Педагогический словарь
ХЕД СТАРТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХЕД СТАРТ

ХЕД СТАРТ (англ. head start - успешный старт) - программа компенсаторного обучения в США, направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств. Теоретические предпосылки создания программы "Х.С." - концепция Б.С. Блума и результаты эксперимента Л. Якобсона и Р. Розенталя. Блум выдвинул концепцию о стабильности и изменчивости человеческих признаков, акцентируя значение первых 8 лет жизни ребёнка для развития его способностей. Якобсон и Розенталь исследовали Пигмалиона эффект. Протестировав учащихся, они выбрали наугад несколько детей со средними результатами, но учителю сообщили, что именно эти дети обладают наиболее высоким интеллектом. Повторив исследование через год, они обнаружили, что у выбранных ими учащихся значительно повысилась успеваемость и коэффициент интеллекта. Было показано, что соответствующая установка педагога способна оказать чрезвычайно положительное воздействие на интеллектуальный рост среднего ученика. Т.о., отставание в учёбе обусловлено не врождёнными особенностями детей, а неблагоприятными условиями обучения и воспитания. В 1965 по инициативе президента США Л. Джонсона был принят закон о начальной и средней школе, послуживший основанием для многочисленных развивающих программ. В том же году была начата наиболее масштабная из них - "Х.С.". В 2500 округах было создано св. 13 тыс. центров, охвативших 500 тыс. детей. Курс развивающего обучения длился 8 недель. Уже в 1965 по окончании курса занятий были достигнуты положительные сдвиги в выполнении детьми тестов интеллекта. В 1969 американский психолог А. Дженсен попытался опровергнуть достижения программы "Х.С.", доказывая, что интеллект преимущественно определяется врождёнными факторами. Однако приведённые им данные показывают лишь то, что существующие тесты интеллекта выявляют не сам интеллект, а знания и умения, соответствующие структуре этих тестов. Опыт программы "Х.С." свидетельствует о значительных возможностях педагогического воздействия на интеллектуальное развитие. Вопреки мнению сторонников теории врождённых способностей, программа "Х.С." показала зависимость успеваемости и психического развития от социальных условий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 310)

В начало словаря