Наши партнеры

https://pc-service.kz/shop/klaviatura-dly-noutbukov/klaviatura-dlja-noutbuka-hp
https://altrix-edge.io/

Педагогический словарь
ЮНОСТЬ( ШКОЛЬНАЯ)

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЮНОСТЬ( ШКОЛЬНАЯ)

ЮНОСТЬ( ШКОЛЬНАЯ) - ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14-15 до 17-18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в старших классах общеобразовательной школы или в средних профессиональных учебных заведениях. Хронологические границы этого возрастного периода условны. Биологически в юношеском возрасте завершается физическое созревание; хотя большинство юношей и девушек вступают в него в основном половозрелыми, на долю этого возраста приходится устранение ранее сложившихся диспропорций в физическом развитии. В социальном плане Ю. - завершающий этап первичной социализации. К концу этого периода завершается профессиональное самоопределение молодого человека, происходит вступление в самостоятельную трудовую и гражданскую жизнь. Осн. психологический процесс Ю. - формирование личности и развитие самосознания - протекает у отдельных индивидов по-разному. Во-первых, действует закон неравномерности созревания и развития. Причём эта неравномерность является одновременно межиндивидуальной (сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития) и внутрииндивидуальной (неполная согласованность и гетерохронность физического, сексуального, умственного, социального и нравственного развития у одного и того же индивида). Во-вторых, в зависимости от индивидуальных особенностей и условий воспитания существуют разные типы протекания Ю. У одних это период "бури и натиска"; другие сравнительно легко, но скорее пассивно включаются во взрослую жизнь. Третьи взрослеют быстро, скачкообразно, но без внешних конфликтов; рано определившиеся жизненные цели, самоконтроль, самодисциплина позволяют этим подросткам сознательно строить свою жизнь. Наиболее общая тенденция Ю. - рост самостоятельности и самосознания, открытие своего "Я". Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Ю. - время активного мировоззренческого поиска, своеобразным фокусом которого становится проблема смысла жизни. Решается не только "кем быть", но и "каким быть", утверждается мир нравственных понятий. В целом юношеские самооценки и их критерии значительно стабильнее подростковых. Но расширение для юноши социальных и временных горизонтов, круга "других", на которых он ориентируется, порождает неопределённость уровня притязаний и расхождение между наличным и идеальным "Я". Это расхождение наиболее сильно у способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых подростков оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и отклоняющимся поведением. Ведущей деятельностью в Ю. остаётся учёба. Однако её мотивация существенно меняется, учёба начинает восприниматься как средство подготовки к будущей трудовой жизни. Отношение к учебным предметам дифференцируется. Важнейший аспект юношеского самоопределения - выбор профессии, который предполагает оценку её соответствия интересам, способностям и социальным установкам личности, а также потребности в ней общества, причём критерии эти могут не совпадать. Важную роль в юношеском возрасте играют принадлежность к коллективу и собственное положение в нём, а также неформальные группы общения, как правило, разновозрастные и подчинённые нормам специфической юношеской субкультуры. Педагогам важно знать круг и характер этих неформальных групп и оказывать на них соответствующее влияние. Огромное значение, наряду с разветвлёнными товарищескими отношениями, в Ю. имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план такие ценности, как понимание, искренность, интимность. Отсутствие друзей переживается в Ю. весьма болезненно и воспринимается как личный недостаток. Ю. завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Собственное половое созревание и в ещё большей степени влияние окружающих вызывают у юношей и девушек сложные эротические переживания, фантазии и интересы. Сегрегация свободного общения мальчиков и девочек, типичная для младших подростков, которые предпочитают однополые компании, постепенно исчезает, уступая место разносторонним контактам и совместной деятельности. Тем не менее взаимоотношения юношей и девушек весьма сложны. Их эротические чувства и переживания на первых порах довольно примитивны; чтобы сочетать их с психологической интимностью, которую подразумевает понятие любовь, подросткам необходимы определённые навыки и опыт общения, приходящие только с возрастом. Задача состоит не в том, чтобы "уберечь" юношей и девушек от сексуальности, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной своей жизни (см. Половое воспитание, Половое просвещение). Возраст 14-18 лет - критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте особенно резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность психических травм или отклоняющегося поведения. Необходим внимательный, индивидуальный подход, учитывающий половые, средовые и типологические особенности юношей и девушек. Родителям и педагогам необходимо помнить, что при всех общих возрастных свойствах юноши и девушки не образуют целостной группы; они социально, типологически и психически различны, единого подхода к ним быть не может. Авторитарные меры воспитательного воздействия в этом возрасте (см. Авторитарное воспитание), тем более в ситуации социального кризиса, могут произвести эффект бумеранга. Чтобы способствовать взрослению юношей и девушек, необходимо максимально развивать их собственную активность, самостоятельность и ответственность, пытаясь пробудить и стимулировать их к самовоспитанию, дать ему правильное направление.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 330-331)

В начало словаря