Педагогический словарь
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - относительно устойчивая общность людейсвязанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами. Одним из осн. признаков, которые отличают группу от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Г., как правило, имеет свои цели, символы, лозунги. Принадлежность к одной Г. связана обычно с реализацией лишь некоторых потребностей индивида; только определённая часть его жизненной активности проявляется в рамках деятельности одной социальной Г. Каждый человек входит в состав нескольких групп, и их число примерно соответствует объёму его жизнедеятельности, широте и разнообразию его интересов и потребностей. Понять развитие психологии индивида как личности можно только в свете анализа истории его участия в различных, значимых для него Г. Группы различают по способу возникновения, длительности существования, значению для человека и ряду других признаков. По количеству членов выделяют большие и малые Г. Преимущественное внимание в социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях уделяется изучению малой (первичной) Г., которая является ближайшей средой формирования личности. По общественному статусу Г. могут быть формальными (официальными) и неформальными (например, объединения по интересам). Для каждого человека существует т.н. референтная (эталонная) Г. - реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой он ориентируется в своём поведении. Для подростков референтная Г. представляет собой ведущий авторитет и соперничает с авторитетом родителей и педагогов. Важно, чтобы нормы и идеалы референтной Г. отвечали нормам общественной морали. Гл. фактор, объединяющий Г., - совместная деятельность. Социально значимая деятельность превращает Г. в коллектив. Однако понятие "коллектив" часто употребляется без достаточных оснований. Ряд объединений людей не отвечает требованиям коллектива и должен рассматриваться как Г., т.е. любой коллектив представляет собой Г., но не каждая Г. в своём развитии достигает уровня коллектива.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 58)

В начало словаря