Педагогический словарь
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ - наука о физиологических основах психики. Термин "П." предложен ок. 1830 французским философом Н. Массиасом. Задачей П. является изучение физиологических и нейрофизиологических механизмов психических процессов. В П. используются методы регистрации сенсомоторных и вегетативных реакций, а также методы прямой регистрации активности мозговых структур при разных функциональных состояниях и видах психической деятельности. К их числу относятся электрофизиологические методики (электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы), компьютерная позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитный резонанс. Использование различных способов математической обработки данных даёт возможность охарактеризовать степень и характер участия отдельных нервных центров и особенности их взаимодействия в процессе реализации психических функций. Выделяют П. функциональных состояний, когнитивной и аффективной деятельности (восприятия, внимания, памяти, обучения, мотиваций и эмоций), П. движения.

Самостоятельными направлениями в П. являются дифференциальная П. и возрастная П. Дифференциальная П. изучает физиологические основы индивидуальных различий. На исследованиях в этой области базируется диагностика интеллектуальных способностей, темперамента и других свойств личности. Возрастная П. изучает развитие в онтогенезе системных мозговых механизмов психической деятельности и систем её вегетативного обеспечения. Её задача - выявление закономерностей развития мозга и функциональных систем, обеспечивающих контакты с внешней средой, накопление индивидуального опыта, организацию адаптивного поведения, последовательность и особенности формирования психических процессов. Выбор средств и методов воспитания и обучения на основе знаний возрастной П., приведение их в соответствие с особенностями физиологических механизмов, лежащих в основе психических функций на разных этапах онтогенеза, является необходимым условием оптимального развития ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 230-231)

В начало словаря