Наши партнеры

https://pc-service.kz/shop/klaviatura-dly-noutbukov/klaviatura-dlja-noutbuka-fujitsu-siemens
Altrix Sync

Педагогический словарь
ЗАЩИТА ДЕТСТВА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗАЩИТА ДЕТСТВА

ЗАЩИТА ДЕТСТВА - система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания. Особенно в З.д. нуждаются дети-инвалиды и дети-сироты, лишённые родительского попечения (см. Сиротство).

Законодательное оформление вопросов З.д. началось в 20 в., особенно в годы 1-й мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во 2-й половине 20 в. начала формироваться международная система З.д.: в 1946 осн. Детский фонд Организации Объединённых Наций (ООН) - ЮНИСЕФ; в 1989 - Комитет ООН по правам ребёнка. Приняты осн. документы, защищающие права детей: Декларация прав ребёнка (1959), Пекинские правила (1985), Конвенция ООН о правах ребёнка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В России З.д. с конца 19 в. занимались преимущественно земские организации. В 1914 состоялся съезд по общественному призрению, Союзом земств и городов разработан проект закона о З.д. (не был принят). После февраля 1917 вопросы защиты и охраны детей находились в ведении специального управления Министерства социальной помощи, с ноября того же года - Наркомата государственного призрения, с апреля 1918 - Наркомата социального обеспечения, а с 1920 - Наркомпроса.

В 1919 осн. Совет защиты детей. С 1918 действовала также общественная Лига спасения детей, но в 1921 вместо этих организаций была осн. Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК). В том же году издан декрет об организации детской социальной инспекции, в задачи которой входили борьба с беспризорностью, правонарушениями и преступностью несовершеннолетних и защита от эксплуатации и плохого обращения с детьми. В 20-е гг. для устройства беспризорных детей были созданы детские приёмники-распределители, детские дома, трудовые колонии, коммуны и др. Состоялись 3 съезда по охране детства (1918, 1924, 1930). В 30-е гг. в организации З.д. произошли значительные изменения. В 1935 Постановлением СНК РСФСР "О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних" вводилась уголовная ответственность несовершеннолетних с 12 лет, ликвидировались комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для несовершеннолетних передавались в НКВД.

В годы Великой Отечественной войны получили распространение формы воспитания осиротевших детей в виде усыновления, опеки и патроната. В конце 50-х - начале 60-х гг. стали создаваться школы-интернаты. В 1987 создан Советский детский фонд (с 1991 Российский детский фонд). Появились семейные детские дома, отечественные проекты детских деревень, возродились попечительские советы и пр. Однако с начала 90-х гг. падение уровня жизни мн. семей в условиях социальных потрясений привело к ухудшению жизни детей (особенно из малообеспеченных семей, из семей безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, а также алкоголиков, наркоманов и пр.). Новая волна социального сиротства привела к появлению детской беспризорности, бездомности и т.п.

С конца 90-х гг. в Рос. Федерации разрабатывается социальная политика, направленная на улучшение положения детей. Кроме мер общего воспитательного характера в сфере З.д. осн. внимание уделяется устройству беспризорных детей, предупреждению преступности несовершеннолетних, реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания (воспитательных колониях и пр.) и др. Разраба- тываются Федеральные целевые программы по улучшению жизни детей ("Дети России", "Дети Чернобыля"), региональные программы и др. В 1995 принят Семейный кодекс. Вопросы З.д. находятся в компетенции министерств: образования, здравоохранения, по труду и социальному обеспечению, внутренних дел и пр. Значительную роль в З.д. играют религиозные организации. Большое значение имеет деятельность учреждений дополнительного образования детей, детских организаций, самодеятельных объединений детей и молодёжи, объединений учащихся, воспитательная работа по месту жительства и др. Теоретические вопросы разрабатывает Научно-исследовательский институт детства Рос. детского фонда (регулярно готовит государственные доклады "Положение детей в России"), а также научно-исследовательские организации РАО.

К воспитательным учреждениям системы З.д. относятся: дома ребёнка, детские дома, семейные детские дома, детские приюты, школы-интернаты, Центры временной изоляции несовершеннолетних. Практическая работа по З.д. включает в себя социально-экономические, правовые и культурные мероприятия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 95)

-------------------

34(2)46

В начало словаря