Педагогический словарь
ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС

ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС - в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени (в Италии - 14-16 вв., в других странах - конец 15-16 вв.). Отличительные черты - светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию. В эпоху В. появился новый взгляд на мир и человека. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху В. Педагогическая мысль В. значительно опережала реальную школьную практику, как правило, сохранявшую традиционную для Средневековья форму. Педагогика В. развивалась в острой полемике со схоластической педагогикой средних веков. Гуманисты критиковали отрыв образования от жизни, традиционные методы преподавания, невежество учителей и пр.

На становление гуманистической педагогики сильное влияние оказал Франческо Петрарка, указавший на важнейшую роль гуманитарных наук, изучающих человека и воспитывающих его.

Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами и идеями гражданского служения, гармоничного развития и физического воспитания, так и эллинистические и позднеантичные учения, в которых их привлекали интерес к личности, идеи морального совершенствования.

В основу гуманистического образования было положено знание древних языков и изучение античного культурного наследия. Они реформировали традиционную систему семи свободных искусств; был расширен тривиум (в него были включены история, моральная философия, поэзия). В 16 в. возросло значение квадривиума и примыкавших к нему естественных наук. В эпоху В. сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения - принцип "мягкой руки", широкое применение морального поощрения. Идея гуманистов о связи обучения с жизнью (Альберти, М. Монтень и др.) сделала осн. критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни в обществе. Мн. педагоги В. выступали за разностороннее (энциклопедическое) образование (Витторино да Фельтре, Ф. Рабле, Х.Л. Вивес и др.). Развивались идеи самообразования (Л. Бруни, Р. Ашам) и были предложены возможности его осуществления (публичные лекции Т. Мора).

Деятели В. большую роль отводили семейному воспитанию. На обоих родителей возлагалась ответственность за создание в доме благоприятной нравственной атмосферы; в семье должны были заботиться о физическом здоровье детей, прививать им первые нравственные понятия; обязанность отца - обеспечить хорошее образование детям.

Педагогическая практика гуманистов осуществлялась чаще всего в частных школах. Наиболее известны итальянские "Дом радости" Витторино да Фельтре и школа Гуарино Веронезе в Ферраре, на базе которой возник университет (1442). В университетах, средневековых по характеру, гуманистическое образование развивалось слабо; только некоторые университеты имели гуманистические кафедры. Педагогическая мысль В. утверждала доступность образования независимо от общественного и имущественного положения ученика. Однако равные возможности могли использовать только сравнительно узкие слои: выходцы из феодально-аристократических и богатых городских семей и дети гуманистов.

Педагогическая мысль В. оказала влияние на европейскую педагогику теоретическими положениями, подтверждёнными практикой. Главными среди них были идея гармоничного развития, связь умственного, нравственного и физического воспитания, внимание к индивидуальным особенностям и природным склонностям детей. Гуманистическая педагогика пыталась решать существенные проблемы связи природы и воспитания, образования и нравственности, природы и нравственности и др. Отдельные дидактические принципы педагогики В.: признание добровольного и сознательного характера обучения, принцип наглядности в обучении и другие получили дальнейшее развитие.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 40)

В начало словаря