Педагогический словарь
ПОБЕДОНОСЦЕВ, КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОБЕДОНОСЦЕВ, КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ

ПОБЕДОНОСЦЕВ, КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ (1827-1907) - государственный деятель, публицист, педагог. Почетный член Российской и Французской академий наук. Сенатор (1868), член Государственного совета (1872), обер-прокурор Синода (1881). Преподавал законоведение членам царской семьи, в т.ч. будущим императорам Александру III и Николаю II. Вопросы педагогики были существенной частью политической программы П. Выступал против либеральных установлений, но в то же время опасался законодательных переустройств и больше надеялся на внутреннее перерождение людей и разные формы духовного воздействия. Важнейшей такой формой считал церковно-приходские школы. В результате проводимой П. политики их число выросло за 1881-1903 в 11 раз. В 1884 эти учебные заведения были выведены из подчинения МНП и вверены духовному ведомству; фактически они противопоставлялись светской - земской начальной школе. П. считал, что обучение должно сочетаться с воспитанием, единственно возможной основой которого является религия. Большую роль отводил семейному воспитанию. Главное для школы, отмечал П., - не методики, программы, научные разработки, а "живая личность учителя", для которого основным является не специальное образование, а практический опыт. П. указывал, что школа для народа не должна отрывать выходцев из низших социальных слоёв от привычной среды и не должна служить ступенью к среднему и высшему образованию. В своих выводах П. опирался на взгляды учёных, педагогов, церковных деятелей консервативной ориентации - французских социологов Ф. Ле Пле и Э. Демолена, английского священника С. Барнетта. Значительное влияние на П. оказала деятельность Н.И. Ильминского и С.А. Рачинского. Педагогические взгляды П. заметно повлияли на постановку обучения в духовных академиях и семинариях. Идеи П. были с одобрением встречены мн. церковными и общественными деятелями, но в целом его преобразования в системе духовных учебных заведений вызвали в обществе недовольство.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 396)

В начало словаря