Педагогический словарь
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО - период в развитии ребёнка от рождения до поступления в школу. В рамках Д.д. выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3-5 лет) и собственно дошкольный возраст (от 5 лет до поступления в школу). В разных странах дети приступают к школьному обучению в возрасте 5-7 лет. Готовность к школьному обучению формируется неоднородно и зависит от индивидуального темпа развития каждого ребёнка.

Ребёнок рождается более беспомощным, чем детёныши большинства животных. Однако отсутствие большого количества врождённых форм поведения составляет не слабость, а силу ребёнка - он обладает значительными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения, присущих человеку.

Необходимое условие нормального созревания мозга новорождённого - упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг разнообразных сигналов из внешнего мира. Родителям следует позаботиться о том, чтобы ребёнок получал достаточно зрительных, слуховых, осязательных ощущений, видя яркие игрушки, слыша человеческий голос и т.п. В условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (потребность в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми); на их основе осуществляется психическое развитие. Постепенно к 2-3 мес у ребёнка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая к взрослому,- комплекс оживления: ребёнок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, двигает ручками и ножками, издаёт звуки и т.о. выражает появившиеся потребности в общении со взрослыми - первые социальные потребности ребёнка. Комплекс оживления связан с определёнными условиями воспитания и, в свою очередь, служит показателем уровня психического развития младенца. Отсутствие комплекса оживления или его задержка свидетельствуют о наличии некоторых заболеваний либо о недостаточном общении ребёнка со взрослыми. Эмоциональное общение оказывает влияние и на познавательное развитие ребёнка. Наиболее активно необходимо общаться с ребёнком с 2-2,5 мес, иначе развитие психики задерживается. Младенец выделяет взрослого как посредника при контакте с окружающим миром. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребёнка в еде, гигиеническом уходе и т.п., а также потребность в активной психической жизни. Осн. формой общения с ребёнком становится совместная деятельность, когда активность ребёнка стимулируется действиями взрослого и когда ребёнок сам призывает взрослого к совместным действиям. В общении ребёнок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести. Т.о., в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития: психические качества человека складываются под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Л.С. Выготский отмечал, что отношение ребёнка к действительности оказывается с самого начала социальным отношением; младенца в этом смысле можно назвать максимально социальным существом: вся его жизнь организована т.о., что во всякой ситуации зримо или незримо присутствует человек.

Нарастающая потребность в общении со взрослыми приводит к развитию речи. Уже на 2-м мес наблюдаются первые признаки лепета, затем путём подражания возникают звуки речи. К концу 1-го года жизни младенец начинает понимать некоторые слова и пытается сам произносить их.

На протяжении 1-го года жизни ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и формировании психических процессов и качеств: научается держать головку, садиться, ползать и к концу года - ходить. На 3-4-м мес начинают развиваться хватательные движения. В процессе двигательной активности ребёнок приобретает ряд необходимых двигательных навыков и учится манипулировать предметами. Практическое приспособление к свойствам и размерам предметов ведёт к тому, что их свойства начинают выделяться в зрительном восприятии, действия интериоризируются (см. Интериоризация) - переходят в план зрительного восприятия. Вместе с формированием хватательных движений возникают и развиваются простейшие манипуляции с предметами (бросание, трясение и т.п.). Восприятие приобретает предметность и константность. На протяжении младенческого возраста изменяется характер психической активности ребёнка. Появляется тенденция к преднамеренной деятельности.

К концу младенческого возраста (1 год) дети способны повторять за взрослыми мн. действия. Подражание и преднамеренные действия свидетельствуют об интенсивном развитии интеллекта. Мышлению ребёнок учится в действии, подражая собственным и чужим движениям. На основе организуемых взрослыми движений и действий ребёнка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают первые элементарные формы восприятия и мышления, составляющие предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта, которое происходит в раннем детстве.

Осн. достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются овладение прямой походкой (прямохождение), развитие предметной деятельности и овладение речью.

Предметная деятельность становится ведущей. В ней ребёнку впервые открываются функции предметов. Особенно значимыми для психического развития ребёнка оказываются соотносящие и орудийные действия. Цель первых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определённые пространственные взаимоотношения (занятия со сборно-разборными игрушками), цель вторых - употребление предмета-орудия для воздействия на другие предметы (т.о. усваивается сам принцип употребления орудия - один из осн. принципов деятельности человека). К концу раннего детского возраста (на 3-м году) начинают складываться игровой и продуктивный виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Накопление впечатлений в процессе предметной деятельности служит основой для развития речи. Овладение речью происходит в связи с дальнейшим развитием потребности в общении. Если ребёнок по к.-л. причинам лишён необходимых условий для развития речи, то наверстать упущенное впоследствии оказывается очень трудно.

В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребёнка и взрослого, но на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", т.е. у него возникают начальные формы самосознания. Этот период принято считать "кризисом трёх лет", т.к. у взрослых возникают трудности во взаимоотношениях с ребёнком, который начинает проявлять негативизм и упрямство. Эти трудности преодолеваются, если взрослые разумно поощряют самостоятельность ребёнка.

Стремление детей быть как взрослые возможно удовлетворить только в игре, поэтому игра вызывает качественные изменения в детской психике: в ней закладываются основы учебной деятельности. Особое место занимают ролевые игры - как своеобразная форма приобщения детей к миру взрослых. Кроме того, в совместной игровой деятельности дети учатся согласовывать свои действия, общаться со сверстниками в коллективе. В результате формируются социальные качества личности.

В дошкольный период происходит колоссальное обогащение и упорядочивание чувств, опыта ребёнка, овладение специфическими формами восприятия и мышления, развитие воображения и т.п. В основе развития мышления дошкольников лежит формирование умственных действий. Решающая роль в становлении мышления принадлежит обучению. Дети 5-6 лет уже легко усваивают начальные знания из физики, химии, биологии и пр., овладевают понятиями и способами логического мышления. Осн. задача умственного воспитания - всемерное развитие наглядно-образных форм мышления, к которым дошкольный возраст наиболее позитивен и которые имеют огромное значение для будущей жизни, т.к. являются составной частью любой творческой деятельности.

В дошкольном возрасте начинает складываться личность ребёнка, формируются эмоционально-волевая сфера, интересы, мотивы поведения. Такое формирование определяется социальным окружением ребёнка, обстановкой в семье. Малыши редко ограничивают свои желания, предпочитают делать то, что им нравится. Под влиянием оценки, которую дают взрослые их поступкам, зарождается понимание того, что хорошо, а что плохо, формируется чувство долга. Дети учатся оценивать поступки свои и других детей. Самосознание превращает ребёнка в самобытную личность. На основе всех этих качеств ребёнка формируется готовность к школьному обучению.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 78-79)

В начало словаря