Наши партнеры

Блок питания для ноутбука Samsung

Педагогический словарь
ВОСПРИЯТИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.

Исходная форма познания - ощущение. В. выступает как синтез ощущений. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

Осн. свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Предметность В. - отнесённость получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Формирование предметности В. связано с практическими действиями ребёнка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям. Целостность - свойство В., состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Константность В. - относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий В. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому В. величины неразрывно связано с В. удалённости. Категориальность В. - свойственная высшим формам В. расчленённость и обобщённость. Примером мо- жет служить речевой слух, основанный на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.

В. формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимоотношений с предметами. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, различные виды конструктивной деятельности. При нормально организованном воспитании ребёнок уже к концу дошкольного возраста умеет правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать действия В.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 44-45)

В начало словаря