Педагогический словарь
ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребёнок является здоровым физически и психически, но не обладает необходимыми знаниями и умениями. Различают понятия З.п. и трудновоспитуемости. З.п. развивается постепенно, проходя определённые стадии. Первая стадия (преимущественно в дошкольном возрасте) возникает в результате неправильного воспитания в семье (избыток и недостаток родительского внимания, конфликты между родителями, отсутствие полезного общения, депривация), а также ошибки воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. Вторая стадия (начальные классы) - следствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению. На этой стадии у ребёнка, испытывающего трудности в учёбе и общении с одноклассниками, появляются начальные формы негативного отношения к окружающей жизни (см. Негативизм детский). 3-я и 4-я стадии наиболее проявляются в подростковом возрасте. На 3-й стадии уже могут проявляться асоциальные тенденции к отклоняющемуся поведению, а на 4-й - закрепляются антиобщественные формы поведения, которые могут перейти в правонарушения и преступления (см. Преступность несовершеннолетних). Предупредить З.п. помогает воспитательная работа, основанная на личностном подходе и индивидуальном подходе к ребёнку, взаимодействие семьи и школы, создание условий, способствующих раскрытию способностей личности и признанию её в коллективе и т.п. Для предупреждения З.п. необходимо правильно диагностировать причины и мотивы поведения детей с учётом типичных признаков отклонений и выбрать оптимальную методику воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 94-95)

-------------------

- отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416)

-------------------

См. также Трудные дети

В начало словаря