Педагогический словарь
ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ - группа болезней, встречающихся преимущественно у детей и способных передаваться от заражённого организма к здоровому и при определённых условиях принимать массовое (эпидемическое) распространение. Источником инфекции может быть не только больной, но и здоровый человек (т.н. бактерионоситель), а также некоторые виды животных.

Инфекционные болезни делятся на кишечные, дыхательных путей, кровяные и наружных покровов. При инфекциях дыхательных путей (краснуха, ветряная оспа, коклюш, дифтерия, скарлатина, эпидемический паротит, менингококковая инфекция, острые респираторные заболевания - ОРЗ и др.) возбудитель передаётся воздушно-капельным путём. Во внешней среде возбудитель обычно быстро погибает, однако возбудители дифтерии и скарлатины устойчивы к воздействию внешней среды, поэтому заражение возможно и через предметы, которыми пользовался больной, и через третьих лиц. Быстрое распространение Д.и., передаваемых воздушно-капельным путём, и высокая восприимчивость к ним детского организма создают предпосылки к тому, что такими инфекциями обычно болеют в детском возрасте (до 15 лет). ОРЗ болеют в любом возрасте, однако эпидемические вспышки ряда этих заболеваний (аденовирусные, респираторно-синцитиальные, парагриппозные) встречаются почти исключительно среди детей раннего возраста и реже среди школьников.

Инфекции наружных покровов (кожи, слизистых оболочек) - чесотка, парша, стригущий лишай, бородавки, конъюнктивит, молочница, стоматит и другие - чаще всего передаются через предметы обихода или при прямом контакте с больным. Возбудителей кровяных инфекций (сыпной и возвратный тифы, клещевой и комариный энцефалиты и др.) могут переносить кровососущие насекомые (вши, комары, клещи, москиты). Эти заболевания имеют преимущественно природно-очаговый характер.

Для острых инфекционных заболеваний характерно циклическое течение. Различают периоды: инкубационный (скрытый) - промежуток времени от момента заражения до первых проявлений болезни, когда происходит размножение и накопление возбудителей (от него зависят сроки карантина, устанавливаемого для каждого заболевания, изоляции лиц, бывших в контакте с инфекционным больным); продромальный (период предвестников) - начало болезни, сопровождаемое недомоганием, повышением температуры, головной болью, лёгким ознобом и др. (продолжается обычно от 1 до 3 дней, при некоторых болезнях отсутствует); период осн. проявления болезни (период разгара) - последовательное возникновение типичных для данной инфекции симптомов и др. (может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель); период угасания болезни - ослабление выраженности осн. клинических симптомов; период выздоровления (реконвалесценция), его продолжительность зависит от формы болезни, тяжести течения, иммунологических особенностей организма, эффективности лечения и нередко сопровождается симптомами астении (пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, нарушение сна и др.). Иногда наблюдаются рецидивы болезни - возврат почти всего комплекса симптомов заболевания. В любом периоде заболевания могут развиваться различные осложнения. Обычно они возникают в результате т.н. вторичной инфекции, вызванной действием другого микроорганизма.

Выздоровление обычно сопровождается формированием невосприимчивости к повторному заражению (иммунитета). После большинства детских инфекций (корь, ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит, полиомиелит, коклюш) вырабатывается стойкий, практически пожизненный иммунитет. После дифтерии, скарлатины возможны случаи повторных заболеваний. При некоторых инфекциях (например, дизентерия, холера) вырабатывается слабый и кратковременный иммунитет и возможно повторное заболевание через очень короткий промежуток времени. В ряде случаев (например, при инфекциях, вызванных вирусом герпеса, стафилококком) формирования иммунитета вообще не происходит; наоборот, развивается повышенная чувствительность к данному возбудителю, восприимчивость к повторному заболеванию.

Клинические проявления инфекционных заболеваний весьма многообразны. Различают явные (типичные), стёртые, бессимптомные формы течения болезни, что во многом зависит от состояния ребёнка: его индивидуальных и возрастных особенностей, предшествующих заболеваний и др. Обычно у заболевшего ребёнка повышается температура, ухудшается самочувствие; он становится вялым, капризным, отказывается от еды. Нередко в начале заболевания бывает головная боль, рвота. Большинство Д.и. (корь, краснуха, скарлатина, ветряная оспа, менингококковая инфекция) сопровождается появлением на коже и слизистых оболочках сыпи. Для дифтерии, скарлатины, ОРЗ и других Д.и. характерны воспалительные (катаральные) процессы в дыхательных путях и конъюнктиве глаз, боль в горле. При наличии этих симптомов ребёнка необходимо срочно изолировать от других детей и показать врачу-педиатру. В эпидемическом отношении наибольшую опасность представляют стёртые формы, осложняющие своевременное диагностирование заболевания. Некоторые инфекционные болезни развиваются постепенно и сопровождаются незначительным ухудшением общего состояния и нормальной температурой (например, вирусный гепатит, диагностика которого в дожелтушном, эпидемически наиболее опасном периоде, затруднена), поэтому важно обращать внимание на малейшие изменения в поведении ребёнка.

Особенности течения инфекционных болезней зависят от возраста ребёнка. Так, дети до 3 мес, как правило, не болеют корью, скарлатиной благодаря наличию у них пассивного иммунитета, полученного от матери, но в то же время они особенно чувствительны к заболеваниям стафилококковой этиологии.

В целях предупреждения и лечения Д.и. проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, в т.ч. активная массовая иммунизация населения. Разработан календарь индивидуальных профилактических прививок. Большое значение имеют общеоздоровительные мероприятия, занятия с детьми физической культурой, закаливание, гигиена детей и подростков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 65-66)

-------------------

См. также Нарушения в психофизическом развитии у детей, Противоэпидемические мероприятия в детских учреждениях

В начало словаря