Педагогический словарь
УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ

УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ - официальное подтверждение научной квалификации специалиста и его роли в учебно-воспитательном процессе в высшем учебном заведении; присуждение степеней и присвоение званий - форма аттестации научных кадров. Практика присуждения учёных степеней ведёт историю со времён первых западноевропейских университетов (12-13 вв.).

В Рос. Федерации порядок присуждения учёных степеней определяется соответствующим положением. Присуждение учёных степеней происходит в специализированных диссертационных советах, которые создаются Высшей аттестационной комиссией.

Учёные звания - форма выражения официального и научно-общественного признания заслуг учёного, в т.ч. в подготовке научных работников, в создании учебной и научной литературы. Учёные звания служат также для обозначения ряда ведущих должностей в высших учебных заведениях и научных - в научно-исследовательских учреждениях (например, "научный сотрудник"). Впервые в высшей школе статус "профессор" (лат. professor _ учитель) был установлен в Оксфордском университете в 16 в. В ряде стран были введены звания "штатный" (ординарный) профессор и "внештатный" (экстраординарный) профессор. Звание "доцент" (лат. docens, родительный падеж docentis - обучающий) могло быть присвоено лицам, имеющим одну из низших степеней. В 19 в. во мн. странах введены также должности "приват-доцента" (получали оклад, состоявший из отчислений от платы за обучение студентов). В странах с французской системой организации высшего образования одно из младших учёных званий - "агреже" (с 1808).

В России звание "профессор" закрепилось после учреждения Московского университета (1755). До 1863 званию "доцент" соответствовал "адъюнкт-профессор". В 1863 установлено звание "доцент", а в 1884 - "приват-доцент".

Система аттестации на учёные звания в научных учреждениях несколько раз пересматривалась. В 1986 в них установлены должности главного, ведущего, старшего научного, научного и младшего научного сотрудников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 302-303)

В начало словаря