Наши партнеры

Блок питания для ноутбука Dell

Педагогический словарь
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ( ДЕТСКАЯ)

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ( ДЕТСКАЯ)

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ( ДЕТСКАЯ) - отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Б. выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Причины Б.: утрата детьми родителей; сложные условия труда и быта взрослых членов семьи (длительные командировки, неудовлетворительное состояние здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей, неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, развод, аморальный образ жизни родителей и т.п); отсутствие взаимопонимания со сверстниками, педагогами, неудачи в учебном процессе и др. Б. также является следствием низкого уровня социально-бытовых условий жизни взрослых, не оставляющих им времени на общение с детьми; недостатков воспитательной работы в школе и медленного развития системы общественного воспитания в стране (нехватка учреждений дополнительного образования детей для организации досуга, занятий спортом и т.п.). Нередко к Б. приводит педагогическая неграмотность родителей, незнание или непонимание своих обязанностей по отношению к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении преимущественно материальных потребностей детей и недооценке роли воспитания.

Б. характерна для ситуаций, когда дети проводят свободное время вне семьи и коллектива, иногда даже уходят из семьи и привыкают к бродяжничеству. Предоставленные самим себе, несовершеннолетние оказываются неподготовленными к жизненным ситуациям, легко попадают под влияние уличных группировок с асоциальной направленностью, втягиваются в употребление алкоголя, наркотиков, в аморальную деятельность вплоть до преступной (см. Преступность несовершеннолетних). В результате у детей появляются негативные и антиобщественные привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновоспитуемость, запущенность педагогическая. Безнадзорные дети наиболее часто попадают в критические ситуации, становятся жертвами уличных, в т.ч. транспортных происшествий, получают травмы, участвуют в жестоких развлечениях и экспериментах над другими и даже над собой. Несовершеннолетние приобретают негативный опыт жизни, у них создаётся ложное ощущение самостоятельности и независимости от взрослых. В свою очередь родители, часто ссылаясь на мнимую взрослость детей, прикрывают своё неумение установить с ними доверительные отношения и тем самым усиливают чувство изоляции детей от семьи.

Комплекс мер борьбы с Б. включает выявление безнадзорных детей и их устройство в воспитательные и учебные заведения; организацию мероприятий, обеспечивающих родителям условия для воспитания детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 23)

-------------------

- общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

-------------------

См. также Беспризорность

В начало словаря