Педагогический словарь
ПОНЯТИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ - форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. закрепляются в слове. В П. отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. В П. различают содержание и объём. Содержание П. - это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объём П. - множество (класс) обобщаемых в П. предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объёма П. классифицируются на единичные, собирательные и общие.

В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя чёткой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое П. Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между П. осуществляется в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.

В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т.н. житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребёнка, опосредованной общением с другими людьми. Научные П. систематичны, имеют чёткие признаки, но они более чем житейские П. абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения. Иначе П. будут "книжными", формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных П., а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 207)

В начало словаря