Педагогический словарь
НЕОТОМИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕОТОМИЗМ

НЕОТОМИЗМ (от греч. nеos - новый и имени Thomas - Фома) - философское течение в католицизме, базирующееся на учении Фомы Аквинского и получившее в конце 19 в. статус официальной философской доктрины в Ватикане. Идеи Н. разрабатываются в крупных центрах (Академия Св. Фомы в Ватикане, Католический университет в Париже, Пуллахский университет близ Мюнхена и др.). Философия образования и педагогика Н. опираются на осн. положения антропологии и этики учения Н. Согласно идеям Н., человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворённой Богом. Человек сопричастен чистому Божественному бытию с его надкатегориальными определениями Единства, Истины, Красоты и Блага. Человек представляет собой сложную субстанцию, состоящую из двух простых величин - души и тела. Душа представляется основой личности, а телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание Божественного блага. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность добродетелей, на развитие которых должна быть ориентирована общественная жизнь. Теоретики Н. сформулировали тезис о творческой способности человека, коренящейся в его сопричастности тоталь- ности Божественного бытия и направленной на созерцание мира культуры. Неотомисты развитие образования рассматривали в русле возрождения религиозно-нравственных ценностей в контексте современной культуры. Например, Ж. Маритен в своей концепции интегрального гуманизма утверждает, что кризисное состояние современной культуры можно преодолеть путём коммунитарного стремления к общему благу, утверждения плюрализма и христианских ценностей. Маритен критиковал одновременно и тоталитаризм и западную демократию за бездуховность и считал, что только религиозное мировоззрение во всех сферах культуры может обеспечить воспитание интеллектуальной личности, наделённой нравственными и теологическими добро- детелями и способной преобразовать современное общество. Неотомисты также считали, что философия образования и педагогика должны синтезировать данные биологии, психологии, социологии и др. дисциплин на основе нравственных ценностей. Исследовательские и университетские центры Н. рассматривают проблемы образования с позиций христианства. Неотомисты считают, что "светские" педагогические теории не способны определить высшие цели воспитания. Н. развивает идеи гармонического сочетания в школьном образовании научных знаний и религиозных представлений. Идеи Н. используют мн. конфессиональные учебные заведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 167)

В начало словаря