Педагогический словарь
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ - вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью.

В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к середине 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва административных и хозяйственных руководителей. Учебные заведения П.к. вскоре стали действовать во мн. отраслях хозяйства; в их числе были 11 промышленных академий, Высшие экономические курсы и факультеты особого назначения при вузах. В системе П.к. создавались отраслевые и межотраслевые институты, факультеты и курсы. Срок обучения с отрывом от работы составлял, как правило, 1-2 мес, без отрыва от работы - 3-4 мес. В конце 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 Институтов повышения квалификации и институтов усовершенствования, 188 их филиалов, св. 560 факультетов при вузах, св. 600 различных курсов.

Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образовательных потребностей. Современная система П.к. представляет собой совокупность учебных заведений (подразделений) различных организационно-правовых форм, а также органов управления ими, научно-исследовательских учреждений и информационных служб, реализующих дополни- тельные профессиональные программы.

В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием. Основополагающие принципы этой системы: сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием; непрерывность П.к. на протяжении всего периода педагогической деятельности; согласованность и преемственность функционирования различных звеньев системы П.к.; опережающий характер П.к. с учётом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта. Эта работа осуществляется на курсах П.к. при Академиях повышения квалификации и переподготовки работников образования, в Институтах усовершенствования учителей, на факультетах повышения квалификации при вузах. Этими же учреждениями проводятся различные тематические, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 201)

-------------------

См. также Переподготовка кадров

В начало словаря