Педагогический словарь
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ - сообщества и группы, создающиеся по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Возникновение С.о. обусловлено тем, что в процессе социализации дети и молодые люди испытывают потребность в переживании и осознании своей общности со сверстниками, в групповой солидарности. Каждый ребёнок неизбежно становится членом к.-л. коллектива как формального, так и неформального.

В практике достаточно трудно провести различие между С.о. и неформальными объединениями (нетрадиционными объединениями, объединениями субкультуры, контркультуры и пр.). Среди специалистов наиболее распространена точка зрения, что в С.о. связующим звеном выступают осознанные цели и мотивы участников, а неформальные группы детей и молодёжи основываются на психологических взаимозависимостях участников при почти полном отсутствии институционально организованных отношений внутри группы; цели членов мн. неформалов вообще нельзя сформулировать, а мотивация их деятельности носит стихийный характер. Поэтому к С.о. часто относят организационно оформленные детские и юношеские организации позитивной направленности (см. Детская общественная организация), а к неформальным группам - асоциальные и социально опасные общности. Однако такой подход неправомерен, т.к. строгого организационного оформления не имеют многие любительские объединения по интересам и др.; в то же время чётко организованы некоторые неформальные группы милитаристской, шовинистской и даже криминальной направленности.

Варианты социально-структурной организации С.о. многообразны. Среди них выделяются официально оформленные детские, юношеские и молодёжные организации с упорядоченным разделением социальных ролей (см. Детское движение, Международное детское и юношеское движение). В Рос. Федерации С.о., претендующие на участие в общественной жизни, должны быть официально зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

Объединения могут быть различными по времени существования: от спонтанно появляющихся и кратковременно существующих компаний до стабильных коллективов, в которых участвует не одно поколение молодёжи. Иногда С.о. разделяют по возрастному принципу на детские и молодёжные, однако такой подход достаточно условен, т.к. мн. организации имеют смешанный возрастной состав.

В отечественном детском и юношеском движении до конца 80-х гг. среди С.о. доминировали ВЛКСМ и пионерская организация. К концу 80-х гг. наиболее сильно проявилось противоречие между декларируемой самодеятельностью детских и юношеских организаций и их реальной зависимостью от вышестоящих общественных организаций и педагогических коллективов учебных заведений. Попытки реформировать ВЛКСМ и пионерскую организацию не имели успеха.

В 90-е гг. возникло большое число разнообразных партий, клубов, движений, представляющих интересы учащихся, студентов, молодых специалистов, предпринимателей численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Однако этот спонтанный процесс не привёл к появлению влиятельной самодеятельной организации. Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (преемник пионерской организации) и молодёжные фракции политических партий и движений (КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Единство" и др.) также не приобрели массового характера.

Наиболее актуальной проблемой является организация С.о. детей школьного возраста. Законом РФ об образовании (1992) запрещено создавать общественно-политические организации в школе. В то же время опыт показал, что детям и подросткам трудно сориентироваться в многочисленных объединениях, существующих вне школ и часто удалённых от места их жительства. Согласно социологическим исследованиям (конец 90-х гг.), 80% опрошенных детей ничего не знают о деятельности новых общественных организаций. Наиболее доступными для школьников являются объединения учащихся и С.о., создаваемые в системе дополнительного образования детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 251-252)

-------------------

См. также Детская общественная организация, Детское движение, Детское общественное объединение, Международное детское и юношеское движение

В начало словаря