Педагогический словарь
АВТОРИТЕТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АВТОРИТЕТ

АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas - значение, влияние, власть) - добровольно принимаемое индивидом влияние к.-л. лица, осн. на признании его достоинств. Выражается в способности носителя А. управлять мыслями и настроениями других людей, не прибегая к принуждению. Первыми А. для любого человека выступают родители, с которыми связан первый опыт социального взаимодействия, общения и которые выступают для ребёнка носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности. Беспрекословное подчинение ребёнка родителям порождает типичную педагогическую ошибку: родители утверждаются во мнении, что сама по себе их позиция выступает основой и гарантией их А., для поддержания которого не требуется дополнительных усилий. Однако по мере взросления ребёнок обретает всё большую самостоятельность и родители могут сохранить свой А. лишь в том случае, если его основой всё более выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства, которые ребёнок способен оценить.

С поступлением ребёнка в школу учитель приобретает для него даже больший А., чем родители. Это означает не утрату родителями своего влияния на ребёнка, а его естественное разделение между ведущими институтами социализации - семьёй и школой. Для младших школьников А. учителя, как правило, определяется его ролью. Подростки начинают критически относиться к А. учителя. Они признают за учителем право принимать ответственные решения в ситуациях учебной деятельности, однако доверие к учителю с их стороны авансируется в меньшей степени, чем в младшем возрасте. У старшеклассников происходит дальнейшее усиление личностной избирательности за счёт уменьшения ориентации на А.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 10-11)

-------------------

- категория социальной психологии, обозначающая:

1. власть индивида, основанная на занимаемом им положении, общественном статусе или должности;

2. признание за индивидом права на принятие решения в условиях совместной деятельности. В этом случае индивид может не обладать властью, но пользоваться всеобщим уважением, доверием, обусловленным его идеальной представленностью в сознании других и значимостью преобразований, которые он осуществил своей деятельностью.

(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 307)

В начало словаря