Наши партнеры

https://altrix-edge.io/

Педагогический словарь
ЛИХАЧЁВ, ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛИХАЧЁВ, ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

ЛИХАЧЁВ, ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ (1906-1999) - филолог и историк культуры, общественный деятель, академик РАН (академик АН СССР с 1970), член мн. зарубежных академий. Герой Социалистического Труда (1986). За участие в студенческом религиозно-философском кружке был репрессирован (1928), отправлен в Соловецкий лагерь, а оттуда на строительство Беломорско- Балтийского канала. По возвращении (1932) работал корректором. С 1938 сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) в Ленинграде, с 1954 руководил сектором древнерусской литературы. Профессор ЛГУ (1946-53). Председатель правления Рос. международного фонда культуры "Наследие" (с 1986). Гос. премия СССР (1952, 1969), Гос. премия Рос. Федерации (1993).

Осн. труды посвящены изучению истории русской литературы 10-17 вв. Предложенные Л. принципы подхода к литературному материалу (осмысление историко-социального контекста, анализ "стилей эпох" в их соотнесённости с изображением человека и др.) открывают современному читателю возможность воспринять далёкие по времени создания произведения в историко-культурной перспективе. Важную научную и общеобразовательную роль играют труды Л. по изучению "Слова о полку Игореве", раскрывающие его поэтическую суть и художественные особенности (в т.ч. работы, рассчитанные на массового читателя и школьную аудиторию).

В 80-х гг. создал культурологическую концепцию, в русле которой рассматривал проблемы гуманизации жизни людей и соответствующей переориентации воспитательных идеалов, а также всей системы образования как определяющие общественное развитие на современном этапе. Понятие культуры Л. трактовал не только как сумму нравственных ориентиров, знаний и профессиональных навыков, но и как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. С культурой Л. тесно связывал понятие интеллигентности, характерными чертами которой являются стремление к расширению знаний, открытость, служение людям, терпимость, ответственность. Нравственным проблемам (развитию в подрастающем поколении гуманности, интеллигентности, патриотизма) специально посвящены книги Л., обращённые к педагогам и молодёжи: "Земля родная" (1983), "Письма о добром и прекрасном" (1985; 2 изд., 1988).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 376)

В начало словаря