Педагогический словарь
ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ - широкий круг знаний, охватывающий все разделы духовной культуры, в центре которого находится человек. Ч. отвечает на вопросы о том, что такое человек (в чём его сущность, или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чём смысл его существования (см. Смысл жизни), каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Т.е. под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Знания о человеке могут быть научные, философские, религиозные, фольклорные, мифологические, художественные, житейские и "паранаучные" (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Первым шагом человека в познании себя было создание мифов. Самыми распространёнными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека. Данные археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики подтверждают наличие уже у первобытного человека сложной системы верований, обычаев и обрядов, в основе которых лежит идея о соединении в человеке двух различных начал - души и тела. Человек является одним из важнейших объектов религиозных учений. Для мн. поколений верующих иудеев и христиан Библия служила практически единственным руководством по Ч. В систематическом и истолкованном виде эти же знания представлены в религиозной (теологической) антропологии. Вопросы нравственного совершенствования человека присутствуют в самых разных религиозных системах (индуизм, буддизм, христианство и др.). Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика; см. Аскетизм). Человек во всём многообразии его деятельности занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном. Различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения обобщает педагогическая антропология. Интерес к человеку обнаруживается уже в древнегреческой философии. Однако первым наиболее ясно поставил задачу системы Ч. как мировоззрения И. Кант. В его "Антропологии с прагматической точки зрения" (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим гл. предметом познания и приложения знания и навыков. Немецкий философ-идеалист М. Шелер (1874-1928) основал направление философской антропологии. Её представители стремились соединить собственную философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека. Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. К гуманитарным наукам традиционно относят науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: филология, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология и др. Достаточно сложно проводить границу между науками о человеке и обществе. Оба направления научного знания объединяются термином "социальные науки". В социальные науки также включают демографию, криминологию, географию и др. С идеей преодоления раздробленности наук о человеке в 1960-е гг. выступил Б.Г. Ананьев, который призывал к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, отводя центральное место психологии. Другой подход к интеграции научного Ч. разрабатывался Г.П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится по отношению не к массивам знания, создаваемым каждой наукой, а к трём "полярным представлениям" человека: как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 317-318)

-------------------

См. также Аскетизм, Смысл жизни

В начало словаря