Педагогический словарь
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ - в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале 18 в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой. С 1730 архиерейские школы начали преобразовываться в семинарии, число же начальных училищ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным. Созданные по Уставу 1804 приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчинённых МНП, однако преподавали в них гл.о. священники и причетники. Начальные школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836 по распоряжению имп. Николая I начали создаваться школы при церквах и монастырях (к 1851 было св. 4,7 тыс. таких школ). К 1861 духовенством было основано св. 18 тыс. начальных училищ, за которыми закрепилось название "церковно-приходских школ" (употреблялись также названия: "священнические школы", "церковные школы", "школы для поселянских детей"). Сторонники церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное нравственное воспитание. Видную роль в церковно-школьном движении 60-70-х гг. 19 в. сыграл С.А. Рачинский. Распространение Ц.-п.ш. вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны мн. земств (см. Земства и просвещение). МНП в 70-е гг. фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Мн. церковные училища перешли в ведение земств. Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 70-80-х гг. 19 в. в период общественных потрясений. В 1884 утверждены Правила о Ц.-п.ш., выводившие их из подчинения МНП. Для заведования школами при Синоде учреждался Училищный совет. При духовных семинариях учреждались образцовые начальные школы. Духовному ведомству были также подчинены общинные элементарные "школы грамоты", а также воскресные школы для взрослых. Предусматривалось создание одноклассных и двухклассных училищ со сроком обучения 2 и 4 года (в начале 20 в. курс был увеличен до 3 и 6 лет). В программу обучения входили Закон Божий, церковное пение, церковно- славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной истории. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего. Руководил обучением священник. Несмотря на значительный рост числа школ, в их устройстве сохранялись мн. недостатки: учитывая занятость священников, руководители духовного ведомства пытались возложить преподавание на дьяконов или выпускников духовных семинарий, ожидающих принятие сана. Бюрократизированная система духовного ведомства стесняла самостоятельность священников и учителей; отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить церковные школы за счёт общественных средств, в то время как казённых ассигнований явно недоставало. Качество преподавания, образовательный уровень учителей в церковных школах были ниже, чем в светских. В связи с началом русско-японской войны 1904-05 государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 церковная школа была ликвидирована Постановлением СНК от 24 декабря 1917 "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению". С конца 80-х гг. началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994) предписал "расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне". Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 316)

-------------------

См. также Начальное образование, Земства и просвещение, Приходские школы

В начало словаря