Педагогический словарь
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая психологические факторы, а также механизмы функционирования личности и групп осуждённых в условиях отбывания ими наказания. Вопросы П.п. несовершеннолетних правонарушителей рассматриваются в русле общей П.п. Термин "П.п." введён в научный оборот в 90-е гг. 20 в., ранее использовалось понятие "исправительно-трудовая психология". Основы П.п. были заложены в 19 в., когда в обществе стали формироваться идеи гуманизации тюремного наказания. Положение о необходимости использования психологических знаний в работе по перевоспитанию осуждённых было изложено в "Основах пенитенциарной науки" С.В. Познышева (1923). После принятия в 1924 исправительно-трудового кодекса психологические исследования среди осуждённых стали проводиться систематически. В этих целях были созданы Московский кабинет при Московском отделе здравоохранения (1926), Ленинградский кабинет при Губсуде (1926) и др. Работу этих кабинетов координировал Государственный институт по изучению преступности и личности преступника (1925). В 30- 50-е гг. исследования в области П.п. практически не проводились и лишь в середине 60-х гг. с восстановлением в исправительных учреждениях воспитательной работы началось возрождение П.п. В 1968 опубликована работа А.Г. Ковалёва "Психологические основы исправления нарушителей".

По инициативе Б.С. Утевского в Высшей школе МВД СССР (в 1974 преобразована в Академию, с 1998 Академия управления МВД России) с участием психологов МГУ читается курс психологии для работников исправительно-трудовых учреждений, с 1964 по инициативе Н.А. Стручкова курс психологии включён в планы учебных заведений МВД (учебная программа разработана В.Ф. Пирожковым). В 1974 издан первый учебник по исправительно-трудовой психологии А.Д. Глоточкина и Пирожкова. Исследования в области психологии личности осуждённых проводили М.А. Алемаскин, К.К. Платонов, А.Р. Ратинов, И.П. Башкатов, В.Г. Деев, А.И. Ушатиков и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 196)

В начало словаря