Педагогический словарь
ТУГОУХОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТУГОУХОСТЬ

ТУГОУХОСТЬ - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Т. может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Кондуктивная Т. возникает вследствие некоторых заболеваний, серных пробок, аномального строения наружного и среднего уха и устраняется методами консервативного лечения или с помощью оперативного вмешательства.

Наиболее резкое понижение слуха отмечается при сенсоневральной Т., связанной с поражением внутреннего уха или слухового нерва; при этом нарушения носят стойкий необратимый характер. Лечение может иногда дать некоторый эффект, если оно начато в раннем периоде болезни. При значительно выраженной Т. существенную помощь приносит звукоусиливающая аппаратура.

При смешанной Т. поражение внутреннего уха или слухового нерва сопровождается кондуктивным компонентом - нарушением нормального функционирования наружного и среднего уха, после устранения которого слух улучшается. Врождённая Т., а также Т., возникшая в доречевой период или в начальном периоде формирования речи, ведёт к нарушению нормального речевого развития.

Детей, которые страдают Т., называют слабослышащими детьми. В отличие от глухих детей, они имеют возможность с помощью слуха накапливать некоторый запас слов. Раннее коррекционное обучение позволяет даже детям с тяжёлой Т. уже в дошкольном возрасте овладеть развёрнутой фразовой речью.

Когда Т. не распознаётся или на неё не обращается внимание, речь ребёнка может оказаться недоразвитой даже при сравнительно небольшой степени Т.

Слабослышащие, обладающие развёрнутой фразовой речью, хорошо понимающие обращённую к ним устную речь и внятно (понятно для окружающих) говорящие, могут обучаться в массовых детских садах и школах. Однако даже незначительная Т. (ребёнок слышит шёпот на расстоянии 2-4 м) может вызвать трудности в обучении. Слабослышащие дети могут успешно обучаться в массовых учреждениях при оказании им коррекционной помощи учителями-дефектологами сурдологических кабинетов и групп кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

При выраженном недоразвитии дети нуждаются в обучении в специальном дошкольном учреждении (группе) или в школе для слабослышащих и позднооглохших. Слабослышащие дошкольники могут воспитываться дома и получать коррекционную помощь учителя-дефектолога. О системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений см. в статье Слух.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 293)

-------------------

См. также Слух

В начало словаря