Педагогический словарь
ПЕСТАЛОЦЦИ (PESTALOZZI), ИОГАНН ГЕНРИХ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕСТАЛОЦЦИ (PESTALOZZI), ИОГАНН ГЕНРИХ

ПЕСТАЛОЦЦИ (PESTALOZZI), ИОГАНН ГЕНРИХ (1746-1827) - швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. В 50- 60-х гг. 18 в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нойхофе" (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы "Лингард и Гертруда" (1781-87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801) и др.

Осн. роль в осуществлении своих социальных замыслов П. отводил воспитанию. Стремясь облегчить участь крестьянских детей, лишённых элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития, П. считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет избавиться от нужды. По П., воспитание должно быть природосообразным (см. Принципы воспитания) и начинаться с младенческих лет. Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребёнка, П. подчёркивал важность связи и тесного взаимодействия умственных, нравственных и физических способностей ребёнка в обучении, которое обеспечивает гармоничное развитие человека.

Идею П. о развивающем обучении К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 95). Критикуя школу за вербализм и зубрёжку, притуплявшие духовные силы детей, П. стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с "естественным путём познания" у ребёнка. Исходным моментом этого пути П. считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира и поэтому придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. П. значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность её использования в целях развития формирования мышления. П. расширил и содержание начального обучения, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. П. стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы и любая мать-крестьянка.

Исходным моментом физического развития П. считал способность ребёнка к движению. На основе "естественной домашней гимнастики" П. предлагал строить систему школьной "элементарной гимнастики". Трудовое обучение П. рассматривал как неотъемлемую органическую часть своего метода. Он высказал идею о создании "азбуки умений", усвоение которой помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть необходимыми трудовыми навыками.

П. критиковал современную ему профессиональную подготовку молодёжи, сводившуюся к овладению "односторонними рутинными умениями", и выдвинул идею "элементарного образования для индустрии", которое рассматривалось им как "средство гуманизации промышленности".

Значительную роль П. отводил нравственному воспитанию, истоки которого видел в семье. Общественные воспитательные учреждения П. предлагал строить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним. Сформулированные П. идеи педагогического активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 Законодательным собранием Французской республики П. было присвоено звание "гражданин Французской республики".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393)

В начало словаря