Педагогический словарь
ВИЗАНТИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВИЗАНТИЯ

ВИЗАНТИЯ - Воспитание и образование.

- Термин "В." по традиции обозначает средневековое христианское государство со столицей в Константинополе, каким в 4 в. стала Восточная Римская империя (существовало до середины 15 в.). В. унаследовала налаженную систему позднеантичного образования. В. не знала церковно-монашеской монополии на образование, роль монастырских школ была ограничена.

Воспитание до 5-7 лет было домашним; позднее оно оставалось таким на крайних полюсах общества - в семьях неимущих и в семьях военной аристократии. Для мальчиков средних слоёв общества обучение обычно сводилось к начальной школе, дававшей навыки чтения, письма и счёта. Светская и духовная администрация пополнялась за счёт выпускников средних школ, изучавших общеобразовательные предметы (т.н. энциклопедии). Основу программы средней школы составляла словесность, которая включала грамматику и риторику. Предусматривалось изучение философских дисциплин (особенно логики), соответствовавших вместе с грамматикой и риторикой латинскому тривиуму, а также математических дисциплин, астрономии и музыки, соответствовавших латинскому квадривиуму (см. Семь свободных искусств).

Начальные и средние школы, как правило, были частными. Очаги высшего образования были государственными или патриаршими (что не составляло принципиального различия). Они неоднократно сменяли друг друга на протяжении всей истории В.; именно отсутствие стабильности корпоративного образования отличает их от западноевропейских университетов.

Школьное образование, особенно среднее и высшее, существовало для мужчин. Женщины из высших слоёв общества могли получить блестящее образование в домашних условиях.

Монашеское воспитание в В. создало особую систему отношений между воспитателем и воспитуемым, основанную на безоговорочном послушании. Сочинений по теории воспитания в В. почти не было. Трактат Иоанна Златоуста (ок. 350-407) "О тщеславии и о воспитании детей" был проникнут строгим аскетическим духом. Вопрос об использовании античной литературы в дидактических целях обсуждался в трактате Василия Великого (ок. 330-379) "Как молодым людям извлечь пользу из языческих книг". Вопросы домашнего воспитания с позиций домостроя рассматривались в "Советах и рассказах" Кекавмена (70-е гг. 11 в.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 33-34)

-------------------

См. также Христианская культура

В начало словаря