Наши партнеры

деке отзывы сотрудников
https://pc-service.kz/shop/klaviatura-dly-noutbukov/klaviatura-dlja-noutbuka-asus
https://altrix-edge.io/

Педагогический словарь
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА (от греч. oligos - малый, phren - ум и педагогика) - наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта; один из разделов коррекционной (специальной) педагогики.

О. опирается на данные общей педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, педиатрии, детской психоневрологии, психиатрии и других смежных наук.

Первые попытки изучения воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в 19 в. Ж. Итаром и Э. Сегеном. Проблемами О. занимались Ж.О. Декроли и Ж. Демор (Бельгия), Б. Меннель и А. Фукс (Германия), А. Бине, Ж. Филипп и П. Бонкур (Франция) и др.

В России О. начали разрабатывать Е.К. Грачёва, М.П. Постовская, В.П. Кащенко, создавшие первые учреждения для умственно отсталых детей. Кащенко был также инициатором научных исследований по дефектологии, создания Школы-санатория (Москва, 1908). Большой вклад в О. внесли В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо, сближавшие педагогическую и медицинскую науки.

Основополагающей для отечественной О. стала концепция Л.С. Выготского о возможности и необходимости развития в первую очередь высших психических функций больных детей, не ограничиваясь только простой тренировкой элементарных функций. Идеи Выготского развивали А.Н. Граборов, Л.В. Занков, Г.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинский, Т.А. Власова, И.Г. Ерёменко, Х.С. Замский, В.Г. Петрова, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, И.М. Соловьёв и др.

О. изучает особенности и закономерности развития ребёнка под влиянием коррекционного обучения; определяет принципы, содержание и методы обучения и воспитания умственно отсталых детей на основе индивидуального подхода к различным типам нарушений интеллекта, разрабатывает систему и структуру специальных учреждений (см. Нарушения интеллекта). В О. применяются общие методы воспитания и обучения, но с учётом задач коррекционно-воспитательной работы и особенностей развития умственно отсталых детей. Особое значение имеет индивидуальный подход. Построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребёнка. Важнейшим компонентом является преодоление социальной недостаточности ребёнка, т.е. специальное воспитание должно быть подчинено социальному (Выготский).

В Рос. Федерации специалистов по О. готовят факультеты дефектологии и коррекционной педагогики, специальной психологии и специальной педагогики педагогических высших учебных заведений. Научно-исследовательская работа ведётся в Институте коррекционной педагогики РАО и в некоторых педагогических вузах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 179)

-------------------

См. также Граборов, Алексей Николаевич, Коррекционная педагогика, Нарушения интеллекта

В начало словаря