Педагогический словарь
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ - семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Наиболее распространены Н.с., состоящие из матери и детей. Существуют Н.с., где нет ни одного из родителей и дети живут с бабушками, дедушками и другими родственниками. По данным переписи 1994, доля Н.с. среди всех семей составила 17,4%, причём 12,1% семей имели только мать и 1% - отца. Н.с. возникает в силу разных причин: рождения ребёнка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяют осн. типы Н.с.: внебрачная, осиротевшая, разведённая, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди Н.с. Воспитание детей в Н.с. обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Большинство Н.с. испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат Н.с. во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большая часть Н.с. возникает по причине ухода отца. Поэтому женщины своё разочарование по отношению к бывшему мужу иногда бессознательно проецируют на ребёнка. В ряде случаев мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая ребёнка чрезмерной лаской и опекой. Во всех таких ситуациях воспитательная атмосфера семьи отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка. Кроме того, в Н.с. ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в Н.с. также отличается противоречивостью. Часто дети из Н.с., по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Однако это не означает, что Н.с. обязательно является неблагополучной. Н.с., хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь из-за детей, зачастую приносят напрасную жертву. Родителю, оставшемуся главой Н.с., необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 167-168)

В начало словаря