Педагогический словарь
УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - профессиональные организации педагогов и воспитателей. В России первыми У.о. были ссудно-сберегательные кассы и общества взаимной помощи в Одессе (1866), Москве (1870 - Общество воспитательниц и учительниц), Рязани (1882 - Общество пособия учащимся в начальных училищах, и др.). К 1894 было 15 обществ (9 из них состояло при Министерстве внутренних дел и 6 - при МНП). В том же году был принят типовой устав, который ограничивал рамки деятельности обществ исключительно сферой материальной взаимопомощи. В декабре 1902 - январе 1903 состоялся 1-й Всерос. съезд представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания (ок. 70 организаций).

Одной из форм профессионального объединения учителей были общественно-педагогические собрания, которые могли проводиться с целью организации досуга их членов. Многообразием отличалась деятельность педагогических собраний - Петербургского (осн. Педагогическим обществом взаимопомощи в 1893) и Московского (1902), которое после закрытия Московского педагогического общества взяло на себя ряд его функций. Деятельность У.о. активизировалась в 1905-07. В эти годы возникли союзы политической направленности: Всерос. союз учителей и деятелей по народному образованию (см. Всероссийский учительский союз), Всерос. союз учителей и деятелей средней школы, Социал-демократический союз деятелей по школьному и внешкольному образованию, Академический союз, объединивший деятелей науки и преподавателей высшей школы, и др. Некоторые общества взаимопомощи превратились в чисто благотворительные организации, другие слились с ячейками учительских союзов. После прекращения деятельности (1907) учительских союзов общества взаимопомощи вновь стали центрами профессионального объединения учителей. Они проводили работу по улучшению труда и быта педагогов, по повышению их профессионального уровня.

В 1910-х гг. получили распространение учительские дома - стационарные просветительские учреждения для педагогов. Наиболее крупным был Московский учительский дом (открыт в 1911), построенный по проекту А.У. Зеленко Обществом взаимной помощи при учительском институте и другими организациями. При нём были организованы музей наглядных пособий, библиотека, комнаты для приезжих учителей и др. По решению съезда им. К.Д. Ушинского для координации деятельности У.о. было создано (1914) справочное бюро. Бюро подготовило "Ежегодник учительских обществ" (обзор деятельности) за 1914 и 1915. В 1915 осн. Всерос. педагогическое общество, на базе которого были созданы Учительский союз в Петрограде и Союз деятелей средней школы в Москве, которые затем объединились во вновь созданный Всерос. учительский союз.

В 1919 осн. Всерос. профсоюз работников просвещения и социалистической культуры, в который в 1921-22 входили также деятели искусств и печати. В 1922-34 существовал профсоюз работников просвещения (Рабпрос), объединявший педагогов образовательных и политико-просветительных учреждений. В 1-й половине 30-х гг. функционировали самостоятельные профсоюзы работников начальной и средней школы, работников высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений. В 1956 они объединились под руководством ВЦСПС. В 1957 образован Профсоюз работников просвещения высшей школы и научных учреждений. С 1992 интересы учителей защищает Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Международные учительские организации подразделяются на организации профсоюзного и профессионально-педагогического характера. По форме объединения различают У.о. - конфедерации, федерации, ассоциации и др. по географическому составу - всемирные, межрегиональные, субрегиональные и региональные; по профессиональному составу - универсальные, охватывающие преподавателей отдельных предметов, директоров школ и др. Осн. цели У.о.: развитие сотрудничества между учителями, защита их прав и интересов, содействие повышению статуса педагогов в обществе и др.

Среди всемирных и международных У.о. до 1993 выделялось 4 крупнейших У.о. профсоюзного характера, объединявших св. 70% учителей и работников образования в мире. Всемирная федерация организаций учительской профессии (ВКОУП; осн. в 1952; штаб- квартира в г. Морж, Швейцария), Международная федерация свободных учительских союзов (МФСУС; 1951; штаб- квартира в Амстердаме), Международная федерация профсоюзов работников просвещения (МФПРП; 1946, штаб- квартира с 1991 в Мотрёй, Франция), Всемирная конфедерация профсоюзов учителей (ВКПУ; 1963; штаб-квартира в Брюсселе). В 1993 на базе ВКОУП и МФСУС образован Интернационал образования (штаб-квартира в Брюсселе) - самая крупная организация за всю историю учительского движения. Среди региональных и субрегиональных У.о. выделяются: Европейская ассоциация учителей (1956), Совет учителей северных стран Европы (1968), Общеафриканская организация учительской профессии (1974), Азиатская конфедерация учителей и др. К организациям профессионально-педагогического характера относятся: Всемирная федерация ассоциаций преподавателей иностранных языков (1931), Международная федерация преподавателей французского языка (1969), Международная ассоциация преподавателей немецкого языка (1968), Международная ассоциация преподавателей итальянского языка (1994), Европейская ассоциация директоров средних школ (1988) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 304-305)

В начало словаря