Приселковым и другими исследователями, К. упоминается впервые в 1241 г. как печатник князя Даниила Галицкого, которого тот посылает в г. Бакоту «исписати грабительства нечестивых бояр» (см. Летопись Ипатьевская. - ПСРЛ, М., 1962, т. 2, стб. 791). Под 1243 г. мы встречаем уже упоминание К. в качестве митрополита, но официальное утверждение его в этом сане произошло видимо позднее, во время поездки в Никею, к патриарху (см. там же, стб. 809). В 1251 г. К. выезжает в Новгород на поставление архиепископа Долмата (см. Летопись Новгородская первая под этим годом). Тогда же, как полагают, произошел его разрыв с Даниилом Галицким, вызванный сближением князя с папским престолом; Даниил был коронован папским нунцием в 1253 г. В 1252 г., по сообщению некоторых летописей, К. принимал участие в церемонии возведения Александра Невского на великое княжение и, видимо, оставался у Александра вплоть до смерти князя в 1263 г.: он отпевал князя и, возможно, по его инициативе создается Повесть о житии Александра Невского. В начале 1270-х гг. К. снова в Киеве; в 1273 г. он привозит оттуда для поставления на епископство во Владимире Серапиона, в 1274 г. созывает во Владимире церковный собор для устранения разногласий в церковном праве, в 1276 г. к нему в Киев едет на поставление архиепископ новгородский Климент. Умирает К. в Переяславле Залесском, но погребают его в Киеве. С именем К. исследователи связывают составление летописи в Галицкой земле: по предположению Л. В. Черепнина, материалы «обследования боярских беззаконий», осуществленного К. и стольником Львом, были использованы при составлении летописных статей за 1238-1245 гг. в Летописце Даниила Галицкого. Возможна причастность К. к составлению летописного свода 1281 г. в Переяславле Суздальском. Значительна роль К. в организации церковного управления на Руси. В 1270 г. по просьбе К. из Болгарии был прислан список Номоканона (свода церковных законоположений), легший в основу древнерусской редакции Кормчей. В рукописи ГБЛ, собр. Румянцева, № 232 сохранился текст сопровождавшего присланный Номоканон послания к К. (см.: Востоков. Описание, с. 290-291). Несомненно принадлежит К. («Правило Кюрила, митрополита руськаго»), обобщившее решения собора 1274 г. К. приписывается также «Поучение к попам» и несколько статей в составе «Мерила праведного». Согласно другой версии, «Поучение» принадлежит Серапиону Владимирскому (см.: Колобанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попом». - ТОДРЛ, 1958, т. 14, с. 159-162). Наконец, именно К. и сопровождавшие его в поездке в Новгород галицкие книжники познакомили Владимиро-Суздальскую Русь не только со своими литературными приемами и традициями, но и с некоторыми текстами. Так, видимо, при посредстве митрополита К. в Переяславль был привезен список обширного хронографического свода, включавшего библейские книги, извлечения из переводных византийских хроник Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию Хронографическую, «Историю Иудейской войны» Иосифа Флавия; этот список отразился в Хронографе Архивском. Филарет приписывал К. ряд произведений, в частности, вслед за А. Розовым считал его автором «Слова на собор архистратига Михаила» (нач.: «Хотяй преблагий человеколюбец господь бог наш всего мира сотворити от небытия в бытие...»). Однако еще Макарий отвергал подобные атрибуции как неосновательные.

Изд.: Правило Кюрилла митрополита русьскаго. - В кн.: Русские достопамятности, издав. ОИДР. М., 1815, ч. 1, с. 104-118; Розов А. Кирилла философа слово на собор архистратига Михаила. - ЧОИДР, 1847, № 8, отд. IV; Памятники древнерусской церковно-учителъной литературы. СПб., 1897, вып. 3, с. 111-114.

Лит.: Шевырев А. С. Обозрение русской словесности в XIII в. - ИпоРЯС, 1854, т. 3, с. 83-85, 87-89; Макарий. О сочинениях митрополита киевского Кирилла II. - Там же, СПб., 1859, т. 8, вып. 3, с. 161-185; Филарет. Обзор, с. 58-62; Голубинский. История церкви, т. 2; 1-я пол., с. 50-89; Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913, с. 159-192; Приселков М. Д. 1) Ханские ярлыки русским митрополитам. Пгр., 1916, с. 83-85; 2) История русского летописания XI-XV вв. Л., 1940, с. 104-106; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940, с. 40-41; Черепнин Л. В. Летописец Даниила Галицкого. - ИЗ, 1941, № 12, с. 245-251; Лихачев Д. С. 1) Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского. - ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 49-55; 2) Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 263-267; Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965, с. 58-60; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978, с. 146-152, 181-184, 243.

О. В. Творогов

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

Климент Смолятич (ум. после 1164 г.) - церковный деятель, автор Послания и других не дошедших до нас сочинений. Судя по прозвищу Смолятич, К. был родом из Смоленской земли. Был схимником в г. Зарубе, а в 1147-1155 гг. киевским митрополитом. На митрополичью кафедру К. был возведен по настоянию князя Изяслава Мстиславича, несмотря на противодействие ряда епископов, возражавших против поставления митрополита без санкции константинопольского патриарха. После смерти Изяслава Мстиславича положение К. пошатнулось, и он оставил митрополичий стол. Летопись Ипатьевская (под 1147 г.) характеризует К. как «книжника и философа», подобного которому не было «в Русской земле». Однако до нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее - «Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом». Старший из известных списков Послания (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 134/1211) датируется XV в. Памятник состоит из двух частей. Первая - предисловие, в котором К. отводит упреки Фомы, обвиняющего его в тщеславии, в том, что К. мнит себя «философом», вместо «почитаемых писаний» ссылается на Гомера, Аристотеля и Платона. К. отстаивает свое право «пытати потонку божественных писаний», т. е. прибегать при толковании библейских образов и выражений к притчам и иносказаниям, а не ограничиваться буквальным их пониманием. Вторая часть Послания содержит толкования библейских выражений; многие из них имеют параллели в других источниках. Неясна роль «Афанасия мниха», который, судя по заголовку, принимал участив в «истолковании», поэтому степень авторства К. в этой части Послания остается спорной. К. приписывается также поучение, озаглавленное в списке ГБЛ, собр. Румянцева, № 406, XV в. «В субботу сыропустную память творим святых отець». И. И. Срезневский (Памятники, стб. 62) предположил, что К. является автором произведения под заглавием: «Слово о любви Климово». Н. Никольский допускал отождествление этого памятника с «поучением о любви» в Торжественнике № 109 Воскресенского собрания (ГИМ) XVI в., но в этом случае атрибуция И. И. Срезневского представляется ему спорной. К. принадлежат также ответы на вопросы Кирика, сохранившиеся в изложении последнего.

Изд.: Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892; Лопарев Хр. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. СПб., 1892 (ПДПИ, № 90); Памятники истории Киевского государства IX-XII вв.: Сборник документов подготовлен к печати Г. Е. Кочиным. Л., 1936, с. 154-155 (отрывок послания); Послание Климента Смолятича / Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. - В кн.: ПЛДР. XII в., М., 1980, с. 282-289, 658-660.

Лит.: Филарет. Обзор, с. 47-50; Ключевский. Древнерусские жития, с. 260-262; Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. 1. К вопросу о неизданном поучении митрополита Климента Смолятича. - ИОРЯС, 1897, т. 2, кн. 1, с. 65-73 (то же: СОРЯС, т. 82, № 4, СПб., 1907, с. 95-103); Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913, с. 375-390; Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом». - ТОДРЛ, 1970, т. 25, с. 20-28.

О. В. Творогов

КОЗЬМА ПСКОВИЧ

Козьма Пскович (XIV в.) - дьяк-писец. До нас дошло несколько богослужебных рукописей, переписанных К. П. Две из этих рукописей примечательны его записями, сделанными на них: Паремийник 1313 г. (ЦГАДА, ф. Б-ки Моск. Синод. типографии, № 61/167) и Пролог первой четверти XIV в. (ГИМ, Синод. собр., № 239, по описанию Т. Н. Протасьевой № 904). Записи К. П. на полях этих рукописей, рисующие его как остроумного, любящего меткое слово человека, носят очень непосредственный характер, свидетельствуют о хорошем знакомстве их автора с устным народным творчеством. В Паремейнике есть такая запись: «Бог дай съдоровие к сему богатию: что кун, то все в калите, что пърт, то все на себе, удавися убожие, смотря на мене» (эта запись дословно повторена К. П. и в Прологе). По словам А. Д. Седельникова, «это трехстрочное стихотворение от нач. XIV в. замечательно тем, что оно предвосхищает и своим общим мотивом, и отдельными образами произведения поэзии, зафиксированные письменностью позже» (Литературно-фольклорные этюды, с. 67). Особый интерес представляет запись, завершающая Паремийник: «А псал Козма дьяк Поповиць грабящима рукама, клеветливым языком, обидливыма очима. А где будеть измятено испровяче чтете, а не исправите, то вы на свою душу». Исследователи уже давно обратили внимание на эту уничижительную самохарактеристику К. П., так как она очень близка к былинной характеристике Алеши Поповича. Подробное описание переписанных К. П. рукописей и публикация всех его записей даны А. А. Покровским.

Лит.: Покровский А. А. Древнее псковско-новгородское письменное наследие. М., 1916, с. 61-64, 150-151; Седельников А. Литературно-фольклорные этюды. - Slavia, 1927, roč. 6, seš. 1, с. 66-70; Адрианова-Перетц В. П. Литература Пскова XIII-XIV вв. - В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 130-131; Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). М., 1973, ч. II, с. 48-50.

Л. А. Дмитриев, Е. А. Фет

КОЛОДЫНСКИЙ АНДРЕЙ

Колодынский Андрей (XVI в.) - дьякон, выходец из Витебска, вероятный автор апокрифического памятника «Письма половца Смеры царю Владимиру Киевскому». Имя К. как человека, нашедшего и переведшего с русского языка на польский письмо Смеры, приводится в сочинении известного протестанта-антитринитария Кристофера Санда «Nucles historiae ecclesiasticae», опубликованном в Амстердаме и Кельне в 1669-1675 гг., вместе с латинским переводом «Письма Смеры». По вероятному предположению И. Малышевского, К. идентичен с упомянутым в послании Артемия Симону Будному русским социнианином (антитринитарием) Козмой-Андреем: «...И се товарищ ваш Козма, егоже вы нарекаете Андрея, в Витебску ясно объявил нынешния ереси проповедани, не треба глаголя Троицу именовати... И лист показал тот Козма, яко от вашея сонмища послан з Вильна...». Таким образом, Козма-Андрей, пустивший в ход «Письмо Смеры», принадлежал, очевидно, к кругу последователей русского еретика социнианина Феодосия Косого. Легендарное письмо Смеры, сохранившееся только в латинском переводе с польского, но имевшее русский оригинал, представляет собой характерный для XVI в. публицистический памятник, облеченный в форму исторической легенды. Такой же характер имело, например, популярное в XVI в. Сказание о князьях Владимирских. Письмо Смеры было написано якобы в X в., еще до принятия Владимиром христианства. Царь Владимир отправил Смеру «в страны греческие для изучения веры и нравов» (явный отголосок летописного рассказа о выборе вер). В «знаменитой империи Греческой» Смера нашел, по его словам, «божницы, построенные роскошно, и людей, нравами похожих на аспидов и василисков». Но наряду с этим он обнаружил в Греческой империи также «немало молитвенных домов христианских, в которых нет никаких идолов, а только столы и скамьи» - т. е. подобие будущих протестантских (социнианских) молитвенных домов. Эти «честные и благочестивые люди» почитают Евангелие и Апостол, они признают Христа Сыном божиим; греки преследуют их. «Но я знаю, что последнее поколение блистательно освободит себя от всего этого... Погибнут надменные греки в вечном огне, да и те, которые приняли их нравы, суть также бесчестны, бесславны, лжецы, достойные отвращения. Сказано мне, царь, господин мой, что ты и твой род будете такими же... Поэтому последнее поколение этих людей осудит их... Итак, царь, не должно тебе принимать обычаев и веры греческой (и римской). Если же ты примешь ее, то я никогда к тебе не возвращусь, но здесь усну смертию и буду ждать суда Сына божия». В письме указывается, что автор писал его «железными буквами, вырезав на двенадцати медных досках». В связи с этим некоторые авторы склонны были рассматривать Послание Смеры как подлинный памятник - свидетельство о существовании русского книгопечатания в X в. Однако этот взгляд был справедливо отвергнут историками, начиная уже с Н. М. Карамзина.

Изд.: Ch. Sandii Nucleus histroiae ecclesiasticae: Appendix. Amstelodami, 1675, p. 61-65; Andreae Wengerscii libri quatuor Slavonicae reformatae. Amstelodami, 1679, p. 499-502; Малышевский Ив. Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру святому // Тр. Киев. дух. акад., 1876, т. 2, с. 472-553; т. 3, с. 141-233.

Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1842, кн. 1, стб. 120-121, примеч. 447; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI в. М., 1960, с. 273; Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы X-XVII вв. М.; Л., 1962, с. 329, примеч. 137; Немировский Е. Л., Горбачевский Б. С. С книгой через века в страны. М., 1964, с. 42-44.

Я. С. Лурье

КОРНИЛИЙ, ИГУМЕН ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Корнилий (ум. 1570 г.) - игумен Псково-Печерского монастыря, автор редакции 1531 г. Повести о Псково-Печерском монастыре, предполагаемый автор или редактор Летописи Псковской III. Биографические сведения о К. немногочисленны. По свидетельству редакции Повести о Псково-Печерском монастыре, составленной в конце XVI в., К. пришел в монастырь после 1523 г., в 1529 (7037) г. был поставлен игуменом и возглавлял монастырь 41 год и два месяца. К. стал игуменом, будучи очень молодым человеком, 27-28 лет. Поставление в игумены в таком молодом возрасте - явление исключительное. Ученые по-разному пытаются его объяснить - происхождением, авторитетностью К. (Н. Н. Масленникова), его промосковскими взглядами (Н. Андреев). При К. монастырь перестраивается и расширяется, превращается в один из самых крупных и значительных монастырей в Пскове. В годы игуменства К. была выстроена церковь Одигитрии на Печорском подворье в Пскове (1538 г.), в окрестностях монастыря - Троицкая церковь в Агиреве и церковь Рождества Христова в Топике, в самом же монастыре - Благовещенская церковь (1541 г.) и Никольская надвратная церковь (1565 г.), с 1558 по 1565 гг. вокруг монастыря была возведена каменная крепостная стена с девятью башнями и тремя воротами, превратившая монастырь в настоящую крепость. Современники отмечали высокие нравственные качества К. С почтительностью отзывался о нем А. М. Курбский: «муж святый и во преподобию мног и славен: бо от младости своей во мнишеских трудах провозсиял» (РИБ, СПб., 1914, т. 31, стб. 359); с уважением писал о его начитанности новгородский архиеписком Феодосий: «зане же, сыну, сам Божественное писание в конец веси» (ДАИ, т. 1, № 35, с. 36). К. занимал одно из первых мест среди псковского духовенства. В 1558 г. во время Ливонского похода Ивана Грозного К. вместе с юрьевским архимандритом и протопопом псковского Троицкого собора перенес из Ругодива в Новгород чудотворные иконы, уцелевшие при пожаре города (ПIIIЛ, статья 7066 г. - Псковские летописи, вып. 2, с. 234). Под 1560 г. К. упоминается в известии о взятии г. Вельяна: К. послал русскому войску священника со святой водой, в ту же ночь город загорелся и был взят, вельянский колокол был прислан в монастырь (ПIIIЛ, статья 7068 г. - Псковские летописи, вып. 2, с. 239). В 1570 г. К. во главе псковского духовенства встречал Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе (ПIIIЛ, список Оболенского, статья 7077 г. - Псковские летописи, вып. 1, с. 116). В том же году, по словам Повести о Псково-Печерском монастыре конца XVI в., «в год зимы, в лето 7078-е, февраля в 20-й день» К. был казнен «земным царем», «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище» (ЦГАДА, собр. МГАМИД, № 399, л. 16 об.). В царском синодике с имени К. начинается перечень казненных Иваном Грозным псковичей (см.: Скрынников Р. Г. Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник // Вопросы истории СССР XVI-XVIII вв. Л., 1965 (Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 278), с. 53, 79). Вместе с К. был казнен его ученик и сподвижник Вассиан Муромцев. О причинах казни К. высказывались разные мнения. Существование разных точек зрения связано с тем, что отсутствуют определенные свидетельства о взглядах и убеждениях К. Из дошедшего до нас послания архиепископа новгородского Феодосия (ДАИ, т. 1, № 35, с. 36) можно заключить, что К. был строг с нарушителями монастырского устава. Он подверг изгнанию старца Савватия, несмотря на его раскаяние и просьбы о прощении; из послания Феодосия, к сожалению, не совсем ясно, о каком именно проступке идет речь. Исследователи расходятся в мнении о том, к какой из церковно-политических партий - стяжателей или нестяжателей - принадлежал К. Н. Н. Масленникова считает К. представителем нестяжателей и связывает его деятельность с боярской оппозицией в Пскове; ее взгляды разделяют Я. С. Лурье, Р. Г. Скрынников, А. А. Зимин и др. Убедительные возражения против отнесения К. к партии нестяжателей содержатся в работах Н. Андреева, который полагает, что вся деятельность Псковско-Печерского игумена, направленная на укрепление монастыря и расширение его владений, противоречит принципам нестяжателей. Освещая причины казни К., ученые, как правило, обращаются к истории взаимоотношений Андрея Курбского с Псково-Печерским монастырем. Известны три послания А. Курбского в Псково-Печерский монастырь, написанные в 1563-1564 гг., до и после побега в Литву (см.: Скрынников Р. Г. Курбский и его письма в Псково-Печерский монастырь // ТОДРЛ. М.; Л., 1962, т. 18, с. 99-116). Первое послание Курбского адресовано «некоему старцу», два других - Вассиану Муромцеву, единомышленнику К., они и служили свидетельством того, что печерское монашество разделяло взгляды опального вельможи. Первое послание Курбского посвящено в основном догматическим вопросам. Второе - содержит в себе политическую программу, оппозиционную по отношению к власти Ивана Грозного. Курбский гневно осуждает церковные власти; подкупленные богатством, они стали послушными угодниками властей и не способны обличить жестокость и кровопролития царя. Третье послание Курбского, написанное и отправленное уже из Литвы приблизительно в то же время, что и первое послание к Ивану Грозному, доказывает, что надежды Курбского на поддержку псково-печерских монахов не оправдались. Курбский жалуется на то, что не нашел помощи и заступничества у печерских старцев и стал жертвой их наветов, упрекает их за отказ предоставить денежную ссуду. Третье послание позволяет утверждать, что старцы порвали всякие сношения с государственным изменником. По мнению Р. Г. Скрынникова, написанная Курбским тотчас после бегства записка в Юрьев; с просьбой достать из тайника на воеводском дворе в Юрьеве писание, заключавшее в себе «дело государево», касается второго послания Курбского в Псково-Печерский монастырь. Курбский заклинает доставить это послание либо царю, либо в Псково-Печерский монастырь. Курбский понимал, что при сложившихся: отношениях его послание, попав в Псково-Печерский монастырь, дойдет и до царя. Таким образом, взаимоотношения Псково-Печерских старцев с Курбским также не дают ясных представлений о политических взглядах иноков и не позволяют делать определенных выводов об антимосковских и антицарских настроениях игумена К. Для более точной характеристики политических взглядов К. необходимы новые исследования. Мало изучена и литературная деятельность К. Во многих списках Повести о Псково-Печерском монастыре имеется запись о том, что она была составлена в 1531 г.: «Написана же бысть сиа повесть в лето 7039, при дръжаве государя великого князя Василиа Ивановича всеа Руси и при архиепископе великого Новаграда и Пскова владыке Макарии»; в некоторых списках читается продолжение этой записи: «А писал сию повесть Корнилей, игумен пещеры Сивонскиа, еже есть во Пскове, того же монастыря Богородицына». Далее К. обращается к некоему лицу, по инициативе которого он и принялся за свой труд, благодарит его за «понужение» и сообщает дополнительные сведения о размерах и положении Успенской церкви и пещер (ГПБ, собр. Погодина, № 1553, л. 186 об.-191). Повесть в редакции К. рассказывает об открытии пещер, возникновении монастыря, первом иноке Ионе, строительстве «ветхого» монастыря при Мисаиле; сообщает о помощи монастырю дьяка Мисюря Мунехина, деятельности игуменов Дорофея и Герасима, содержит описание чудес. Задачи своего труда К. видит в достоверном и точном описании начальных событий монастырской жизни, ибо о происхождении монастыря и жизни первого его инока ходили разные толки. Для К. характерна строгость в отборе материала; опираясь в основном на устные источники (рассказы монастырских старцев, инока Патермуфия, изборянина Селиши и др.), К. относится к ним критически, используя только то, что заслуживало полного доверия. Так, К. не включил в Повесть рассказы о Марке, первом из печерских старцев, так как они показались ему невероятными. Строга и манера повествования К., и форма его произведения. К. ведет рассказ сжато и просто, не украшая его риторическими оборотами, не стремится поразить читателей обилием цитат и сложностью стиля. История текста Повести о Псково-Печерском монастыре, изданной Н. И. Серебрянским, не освещалась в специальных работах; чтобы решить вопрос о том, какие из текстов Повести ближе к авторской редакции, почему в одних списках Повести упоминается имя К. как ее «списателя», а в других нет, необходимы дополнительные разыскания. Кроме Повести о Псково-Печерском монастыре с именем К. связывают и составление летописного свода. У Карамзина есть указание на то, что ему был известен краткий летописец, в котором после сообщения о смерти К. читалось: «и его писания обретеся, яко в то время бысть мятеж и нестроение в Российской земле, и разделение царству, и крамола, и смерть, и людям преселения, и имению отъятие, и пожары великие по градам, и мор и глад, и нашествия иноплеменных» (Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1892, т. 9, примеч. 485, с. 103-104). Повесть о Псково-Печерском монастыре в редакции конца XVI в. также содержит свидетельство о «книзе летописания», составленной К. Рассказывая о нашествии Стефана Батория на Псков, автор Повести добавляет: «о сем же за 14 лет прежде помянутый игумен Корнилий свидетельствует в книзе летописания сице поведа»; далее следует описание видения печерскими старцами, стоящими у Черехского моста «ради мора», множества вооруженных людей, идущих к Пскову (ЦГАДА, ф. 181, № 399, л. 20 об.-21). Сходный текст видения читается в статье 7076 г. в Строевском списке ПIIIЛ. Как полагает А. Н. Насонов, Строевский список и есть та самая «книга летописания», которая была составлена если не самим К., то под его руководством. Свод 1567 г., сохранившийся в Строевском списке, принято считать после исследований А. Н. Насонова сводом игумена К. По мнению А. Н. Насонова, свод 1567 г. враждебен власти великого царя Московского.

Изд.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле. М., 1908, Приложение, с. 547-552; Псковские летописи / Под редакцией А. Н. Насонова. М., 1955, вып. 2, с. 78-250.

Лит.: Никитский А. Очерки внутренней истории Пскова. СПб., 1873, с. 704-705; Петухов Е. В. О некоторых исторических и литературных фактах, связанных с именем Успенского Псково-Печерского монастыря XVI и XVII вв. // Тр. X Археол. съезда в Риге. М., 1899, т. 1, с. 256-263; Насонов А. Н. 1) О списках псковских летописей // Псковские летописи / Пригот. к печ. А. Насонов. М.; Л., 1941, вып. 1, с. XXIX-XXXVII; 2) Из истории псковского летописания // ИЗ, 1946, т. 18, с. 55-294; Лурье Я. С. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV // Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951, с. 472-473; Масленникова Н. Н. 1) Идеологическая борьба в псковской литературе в период образования Русского централизованного государства // ТОДРЛ. М.; Л., 1951, т. 8, с. 187-217; 2) Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. Л., 1955, с. 167-178; Скрынников Р. Г. 1) Курбский и его письма в Псково-Печерский монастырь // ТОДРЛ. М.; Л., 1962, т. 18, с. 99-116; 2) Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник // Вопр. ист. СССР, XVI-XVIII вв. Л., 1965 (Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 278), с. 22-86; 3) Начало опричнины. Л., 1966 (Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 294), с. 34, 399, 382-383; 4) Опричный террор. Л., 1969 (Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 374), с. 58-61; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964, с. 72-74, 302; Andreyev N. Studies in Muscovy. Western Influence in Byzantine Inheritance. London, 1970, N 7 (The Pskov-Pechery Monastery in the 16th Century), 8 (Kurbsky’s Letters to Vas’yan Muromtsev), 9 (Was the Pskov-Pechery Monastery a Citadel of the Non-Possessors?).

В. И. Охотникова

Предыдущая страница Следующая страница