Педагогический словарь
ПОНИМАНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОНИМАНИЕ

ПОНИМАНИЕ - мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Формы проявления П.: отнесение предмета или явления к определённой категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение причин явления, его происхождения и развития, и т.д. Различаются три версии П.:

1. как непосредственное усмотрение "внутренним взором" реальности человеческой жизни;

2. как познание-переживание другого в собственном внутреннем опыте через данные извне знаки;

3. как развёртывание самопонимания через расширение жизненного контекста и его постоянное переистолкование. Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной деятельности.

П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отражённое в опыте человека, но и ещё непознанное, новое. В зависимости от того, насколько существенны отношения, которые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно различные элементы - уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения.

П. - активный процесс. Воспринимая правило, закон, понятие, описательный текст и пр., ученик должен произвести самостоятельную работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность и т.п.

В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. Для этого используются несколько критериев: умение характеризовать словами то, что осмысливалось (при этом важна постановка разнообразных вопросов); умение пересказывать текст своими словами; переконструировать текст, передать его в более сжатом или развёрнутом виде и т.д. Словесное выражение осмысливаемого материала и практические действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 206-207)

В начало словаря