Педагогический словарь
ПОТРЕБНОСТИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИ - внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; осн. источник активности личности. Возникновение П. побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения. П. становятся внутренними побудителями деятельности - мотивами.

П. человека формируются в процессе его воспитания. Характерная особенность П. человека - их фактическая ненасыщаемость - нельзя удовлетворить к.-л. П. раз и навсегда. Будучи удовлетворёнными, они возникают вновь, развиваются и при этом побуждают человека создавать всё новые предметы материальной и духовной культуры. Потенциальная возможность безграничного расширения круга П. ставит вопрос о разумности тех или иных П. Разумными следует считать П., реализация которых ведёт к полному и всестороннему развитию личности, к увеличению вклада личности в общество, культуру, общение с другими людьми. Удовлетворение П. не единственное условие развития личности и при отсутствии других формирующих условий (и среди них в первую очередь труда) возможность легко удовлетворить свои П. часто ведёт к деградации личности. Паразитические П., не регулируемые трудом, могут стать источником антиобщественного и противоправного поведения. Обязательное условие формирования П. в той или иной деятельности - опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и может выступать как средство реализации других П.

Правильно организуя деятельность детей и её эмоциональное подкрепление, можно стимулировать развитие у них творческих П. и препятствовать укоренению нездоровых П.

П. человека не являются неизменными, поэтому в число осн. задач воспитания входит не только удовлетворение растущих П., но и изменение самих П., их возвышение, направлением которого становится сдвиг П. с потребления на созидание.

Для человека характерно то, что даже те его П., которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных П. животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих П. осуществляется за счёт общественно обусловленного развития их предметов. П. подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Психологи выделяют и специфические П. Например, А. Адлер, З. Фрейд исследовали П. к агрессии и с помощью этого понятия пытались объяснить агрессивное поведение. Фрейд также рассматривал П. в наказании и считал, что это внутренняя потребность людей, склонных к самомазохизму (см. Мазохизм) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 209)

В начало словаря