Педагогический словарь
ДИЗСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДИЗСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДИЗСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (от лат. dis - приставка, сообщающая понятию противоположный смысл, и социальное воспитание) - целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов криминальных и тоталитарных (политических и квазикультовых) групп и организаций (сообществ). Задача Д.в. - привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционирования подобных антисоциальных объединений. Цели Д.в. зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них Д.в. имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни.

В Д.в. человек рассматривается не как личность (самостоятельный, ответственный субъект), а как индивид (т.е. представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия лидеров. Взаимодействие членов организации с лидерами имеет сугубо инструментально-деятельностный характер (например, в ходе криминальных или экстремистских действий).

Д.в. осуществляется с помощью определённого набора средств, из которых важнейшими можно считать следующие средства. Во-первых, осн. род занятий группы или организации (криминальный, квазикультурный, экстремистский). Во-вторых, автократический (самовластный) стиль руководства, предполагающий единоличное управление лидером жизнедеятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жёсткий контроль за жизнью и поведением каждого, использование широкого набора негативных санкций (включая физическое насилие, а в криминальных и некоторых тоталитарных группах - физическое уничтожение) по отношению к нарушителям норм и приказов.

Реализация автократического стиля руководства ведёт к тому, что первоначально складывающиеся отношения "лидер - ведомый", "учитель - ученик" превращаются в отношения "господин - раб", т.е. к полному подавлению членов группы. В-третьих, характер осн. рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют специфическую для неё субкультуру (жаргон, способы свободного времяпрепровождения, эстетические пристрастия - одежда, причёска и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством Д.в.

Процесс Д.в. в общем виде включает в себя ряд этапов. Первый - возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в неё и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Квазикультурные организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д. Второй - включение человека в жизнедеятельность организации, узнавание и освоение её норм, ценностей, стиля взаимоотношений. Третий - удовлетворение определённых потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потребностей в антисоциальные. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. При неоднократном совершении подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.

Четвёртый - закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок (Т.Ш. Ангуладзе, Н.Г. Маградзе), которые и определяют поведение членов криминальных групп и организаций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 71-72)

В начало словаря